Статья «Использование малых форм фольклора в ДОУ»
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Использование малых форм фольклора в ДОУ» Рогозина Светлана Николаевна Воспитатель ГБДОУ № 43 Колпинского района СПБ
Произведения детского фольклора можно широко использовать в работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ. И для решения этой задачи, мы выделили три направления: 1) Использование фольклора в непосредственно образовательной деятельности. 2) Применение фольклорных произведений в повседневной жизни.3)Проведение народных праздников в детском саду. Мероприятия с использованием фольклора рассматривается не как традиционная форма обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и баловства – вот в чем преимущество фольклорных мероприятий. С детьми работу строим на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребенка. Используя прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточку птичек. Прием действенного соучастия помогает ребенку стать как бы соучастником событий, о которых идет речь.
Большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в совершенном мире. Грамотная, эмоционально – насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому в ходе НОД фольклор станет прекрасным дополнением. Малые формы фольклора используются не только на мероприятиях по развитию речи, но и в других видах деятельности. На конструировании строим домик, избушку, обыгрываем ее приговаривая: « Кошка в окошке рубашку шьет », « Курочка в сапожках избушку метет ». На лепке – лепим оладушки, обыгрываем потешкой « Ладушки – ладушки испечем оладушки ». Для того, чтобы вызвать положительный настрой, используем загадку, обыгрываем песенкой. Таким образом, использование в НОД малых форм фольклора, делает мероприятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни детей в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке ребенок скучает по дому. Поэтому здесь целесообразно подбирать потешки, которые помогут установить контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий.
Находясь в группе целый день, дети устают, ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, а другие расшалились и никак не могут успокоиться. В таких случаях детей можно успокоить ласковой потешкой.
Это ты, а это я
Ты хороший у меня.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать ( колыбельные песенки ), во время умывания ( ласковые поговорки ), совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования ( прибаутки, потешки ). Чтобы вырастить ребенка здоровым, в детском фольклоре имеется целый комплекс медицинских упражнений. В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Все эти упражнения мы используем как бодрящую гимнастику после сна. Различные виды народных игр широко используются педагогами нашего ДОУ в продуктивной деятельности, во время проведения режимных моментов, закаливающих мероприятий, при проведении оздоровительных мероприятий.
Малые формы фольклора мы также используем при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться, стараемся сделать процесс одевания приятным для детей.
Вот они сапожки,
Этот – с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Приучая детей мыть руки и лицо, стараемся вызвать у них положительные эмоции.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Все это помогает детям запомнить веселую потешку. Удачно подобранная потешка помогает и во время еды.
Умница Сашенька,
Ешь кашу сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Для создания эмоционального настроя, расширения кругозора способствуют и развлечения. Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда мы появляемся в роли бабушки – загадушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают костюм. Любые развлечения следует время от времени повторять. Дети проявляют активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дети знакомятся с народной культурой, происходит процесс воспитания любви к родному краю. Яркостью, колоритностью и простотой фольклорные праздники особенно привлекательны для детей. Их ценность заключается в коллективно – творческой деятельности, в которой объединяются действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику осуществляем в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими – более интересным и содержательным.
Неизменный интерес на играх – мероприятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. К ним относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В нашем детском саду в соответствии с комплексно – тематическим планированием систематически проводятся мероприятия, посвященные народным традициям и народному творчеству; такие как, « Осенние посиделки », « Колядки », « Сороки », « Масленица », « Праздник русской березки ». Проходят выставки народной игрушки и народного творчества. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы.
Подводя итог, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важную роль. Он не только развивает устную речь детей, но также обучает их нравственным нормам. Ценность народного искусства определяется тем, что фольклор воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности. И если знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
Рекомендуемая литература
Гончарова О. В. Современные подходы к созданию программного обеспечения музыкального развития дошкольников. — Волгоград: Перемена, 2010.
Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. — М.: Владос, 2006.
Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование малых форм фольклора в коррекции звукопроизношения"
В статье рассмотрены особенности использования фольклорного материала в речевом развитии детей . Даются конкретные методические рекомендации по использованию малых фольклорных форм к коррекции зв...
Статья на тему: "Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ".
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель выбирает разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, спо...
Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей. "Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей."Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. ...
Статья на тему :Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста
ценность использования фольклора в работе с детьм раннего возраста...
статья «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего и старшего дошкольного возраста»
Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньш...
Статья по теме Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте
Все, что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир...