Статья."Использование малых форм фольклора в развитие детей раннего возраста."
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Статья «Использование малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста».
Автор Карлина Антонина Алексеевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 83»
А.В. Запорожец, К.Э. Изард утверждают, что формирование эмоций человека важнейшее условие развитие его как личности.
Вопросами воспитания ребенка с помощью фольклора уделялось достаточно большое внимание педагогов (А.П.Усова, Ф.С.Капица, О.П. Радынова ,Т.С.Комарова).
Сегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители изучают методики раннего развития различных зарубежных авторов, стараются отдать ребенка в центры, где применяют известную методику, наиболее полезную с их точки зрения. Но в русской народной традиции существует свой подход к воспитанию детей, свои литературные традиции. Забываем мы русские имена, бабушкины песенки, не знаем что такое пестушки, ладушки!
Работая с детьми раннего возраста, я вижу проблемы в воспитании и обучении детей, а именно: необходимость возвращения в воспитании к исконно русским традициям, создание ситуаций для осуществления ребенком раннего возраста самостоятельных действий, проявление собственной речевой инициативы, через использование устного народного творчества.
В решении проблемы представляю вам три модели - модель работы с детьми, модель работы с родителями, модель саморазвития.
В первой модели, для обоснования сущности и актуальности проблемы, провела анкетирование родителей (92% принимавших участие мамы) и проанализировала 4 компонента: знание русских народных сказок, знание авторских детских стихов, знание потешек и пословиц, знание загадок. Так же было проведено анкетирование старшего поколения (бабушек) по тем же компонентам. В результате выявлено, что мамы знают больше сказок и стихов, а вот бабушки кладезь потешек, присказок, пословиц.
Играя и занимаясь с детьми раннего возраста, давно отметила для себя, что эмоции взрослого подкрепляют познание и усиливают активность восприятия ребенка. Фольклорные формы дают большое преимущество: эмоциональное общение, совместные действия и движения, и что особенно важно в развитии детей раннего возраста - яркие выразительные чувства.
Использовала в своей работе следующие фольклорные формы: колыбельные, пестушки, потешки, сказки, загадки, считалки, игры (хороводные, догонялки). В организации режимных моментов использую колыбельные, потешки, прибаутки. Интонация, знаковая система этих фольклорных произведений, близка детям раннего возраста и воспринимается ими на уровне чувств и эмоций, в фольклоре отсутствуют навязчивые поучения, что нравится детям.
В адаптационный период откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, ребенок принимает любой забавный сюжет, входит в игровое взаимодействие со взрослым, берет на себя первую роль (Я мишка, я лошадка, я киска). «Умывалки», «просыпалки», «пормилки», «потягуси», «Топотуси» - ритуалы в течении дня создают позитивный настрой детей.
В непосредственной образовательной деятельности в потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко», «Обогрело телят, ягнят и ещё маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (кисонька-мурлысонька, курочка-рябушка, сорока-белобока).
Рассказывать или читать сказки вместе с ребенком - это одна из традиций народной педагогической культуры, сохранившаяся до наших дней. Читаем, именно читаем сказки каждый день. Сказки не так просты, как кажутся. В каждой сказке заложены определенные нормы поведения, отступление от которых ведет к трагическим последствиям. И наоборот, следование этим нормам позволяет добиться желаемой цели. В сказках всегда изображается красивый, таинственный мир, живущий согласно своим сказочным законам, где действуют необыкновенные герои, где свет, правда и справедливость при помощи существ, обладающих фантастической силой и добротой, побеждают зло, несправедливость, ложь. В сказке, возможно все - говорящие птицы и звери, поворачивающиеся избушки, самоходные сани или печи и т.д. Таким образом, сказки создают предпосылки для развития воображения ребенка, его предметно-образного мышления.
Рассматривая иллюстрации детских книжек дети видят, что персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца, так на бессознательном уровне у ребенка закладываются доброжелательные отношения друг к другу.
Русские народные игры это обязательно игры со словами (игры-хороводы, игры-догонялки), которые позволяют ритмично и многократно повторять разные движения: проползать, нагибаться, подпрыгивать, бросать, ловить, что нам и нужно в раннем возрасте. «Наша Надя всех быстрей, не угонишься за ней!», - как маленькие дети радуются когда называют их имя.
В работе с родителями стараюсь использовать активные формы взаимодействия: библиотеки выходного дня, свободный доступ к подборке потешек на каждый день, совместные видеопросмотры сказок, открытые мероприятия, выставки книг с различными жанрами фольклора. Активные родители стали организаторами игры «Фольклорный ринг», где мамы, бабушки, братики и сестрички соревновались в знании пословиц, отгадывали загадки, пели колыбельные, а их малыши получили прекрасный опыт взаимодействия и общения.
Большую работу провела я по самообразованию. В первую очередь, старалась в своей речи уйти от указаний, это было крайне сложно. Говорить образно, чтобы реченька журчала, получилось, когда выучила потешки и прибаутки. Неоценимую помощь мне оказала найденная подборка авторских произведений: Чуковского, Маршака, Ушинского. Работала над выразительностью речи, читая по ролям детские сказки своему сыну. Образность речи взрослого считаю очень важным качеством, стимулирующим эмоциональное развитие детей. Оказывается сказать «ах, ох, ой-ой, ая-яй» можно с разными интонациями и этих междометий хватает, чтобы собрать непроизвольное внимание моих воспитанников.
Таким образом, через народные игры, песенки, присказки дети раннего возраста ненавязчиво приобщаются к русским традициям, развивают и воспитывают, а родители и педагоги становятся субъектами образовательной деятельности, идущими одной дорогой.
Литература:
1.ФЗ «Об образовании в РФ» №273, от 29.12.2012 года
2.Теплова А.Б. Материнский фольклор в образовательной среде. Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы « Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет/ Научный руководитель И.А. Лыковой, О.С. Ушаковай.,
3.Загрутдинова М., Гавриш Н. « Использование малых фольклорных форм» /журнал « Дошкольное воспитание» 1991.№9.,стр.16-22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Использование малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста"
Полная работа по данной теме...
«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...
Статья "Использование малых форм фольклора в коррекции звукопроизношения"
В статье рассмотрены особенности использования фольклорного материала в речевом развитии детей . Даются конкретные методические рекомендации по использованию малых фольклорных форм к коррекции зв...
Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста
Данная презентация предназначена для воспитателей дошкольных учреждений...
Статья «Использование малых форм фольклора в ДОУ»
Использование малых форм фольклора в ДОУ...
статья "Роль малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
В статье раскрывается использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста, даётся характеристика основных жанров, используемые в работе, рассматриваются примеры из опыта работы....
статья «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего и старшего дошкольного возраста»
Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньш...