«Роль графических навыков в подготовке руки к письму.»
консультация
Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Роль графических навыков в подготовке руки к письму.» | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль графических навыков в подготовке руки к письму.»
Графические навыки — одни из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях.
Графические навыки -это умение владеть карандашом, рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. п. Для того чтобы ребёнок овладел этими навыками, мы ставим перед собой цель.
Цель:
Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
- Развитие мелкой моторики руки ребенка.
- Развитие графического воспроизведения.
Формирование у детей интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений.
Приобретение опыта в выполнении графических движений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обучающие: Развитие координированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторной координации.
Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Графический навык предполагает:
Умение красиво и легко (а значит без напряжения) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмичными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
Легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
Устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
Выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Принципы в работе при формировании у детей
графических навыков и подготовки руки к письму:
Тщательный, обусловленный возрастными особенностями у детей, отбор упражнений и графических действий;
Интеграция формирования графических навыков с другими направлениями воспитательной работы и видами деятельности- образовательной или игровой;
Создание эмоционально-положительного климата на занятиях;
Индивидуальная работа с каждым ребёнком.
Создание уголка для самостоятельной деятельности.
Рекомендации по организации графической деятельности и подготовки руки к письму:
Подготовка руки к письму.
НОД: лепка, работа с ножницами, конструирование, рисование.
Самомассаж кистей рук;
Пальчиковая гимнастика и игры;
Игры с мячом.
Графическая деятельность
Рисование по точкам;
Рисование по клеточкам и копирование рисунка;
Дорисовывание рисунка;
Рисование линий сложной формы одним движением кисти руки (овал , круг, волнистые линии);
Обучение ребёнка штриховке.
Лабиринт.
▶лаЛлл⭫⭫⭫⭫⭫⭫
Графические упражнения. Штриховка.
Выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными или напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично это важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно и необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Рисование по клеточкам по слуховому и зрительному восприятию.
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
Рисование по точкам - замечательное средство подготовки руки к письму.
Точки и пунктирные линии помогают рубенку в ориентировке в момент рисования, помогают удерживать цель выполняемого задания, позволяют менять скорость рисования линий, формируют представления о продолжительности и изменяемости линии.
Когда ребенок научится рисовать по точкам линии, можно перейти к рисованию фигур. А это, в свою очередь, поспособствует созданию прочной основы для овладения письмом.
Перед обведением точечного рисунка карандашом можно предложить ребенку обвести рисунок указательным пальцем ведущей руки, а затем обвести рисунок пальцем не по листу, а в воздухе, над листом с рисунком. И только после такой предварительной подготовки можно уже более уверенно приступить к обведению карандашом.
Работа с линиями.
Игровые упражнения «Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини», создают основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения навыком письма.
С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.
Дорисовываие рисунка.
1.Развивает зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления;
2.развивает крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание;
3. формирует интерес к выполнению графических упражнений и заданий;
Лабиринт.
При прохождении лабиринта графическим способом развиваются точность, аккуратность как показатели зрительно-моторной координации.
Данное упражнение требует сосредоточенности, концентрации внимания, тренирует усидчивость ребенка, а это важные качества, которые необходимы ребенку в школе.
Правила могут быть такими:
Найди самый короткий путь,
Обойди все препятствия,
Собери все предметы, не разу не пройдя дважды по одной дорожке,
Не попадись хищникам;
Двигайся по стрелкам в заданном направлении.
▶
⭤⭤⭤Пальчиковая гимнастика:
является важной частью развития мелкой моторики. Она увлекательна, способствует развитию речи, творческой деятельности. Когда дети освоят выполнение фигур – движения усложняются: разыгрывание сценок, пересказ коротких рассказов сопровождающихся построением фигур из кисти и пальцев рук.
▶Пальчиковые
«Пальчиковые игры» -они очень эмоциональные и увлекательные, так-как это инсценировка каких либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев и кукол театра би-ба-бо.
▶⭤⭍Вывод:
▶таким образом, подготовка детей к овладению графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности со школой. Подготовка руки детей к письму – очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу. Только тогда дети почувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Улучшится мелкая моторика и координация движений руки. Сформируется внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия и образное мышление.
Подготовку руки к письму необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».
В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...
Развитие общей моторики и отработка элементарных графических навыков при подготовке руки к письму (старшая и подготовительная группы).
Развитие общей моторики и отработка элементарных графических навыков при подготовке руки к письму (старшая и подготовительная группы)....
Консультация для родителей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму дошкольника»
Практика обучения в первом классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений.Причины этого: во-первых...
Важность графических упражнений в подготовке руки к письму.
Важность графических упражнений в подготовке руки к письму....
Проектная деятельность "Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей подготовительной группы "Капитошки""
Проектная деятельность.Срок реализации 1 год...
Развитие графических навыков и подготовка руки к письму у дошкольников
Подготовка руки к письму – это неотъемлемая часть подготовки к обучению в школе. Благодаря своевременной подготовке руки к письму можно избежать множества трудностей при обучении в школе. Подгот...
«Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей 5-6 лет»
Работа по клеточкам и графические диктанты – это универсальный помощник в развитии внимания, памяти, усидчивости детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет в игров...