Важность графических упражнений в подготовке руки к письму.
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Бухтарова Елена Владимировна

Важность графических упражнений в подготовке руки к письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важность графических упражнений в подготовке руки к письму.


Графические упражнения – это упражнения, которые выполняются обычно одновременно с письменными упражнениями и решают единые учебные задачи, применение их помогает детям воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал.

Выполняются на нелинованной бумаге и способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Существуют следующие правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.

 Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.

Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т.д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Основное внимание педагога должно быть обращено на формирование правильной позы при письме: детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать. Также родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Занятия по подготовке руки к письму проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия - 30 мин. для детей 5 - 7 лет. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

 Обучение письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, вырезание ножницами, овладение строчкой, подготовка к письму элементов букв.

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

К концу учебного года дети старшего дошкольного возраста должны:

- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

- ориентироваться в тетради, на строке, на странице;

- выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;

- уверенно пользоваться ножницами;

- изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.

Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Существуют различные условия для развития мелких мышц пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста. Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, являются достаточное развитие моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев. При овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности детей (изобразительной, продуктивной, бытовой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки.

Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей, поступивших в первый класс, обычно приводит учителя к неутешительному выводу о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложно координированных движений ведущей руки. Обращает также на себя внимание и тот факт, что недостаточность развития мелких мышц рук часто наблюдается на фоне внешне благополучного состояния общей моторики.

В работе с этими детьми педагогу надо реализовать специальную программу, направленную на развитие ручной умелости и совершенствование тонких и сложно координированных движений всех звеньев руки-плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук.

Опыт Монтессори по подготовке детей к обучению письму.

Мария Монтессори, работая в доме ребёнка, проанализировала имеющиеся методики первоначального обучения письму и на основе опыта как с умственно отсталыми, так и с нормально развитыми детьми дошкольного возраста пришла к выводу, что подготовка к письму по средством многократного написание палочек не эффективно. Она разработала собственную методику подготовки детей к овладению графикой письма, основанную на формировании «мускульного» образа буквы, т.е. выработки у ребёнка навыка производить двигательные действия, соответствующие написанию рукописной буквы.

В своей книге «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Доме ребёнка» она писала о том, что прежде чем учить ребёнка писать, обычно считают нужным научить его сначала писать палочки. Это убеждение очень распространено и упорно, хотя буквы алфавита все закруглены, и потому более чем нелогично начинать обучение письму с палочек и острых углов. Необходимо облегчить детям работу, избавить их от всяких не нужных усилий при обучении письму.

Необходимо подготовить движения, выработать механизм путём часто повторяющихся упражнений, упражнения эти должны подготавливать к работе. После этих упражнений можно перейти к самой работе, и ребёнок в состоянии будет сразу выполнить её.

Сначала Монтессори учила детей ощупывать контуры плоских геометрических фигур, затем ощупывать контуры букв алфавита. Когда дети делали все характерные для письма движения, ощупывая буквы руками, они механически упражняли свои психомоторные пути и закрепляли мускульное воспоминание для каждой буквы. Оставалось ещё подготовить мускульный механизм, необходимый для того, чтобы держать и водить пером по бумаге. Для этого она первое упражнение несколько видоизменила: ребёнок уже ощупывая букву не одним указательным пальцем правой руки, а двумя – указательным и средним и обводил буквы деревянной палочкой, которую держал как перо при письме.

Для того чтобы дети смогли ощупывать буквы, мне пришло в голову вырезать их из наждачной бумаги и наклеить на гладкий картон; эти буквы , таким образом, напоминали предметы, применявшиеся у нас при упражнениях в тактильном чувстве.

Только сделав эти простые вещи, она поняла, насколько они полезнее и лучше тех превосходных букв какие были в школе для отсталых.

 Монтессори видела, что наждачные буквы дают руководство пальцам что теперь не только зрение, но и осязание прямо участвуют в изучении движений письма при абсолютной точности контроле.

Менее чем через полтора месяца после первых подготовительных упражнений двое детей из «Дома ребёнка» (4-ёх лет) написали каждый от имени своих товарищей по поздравительному письму инженеру Эдуардо Талломо. Письма эти были написаны каллиграфически без единой кляксы или подчистки на изящной почтовой бумаги; казалось, что это писали не четырёхлетние дети, а ученики третьего приготовительного класса».

Описанный Марией Монтесори опыт поражает и ещё раз показывает насколько важна правильная подготовительная работа для обучения детей красивому письму. Остается только сожалеть, что методика, дающая столь блестящие результаты, почти не используется в современной практики дошкольного воспитания.

Методика работы с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 - 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2 -3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Наблюдения показали, что очень эффективными оказываются наиболее простые приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски любую бумагу - малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя - тремя пальцами.

Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани, - получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Можно также использовать следующие виды деятельности:

  • наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
  • наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;
  • цветные клубочки ниток для перематывания;
  • деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т. п.);
  • мозаика по возрастающей сложности;
  • нанизывание бус, бисера, пуговиц;
  • наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
  • наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);
  • дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
  • вязание, шитье, вышивание;
  • пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
  • лепка из глины или пластилина ;
  • игра "Театр пальчиков"
  • рисование пальцами рук, ладонями;
  • изготовление поделок из бумаги (оригами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...

Развитие общей моторики и отработка элементарных графических навыков при подготовке руки к письму (старшая и подготовительная группы).

Развитие общей моторики и  отработка элементарных графических навыков при подготовке руки к письму (старшая и подготовительная группы)....

Консультация для родителей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму дошкольника»

 Практика обучения в первом классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений.Причины этого: во-первых...

«Роль графических навыков в подготовке руки к письму.»

Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности детей к школе....

Развитие графических навыков и подготовка руки к письму у дошкольников

Подготовка руки к письму – это неотъемлемая часть подготовки к обучению в школе. Благодаря своевременной подготовке руки к письму можно избежать множества трудностей при обучении в школе. Подгот...

«Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей 5-6 лет»

 Работа по клеточкам и графические диктанты – это универсальный помощник в развитии внимания, памяти, усидчивости детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет в игров...