Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности.
материал
План работы творческой группы "Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности" направлен на повышение педагогического уровня, профессиональной компетентности педагогов в воспитании экологического сознания дошкольников, формирования у них основ экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой через нетрадиционную форму - театрализованную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы творческой группы
«Экологическое воспитание дошкольников
посредством театрализованной деятельности»
на 2019-2020 учебный год
Руководитель группы : Скрипачева Е.Н.
Сроки: 1 год – включенность воспитателей МБДОУ.
Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность педагогов, внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей на данную тему.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
-направлять активную деятельность дошкольников на осознанное сохранение природы;
- воспитывать экологическое сознание, нравственное отношение к окружающему миру;
- формировать у дошкольников основ экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой;
- привлечь родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов.
Предполагаемый результат:
- Заинтересованность педагогов в работе по данной теме.
- Разработка критериев отслеживания результативности у детей по экологическому воспитанию посредством театрализованной деятельности.
- Создание картотеки театрализованных игр экологического содержания.
- Разработка конспекта сценария театрализованной сказки по экологическому воспитанию детей.
Актуальность.
Экологическое воспитание в настоящее время значимо с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из - за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней.
Но как это сделать?
Введение
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. И в этом нам помогает театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы и особенности. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений.
Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Освоение экологических знаний осуществляется через специальный подбор литературного материала – сказки и рассказы о животных, о природе, о временах года. Все это позволяет закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире, освоенные в рамках комплексных программ.
Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок на занятиях служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий единства человека и природы, помогают развить творческое во-ображение,фантазию,полет мысли и дают возможность раскрыть
огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.
В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства детей в нужное русло. Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. Один из важнейших моментов – непосредственная работа над экологической постановкой. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия. Дети читают сказку, фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаются поиском выразительных интонаций и выражений. Персонажи обыгрываются всеми детьми по очереди. Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она освобождает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно. Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт.
А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек, в конечном счете, любовь к Отечеству.
Перспективный план работы
творческой группы на 2019 – 2020 учебный год
Содержание деятельности | Форма отчетности | Сроки проведения |
Методическая работа | ||
Разработать перспективный план работы творческой группы | Перспективный план | Сентябрь |
Изучение методической литературы по теме | Картотека методической литературы | Постоянно |
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов. | Наглядный материал | В течение года |
Семинар – практикум «Интеграция экологического воспитания и театрализованных способностей детей». | Доклад, презентация | Ноябрь 2019 г. |
Семинар – практикум «Подготовка и проведение театрализованных игр экологического содержания». | Доклад, презентация | Февраль 2020 г. |
Семинар – практикум «Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей». | Доклад, презентация | Май 2020 г. |
Семинар – практикум «Интеграция экологического воспитания и театрализованных способностей детей».
План:
- Экологический тренинг для педагогов.
- Разминка.
- Назвать элементы предметно развивающей среды для экологического воспитания дошкольника.
- Расставить по значимости принципы создания экологического уголка.
- Выложить схему «Мир природы».
- Решение экологического кроссворда.
- Теоретическая часть.
- Доклад «Интеграция экологического воспитания и театрализованных способностей детей».
- Практическая часть.
Разработка проекта «Экологическая театрализация»
- Итог: «Критерии отслеживания результативности у детей по теме проекта».
Семинар – практикум «Подготовка и проведение театрализованных игр экологического содержания».
План:
- Экологическая разминка.
- Теоретическая часть.
- Значение театрализованных игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
- Приемы, используемые в театрализованных играх экологического содержания.
- Практическая часть.
- Театрализованная игра «Репка! В первой младшей группе – открытый показ.
- Итог: «Картотека театрализованных игр экологического содержания».
Семинар – практикум «Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей».
План:
- Блиц – конкурс по теме семинара.
- Теоретическая часть.
- Виды и формы организации театрализованной деятельности экологического содержания.
- Практическая часть.
3.1.Разработка сценария театрализованной сказки по экологическому воспитанию детей.
- Итог: Конспект сценария театрализованной сказки по экологическому воспитанию детей.
. Картотека методической литературы:
1.С.Н. Николаева: «Методика экологического воспитания в детском саду».
2.Л.Ф.Павленко «В гармонии с природой» 1 и 2 части.
3.П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?».
4.Н. А. Рыжова « Не просто сказки».
5. П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой».
6.Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
7.Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15.
8.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями.
9.Картушина Ю.М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. – М., 2005
10.Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-14389-1448128956.jpg)
План самообразования на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности» на 2017-2018 учебный год
Самообразование дает возможность продолжать повышать свой педагогический уровень, профессиональную компетентность, внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей на выбранн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-1164640-1568807939.jpg)
Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности.
План работы творческой группы "Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности" направлен на повышение педагогического уровня, профессиональной компетентности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-1208176-1579346954.jpg)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/22/picture-759791-1456151802.jpg)
Педагогический совет в форме аукциона педагогических идей по теме "Экологическое образование дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Педагогический совет в форме аукциона педагогических идей по экологическому образованию и воспитанию дошкольников на котором педагоги представляют свои наработки "лоты" (проекты по эологичес...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/15/picture-1170954-1697362262.png)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/09/picture-1507214-1707498927.jpg)
Консультация для педагогов: "Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности"
Консультация для педагогов: "Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности"...