ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие экономической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС»
проект (подготовительная группа)

Хусаинова Гульнара Рагиповна

Экономическое воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Апастовский  детский сад общеразвивающего вида  «Солнышко» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ
 «Развитие  экономической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС»

        

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Экономическое воспитание\дети и экономика.jpg

Автор:

Воспитатель

МБДОУ «Солнышко» Хусаинова Г.Р.


СОДЕРЖАНИЕ

1.Актуальность проекта…………………………………………..…….3

2. Проблема проекта…………………………………………….………4

3. Цель проекта…………………………………………………..………4

4. Гипотеза……………………………………………………...………...4

5. Задачи…………………………………………………………………..5

6. Основные разделы проекта………………………………….………..6

7. Перспективно-тематическое планирование работы по экономическому развитию детей  6-7 лет…………………………………………………10

8. Технологии……………………………………………………………41

9. Ожидаемые результаты от внедрения проекта……………………..42

10. Этапы реализации проекта………………………………..………..42

11. Литература…………………………………………………….…….43

Актуальность проекта

    Все мы знаем, в какое сложное время мы живем. Сколько нового и незнакомого появилось вокруг! Процессы, явления, понятия, над которыми раньше и не задумывались: инфляция, акционерное общество, акция, капитал, брокер, менеджер, инвестиция и так далее и тому подобное.

    Как помочь ребенку не утонуть в этом потоке информации? Как подсказать, что плохо, что хорошо? Как помочь не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда он подрастет?

    Экономические знания так же необходимы нашим детям, как элементарные знания гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного движения, так же важны, как знания родной речи и математики. Это не значит, что каждый должен в будущем стать экономистом или работать в бизнесе. Напротив  каждый ребенок должен развивать свои индивидуальные творческие способности. Но для того чтобы эти свои способности в полной мере реализовать, он должен хорошо ориентироваться в окружающей жизни. А без знаний экономики сделать это очень трудно.

    Экономическое образование ребенка открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; влияет на формирование позитивных установок к различным видам труда, другим людям и самому себе  (ФГОС ДО, Закон об образовании в РФ)

    На мой взгляд, формирование у детей экономического мышления можно и нужно начинать еще с дошкольного возраста. В это время дети наиболее восприимчивы к новым знаниям, особенно если они преподносятся в игровой форме.

  • Экономическое образование – важный компонент общей культуры человека, который предполагает формирование экономического мышления, разумных экономических потребностей, экономически осознанного отношения к труду, природе, материальным ценностям, деньгам и т.д.
  •   Требования общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно дошкольного возраста, поскольку большинство предпосылок будущей экономической деятельности человека закладывается в дошкольном возрасте, ибо “...если не сформировать ее своевременно, то могут проявиться отрицательные стороны в поведении детей – бесхозяйственность, неряшливость, равнодушие к поврежденным вещам, к книгам, игрушкам, материалам к играм и занятиям; больше того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается процесс правильной ценностной ориентации,” (А.  Шатова)
  • Внедрение экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности (Л.Галкина, Н.Грама, Г.Григоренко, Р.Жадан, Ю.Лелюк, Н.Побирченко, А.Сазонова , А.Шатова  и другие).

Проблема проекта

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. Так как мы живем в поселке городского типа Апастово, мы должны изучить экономические основы как города так и сельской местности.

Цель проекта:

Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Экономическая культура  дошкольника - интегративное качество личности ребенка, подразумевающее наличие  у детей определенных экономических знаний, экономического мышления,  и определенного поведения.

Гипотеза

  • процесс формирования основ экономической  культуры  у  дошкольников 6-7 лет будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:
  • осознания педагогами и родителями необходимости экономического образования дошкольников;
  • перспективно-тематического планирования процесса формирования основ экономической  культуры  у  дошкольников 6-7 лет,  воспитания ценностного отношения к   собственному труду, труду других людей;
  • обогащения развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию экономического образа мышления                                                     дошкольников     (дидактические и настольно-печатные  игры,                                          сюжетные картинки,  тематические альбомы и т.д.)

Задачи:

  • Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
  • Активизировать познавательную деятельность,  развивающую  основы экономики,   посредством разнообразных видов детской деятельности.  
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей.
  • Содействовать проявлению интереса у детей  к  профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение  творчески подходить к решению ситуаций  экономических отношений  посредством  игровых действий.
  • Укреплять  взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта: в течение года.

Образовательные области, в содержание которых включен проект: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», « Чтение художественной литературы», « Художественное творчество».

Участники проекта:

  • дети   старшего дошкольного возраста (6-7 лет),
  • воспитатели группы,
  • родители.

Новые слова и понятия: экономика, обмен, деньги, банк, монетный двор, управляющий банка, бухгалтер-кассир, продавец, закупщик, продажа, торг.

Формы реализации: утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующих игр: "Ярмарка игрушек", "Аукцион".

Основные средства:

  • информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
  • участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
  • создание обогащённой развивающей среды в группе;
  • проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;
  • совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
  • проведение экономических сказок,  экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Основные разделы проекта

  • «Семейная экономика» (потребности, семейный бюджет, доход, расход, заработная плата и др.)
  • «Труд» (профессии)
  • «Мир денег» (деньги, цена, обмен, бизнес, предпринимательство и др.)
  •  «Мир товаров» (товар, услуга, реклама)
  • «Мой город» (производство товаров, предприятия и др.)
  •  «Я в мире экономики»

Беседы

  • «В гостях у царицы Экономики»
  •  «Экономика в жизни моей семьи»
  • «Профессии моих родителей бабушек и  дедушек»
  • «Нужные профессии в городе»
  • «Нужные профессии в cельской  местности»
  •  «Как создают рекламу»
  • «Каков товар – такова и его цена»
  •  «Порядок время бережет»

Презентации

  • «Всех  профессий на свете не счесть»
  •  «История происхождения денег»  
  •  «Учимся экономить»
  • «Путешествие в прошлое электрической   лампочки»
  •  «Природные богатства  родного края»

 Виртуальные  экскурсии

  • «Предприятия  нашего   поселка »
  •  «Подземные  богатства России»

Чтение художественной литературы

  •  Потребности
  • А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Бр. Гримм «Бременские музыканты»
  • Труд
  • Ш.Перро «Золушка»
  • В.Одоевский «Мороз Иванович»
  • Профессия
  • Н.Носов «Незнайка на луне»
  • А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» 
  • Деньги
  • народная сказка «Заработанный рубль»
  • Г. -Х. Андерсен «Огниво»
  • Реклама
  • С.Михалков «Как старик корову продавал»
  • Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля»

     Пословицы и поговорки

  • Бережливость дороже богатства
  • Землю красит солнце, а человека – труд
  • Каков работник, такова ему и плата
  • Копейка рубль бережет
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь
  • Собирай по ягодке – наберешь кузовок    

     Проблемные ситуации

  • «Как вести себя в супермаркете?»
  • «Зачем экономить воду?
  •  «Угадай, что я рекламирую»
  • «Встреча в ремонтной мастерской»

  •  «Как сберечь природные богатства земли?»
  • «Что произойдет, если вода исчезнет?»  

      Экономические  задачи

  • Где быстрее купят?
  • Подарки друзьям
  • Покупка дома
  • Где купить?
  • Находка
  • Богатство Буратино
  • Кто больше получил прибыль?

     Сюжетно-ролевые игры

  • «Супермаркет»
  • «Аукцион»
  • «Банкиры»
  • «Модельное агентство»
  •  «Ярмарка» 
  • «Художественный салон»
  •  «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

      Дидактические игры

  •   «Золотые правила экономики»
  •  «Бережно - не бережно»
  • «Различие в потребностях»
  • «Товарный поезд»
  • «Фея бережливости»
  • «Назови профессию»
  • «Кому, что нужно для работы»
  •  «Выгодно -невыгодно»
  • «Товар или услуга?»
  • «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь»
  • «Наоборот»

     Художественная деятельность

  •  «Моя бережливая семья».
  • «Труд моих родителей»  
  •  «Профессия, о которой я мечтаю»
  • «Придумай рекламу»
  •  «Мастерская по ремонту книг»
  • «Деньги будущего»
  • «Как беречь воду»

Перспективно-тематическое планирование работы по экономическому развитию детей
6-7 лет

        Сентябрь

Задачи

Виды деятельности

Обследование с целью определения  уровней сформированности экономической культуры детей 6-7 лет(А.Д. Шатова, Л.Щелкун,  В.Шевченко):

наличие знаний и представлений об экономической жизни людей ;

проявление интереса к окружающим явлениям современного социума, проявление

экономических умений (отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания в поведении);

нравственно-экономические качества (проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости).

  • Интервью
  • индивидуальные беседы «Зачем людям нужны деньги», «Зачем людям нужна реклама», «Что значит беречь книги, игрушки, вещи, природу»,
  • игровые ситуации «Нужно пойти в магазин и купить все, что нужно твоей семье»,
  • наблюдение коллективного труда в процессе хозяйственно-бытовой деятельности, наблюдение сюжетно-ролевой игры;  
  • серия игр, «блиц-  опрос», ситуации –выбор,
  • анализ детских рисунков.

Октябрь (1-ая неделя)

Раздел «Семейная экономика»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Развивать познавательный   интерес к

экономической  жизни своей семьи ; формировать

представление о понятиях «экономика», «семейный бюджет», "доход" "расход»; познакомить  с видами потребностей (материальные, духовные, товары, услуги);   раскрыть  роль труда в удовлетворении потребностей

  • Беседа «Экономика в жизни моей семьи»,
  • Рассказы детей о своей семье
  • Проблемные ситуации «Какие животные делают запасы на зиму? А какие запасы на зиму делают в ваших семьях?».
  • Обсуждение пословиц и поговорок  о
  • Дидактическая игры  «Золотые правила экономики», "Кто бережливый?", «Кто хозяйственный?»
  • Речевые игры «Назови какой? (хороший хозяин –бережливый, экономный, запасливый, честный, и т.д.)
  • С/р игра "Путешествие к семье Экономистов"
  • Чтение: рус нар. сказка «Кот и лиса» (потребность в еде),  А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» (потребность в жилье)  
  • Изготовление аппликации «Моя бережливая семья».

модель: «Семейный Бюджет»;

наст/печ. игры  «Я покупатель»; сказки  с иллюстрациями

 «Кот и лиса», «Лисичка со скалочкой», «По щучьему веленью», «Сказка о рыбаке и рыбке» , «Дюймовочка»

консультация «Экономическое образование как фактор интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста»  

Предложить родителям

Просмотреть  мультфильм: «Азбука денег тетушки Совы - Об экономике» (Уроки тетушки Совы)

Октябрь (2-ая неделя)

Раздел «Семейная экономика»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Расширить представление  детей о   потребностях человека, (личные, общественные, производственные),  о понятии «экономика», определить её место и роль в жизни человека, общества;  формировать экономические умения и навыки (тренировать умение выбирать предметы, необходимые в конкретных условиях; определять причины небрежного отношения к предметам;

развивать образ экономического мышления

  • Беседа – размышление. «Экономика для всех»
  •  Рассказ о  мышонке  Экономике (Сазонова А.)
  • проблемные ситуации «Для чего нужна экономика?»
  • Игра-стратегия «Отпуск на необитаемом острове»,
  •  Д/и Что произошло?", "Бережно - не бережно«,  «Различие в потребностях»,  «Карты разбойников",
  • Чтение: Кларина Л.  «Уроки гнома Эконома и феи Экономики»;  С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»,
  • С/р игры «Путешествие», «Круиз»,
  • Рисование «Письмо родителям  с необитаемого острова»
  • Творческое задание «Разгадай кроссворд!» (потребности семьи)

Модель «Экономическое древо»;

карточки, на которых изображены предметы потребления;

Сказки,  с иллюстрациями;

игрушка

мышонок Экономик;

Книга «Бережливость. Уроки доброты и мудрости для дошкольников»;

Рекомендации:  прочитать детям сказки, раскрывающие экономические понятия (потребность и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон».

Октябрь (3-ая неделя)

Раздел «Семейная экономика»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Расширять представления детей о возрастающих потребностях современного человека и ограниченных возможностях их удовлетворения, познакомить детей с потребностями первобытных людей ; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности; способствовать  приобретению детьми экономического опыта, проявлению самостоятельности в  моделировании семейного бюджета

  • Беседа «Хочу» и «надо»
  • проблемные ситуации «Что я могу экономить дома, в детском саду?»
  • Д/и «Фея бережливости», «Построй башню семейного бюджета»
  • Игры  - инсценировки "Медвежья полянка", "Придумай сам и загадай другим»;
  • Чтение: сказка К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»; сказка  Ястребова Л., Мальгина Н. «Хранители бюджета»
  • диалог с детьми о прочитанном
  • С/ р игры "Экономная семья».
  • Рисование «Фея бережливости»  
  • Творческое задание «Разгадай кроссворд!» («Семейный бюджет»)

Модель «Расходование семейного бюджета»;

сказки  с иллюстрациями (К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»,    

атрибуты к с/р играм)

Консультаця «Роль семьи в экономическом воспитании детей»;

Беседа «Воспитание бережливости». Предложить сделать в книге для родителей  «Обмен  опытом» записи примеров экономического воспитания из жизни своего детства, из опыта воспитания бабушек и дедушек

Октябрь (4-ая неделя)

Раздел «Семейная экономика»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Закрепить знания детей  о  потребностях человека ;  о пользовании услугами; познакомить детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; обобщить представления детей о семейном бюджете и его   составляющих через практическую деятельность; тренировать умение выбирать предметы, необходимые в конкретных условиях; формировать нравственно-экономические качества (ответственность, бережливость,  экономность к личному и общественному достоянию)

  • Беседа  «Полезные привычки»;
  • проблемные сит. «Спор двух друзей»(бережное отношение к предметам) , «Я экономлю семейный бюджет»
  • Обсуждение пословиц и поговорок о бережливости
  • Д/и "Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь»,"Бережно - не бережно«;
  • Игра-поручение "Волшебный конверт»;
  • Чтение: К.Чуковский «Федорино горе»,
  •  режиссерская игра "Как все учили Федору беречь!»;
  • С/р игры «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет».
  •  рисование «Поможем игрушке»
  • Составление альбома «Наши потребности»

Карточки с символическими изображениями различных потребностей человека;

Книги с иллюстраиями : К.Чуковский  «Федорино горе»,

детская посуда, инвентарь для мытья детской посуды, игрушечные деньги; элементы костюма для режиссерской игры

Попросить родителей обратить внимание ребенка на семейные  традиции, правила, направленные на проявление  ответственности, бережливости, экономности, помогающие сократить расходы семейного бюджета

Ноябрь (1-ая неделя)

Раздел «Труд»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Формировать  представления детей  о труде людей, как ведущей категории экономической науки, о роли  труда в обществе и жизни каждого человека; расширить знания детей о многообразии профессий;

подвести к выводу об  уважительном отношении  к профессиям близких  людей и людям других  профессий

  • Рассказ педагога о разнообразии профессий, «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Показ презентации «Профессии»
  • Составление детьми рассказов на тему «Профессии моих родителей, бабушек и  дедушек»
  • Обсуждение смысла пословиц и поговорок о труде
  • Игры по картинкам «Назови профессию», «Кому, что нужно для работы», «Самая нужная профессия»
  • Чтение: сказка Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали» Б. Заходер «Сапожник», «Слесарь», «Повар»,  С. Баруздин «Маляр», «Каменщик», «Плотник»,  Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Откуда стол пришел?», РНС «Царевна-лягушка»
  • Обсуждение прочитанного
  • Открытие  «Мастерской игр»
  • С/р и «Пекари», «Ателье»,  «Магазин»,

Пособия «Назови профессию», «Профессии»; лото «Все работы хороши»;

таблицы из серии «Кем быть?» ; сказка с иллюстрациями «Царевна-лягушка»;

книга для детей «Профессии» Безруких М.Н., Филипповой Т.А.

Конференция «Значение совместного труда родителей и детей» обмен мнениями, дискуссия о необходимости экономического воспитания.

Предложение родителям: совместно с ребенком создать проект в виде презентации «Профессия моей мамы (папы)»

Ноябрь (2-ая неделя)

Раздел «Труд»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Расширить знания детей о  современных профессиях, познакомить  с профессиями связанными с экономикой и бизнесом о значении  их труда  в

экономической жизни общества, о целях, содержании и результатах  их

их деятельности; раскрыть роль работников  сферы обслуживания,  о значении    качества их услуг;

воспитывать уважение к людям разных профессий

  • Беседа  «Нужные профессии в городе»
  • Беседа  «Нужные профессии  в сельской местности»
  • Игры: «Кто больше назовет профессий», «Профессии и орудия труда»
  •  «Придумай загадку о профессии»
  •  проблемная ситуация «Какую пользу приносит людям их труд?», «Выбери самую важную профессию»
  • Составление тематического словаря по темам «Профессии»
  • Чтение:  С.Михалков «А что у вас?», С.Маршак «Как печатали книгу», стихотворения о профессиях  О.Повещенко  «Учитель», «Библиотекарь», «Экскурсовод», «Писатель», « Полиция», «Воспитатель»
  • Создание альбома «Современные профессии»
  • Открытие «Мастерской книг»
  • С/р «Музей изобразительных искусств», «Народные промыслы», «Туристическое агентство» , «Школа»  

картины из серии «Профессии;  картинки из журналов для создания альбома (иллюстрации с изображением работы людей современных  профессий); счеты, калькулятор, компьютер;

Рекомендации:  прочитать детям  стихотворения для закрепления знаний о профессиях

(С.Чертков «Детям о профессиях»; предложить родителям  найти стихотворения на сайте:

http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_1_2.htm#Учитель

Ноябрь (3-ая неделя)

Раздел «Труд»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Расширить представление детей о значение бытовой техники в жизни человека (облегчает труд, экономит время, повышает качество труда); познакомить с правилами экономного  использования бытовых приборов; развивать  осознание необходимости, бережного отношения к результатам труда

 

  • Презентация «Домашние помощники»
  • Беседа по теме «Бытовая техника»
  • Проблемные ситуации: « Помоги Незнайке найти бытовые приборы», "Встреча в ремонтной мастерской» (значение бережного отношения к вещам)
  • Игра «Придумай загадку о  бытовом приборе»
  • Игра с мячом «Закончи мое предложение» (мама стирает белье в … стиральной машине, ..), «Назови одним словом»
  •  Д/и «Что можно и что нельзя на кухне»; «Дорисуй изображение», «Собери разрезные картинки (холодильник, пылесос, телевизор)»,
  • Чтение К. Нефёдова «Бытовые электроприборы. Какие они?», Н. Носов «Телефон», «Винтик, Шпунтик и пылесос»;
  • сказки
  • с/р игры: «На кухне", "Наведем порядок в комнате»
  • Творческое задание  «Придумай новый бытовой прибор и нарисуй»

наглядный материал «Бытовая техника»; пазлы с изображением бытовых приборов; карточки для игры «Дорисуй изображение»;

картинки с правилами «Что можно и что нельзя»

Рекомендации:  прочитать детям книги, способствующие воспитанию уважения к труду, бережливости, экономности, («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Как солдат из топора кашу варил», «Дюймовочка», « Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенского и др.);

Ноябрь (4-ая неделя)

Раздел «Труд»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Познакомить детей с профессиями родителей детей группы, с профессиональными семейными династиями; стимулировать интерес  и желание  узнать  больше о содержании профессиональной деятельности своих родных; воспитывать чувство гордости за своих родителей, уважение к их труду

  • Беседы «Кем я  буду, когда вырасту», « Во всем –порядок»
  • Показ презентации «Профессия моей мамы (папы)»
  • игры: «Угадай, о ком я говорю!»; «Чем можем – тем поможем»  
  • проблемная ситуация «Почему все взрослые работают?» , «Что я могу сейчас сделать?»
  • Д/и «Подбери то, что тебе нужно для работы», «Кто больше назовет профессий»,
  • Чтение:  стихотворения о профессиях,  В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Попова Т, Меньшикова О. «Откуда в Мишином магазине мед взялся?»,
  • Рисование «Профессия, о которой я мечтаю».
  • изготовлении альбомов по профессиям
  • Инсценирование сказки «Петушок и бобовое зернышко».
  • Творческое задание «Составь кроссворд» (профессии)

Плакаты с пословицами о труде;

сказка В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» с иллюстрациями;

Куклы – бибабо: персонажы  сказки «Петушок и бобовое зернышко»;

 книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.

Презентация детско-родительского проекта «Профессия моей мамы»

Декабрь (1-я неделя)

Раздел «Мир денег»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Познакомить детей  с экономическими категориями:  «деньги»,  «цена», «стоимость», ,  с историей  появления денег (что использовали вместо денег);  объяснить, что деньги служат средством обмена товарами между людьми;  формировать представления

о взаимосвязи понятий труд и деньги; формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости

  • Показ презентации «История происхождения денег»
  • Игра«Откуда берутся деньги», «Где купить?», «Конфетки и монетки»
  • Опыт со штампом (изготовление из пластилина штампа монеты)
  • Решение экономических задач : «Сколько стоит ?», «Сколько продали?»
  •  Чтение: Попова Т, Меньшикова О. «Как Миша цену назначал», р. н. с. «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Выгодное дело».
  • Конкурс рисунков «Деньги будущего»
  • Мастерская группы «Делаем сами своими руками»,
  • Экономическая игра Золотая рыбка

С/р  игры «Супермаркет», «Автосалон»

н/п игра «Золотая рыбка»; атрибуты для с/р игр   кошельки, сумочки; монеты разного достоинства

Информационный лист «Дети и деньги. Как говорить  с ребенком о деньгах».

Привлечение родителей к  созданию развивающей предметно-пространственной среды группы

(мини-музей истории денег)  

        

Декабрь (2-я неделя)

Раздел «Мир денег»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Формировать представления детей о денежных знаках  разных стран; познакомить детей  с экономическими категориями: валюта, капитал, , аукцион; дать представление о  том, что у каждой страны есть своя история происхождения денег

познакомить с правилами игры «Мой первый капитал»  

  • Обсуждение пословиц и поговорок о  деньгах
  • Игра «Аукцион», «Угадай – ка», «Копилка»
  •  Чтение: Попова Т, Меньшикова О)  «Как Мишутка деньги в капитал превращал»  (о том, что такое капитал и чем он отличается от денег в копилке... ),  «Как Мишу посетил иностранный гость» (о том, что такое валюта и что с ней нужно делать...);  Г. -Х. Андерсен «Огниво».
  • Творческое задание «Составь кроссворд» (экономическими категории: цена, обмен, рынок, капитал, валюта, аукцион и т.д.)
  • н/п игры: «Мой первый капитал», Экономическая игра Золотая рыбка (обмен)
  • Рисование «На что можно потратить деньги»
  • Оригами «Кошелек»

Карта мира; флажки разных стран;

альбом с изображением купюр и монет разных стран; модель «Круговорот денег»;

атрибуты к с/р играм

 «копилки» и монеты разного достоинства

н/п игра «Мой первый капитал»,

книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова, Ювента, 2003).

Беседы «Дети и бизнес»  

Предложить родителям

просмотреть   с детьми мультфильм из цикла «Уроки тетушки Совы. Азбука денег тетушки Совы - Я вырасту богатым»

 

        

Декабрь (3-я неделя)

Раздел «Мир денег»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Расширять представления детей  об экономической жизни общества (разные уровни обеспеченности людей), познакомить с понятием  «благотворительность»; дать представление о благотворительной деятельности людей и организаций;  показать значимость таких нравственных качеств как отзывчивость, благородство, щедрость, сочувствие; подвести к пониманию     необходимости помощи менее обеспеченным людям

 

 

  • Беседа на тему: «Если бы я был богатым?»
  • Решение проблемных ситуаций: «Обмен между собой»; «На какие добрые дела можно использовать деньги?»
  • Чтение "Истории Мухи-Цокотухи".
  • Беседа по сказке с объяснением терминов "бюджет", "экономия", "выгода".
  • грузинская сказка «Заработанный рубль», А. Лопатина «Васин ранец»,  Попова Т, МеньшиковаО, Кнышова Л. Как Миша стал бизнесменом  (истории 6,8,13, 14,15).; В. Катаев «Цветик-семицветик»
  • Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «Ателье для маленьких красавиц»,
  • Мастерская группы «Делаем сами своими руками»,
  • «Распродажа» поделок (игрушек) на «Ярмарке».

Игрушка «Мистер Эконом»,

Сказка В. Катаев «Цветик-семицветик»  с иллюстрациями;

атрибуты к с/р играм:  товар, кошельки с «деньгами»предметные картинки с ценниками.

копилка, сберкнижка, макет банка; различные материалы для поделок

 

Обратиться к родителям с просьбой рассказать своему ребенку о  том, как они поступают  в сложных ситуациях, связанных с нехваткой денег.

Предложить родителям

просмотреть  с детьми мультфильм: «Азбука денег тетушки Совы» Что такое деньги?» из серии  Уроки тетушки Совы

 

        

Декабрь (4-я неделя)

Раздел «Мир денег»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Знакомство с новыми профессиями (банкир, бизнесмен, финансист),  с  их деятельностью;  с понятием инфляция

Развивать у детей ценностно – ориентировочное отношение к деньгам;

воспитывать экономность и бережливость в обращении с деньгами, культуру взаимоотношений;

познакомить с правилами игры «Монополия»

  • Беседа  «В гостях у царицы Экономики»
  •  Проблемные ситуации
  • Игры «Откуда берутся деньги». «На что нужны деньги», «Дороже-дешевле», «Выгодно-невыгодно», «Сбербанк», «Школа банкиров»
  • Чтение: "Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях" Т.Поповой и И.Меньшиковой (глава I); Б. Романов «Чудеса в кошельке»;  Э.Успенский «Бизнес крокодила Гены», Как Миша стал бизнесменом»  (Попова Т, Меньшикова О),
  • Мастерская группы «Делаем сами своими руками», подготовка подарков к празднику,
  • Рисование царицы Экономики и злодейки Инфляции.

атрибуты к с/р играм: (стол банкира,

стул, телефоны , блокнот для записи, ручка,

печать,

компьютер, сейф, чеки, кассы бланки,, галстуки, украшения

предметы (сумки, кошельки, дипломаты, барсетки,

товар, деньги и т.д.),

 Н/п игры «Монополия»;

 

Рекомендации:  прочитать детям  книгу Поповой Т, МеньшиковойО, Кнышовой Л.

Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом http://www.solnet.ee/school/p8_50.html

 

        

Январь (2-я неделя)

Раздел «Мир товаров»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

формировать представление о  понятиях товар, раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры; воспитывать ценностно-осознанное отношение к предметному миру как к результату труда людей

  • Презентация «Какие бывают товары»
  • Экскурсия на выставку изделий народных мастеров
  • Проблемные ситуации  «Найди в группе вещь, которая не создана руками человека», «Нужны ли произведения искусства?», «Как можно узнать о товаре», “Удачная покупка”
  •  пословицы и поговорки на экономическую тематику «Имеешь товар - будут деньги», «Услугу окажи - благодарность получи»
  • Игра «Где пригодится?», «Кто, что производит», «Товар или услуга?», «Отгадай, из какой сказки пришёл товар»
  • Д/и «Маленькие покупки»
  • Чтение: Попова Т, МеньшиковаО, Кнышова Л. «Как Миша стал бизнесменом»
  • с/р игры «Магазин детских товаров»,

Репродукции картин известных художников;

демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”; фотографии с изображением скульптур, памятников; мелкие игрушки из киндер сюрпризов (для магазина детских товаров);

 

Предложить родителям посетить с детьми выставку  изделий  народных мастеров, картинную галерею

 

Январь (3-я неделя)

Раздел «Мир товаров»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

дать представление о  видах,  назначении рекламы; объяснить детям,  что  реклама бывает обманной (случаи с рекламой лекарств, разных целителей, антирекламы и др.);

расширить представление  детей о  профессиях (художники, дизайнеры, редакторы, рекламные агенты и т.д.)

  • Беседа «Что такое реклама»
  •  рассматривание рекламных объявлений в газетах и журналах
  • Игровая ситуация «Как выгодно продать товар»
  • Словесная игра «Угадай, что я рекламирую»
  •  Д/и «Расшифруй картинки», «Подбери витрины магазинов»,
  • Чтение: сказка С. Михалкова «Как старик корову продавал»; Э. Успенский «Бизнес

крокодила Гены» (реклама собачьих будок); Попова Т, МеньшиковаО, Кнышова Л. Как Миша стал бизнесменом Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах»,

  • с/р игры «Рекламное агентство»,  «Художественный салон», «Модельное агентство», «Аукцион», «Ярмарка»
  • Конкурс  рисунков «Придумай рекламу»

атрибуты к с/р играм

Рекламные объявления в газетах и журналах

Дискуссии  «Реклама и антиреклама детских игрушек»

Предложить родителям  вспомнить случаи, когда им пришлось воспользоваться услугами  рекламы, и она им помогла (покупка материалов для ремонта квартиры,  косметики, электротоваров и др.)  и рассказать об этом своим детям.

Январь (4-я неделя)

Раздел «Мир товаров»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Формировать представление детей о том, что любой товар имеет свою цену, что цена товара зависит от его качества; дать представление о понятии «неприкосновенность личной собственности» ; подвести к выводу о том, что в мире не все продается и покупается; развивать экономическое мышление  при решении  элементарных экономических задач

  • Беседа  «Каков товар – такова и его цена»
  • «Обсуждение пословиц на тему «Товар»
  • Проблемные ситуации:  «Почему цена на один и тот же товар меняется? «. «Где быстрее продадут?», «Можно ли купить все товары сразу?»
  •  Игра-экспериментирование «Какой товар лучше?»
  • Д/и «Дороже-дешевле»,
  • Словесная игра «Экономическая цепочка слов»,
  • Д/и «Сделай покупку», «Найди лишний предмет», Д/и «Узнай товар»
  • Чтение: С.Аксаков «Аленький цветочек» Ф. Хагер «Продавец и лось»
  • с/р игры «Экономисты».
  • Творческое задание «Составь кроссворд» (продукты, товары)

Карточки-схемы «От чего зависит цена товара»;  импровизированный магазин карточки с изображением  разных товаров (продуктов, одежды и т.п.), ценники, игрушечные деньги

 

Предложить родителям во время посещения магазинов обращать внимание  детей на ценники товаров, на то, то цены бывают разные даже на одинаковые товары

Февраль (1-ая неделя)

 Раздел «Мир товаров»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Расширить представления детей о видах предприятий торговли и их особенностях (мини-маркет, магазин, супермаркет, рынок);  познакомить с понятием «ассортимент»; развивать представления о местах приобретения товаров разных видов; научить группировать товары по различным признакам; воспитывать щедрость, доброту, умение делиться с людьми

  • Виртуальная экскурсия «Предприятия торговли или как Буратино выбирал нужный товар»
  • Экскурсия в магазин  «Идем за покупкой!»
  • Д/и «Куда за товаром я пойду»,  «Четвёртый лишний»,  «Группируем товары»
  •   Организация в группе «рынка» обмена «товарами», сделанными своими руками.
  • Чтение русской народной сказки «Как торговали Баран и Свинья»., «Как барин овцу купил», «Мужик и медведь»,

   С/р и «Магазин одежды»,    

   «Обувной магазин»,    

   «Супермаркет»

Фотографии с изображением предприятий торговли города; изображения различных товаров,

сказки  с иллюстрациями;  фланелеграф, фигурки животных; атрибуты к с/р играм

 

Договориться с родителями, чтобы они дали детям на экскурсию по … рублю для совершения недорогой покупки во время  экскурсии  в магазин с воспитателем; экскурсия в магазин  «Идем за покупкой!»

Февраль (2-ая неделя)

 Раздел «Мой город»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Познакомить детей с работой хлебозаводов и пекарен  пгт Апастово; напомнить,  какой путь должно пройти зерно ,перед тем как превратиться в душистый хлеб и попасть в магазин; дать представление какие машины и оборудование необходимы для изготовления хлебобулочных и кондитерских изделий; воспитывать уважения к людям, которые трудятся, бережное отношение к результатам их труда

  • Виртуальная экскурсия «От зёрнышка к хлебу»
  • пословицы, поговорками и загадки о хлебе.
  • Игры: «Что лежит в черном ящике», «Путешествие товаров»,
  • Игра «Производитель и товар» (пекарь – хлеб, булочки; строитель – дом, школа..; швея – платье, костюм
  • Чтение: Бехтерев А. «Экскурсия на кондитерскую фабрику», Г.Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб»,
  • Посадка и наблюдение за прорастанием зерен пшеницы
  • драматизация сказки «Колосок»
  • Лепка  из пластилина «Сахарное печенье»
  • с/р игры «Кондитерская фабрика»

рекламный ролик Апастовский  хлебзавод «Кайнар икмэк» пропуска; наборы карточек с цифрами, белые халаты и косынки и др. атрибуты.

 

Предложить родителям составить  экономические кроссворды и ребусы  для детей

Февраль (3-ая неделя)

 Раздел «Мой город»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного края; дать представление о

предприятиях и выпускаемой ими  продукции;

раскрыть общественную значимость этих учреждений в условиях города,села познакомить с процессом производства знакомых товаров, с  цепочкой производителей;  развивать чувство гордости за свой поселок

  • Виртуальная экскурсия «Производства моего поселка»
  • Проблемные ситуации
  • Д/и  «Цепочка производителей», «Найди ошибку», «Какие бывают производители»,  «Производитель и товар»,
  • Чтение: М.Константиновский «Как ткани ткут и нити прядут»,  В. Зубов «Как машины строят машины», В.Даликевич «Как делают книгу»;   Л.В.Кнышова, О.И.Меньшикова, Т.Л.Попова, Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом (история восемьнадцатая) «Что понадобилось Мише для изготовления стула»
  • с/р игры «Ателье для маленьких красавиц»,  

Карта  города с указателями объектов промышленности;  открытки    и фотографии с изображением предприятий, заводов, фабрик города; эмблемы  предприятий; картинки, фотографии с  изображением разной продукции

Обратиться к родителям с просьбой  принести фотографии и открытки о родном поселке городского типа Апастово.

Предложить родителям  отправиться на экскурсию  по пгт Апастово с ребенком, обратить  его внимание  на  предприятия

Февраль (4-ая неделя)

Раздел «Мой город»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Расширить представления детей о событиях в экономической жизни города (появление новых автобусов, благоустройство улиц), показать зависимость между расстоянием и временем, затраченным на передвижение  (транспорт изобретён человеком для удобства перемещения, экономии времени и сил ) ; развивать у детей умение  определять по схеме самый короткий путь (маршрут)

  • Презентация «Путешествие на машине времени (история транспорта)»
  • Проблемные ситуации Зачем нужен транспорт?»,  
  • Игра-путешествие по карте-схеме «Кто быстрее доедет до детского сада»
  • Д/и « Что лишнее»:  
  • Творческое задание  « Закончи картинку»;  
  • Чтение : С. А. Баруздин «Сказка о трамвае», Г.Цыферов: «Паровозик из Ромашково».
  •  с/р игры «Автомастерская»
  • Творческое задание «Нарисуй транспорт будущего»,
  • Изготовление лепбука «Транспорт»
  • Разгадывание кроссворд а«Транспорт в нашем пгт Апастово»
  •  

карта-схема ”Путешествие в городе”, проектор, презентация  «История транспорта»;  плакат «Транспорт(водный, воздушный, наземный)»

Предложить родителям  посетить с ребенком экспозиционную площадку Апастовского музея Рекомендации: посмотреть и обсудить с детьми мультфильм: «Уроки Тетушки Совы.  Азбука безопасности на дороге - Виды транспорта

Март (1-ая неделя)

Раздел «Мой город»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Формировать представление детей о  природных ресурсах  родного  края, как источников сырья , материалов, энергии; обсудить необходимость ресурсов для изготовления любого товара;

подвести детей к выводу: одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие производятся  людьми; прививать основы бережного отношения к природе и ее богатствам.

  • Беседа «Природа и рукотворный мир»
  • Виртуальная экскурсия «Природные богатства  родного края» (лес, реки, озёра, каналы, полезные ископаемые и др.)
  • Загадки о природе
  • Составление правил поведения в природе
  • Рассматривание иллюстраций «Богатства родного края»
  •  Проблемные ситуации
  •  экспериментирование
  • Игра – обобщение «Природа».
  • Чтение:
  • Рисование «Природа»
  • с/р игры «Строительство дома»

 

Карта с  географическим положении;

коллекция полезных ископаемых для рассматривания

Предложить собрать коллекцию полезных ископаемых; помочь организовать выставку  изделий, изготовленных из разных материалов (глины, камня, меди и т.д.)

Март (2-ая неделя)

Раздел «Экономика страны»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Расширить знания детей о  ресурсах нашей страны (природные, капитальные, человеческие),, различными способами их применения; познакомить с  экономическим и понятиями   «ограниченность ресурсов» и   “экономия ресурсов»; подвести к пониманию того, что ресурсы надо экономно использовать; создать ситуации ограниченности ресурсов в процессе интегрированных  видов деятельности

  • Виртуальная экскурсия «Дары кладовой  природы нашей Земли»
  • Проблемные ситуации «Как сберечь природные богатства земли?»
  • Экономическая задачи “Как появляется новая тетрадь», «Как вырос лес?» , Составление таблицы «Из чего сделано?»
  • Игры: «Что мы выбираем?», «Что из чего сделано», «Сырье-товар»
  • Чтение:   К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла
  • с/р игры              
  • Изготовление поделок из бросового материала

коллекция полезных ископаемых; карта России

Предложить  родителям   с ребенком сходить на прогулку в лес

Март (3-ая неделя)

 Раздел «Экономика страны»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Познакомить со свойствами полезных ископаемых ; дать детям представление о том, как  их , как они используется человеком (уголь нужен  для  вырабатывания электроэнергии и т.д.); познакомить с новыми профессиями  (геолог, нефтяник, горняк, шахтер); воспитывать уважительное отношение к профессии, бережное отношение к природе и ее богатствам

  • Виртуальная экскурсия  «Подземные  богатства России» (полезные ископаемые : каменный уголь, нефть, мел, газ, железная руда и т.п.)
  • Загадки о полезных ископаемых (песок, мел, нефть, глина и др.)  
  •  Проблемные ситуации «Как  помочь в охране подземных богатств?»  «Что изготавливают из нефти?»
  • Д/и «Найди где применяется», «Найди на карте полезные ископаемые»
  • Экологическая ситуация «Нефть и птицы»
  • Игра-опыт «Рыбалка»
  • Эстафеты «Кто быстрее найдет полезные ископаемые?», «Шахтерская эстафета»
  • Чтение:  А. Круглова «Быть шахтером так непросто», «День геолога»; «Кто главнее» (спор полезных ископаемых)  
  • с/р игры «Геологи», «Нефтяники», «Газовики», «Экспедиция»

 

Кукла «Хозяйка Медной горы»

Карта России с условными обозначениями местонахождения полезных ископаемых

Коллекция полезных ископаемых для показа.

Оборудование для экспериментирования и с/р игр (магниты, компас, каски и т.д.)

Консультация для родителей «Как научить ребёнка любить и охранять родную природу»

Март (4-ая неделя)

Раздел «Экономика страны»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Расширить знания  детей о  свойствах полезных ископаемых; познакомить с новыми профессиями  (геолог, нефтяник, горняк, шахтер); воспитывать уважительное отношение к профессии, бережное отношение к природе и ее богатствам

  • вода

Апрель (1-ая неделя)

Раздел «Я в мире экономики»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Продолжать формировать нравственно-экономические качества (ответственность, бережливость,  экономность к личному и общественному достоянию)

  • Проблемные ситуации «Как я  буду беречь лес»

Апрель (2-ая неделя)  

 Раздел «Я в мире экономики»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Расширить представления детей о свойстве и значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе; о сложностях ее добычи, дать  элементарное представление о процессе фильтрации и  очистных  сооружениях;  воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

  • Беседа  «Путешествие Капа и Капельки»
  • Проблемные ситуации «Зачем экономить воду?», Что произойдет, если вода исчезнет?»,  «Сколько нам нужно воды?», Как мы можем беречь воду?»
  • Экспериментирование «Вода должна чистою быть», «Утонет-не утонет», «Растворится-не растворится»
  • Составление с детьми правил
  • Чтение:  В. Максимовский «Кто чистит воду?»; Т.А.Шорыгина «Родничок»,    
  • с/р игры
  • Рисование плаката «Как беречь воду»

иллюстрации очистки воды, картинки с изображением верных и неверных ситуаций поведения человека в природе;  оборудование для  экспериментирования (вата, марли, воронки,и т.п

пропаганда культуры водосбережения у родителей

 Неделя «Водосбережение»

Апрель (3-ая неделя)

Раздел «Я в мире экономики»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Познакомить с понятием «энергосбережение», воспитывать экономное отношение к электроэнергии,

культуру поведения в быту ( выключить свет, когда выходишь из помещения) ; формировать нетерпимость к небрежности, расточительству  

  • Беседа по энергосбережению «Его величество – электричество»
  • Презентация «история электрической лампочки»
  • Проблемные ситуации «Почему это место может быть опасным?», «Как можно следить в доме за расходом энергии?», « Какие правила экономии электроэнергии ты знаешь?»
  • экспериментирование «Где водится электричество?» (появление искр при трении синтетических и шерстяных тканей и т.д.).
  • Игра “Исправь ошибку”
  • лабиринт “Найди невыключенный прибор”
  • Чтение: И. Жилинский «Как солнышко электрическую лампочку зажгло»; И. Кобитина «Счётчик»; Е. Табих «Уроки экономики»; С. Галкина «Сказка о трёх  братьях»    
  • Рисование плаката «Как беречь свет», «Уходя, выключайте свет!».
  • Творческое задание «Составь кроссворд» (источники света)

схема с символикой горящей и выключенной лампочкой,  игра-пособие “Его величество – электричество”

пропаганда культуры энергосбережения у родителей

 Неделя «Энергосбережение».

Апрель (4-ая неделя)

Раздел «Я в мире экономики»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Дать детям представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости; развивать  «чувство времени»; умение беречь время; регулировать свою деятельность в соответствии со временем; расширить знания детей об умениях людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день

  • Беседы «Берегите время»,  «Где  Секундочка живет?», «Цена минутки»
  • Рассматривание различных  часов
  • Обсуждение пословиц о времени и часах (всему свое время; делу - время, потехе – час);
  • Проблемные ситуации «Если бы исчезли  все часы, что бы случилось?», «Что можно сделать за одну минуту?
  • Дидактические игры «Когда это бывает? «Путаница», « Подбери пару», «Заколдованный путник»
  •  Просмотр мультфильма «Сказка о потерянном времени».
  • Игра с макетами часов  «Ходят стрелочки по кругу»
  • Деловая игра «Я в мире экономики»
  • Творческое задание  «Составь режим дня» с/р игры
  • Художественное творчество: лепка «Будильник»;  аппликация «Часы с кукушкой»

Песочные часы,  секундомер; макеты часов , будильник;

 бумажные деньга для игр; прайс-лист; распечатанные на лисах изображения зданий разных сфер экономики, разного уровня; альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Консультация «Как научить ребенка беречь время»

                                                   

май

Раздел «Я в мире экономики»

Задачи

Виды деятельности

Разв. пр./пр. среда

Взаимод. с родителями

Обследование детей 6-7 лет с целью определения  уровней экономической воспитанности (А.Д. Шатова, Л.Щелкун,  В.Шевченко);

наличие знаний и представлений об экономической жизни людей ;

проявление интереса к окружающим явлениям современного социума, проявление

экономических умений;

нравственно-экономические качества

  • Интервью, индивидуальные беседы «Зачем людям нужны деньги», «Зачем людям нужна реклама», «Что значит беречь книги, игрушки, вещи, природу»
  • игровые ситуации «Нужно пойти в магазин и купить все, что нужно твоей семье»,
  • наблюдение коллективного труда в процессе хозяйственно-бытовой деятельности, наблюдение сюжетно-ролевой игры;  
  • Экономическая сказка «Сладкий сон» в исполнении подготовительной группы;
  • бизнесменов»,
  • Игра «Аукцион»
  • с/р игры «Банк», «Кафе»

Подушки, касса, деньги для сказки, «Мягкая игрушка» для игры «Аукцион»,

настольно- печатные игры;

Анкетирование;

 показ открытого занятия  по  экономическому воспитанию дошкольников 6-7 лет  

  • Технологии:
  •  Технологии, способствующие развитию познавательного интереса дошкольников к экономическим понятиям и явлениям («История происхождения денег»,   «В гостях у царицы Экономики» , «Как Миша стал бизнесменом», и др.)
  • Технологии, способствующие развитию экономического  образа мышления («Придумай загадку о профессии» «Угадай, что я рекламирую», «Ярмарка игрушек», КВН «Мы играем в экономику», викторина «Знаете ли вы экономику? » и др.)
  • Технологии, актуализирующие ценностно-смысловую сферу дошкольников («Золотые правила экономики», «Кто бережливый?», «Хранители бюджета», «Если бы я был богатым?», и др.)

Технологии:

  • Технологии, способствующие формированию экономического опыта дошкольника  через моделирование реальных жизненных ситуаций («Как все учили Федору беречь!», «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет», «Волшебный конверт», «Рекламное агентство», «Аукцион», и др.)
  • Проблемно-творческие   технологии («Профессия, о которой я мечтаю», «Деньги будущего»,                       «Составь кроссворд», «Придумай рекламу»,

Ожидаемые результаты от внедрения проекта: 

Дети овладеют элементарными представлениями из области экономической жизни людей: представлениями  об экономических понятиях;   начальными знаниями о труде людей, потребностях  семьи;  проявляют интерес  к окружающим явлениям современного социума.

  •  Овладеют экономическими умениями: отражают  имеющиеся знания в игровой, трудовой, художественно-творческой  деятельности и умеют  опираться на эти знания в поведении,  общении со взрослыми и сверстниками;  овладевают способностью к выбору, взаимопомощи, умением находить свое место в общем деле, стремлением  к сотрудничеству, достижению поставленной цели.
  •  Овладеют  нравственно-экономическими качествами  личности  (проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости);   умеют  оценивать  проявление этих качеств у сверстников;   обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе

Этапы реализации проекта

  • 1 этап –  Планирование реализации проекта «Ребёнок в мире экономики» (июль-август)
  • 2 этап – создание экономической среды в группах, разработка планов работы с детьми по формированию экономического образования, привлечение родителей к предстоящей творческой работе (август-сентябрь)
  • 3 этап – реализация проекта: рефлексивный: оценка результатов качества  развития у дошкольников 6-7 лет  основ экономической  культуры (сентябрь-апрель)
  • 4 этап – подведение итогов: обобщение опыта и определение результата практической деятельности.  (май - июнь)

Литература

  • Богомолова, М.И. Исходные аспекты экономического воспитания детей / Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Материалы научно — практической конференции. Тольятти. - 2006. С. 29 — 34.  http://geum.ru/aref/konstruirovanie-sredi-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-uslovie-formirovaniya-ekonomicheskoy-kulturi-detey-starshego-doshkolnogo-ref.htm
  • Курак  Е.А.  «Экономическое воспитание дошкольников», издательство «Сфера» г.Москва  2002 год.
  • Макарова И.И. Комплексное использование информационной среды как средства экономического образования старших дошкольников : в условиях детского сада : дис.. к.п.н.: Макарова Ирина Ивановна; - Москва, 2009.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1626 http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/364420.html
  • Попова Т, МеньшиковаО, Кнышова Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом http://www.solnet.ee/school/p8_50.html
  • Рословцева И.П. Азбука бережливости для дошкольников . 2010.-60 с.
  • Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. – М.:ООО «Карапуз», 2005.
  • Смирнова Т., Проснякова Т. Белка и Компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачках,  Издательство: Дом Федорова , 2011 . - 144 с.
  • Смоленцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику»,издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  г. Санкт-Петербург  2001 год.
  • Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
  • Смоленцева, А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников / А.А. Смоленцева// Детский сад от А до Я.-2003.- №4. - с.63.
  • Человек. Общество. Государство: Учеб. пособие для  11-го кл. Человек в мире культуры/ Т. М. Алпеева, Е. В. Беляева, Г. А. Василевич и др.; Под ред. Ю. А. Харина.- Мн.: Нар. асвета, 2002.- 191 с. http://slovo.ws/urok/chpo/11/01/txt/18.html
  • ЧУРОДЕЙСТВО или Экономика в картинках. Репина Н.А. http://www.terminomika.ru/data/library/authors/e_v_kart.html
  • Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: Учеб. - метод. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.
  • .Шорыгина Т.А. «Беседы об экономике», издательство «Сфера» г.Москва 2009 год.
  •  Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : Дис. ... к.п. н. :   Беляева Н. Л.:  Челябинск, 2008 http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-07/dissertaciya-ekonomicheskoe-vospitanie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
  • Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова
  • 1996, Педагогика-Пресс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая культура родителей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Педагогическая культура родителейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...

Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО

Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённогопедагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого ранне...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Значение работы по формированию звуковой культуры речи с дошкольниками в условиях реализации ФГОС

Статья рассказывает о средствах интонационной выразительности и развитии звуковой культуры речи у дошкольников. Приводятся примеры, используемых упражнений и интерактивных игр....

Доклад к педагогическому совету Тема: «Современные подходы в формировании культуры здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья детей. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении...