ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие экономической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС»
проект (подготовительная группа)
Экономическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста | 148.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Апастовский детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие экономической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Автор:
Воспитатель
МБДОУ «Солнышко» Хусаинова Г.Р.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Актуальность проекта…………………………………………..…….3
2. Проблема проекта…………………………………………….………4
3. Цель проекта…………………………………………………..………4
4. Гипотеза……………………………………………………...………...4
5. Задачи…………………………………………………………………..5
6. Основные разделы проекта………………………………….………..6
7. Перспективно-тематическое планирование работы по экономическому развитию детей 6-7 лет…………………………………………………10
8. Технологии……………………………………………………………41
9. Ожидаемые результаты от внедрения проекта……………………..42
10. Этапы реализации проекта………………………………..………..42
11. Литература…………………………………………………….…….43
Актуальность проекта
Все мы знаем, в какое сложное время мы живем. Сколько нового и незнакомого появилось вокруг! Процессы, явления, понятия, над которыми раньше и не задумывались: инфляция, акционерное общество, акция, капитал, брокер, менеджер, инвестиция и так далее и тому подобное.
Как помочь ребенку не утонуть в этом потоке информации? Как подсказать, что плохо, что хорошо? Как помочь не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда он подрастет?
Экономические знания так же необходимы нашим детям, как элементарные знания гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного движения, так же важны, как знания родной речи и математики. Это не значит, что каждый должен в будущем стать экономистом или работать в бизнесе. Напротив каждый ребенок должен развивать свои индивидуальные творческие способности. Но для того чтобы эти свои способности в полной мере реализовать, он должен хорошо ориентироваться в окружающей жизни. А без знаний экономики сделать это очень трудно.
Экономическое образование ребенка открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; влияет на формирование позитивных установок к различным видам труда, другим людям и самому себе (ФГОС ДО, Закон об образовании в РФ)
На мой взгляд, формирование у детей экономического мышления можно и нужно начинать еще с дошкольного возраста. В это время дети наиболее восприимчивы к новым знаниям, особенно если они преподносятся в игровой форме.
- Экономическое образование – важный компонент общей культуры человека, который предполагает формирование экономического мышления, разумных экономических потребностей, экономически осознанного отношения к труду, природе, материальным ценностям, деньгам и т.д.
- Требования общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно дошкольного возраста, поскольку большинство предпосылок будущей экономической деятельности человека закладывается в дошкольном возрасте, ибо “...если не сформировать ее своевременно, то могут проявиться отрицательные стороны в поведении детей – бесхозяйственность, неряшливость, равнодушие к поврежденным вещам, к книгам, игрушкам, материалам к играм и занятиям; больше того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается процесс правильной ценностной ориентации,” (А. Шатова)
- Внедрение экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности (Л.Галкина, Н.Грама, Г.Григоренко, Р.Жадан, Ю.Лелюк, Н.Побирченко, А.Сазонова , А.Шатова и другие).
Проблема проекта
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. Так как мы живем в поселке городского типа Апастово, мы должны изучить экономические основы как города так и сельской местности.
Цель проекта:
Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.
Экономическая культура дошкольника - интегративное качество личности ребенка, подразумевающее наличие у детей определенных экономических знаний, экономического мышления, и определенного поведения.
Гипотеза
- процесс формирования основ экономической культуры у дошкольников 6-7 лет будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:
- осознания педагогами и родителями необходимости экономического образования дошкольников;
- перспективно-тематического планирования процесса формирования основ экономической культуры у дошкольников 6-7 лет, воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей;
- обогащения развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию экономического образа мышления дошкольников (дидактические и настольно-печатные игры, сюжетные картинки, тематические альбомы и т.д.)
Задачи:
- Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
- Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
- Совершенствовать коммуникативные качества детей.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
- Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта: в течение года.
Образовательные области, в содержание которых включен проект: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», « Чтение художественной литературы», « Художественное творчество».
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет),
- воспитатели группы,
- родители.
Новые слова и понятия: экономика, обмен, деньги, банк, монетный двор, управляющий банка, бухгалтер-кассир, продавец, закупщик, продажа, торг.
Формы реализации: утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующих игр: "Ярмарка игрушек", "Аукцион".
Основные средства:
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
- создание обогащённой развивающей среды в группе;
- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;
- совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
- проведение экономических сказок, экономических ярмарок, аукционов, развлечений.
Основные разделы проекта
- «Семейная экономика» (потребности, семейный бюджет, доход, расход, заработная плата и др.)
- «Труд» (профессии)
- «Мир денег» (деньги, цена, обмен, бизнес, предпринимательство и др.)
- «Мир товаров» (товар, услуга, реклама)
- «Мой город» (производство товаров, предприятия и др.)
- «Я в мире экономики»
Беседы
- «В гостях у царицы Экономики»
- «Экономика в жизни моей семьи»
- «Профессии моих родителей бабушек и дедушек»
- «Нужные профессии в городе»
- «Нужные профессии в cельской местности»
- «Как создают рекламу»
- «Каков товар – такова и его цена»
- «Порядок время бережет»
Презентации
- «Всех профессий на свете не счесть»
- «История происхождения денег»
- «Учимся экономить»
- «Путешествие в прошлое электрической лампочки»
- «Природные богатства родного края»
Виртуальные экскурсии
- «Предприятия нашего поселка »
- «Подземные богатства России»
Чтение художественной литературы
- Потребности
- А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Бр. Гримм «Бременские музыканты»
- Труд
- Ш.Перро «Золушка»
- В.Одоевский «Мороз Иванович»
- Профессия
- Н.Носов «Незнайка на луне»
- А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Деньги
- народная сказка «Заработанный рубль»
- Г. -Х. Андерсен «Огниво»
- Реклама
- С.Михалков «Как старик корову продавал»
- Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля»
Пословицы и поговорки
- Бережливость дороже богатства
- Землю красит солнце, а человека – труд
- Каков работник, такова ему и плата
- Копейка рубль бережет
- Семь раз отмерь, один раз отрежь
- Собирай по ягодке – наберешь кузовок
Проблемные ситуации
- «Как вести себя в супермаркете?»
- «Зачем экономить воду?
- «Угадай, что я рекламирую»
- «Встреча в ремонтной мастерской»
- «Как сберечь природные богатства земли?»
- «Что произойдет, если вода исчезнет?»
Экономические задачи
- Где быстрее купят?
- Подарки друзьям
- Покупка дома
- Где купить?
- Находка
- Богатство Буратино
- Кто больше получил прибыль?
Сюжетно-ролевые игры
- «Супермаркет»
- «Аукцион»
- «Банкиры»
- «Модельное агентство»
- «Ярмарка»
- «Художественный салон»
- «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»
Дидактические игры
- «Золотые правила экономики»
- «Бережно - не бережно»
- «Различие в потребностях»
- «Товарный поезд»
- «Фея бережливости»
- «Назови профессию»
- «Кому, что нужно для работы»
- «Выгодно -невыгодно»
- «Товар или услуга?»
- «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь»
- «Наоборот»
Художественная деятельность
- «Моя бережливая семья».
- «Труд моих родителей»
- «Профессия, о которой я мечтаю»
- «Придумай рекламу»
- «Мастерская по ремонту книг»
- «Деньги будущего»
- «Как беречь воду»
Перспективно-тематическое планирование работы по экономическому развитию детей
6-7 лет
Сентябрь
Задачи | Виды деятельности |
Обследование с целью определения уровней сформированности экономической культуры детей 6-7 лет(А.Д. Шатова, Л.Щелкун, В.Шевченко): наличие знаний и представлений об экономической жизни людей ; проявление интереса к окружающим явлениям современного социума, проявление экономических умений (отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания в поведении); нравственно-экономические качества (проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости). |
|
Октябрь (1-ая неделя)
Раздел «Семейная экономика»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Развивать познавательный интерес к экономической жизни своей семьи ; формировать представление о понятиях «экономика», «семейный бюджет», "доход" "расход»; познакомить с видами потребностей (материальные, духовные, товары, услуги); раскрыть роль труда в удовлетворении потребностей |
| модель: «Семейный Бюджет»; наст/печ. игры «Я покупатель»; сказки с иллюстрациями «Кот и лиса», «Лисичка со скалочкой», «По щучьему веленью», «Сказка о рыбаке и рыбке» , «Дюймовочка» | консультация «Экономическое образование как фактор интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста» Предложить родителям Просмотреть мультфильм: «Азбука денег тетушки Совы - Об экономике» (Уроки тетушки Совы) |
Октябрь (2-ая неделя)
Раздел «Семейная экономика»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Расширить представление детей о потребностях человека, (личные, общественные, производственные), о понятии «экономика», определить её место и роль в жизни человека, общества; формировать экономические умения и навыки (тренировать умение выбирать предметы, необходимые в конкретных условиях; определять причины небрежного отношения к предметам; развивать образ экономического мышления |
| Модель «Экономическое древо»; карточки, на которых изображены предметы потребления; Сказки, с иллюстрациями; игрушка мышонок Экономик; Книга «Бережливость. Уроки доброты и мудрости для дошкольников»; | Рекомендации: прочитать детям сказки, раскрывающие экономические понятия (потребность и возможностях. Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила». Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон». |
Октябрь (3-ая неделя)
Раздел «Семейная экономика»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Расширять представления детей о возрастающих потребностях современного человека и ограниченных возможностях их удовлетворения, познакомить детей с потребностями первобытных людей ; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности; способствовать приобретению детьми экономического опыта, проявлению самостоятельности в моделировании семейного бюджета |
| Модель «Расходование семейного бюджета»; сказки с иллюстрациями (К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», атрибуты к с/р играм) | Консультаця «Роль семьи в экономическом воспитании детей»; Беседа «Воспитание бережливости». Предложить сделать в книге для родителей «Обмен опытом» записи примеров экономического воспитания из жизни своего детства, из опыта воспитания бабушек и дедушек |
Октябрь (4-ая неделя)
Раздел «Семейная экономика»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Закрепить знания детей о потребностях человека ; о пользовании услугами; познакомить детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; обобщить представления детей о семейном бюджете и его составляющих через практическую деятельность; тренировать умение выбирать предметы, необходимые в конкретных условиях; формировать нравственно-экономические качества (ответственность, бережливость, экономность к личному и общественному достоянию) |
| Карточки с символическими изображениями различных потребностей человека; Книги с иллюстраиями : К.Чуковский «Федорино горе», детская посуда, инвентарь для мытья детской посуды, игрушечные деньги; элементы костюма для режиссерской игры | Попросить родителей обратить внимание ребенка на семейные традиции, правила, направленные на проявление ответственности, бережливости, экономности, помогающие сократить расходы семейного бюджета |
Ноябрь (1-ая неделя)
Раздел «Труд»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Формировать представления детей о труде людей, как ведущей категории экономической науки, о роли труда в обществе и жизни каждого человека; расширить знания детей о многообразии профессий; подвести к выводу об уважительном отношении к профессиям близких людей и людям других профессий |
| Пособия «Назови профессию», «Профессии»; лото «Все работы хороши»; таблицы из серии «Кем быть?» ; сказка с иллюстрациями «Царевна-лягушка»; книга для детей «Профессии» Безруких М.Н., Филипповой Т.А. | Конференция «Значение совместного труда родителей и детей» обмен мнениями, дискуссия о необходимости экономического воспитания. Предложение родителям: совместно с ребенком создать проект в виде презентации «Профессия моей мамы (папы)» |
Ноябрь (2-ая неделя)
Раздел «Труд»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Расширить знания детей о современных профессиях, познакомить с профессиями связанными с экономикой и бизнесом о значении их труда в экономической жизни общества, о целях, содержании и результатах их их деятельности; раскрыть роль работников сферы обслуживания, о значении качества их услуг; воспитывать уважение к людям разных профессий |
| картины из серии «Профессии; картинки из журналов для создания альбома (иллюстрации с изображением работы людей современных профессий); счеты, калькулятор, компьютер; | Рекомендации: прочитать детям стихотворения для закрепления знаний о профессиях (С.Чертков «Детям о профессиях»; предложить родителям найти стихотворения на сайте: http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_1_2.htm#Учитель |
Ноябрь (3-ая неделя)
Раздел «Труд»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Расширить представление детей о значение бытовой техники в жизни человека (облегчает труд, экономит время, повышает качество труда); познакомить с правилами экономного использования бытовых приборов; развивать осознание необходимости, бережного отношения к результатам труда
|
| наглядный материал «Бытовая техника»; пазлы с изображением бытовых приборов; карточки для игры «Дорисуй изображение»; картинки с правилами «Что можно и что нельзя» | Рекомендации: прочитать детям книги, способствующие воспитанию уважения к труду, бережливости, экономности, («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Как солдат из топора кашу варил», «Дюймовочка», « Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенского и др.); |
Ноябрь (4-ая неделя)
Раздел «Труд»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Познакомить детей с профессиями родителей детей группы, с профессиональными семейными династиями; стимулировать интерес и желание узнать больше о содержании профессиональной деятельности своих родных; воспитывать чувство гордости за своих родителей, уважение к их труду |
| Плакаты с пословицами о труде; сказка В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» с иллюстрациями; Куклы – бибабо: персонажы сказки «Петушок и бобовое зернышко»; книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А. | Презентация детско-родительского проекта «Профессия моей мамы» |
Декабрь (1-я неделя)
Раздел «Мир денег»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Познакомить детей с экономическими категориями: «деньги», «цена», «стоимость», , с историей появления денег (что использовали вместо денег); объяснить, что деньги служат средством обмена товарами между людьми; формировать представления о взаимосвязи понятий труд и деньги; формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости |
С/р игры «Супермаркет», «Автосалон» | н/п игра «Золотая рыбка»; атрибуты для с/р игр кошельки, сумочки; монеты разного достоинства | Информационный лист «Дети и деньги. Как говорить с ребенком о деньгах». Привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды группы (мини-музей истории денег) |
Декабрь (2-я неделя)
Раздел «Мир денег»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Формировать представления детей о денежных знаках разных стран; познакомить детей с экономическими категориями: валюта, капитал, , аукцион; дать представление о том, что у каждой страны есть своя история происхождения денег познакомить с правилами игры «Мой первый капитал» |
| Карта мира; флажки разных стран; альбом с изображением купюр и монет разных стран; модель «Круговорот денег»; атрибуты к с/р играм «копилки» и монеты разного достоинства н/п игра «Мой первый капитал», книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова, Ювента, 2003). | Беседы «Дети и бизнес» Предложить родителям просмотреть с детьми мультфильм из цикла «Уроки тетушки Совы. Азбука денег тетушки Совы - Я вырасту богатым»
|
Декабрь (3-я неделя)
Раздел «Мир денег»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Расширять представления детей об экономической жизни общества (разные уровни обеспеченности людей), познакомить с понятием «благотворительность»; дать представление о благотворительной деятельности людей и организаций; показать значимость таких нравственных качеств как отзывчивость, благородство, щедрость, сочувствие; подвести к пониманию необходимости помощи менее обеспеченным людям
|
| Игрушка «Мистер Эконом», Сказка В. Катаев «Цветик-семицветик» с иллюстрациями; атрибуты к с/р играм: товар, кошельки с «деньгами»предметные картинки с ценниками. копилка, сберкнижка, макет банка; различные материалы для поделок
| Обратиться к родителям с просьбой рассказать своему ребенку о том, как они поступают в сложных ситуациях, связанных с нехваткой денег. Предложить родителям просмотреть с детьми мультфильм: «Азбука денег тетушки Совы» Что такое деньги?» из серии Уроки тетушки Совы
|
Декабрь (4-я неделя)
Раздел «Мир денег»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Знакомство с новыми профессиями (банкир, бизнесмен, финансист), с их деятельностью; с понятием инфляция Развивать у детей ценностно – ориентировочное отношение к деньгам; воспитывать экономность и бережливость в обращении с деньгами, культуру взаимоотношений; познакомить с правилами игры «Монополия» |
| атрибуты к с/р играм: (стол банкира, стул, телефоны , блокнот для записи, ручка, печать, компьютер, сейф, чеки, кассы бланки,, галстуки, украшения предметы (сумки, кошельки, дипломаты, барсетки, товар, деньги и т.д.), Н/п игры «Монополия»;
| Рекомендации: прочитать детям книгу Поповой Т, МеньшиковойО, Кнышовой Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом http://www.solnet.ee/school/p8_50.html
|
Январь (2-я неделя)
Раздел «Мир товаров»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
формировать представление о понятиях товар, раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры; воспитывать ценностно-осознанное отношение к предметному миру как к результату труда людей |
| Репродукции картин известных художников; демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”; фотографии с изображением скульптур, памятников; мелкие игрушки из киндер сюрпризов (для магазина детских товаров);
| Предложить родителям посетить с детьми выставку изделий народных мастеров, картинную галерею
|
Январь (3-я неделя)
Раздел «Мир товаров»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
дать представление о видах, назначении рекламы; объяснить детям, что реклама бывает обманной (случаи с рекламой лекарств, разных целителей, антирекламы и др.); расширить представление детей о профессиях (художники, дизайнеры, редакторы, рекламные агенты и т.д.) |
крокодила Гены» (реклама собачьих будок); Попова Т, МеньшиковаО, Кнышова Л. Как Миша стал бизнесменом Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах»,
| атрибуты к с/р играм Рекламные объявления в газетах и журналах | Дискуссии «Реклама и антиреклама детских игрушек» Предложить родителям вспомнить случаи, когда им пришлось воспользоваться услугами рекламы, и она им помогла (покупка материалов для ремонта квартиры, косметики, электротоваров и др.) и рассказать об этом своим детям. |
Январь (4-я неделя)
Раздел «Мир товаров»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Формировать представление детей о том, что любой товар имеет свою цену, что цена товара зависит от его качества; дать представление о понятии «неприкосновенность личной собственности» ; подвести к выводу о том, что в мире не все продается и покупается; развивать экономическое мышление при решении элементарных экономических задач |
| Карточки-схемы «От чего зависит цена товара»; импровизированный магазин карточки с изображением разных товаров (продуктов, одежды и т.п.), ценники, игрушечные деньги
| Предложить родителям во время посещения магазинов обращать внимание детей на ценники товаров, на то, то цены бывают разные даже на одинаковые товары |
Февраль (1-ая неделя)
Раздел «Мир товаров»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Расширить представления детей о видах предприятий торговли и их особенностях (мини-маркет, магазин, супермаркет, рынок); познакомить с понятием «ассортимент»; развивать представления о местах приобретения товаров разных видов; научить группировать товары по различным признакам; воспитывать щедрость, доброту, умение делиться с людьми |
С/р и «Магазин одежды», «Обувной магазин», «Супермаркет» | Фотографии с изображением предприятий торговли города; изображения различных товаров, сказки с иллюстрациями; фланелеграф, фигурки животных; атрибуты к с/р играм
| Договориться с родителями, чтобы они дали детям на экскурсию по … рублю для совершения недорогой покупки во время экскурсии в магазин с воспитателем; экскурсия в магазин «Идем за покупкой!» |
Февраль (2-ая неделя)
Раздел «Мой город»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Познакомить детей с работой хлебозаводов и пекарен пгт Апастово; напомнить, какой путь должно пройти зерно ,перед тем как превратиться в душистый хлеб и попасть в магазин; дать представление какие машины и оборудование необходимы для изготовления хлебобулочных и кондитерских изделий; воспитывать уважения к людям, которые трудятся, бережное отношение к результатам их труда |
| рекламный ролик Апастовский хлебзавод «Кайнар икмэк» пропуска; наборы карточек с цифрами, белые халаты и косынки и др. атрибуты.
| Предложить родителям составить экономические кроссворды и ребусы для детей |
Февраль (3-ая неделя)
Раздел «Мой город»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного края; дать представление о предприятиях и выпускаемой ими продукции; раскрыть общественную значимость этих учреждений в условиях города,села познакомить с процессом производства знакомых товаров, с цепочкой производителей; развивать чувство гордости за свой поселок |
| Карта города с указателями объектов промышленности; открытки и фотографии с изображением предприятий, заводов, фабрик города; эмблемы предприятий; картинки, фотографии с изображением разной продукции | Обратиться к родителям с просьбой принести фотографии и открытки о родном поселке городского типа Апастово. Предложить родителям отправиться на экскурсию по пгт Апастово с ребенком, обратить его внимание на предприятия |
Февраль (4-ая неделя)
Раздел «Мой город»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Расширить представления детей о событиях в экономической жизни города (появление новых автобусов, благоустройство улиц), показать зависимость между расстоянием и временем, затраченным на передвижение (транспорт изобретён человеком для удобства перемещения, экономии времени и сил ) ; развивать у детей умение определять по схеме самый короткий путь (маршрут) |
| карта-схема ”Путешествие в городе”, проектор, презентация «История транспорта»; плакат «Транспорт(водный, воздушный, наземный)» | Предложить родителям посетить с ребенком экспозиционную площадку Апастовского музея Рекомендации: посмотреть и обсудить с детьми мультфильм: «Уроки Тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге - Виды транспорта |
Март (1-ая неделя)
Раздел «Мой город»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Формировать представление детей о природных ресурсах родного края, как источников сырья , материалов, энергии; обсудить необходимость ресурсов для изготовления любого товара; подвести детей к выводу: одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие производятся людьми; прививать основы бережного отношения к природе и ее богатствам. |
| Карта с географическим положении; коллекция полезных ископаемых для рассматривания | Предложить собрать коллекцию полезных ископаемых; помочь организовать выставку изделий, изготовленных из разных материалов (глины, камня, меди и т.д.) |
Март (2-ая неделя)
Раздел «Экономика страны»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Расширить знания детей о ресурсах нашей страны (природные, капитальные, человеческие),, различными способами их применения; познакомить с экономическим и понятиями «ограниченность ресурсов» и “экономия ресурсов»; подвести к пониманию того, что ресурсы надо экономно использовать; создать ситуации ограниченности ресурсов в процессе интегрированных видов деятельности |
| коллекция полезных ископаемых; карта России | Предложить родителям с ребенком сходить на прогулку в лес |
Март (3-ая неделя)
Раздел «Экономика страны»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Познакомить со свойствами полезных ископаемых ; дать детям представление о том, как их , как они используется человеком (уголь нужен для вырабатывания электроэнергии и т.д.); познакомить с новыми профессиями (геолог, нефтяник, горняк, шахтер); воспитывать уважительное отношение к профессии, бережное отношение к природе и ее богатствам |
| Кукла «Хозяйка Медной горы» Карта России с условными обозначениями местонахождения полезных ископаемых Коллекция полезных ископаемых для показа. Оборудование для экспериментирования и с/р игр (магниты, компас, каски и т.д.) | Консультация для родителей «Как научить ребёнка любить и охранять родную природу» |
Март (4-ая неделя)
Раздел «Экономика страны»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Расширить знания детей о свойствах полезных ископаемых; познакомить с новыми профессиями (геолог, нефтяник, горняк, шахтер); воспитывать уважительное отношение к профессии, бережное отношение к природе и ее богатствам |
|
Апрель (1-ая неделя)
Раздел «Я в мире экономики»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Продолжать формировать нравственно-экономические качества (ответственность, бережливость, экономность к личному и общественному достоянию) |
|
Апрель (2-ая неделя)
Раздел «Я в мире экономики»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Расширить представления детей о свойстве и значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе; о сложностях ее добычи, дать элементарное представление о процессе фильтрации и очистных сооружениях; воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. |
| иллюстрации очистки воды, картинки с изображением верных и неверных ситуаций поведения человека в природе; оборудование для экспериментирования (вата, марли, воронки,и т.п | пропаганда культуры водосбережения у родителей Неделя «Водосбережение» |
Апрель (3-ая неделя)
Раздел «Я в мире экономики»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Познакомить с понятием «энергосбережение», воспитывать экономное отношение к электроэнергии, культуру поведения в быту ( выключить свет, когда выходишь из помещения) ; формировать нетерпимость к небрежности, расточительству |
| схема с символикой горящей и выключенной лампочкой, игра-пособие “Его величество – электричество” | пропаганда культуры энергосбережения у родителей Неделя «Энергосбережение». |
Апрель (4-ая неделя)
Раздел «Я в мире экономики»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Дать детям представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости; развивать «чувство времени»; умение беречь время; регулировать свою деятельность в соответствии со временем; расширить знания детей об умениях людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день |
| Песочные часы, секундомер; макеты часов , будильник; бумажные деньга для игр; прайс-лист; распечатанные на лисах изображения зданий разных сфер экономики, разного уровня; альбомный лист, карандаши или фломастеры. | Консультация «Как научить ребенка беречь время» |
май
Раздел «Я в мире экономики»
Задачи | Виды деятельности | Разв. пр./пр. среда | Взаимод. с родителями |
Обследование детей 6-7 лет с целью определения уровней экономической воспитанности (А.Д. Шатова, Л.Щелкун, В.Шевченко); наличие знаний и представлений об экономической жизни людей ; проявление интереса к окружающим явлениям современного социума, проявление экономических умений; нравственно-экономические качества |
| Подушки, касса, деньги для сказки, «Мягкая игрушка» для игры «Аукцион», настольно- печатные игры; | Анкетирование; показ открытого занятия по экономическому воспитанию дошкольников 6-7 лет |
- Технологии:
- Технологии, способствующие развитию познавательного интереса дошкольников к экономическим понятиям и явлениям («История происхождения денег», «В гостях у царицы Экономики» , «Как Миша стал бизнесменом», и др.)
- Технологии, способствующие развитию экономического образа мышления («Придумай загадку о профессии» «Угадай, что я рекламирую», «Ярмарка игрушек», КВН «Мы играем в экономику», викторина «Знаете ли вы экономику? » и др.)
- Технологии, актуализирующие ценностно-смысловую сферу дошкольников («Золотые правила экономики», «Кто бережливый?», «Хранители бюджета», «Если бы я был богатым?», и др.)
Технологии:
- Технологии, способствующие формированию экономического опыта дошкольника через моделирование реальных жизненных ситуаций («Как все учили Федору беречь!», «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет», «Волшебный конверт», «Рекламное агентство», «Аукцион», и др.)
- Проблемно-творческие технологии («Профессия, о которой я мечтаю», «Деньги будущего», «Составь кроссворд», «Придумай рекламу»,
Ожидаемые результаты от внедрения проекта:
Дети овладеют элементарными представлениями из области экономической жизни людей: представлениями об экономических понятиях; начальными знаниями о труде людей, потребностях семьи; проявляют интерес к окружающим явлениям современного социума.
- Овладеют экономическими умениями: отражают имеющиеся знания в игровой, трудовой, художественно-творческой деятельности и умеют опираться на эти знания в поведении, общении со взрослыми и сверстниками; овладевают способностью к выбору, взаимопомощи, умением находить свое место в общем деле, стремлением к сотрудничеству, достижению поставленной цели.
- Овладеют нравственно-экономическими качествами личности (проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости); умеют оценивать проявление этих качеств у сверстников; обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе
Этапы реализации проекта
- 1 этап – Планирование реализации проекта «Ребёнок в мире экономики» (июль-август)
- 2 этап – создание экономической среды в группах, разработка планов работы с детьми по формированию экономического образования, привлечение родителей к предстоящей творческой работе (август-сентябрь)
- 3 этап – реализация проекта: рефлексивный: оценка результатов качества развития у дошкольников 6-7 лет основ экономической культуры (сентябрь-апрель)
- 4 этап – подведение итогов: обобщение опыта и определение результата практической деятельности. (май - июнь)
Литература
- Богомолова, М.И. Исходные аспекты экономического воспитания детей / Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Материалы научно — практической конференции. Тольятти. - 2006. С. 29 — 34. http://geum.ru/aref/konstruirovanie-sredi-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-uslovie-formirovaniya-ekonomicheskoy-kulturi-detey-starshego-doshkolnogo-ref.htm
- Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников», издательство «Сфера» г.Москва 2002 год.
- Макарова И.И. Комплексное использование информационной среды как средства экономического образования старших дошкольников : в условиях детского сада : дис.. к.п.н.: Макарова Ирина Ивановна; - Москва, 2009.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1626 http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/364420.html
- Попова Т, МеньшиковаО, Кнышова Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом http://www.solnet.ee/school/p8_50.html
- Рословцева И.П. Азбука бережливости для дошкольников . 2010.-60 с.
- Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. – М.:ООО «Карапуз», 2005.
- Смирнова Т., Проснякова Т. Белка и Компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачках, Издательство: Дом Федорова , 2011 . - 144 с.
- Смоленцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику»,издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» г. Санкт-Петербург 2001 год.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
- Смоленцева, А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников / А.А. Смоленцева// Детский сад от А до Я.-2003.- №4. - с.63.
- Человек. Общество. Государство: Учеб. пособие для 11-го кл. Человек в мире культуры/ Т. М. Алпеева, Е. В. Беляева, Г. А. Василевич и др.; Под ред. Ю. А. Харина.- Мн.: Нар. асвета, 2002.- 191 с. http://slovo.ws/urok/chpo/11/01/txt/18.html
- ЧУРОДЕЙСТВО или Экономика в картинках. Репина Н.А. http://www.terminomika.ru/data/library/authors/e_v_kart.html
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: Учеб. - метод. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.
- .Шорыгина Т.А. «Беседы об экономике», издательство «Сфера» г.Москва 2009 год.
- Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : Дис. ... к.п. н. : Беляева Н. Л.: Челябинск, 2008 http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-07/dissertaciya-ekonomicheskoe-vospitanie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
- Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова
- 1996, Педагогика-Пресс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая культура родителей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Педагогическая культура родителейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...
Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённогопедагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого ранне...
«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Консультация...
Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...
Значение работы по формированию звуковой культуры речи с дошкольниками в условиях реализации ФГОС
Статья рассказывает о средствах интонационной выразительности и развитии звуковой культуры речи у дошкольников. Приводятся примеры, используемых упражнений и интерактивных игр....
Доклад к педагогическому совету Тема: «Современные подходы в формировании культуры здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья детей. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении...