Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
статья

Сучкоусова Наталия Александровна

Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённогопедагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_zdorovya.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей  дошкольного возраста культуры здоровья  в условиях реализации  ФГОС ДО

                                                     Воспитатель: Сучкоусова Н.А.

2019 год

«Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста».

                                                                                                Л. С. Выготский

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать его в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.

 Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самому заботиться о своем здоровье; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время двигательной активности; учить понимать, что и как влияет на самочувствие человека; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования констатирует: «Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях». «Физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».

   На этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

    Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

    Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.

   Главный залог успеха этой работы в том, чтобы сами педагоги и родители стали носителями ценностей культуры здоровья, т. к. именно взрослый человек является образцом для подражания.

  Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала "Здоровье", тематические выставки, библиотека здоровья,  информационные уголки здоровья "Вот я  болеть не буду" "Как я расту",  консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.

   Уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

    Процесс формирования культуры здорового образа жизни дошкольников, связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.

    Формирование культуры здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности. Основы культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку. Для формирования культуры здорового образа жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о культуре здорового образа жизни».

 Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босохождение, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе – всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию культуры здорового образа жизни.

    Практика показывает, что мероприятия по формированию культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

   Большое значение для формирования культуры здорового образа жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями.  Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети. С детьми дошкольного возраста проводят ежедневную утреннюю зарядку, специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок.

  Процесс формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста осуществляется путем использования различных форм, методов и приемов работы.  На занятиях и в непрерывной образовательной деятельности дети получают представления о здоровье человека, о строении человеческого тела, о функционировании основных органов и систем организма, о взаимосвязи между окружающей социальной и природной средой и состоянием здоровья человека, удовлетворяя тем самым когнитивные потребности в познании самого себя и окружающего мира.  Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки. Расширению и закреплению полученных представлений способствуют наблюдения, беседы, игры, экскурсии, прогулки, проблемные ситуации, опыты и др. Наряду с экскурсиями используют эколого-оздоровительные прогулки. Целью таких прогулок является наблюдение за растениями, сезонными изменениями в жизни природы, а также во время таких прогулок осуществляются оздоровительные мероприятия: занятия физической культурой, дыхательная гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе, ознакомление детей с благоприятным воздействием природы на здоровье человека и значением природы для здорового образа жизни (оздоровительное влияния закаливающих природных факторов: солнца, чистого воздуха, воды).  Для непосредственного восприятия детьми объектов и явлений на прогулке организуются кратковременные и длительные наблюдения и опыты. Наблюдение позволяет показать детям влияние на природу социальных и экологических факторов, помогает осознать влияние окружающей социальной и природной среды на оздоровительный образ жизни. Опыты способствую формированию у детей познавательного интереса к окружающей социальной и природной среде, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к выводу, умозаключению, уточняют свои представления. Для стимулирования познавательной активности и формирования опыта здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников используются методы проблемного обучения: проблемные ситуации, постановка ситуационных задач, метод выбора, проблемные вопросы, максимально затрагивающие интересы ребенка в становлении собственного здоровья с последующим выбором альтернативных решений, необходимых для здорового образа жизни.

  Детская книга – важное средство воздействия на детей. Ценные возможности при формировании представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни дает чтение художественной литературы. В дошкольном возрасте у детей очень бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в играх и при восприятии художественных произведений. Дети дошкольного возраста очень эмоционально воспринимают описанные события, мысленно участвуют в них. Детские художественные произведения не только будят в детях интересы, воображение, фантазию, но и воспитывают, формируют устойчивые представления, культуру. Неоспоримый вклад в воспитание подрастающего поколения вносит художественное слово, пословицы, поговорки и изречения мудрых людей, отражающие все стороны образа жизни человека и обобщающие опыт многих поколений. Пословицы и поговорки в форме совета (как укрепить здоровье, закаляться, правильно питаться, отдыхать, следить за чистотой) помогают в формировании культуры здорового образа жизни. Чтение детской художественной литературы на тему укрепления и сохранения здоровья детей и совместное обсуждение прочитанного помогают сформировать у ребенка прочные представления о здоровом образе жизни.

 Таким образом, культура здорового образа жизни детей дошкольного возраста – это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат воспитания в семье и в ДОУ. Свое начало культура здорового образа жизни ребенка берет в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольная образовательная организация как универсальная среда, помогает ребенку обрести элементарную культуру здорового образа жизни, определяя тем самым здоровый путь его развития.

 ЛИТЕРАТУРА

 1. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007

2. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова [и др.]. – М.: Гардарики, 2008

 3. Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: Шадринский Дом Печати

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»

Поделиться своим опытом формирования у детей дошкольного возраста культуры здоровья через использование здоровье сберегающих технологий....

«Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»...

Игровая терапия, как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР, в условиях реализации ФГОС ДО.

Игротерапия — способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развития навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра....

Семинар для педагогов по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий" Форма проведения: телепередача «Здоровому - все здорово!»

Краткая аннотация:      Семинар-практикум разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления но...

Удостоверение о повышении квалификации "Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" 18.01.2019г.

Удостоверение о повышении квалификации "Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" 18.01.2019г....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО»

В работе представлен вариант деловой игры к действующему семинару по формированию у детей культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО...