Кружковая работа 2 младшая группа
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Звёздочка»
«Её величество Сенсорика»
Программа дополнительного образования для детей 3-4лет
по сенсорному развитию
Составили: воспитатели второй младшей
Группы «Осьминожкики»
Мельниченко Н.М.
Курбакова Е.В.
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для решения этой задачи в детском саду в этом учебном году был организован кружок для детей младшего дошкольного возраста «Её величество Сенсорика».
Цель программы: способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей младшей группы.
2. Закреплять представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина.
3. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
- Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Программа реализуется через занятия, которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Формы организации деятельности: подгрупповая, индивидуальная. Используются следующие методы: игровой метод (дидактические игры), наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов), практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Направления программы:
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы.
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
- Создание условий для кружковой деятельности.
Гибкая форма организации кружка в совместной деятельности детей и взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале деятельности рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе деятельности, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток педагог подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы проведения деятельности различны.
Диагностическое сопровождение.
Диагностика эффективности программы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Её величество Сенсорика» осуществляется на итоговых занятиях и в процессе беседы с родителями и педагогами в конце учебного года.
Основными критериями определения уровней сенсорных способностей у детей стали:
- степень ориентировки ребенка в основных цветах спектра;
- умение ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу;
- умение ребенка находить и называть предметы разной величины;
- знания свойств предметов и слов их обозначающих;
- эмоциональное отношение к предложенной деятельности;
- результат.
За основу были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е.Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)».
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше), различать понятия “один – много”.
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Цель: Выявить уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.
Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз.
Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза
Пустой круг – Ребенок ошибся все 4 раза.
Цель: Выявить умение детей сравнивать два предмета по длине путем наложения или приложения и находить одинаковые.
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно правильно без помощи педагога.
Желтый круг – Педагог направлял ребенка словами, и он справился с заданием.
Зеленый круг – Ребенок ошибся и исправляет себя с помощью действий воспитателя.
Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.
Структура занятия:
- Ритуал приветствия;
- Основная часть,
- Ритуал прощания.
Ритуал приветствия способствует сплочению детей, установлению контакта, создаёт атмосферу доверия: «Добрые пожелания», « Я рад тебя видеть», «Я тебя люблю».
Основная часть включает в себя дидактические игры и задания, направленные на решение задач занятия. На занятиях предполагается чередование видов деятельности: переход от дидактической игры к подвижной деятельности.
Ритуал прощания позволяет создавать у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляет положительные эмоции, полученные от работы на кружке.
Объекты программы
- Дети 3-4 лет.
- Семьи детей посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Принципы комплектования группы и организации работы.
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 27 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Предполагаемый результат:
- Дети различают и называют основные цвета.
- Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Работа данного кружка ведётся с октября 2015 года. В начале года с детьми была проведена диагностика, во время которой было выявлено, какие представления о цвете, форме, величине и других качествах предметов имеют дети. На основе полученных данных выявлено, что многие дети не определяют и не называют основные цвета, не умеют сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или не совпадение. По окончании реализации программы будут подведены итоги работы в данном направлении и представлен полный отчёт деятельности кружка по сенсорному развитию детей «Её величество Сенсорика».
Тематический план занятий
Раздел и тема занятия | Кол-во часов | Задачи |
1.Золотая осень. «Урожай осени» (овощи и фрукты) «Золотая осень» (растения) «Моя одежда» «Птицы» | 1 1 1 1 | - Учить детей обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, развить мелкую моторику, расширить представление об осени, о подготовке животных к зиме, формировать гуманное отношение к животным. |
2.В мире животных. «Дикие животные» «Домашние животные» «Дом, в котором я живу». «Дома, здания». | 1 1 1 1 | -Закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии. Формировать представление детей о величине предметов. Учить детей группировать объекты по 2 признакам (цвету и величине). Формировать представления о геометрических фигурах, эталонах цвета. |
3.Зима наступает. «Моя машина» «Зимняя одежда» «Животные и птицы зимой». «Новый год». | 1 1 1 1 | -Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах и цвете. Закреплять умение детей группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет. |
4.Зимушка-зима. «Зимние забавы» «Ой, мороз, мороз». «Комнатные растения». | 1 1 1 | -Продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Упражнять детей в умении группировать объекты по 3 признакам (форме, цвету и величине). Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине. |
5.Папы очень нам нужны. «Посуда». «Что я люблю есть». «Защитники Отечества». «В гостях у сказки». | 1 1 1 1 | -Продолжать учить детей правильно соотносить посуду по цвету и размеру (красная большая кружечка к красному большому блюдечку и т. д.). Упражнять детей в раскладывании овощей и фруктов по цвету и величине. Продолжать учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной, развивать глазомер. Закреплять умение детей соотносить форму и цвет изображенного предмета с геометрической формой и цветом. |
6.Мамочка моя. «Самые любимые мамочки на свете». «Край, в котором я живу». «Домашние птицы». «Вот и весна». | 1 1 1 1 | -Упражнять детей в умении различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Упражнять детей в раскладывании предметов по величине от самого длинного до самого короткого и наоборот. Упражнять детей в умении определять предметы различной формы на ощупь. Закреплять умение детей видеть форму в предмете, составлять предмет (цветок) из геометрических фигур. |
7.Весна – красна. «Одежда весной». «Природа просыпается». «Подводный мир». «Насекомые» | 1 1 1 1 | -Упражнять детей в выкладывании фигур в определенном порядке в соответствии с заданным образцом. Упражнять детей в умении составлять целое из частей. Закреплять знание детей о величине и цвете предметов. Упражнять детей в складывании насекомых из геометрических фигур разного цвета и размера по образцу. Закреплять умение детей чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов. |
Итого: 27 занятий
Календарный план занятий по программе сенсорного развития детей младшего возраста
«Её величество Сенсорика».
тема | цель | содержание | оборудование |
Золотая осень. | |||
«Урожай осени» (овощи и фрукты) | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Учить чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Разложи яблоки по величине». Д/и «Ёлочки и грибочки». «Раскрась фрукты». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, цветные карандаши, раскраски «Фрукты». |
«Золотая осень» (растения) | Закреплять знания детей о величине (большие, маленькие). Учить находить одинаковые предметы. Учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине). Формировать представления детей о предметах различной формы. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Собери грибы» Д/и «Парные картинки» Д/и «Найди такой же листок», «Геометрическое лото» Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, картинки с изображением разноцветных осенних листьев, геометрических фигур. |
«Моя одежда» | Соотносить предметы по величине. Учить чередовать предметы по 2 – 3 признакам (форме, цвету и величине). Формировать представление детей о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/игра «Подбери одежду для куклы». Д/и «Собери бусы» Д/и «Что нужно куколке красавице?» Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, цветные карандаши, картинки с нарисованными бусами, игрушка кукла. |
«Птицы» | Учить детей раскладывать цветные перышки в определенном порядке в соответствии с образцом или без образца по 2 признакам (величина, цвет). Учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине). | Д/и «Подбери пёрышко» Д/и «Покорми птичек» Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, картинки с изображением птиц, музыка «Пение птиц». |
В мире животных. | |||
«Дикие животные»
| Закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии. Развивать умения детей составлять целое из частей. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Спрячь мышку» Д/и «Три медведя» Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, картинки с изображением диких животных, игрушка лисёнок. |
«Домашние животные» | Учить детей группировать объекты по 2 признакам (цвету и величине). Продолжать учить детей складывать 3-6 местную матрешку. Формировать представления о геометрических фигурах, эталонах цвета. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Клубочки для котят», «Спрячем матрёшек», «Спрячь животное». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, пирамидки, картинки с изображением домашних животных, игрушка собака. |
«Дом, в котором я живу». | Формировать представления детей о величине предметов. Учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной. Формировать представления детей о геометрических фигурах, закреплять представления детей о цвете и величине. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Три медведя», «Домик для матрёшек», «Закрой окно в домике». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, конструктор, матрёшки по кол-ву детей, картинки с изображением домов. |
«Дома, здания». | Закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания. Продолжать учить детей сравнивать объекты с учетом их свойств, величины и формы. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Собери башенку», «Найди свой домик». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, конструктор, мелкие игрушки. |
Зима наступает. | |||
«Моя машина»
| Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания. Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Подбери машину по цвету», «Найди такую же машинку», «Найди предмет такой же формы». Ритуал прощания «До встречи друг». | Дидактические игры, мелкие игрушечные машинки. |
«Зимняя одежда» | Закреплять умение группировать объекты по цвету и размеру, обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах и цвете. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Подбери куклам одежду», «Украсим кукол». Ритуал прощания «До встречи друг». | Дидактические игры, кукла с комплектом зимней одежды. |
«Животные и птицы зимой». | Учить детей раскладывать цветные перышки в определенном порядке по словесному указанию по 2 признакам (величина, цвет). Учить детей складывать из геометрических фигур разного цвета и размера животное по образцу. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Подбери пёрышко», «Сложи животное». Ритуал прощания «До встречи друг». | Дидактические игры, картинки с изображением животных и птиц, запись голосов птиц и животных. |
«Новый год». | Закреплять умение детей группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Продолжать учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Украсим ёлочку», «Собери бусы для ёлочки». Ритуал прощания «До встречи друг». | Маленькая искусственная ёлочка, игрушки, дидактические игры, картинки с изображением геометрических фигур. |
Зимушка-зима. | |||
«Зимние забавы».
| Продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы на ощупь одной формы. Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Выложи по образцу», «Чудесный мешочек», «Подбери машинку для мишки». Ритуал прощания «До встречи друг». | Дидактические игры, мелкие игрушки разной формы, мешочек из ткани. |
«Ой, мороз, мороз». | Продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом . Продолжать учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Рисование снеговика. Д/и «Сложи снеговика», «Выкладывание орнамента», «Разные круги». Ритуал прощания «До встречи друг». | Белые листы бумаги по кол-ву детей, карандаши, образец (рисунок снеговика), дидактические игры. |
«Комнатные растения». | Упражнять детей в умении группировать объекты по 3 признакам (форме, цвету и величине). Формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Найди такой же цветок», «Длинный - короткий». Ритуал прощания «До встречи друг». | Полоски цветной бумаги разные по длине, дидактические игры. |
Папы очень нам нужны. | |||
«Посуда».
| Закреплять умение детей определять величину предметов. Продолжать учить детей правильно соотносить посуду по цвету и размеру (красная большая кружечка к красному большому блюдечку и т. д.). Закреплять умение детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Новоселье у куклы Маши», «Чаепитие с Машей», «У зайчонка в гостях». Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». | Кукла, набор кукольной посуды, вырезанные из картона геометрические фигуры. |
«Что я люблю есть». | Упражнять детей в раскладывании овощей и фруктов по цвету и величине. Упражнять детей в выкладывании узора на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Украсим торт», «Собери овощи и фрукты». Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». | Картинки овощей и фруктов, вырезанные из картона геометрические фигурки разного размера и цвета. |
«Защитники Отечества». | Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету, форме и величине. Учить детей соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар). Упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Чередование флажков», «Подбери к шарикам круги», «Кому какой по величине?» Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». | Флажки разные по цвету, величине, плоские и объёмные изображения геометрических фигур, разные предметы по величине. |
«В гостях у сказки». | Продолжать учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной, развивать глазомер. Развивать способности детей устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета. Закреплять умение детей соотносить форму и цвет изображенного предмета с геометрической формой и цветом. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Построим дом для сказочных героев», «Геометрическое лото», «Найди игрушки синего, красного и т.д. цвета». Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». | Конструктор, мелкие игрушки, дидактические игры. |
Мамочка моя. | |||
«Самые любимые мамочки на свете».
| Закреплять представления о шести цветах спектра, закреплять умение выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. Упражнять детей в умении различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Закреплять умение детей видеть форму в предмете, составлять предмет (цветок) из геометрических фигур. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Весёлые матрёшки», «Собери цветочек для бабушки», «Что подарила мама?». Ритуал прощания «До встречи друг». | Матрёшки, комплекты геометрических фигур для сбора цветов. |
«Край, в котором я живу». | Закреплять умение детей чередовать объекты по словесному указанию взрослого (например, выложи – елочку, грибок, грибок, елочку и т. д.) Упражнять детей в различении шести цветов спектра и их названии. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Ёлочки и грибочки» «Спрячь мышку» «Пирамидка». Ритуал прощания «До встречи друг». | Плоскостные изображения ёлочек, грибочков, пирамидки, дидактическая игра. |
«Домашние птицы». | Упражнять детей в размещение элементов мозаики с постоянной сменой сочетаний цветов в условиях выбора двух нужных цветов из шести. Учиться воспроизводить заданные формы по образцу, развивать творческое воображение. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Утка с утятами», «Курочка и цыплята». Ритуал прощания «До встречи друг». | Мозаика, пазлы. |
«Вот и весна». | Упражнять детей в раскладывании предметов по величине от самого длинного до самого короткого и наоборот. Упражнять детей в умении определять предметы различной формы на ощупь. Закреплять умение детей подбирать лучики по цвету и размеру; упражнять детей в раскладывании лучиков в определенной последовательности (например, длинный – короткий и т. д.; короткий – короткий - длинный и т. д.). | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Подбери лучики к солнышку», «Разложи сосульки», «Найди в песочке». Ритуал прощания «Я молодец!» | Плоскостные сосульки разные по величине, плоскостное изображение солнышка и лучиков, мелкие предметы различной формы. |
Весна - красна. | |||
«Одежда весной».
| Упражнять детей в выкладывании фигур в определенном порядке в соответствии с заданным образцом. Закреплять умение детей учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесные обозначение величин. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Оденем кукол», «Собери бусы». Ритуал прощания «Я молодец!» | Плоскостные геометрические фигуры, 3 куклы с комплектами одежды разные по размеру. |
«Природа просыпается». | Закреплять знания и представления детей о том, что величина является значимым признаком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью наложения. Упражнять детей в умении составлять целое из частей. Закреплять умение детей чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и - вкладыш «Козлята и волк», «Заборчик для петушка»; «Разрезные картинки». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, счётные палочки. |
«Подводный мир». | Закреплять умение детей составлять предмет из частей. Закреплять знание детей о величине и цвете предметов. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Поймай рыбку», «Разрезные картинки». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, плоскостные изображения рыбок. |
«Насекомые» | Закреплять умение детей соотносить цвет и размер с заданным предметом (насекомым). Упражнять детей в складывании насекомых из геометрических фигур разного цвета и размера по образцу. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Сложи насекомое», «Спрячь насекомое». Игра «Летает – не летает». Ритуал прощания «Я молодец!» | Плоскостные геометрические фигуры разного цвета и размера. |
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Под ред. Венгера Л. А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988.
4. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
5. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие» - М.: Мозаика-Синтез 2000г.
6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на восприятие цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.
7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
8.Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. Под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа в группе "Теремок"
Кружковая работа...
Программа кружковой работы общеобразовательной группы младшего дошкольного возраста «Капитошка» по сенсорному развитию «Калейдоскоп» МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 103»
Кружковая работа для детей второй младшей группы по сенсорному развитию.«Калейдоскоп» Составила и разработала: воспитатели 2мл.гр.:Шорникова М.А....
Программа кружковой работы в группе предшкольного образования. « Мы твои друзья, природа».
В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые...
План кружковой работы младшей разновозрастной группы
План кружковой работы младшей разновозрастной группы на год...
Рабочая программа кружковой работы младшей группы "Маленькие волшебники"
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей....
Рабочая программа по дополнительному образованию в ДОУ(кружковая работа) младшая группа 9.10.2022
Рабочая программа по дополнительному образованию в ДОУ(кружковая работа) младшая группа...
Прграмма по кружковой работы младшей группы по правильному развитию мелкой моторики (от 2 до 3 лет) Тема:«Пальчик, ручка, язычок»
Кружок «Пальчик, ручка, язычок» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2 – 3 года. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному млад...