Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста
материал (младшая группа)

Сенсорные коробки – это емкости с различным сенсорнымнаполнением (жидкостями, сыпучими материалами, желе, клейстером, игрушками и т.д.). Это чрезвычайно полезная и многофункциональная игрушка для детей раннего и дошкольного возраста. Ребенок может щупать мелкие предметы, пересыпать, прятать их, придумать свой сюжет. Игры с сенсорной коробкой помогают развить мелкую моторику, внимание, воображение и речь ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 дошкольные группы «Гнездышко»

Доклад «Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста»

Колтакова Наталья Михайловна,

воспитатель

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его  восприятия и формирование представлений о внешних свойствах  предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.

Для решения данной задачи при организации образовательного процесса мы используем разнообразные сенсорные коробки.

Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать:

  • занимают немного времени на подготовку;
  • компактны;
  • доступны;
  • предоставляют множество возможностей для обучения;
  • являются отличным дополнением к тематическим занятиям;
  • сможет сделать любой педагог

Чем полезна сенсорная коробка?

  • Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное  мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений.
  • Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.)
  • Помогает формированию элементарных математических представлений: счет,  группировка, сортировка, измерение и взвешивание. Это лишь некоторые из математических преимуществах сенсорной коробки.
  • Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
  • Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
  • Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
  • Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.

Для создания сенсорной коробки нам понадобились:

  • Емкости (пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска);
  • Наполнитель (любой тактильный материал: сыпучий, жидкий, мягкий)
  • Различные элементы (игрушки и предметы);
  • Инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки, сачки).

Сенсорные коробки универсальные тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.

Для детей до 2-х лет подойдут простые сенсорные коробки с крупными предметами. Используются коробки с наполнителем разными по тактильным ощущениям. Делается это с целью дать ребенку как можно больше ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.

Для детей 2-3 лет добавляем в коробки игрушки-предметы и показываем, как с ними играть, даем различные задания. Это необходимо для координации движений и формирования мелкой моторики. А так же дети во время игры с сенсорными коробочками учатся различать предметы по размеру, цветам и свойствам

Какие игры можно проводить с сенсорными коробками?

Малыши в раннем возрасте учатся играть в такие игры, как «Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн» - эти игры направлены не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с крупой. Они очень нравятся детям.

В игре «Пересыпаем крупу»  ребенок слушает и сравнивает звук от каждой крупы, например, от гороха – звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучный.

На развитие мелкой моторике и осязания направлена игра «Угадай, что это». Ребенок опускает руки поочередно  в сенсорные коробочки с различной крупой, Обязательно называйте крупу и сравнивайте  ощущения. Через какое-то время можно ему предложите определять их наугад с закрытыми глазами.

«Сортируем предметы» - учимся развивать умение отличать предметы, находить у них то общее,  различать предметы по размерам, цветам, свойствам, а так же  такая игра учит ребенка самостоятельно мыслить.

«Сортируем крупу» - в мелких макаронах  ищут фасоль, такая игра развивает мелкую моторику. Если у ребенка получается это легко, предлагаем проделать то же самое при помощи ложки. Самым ловким предлагаем щипцы, пинцет или прищепку.

«Круглое и квадратное» - малыши ощупывают закопанные предметы и угадывают их.  

Игра «Найди определенную фигуру» - развивает внимательность, учить находить предметы заданной формы.

«Поймай меня» - из контейнера, наполненного водой, можно сачком вылавливать рыбок или другие игрушки, тем самым развивая координацию движений и ловкость.

Дети с удовольствием играют с этими коробками.

Наполнение сенсорных коробок будет изменяться вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Когда детки подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр.  Такие коробочки будут способствовать развитию чувства независимости и любознательности ребенка, а так же стимулировать развитие внимания и концентрации.  

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

Информационные источники:

  1. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С.,  и др. – М.: Владос, 2001.
  2. Венгер  Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  5. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Народная асвета, 2007.
  6. https://razvivash-ka.ru/sensornye-korobki-zachem-kak-s-chem/ 
  7. https://docplayer.ru/65258756-Uvlekatelnye-sensornye-korobki.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

АНАЛИЗ использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе с детьми раннего возраста

В современном мире информационные технологии прочно вошли в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Интернет изменил трудовую мою деятельность воспитателя: он помог мне сделать уч...

Использование логических блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми раннего возраста.

Игры с логическими блоками Дьенеша для детей раннего возраста (2-3 года)....

Использование сенсорной стены - Коврографа в работе с детьми раннего возраста

Материал полезен воспитателям, работающим с детьми раннего возраста...

Статья "Использование ИКТ в образовательном процессе с детьми раннего возраста".

   Информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний от восп...

«Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста»

laquo;Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его  восприятия и формирование представлени...

«Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми»

Конспект ООД в младшей группе«Использование сенсорных коробокв образовательном процессе с детьми»...