Мастер-класс с педагогами по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ»
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №43»-«детский сад №33»
Мастер-класс
с педагогами по теме:
«Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ»
Подготовила:
воспитатель Эпп Н.В.
Славгород 2019
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ».
Цель: повысить уровень знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
- Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития творческого потенциала.
- Повысить профессиональное мастерство педагогов в проведении опытно-экспериментальной деятельности с детьми.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: пластиковые и стеклянные стаканы, вода, гуашь и пищевой краситель разных цветов, бумажные полотенца, ложки, растительное масло, смесь соды и лимонной кислоты, тарелки, конфеты «Скитлс».
Участники мастер-класса: педагоги.
Предварительная работа: подготовка оборудования, обработка литературы по данной теме.
План работы мастер-класса:
1.Теоретическая часть «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ».
2.Практическая часть:
участие педагогов в проведении опытов.
3. Оценка работы мастер- класса.
Актуальность
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на мастер – классе нашего семинара «Познавательно –исследовательская деятельность в ДОУ».
Я хочу начать свой мастер-класс словами Антуана де Сент-Экзюпери:
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.
«Хочу всё познать», -говорит ребёнок.-«Я буду твоим проводником на этом пути»,- вторит ему взрослый, будь то воспитатель или родитель.
Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги давайте окунемся в страну детства, где каждый из вас мечтал стать волшебником.
Детям очень нравится все интересное, необычное, волшебное. Чтобы развлечь их, да не просто так, а с пользой, предлагаем провести опыты с водой.
Эксперимент с водой, которая «ходит» по стаканам
Для эксперимента нам понадобится: семь стаканов (это зависит от того, на сколько цветов вы хотите провести опыт), вода, гуашь разных цветов (красная, жёлтая и синяя), бумажные полотенца. Возьмите гуашь тех цветов, которые вы бы хотели смешать. Очень хорошо получается, если смешать красный с желтым, желтый с синим, синий с красным.
Налейте в стаканы воды и в каждый из них добавьте гуашь. Возьмите еще дополнительно по одному пустому стакану для каждой пары цветов. Бумажное полотенце, или белую салфетку, сложите в четыре раза продольно. Разрежьте бумажное полотенце пополам, а затем сложите его в четверть продольно. Опустите один конец полотенца в цветную воду, а другой конец опустите в пустой стакан. Еще одно полотенце, сложите так же и опустите один конец в другой цвет, а второй конец в тот же пустой стакан.
Объяснение: через некоторое время из-за капиллярных сил вода переместится по полотенцу в пустой стакан, и он будет заполняться водой, пока уровень воды не сравняется во всех стаканах. Наблюдайте, как цветная вода по салфетке стекает в пустой стакан. В результате смешивания, в пустом стакане образуется третий цвет. Этот опыт поможет вам рассказать ребенку о законе сообщающихся сосудов, показать смешение цветов.
Эксперимент-«Волшебная радуга» или «Сладости, опасные для здоровья»
Пастила, жевательные конфеты, «Чупа-чупсы», «Скитлс» в яркой упаковке – все это, без сомнения, вредные продукты. Они все содержат не только огромное количество сахара, но и химические добавки, красители, заменители и т.д. Но как объяснить детям, почему не стоит есть все эти «радужные» конфеты? Ведь у них не так развиты понятия химикатов, красителей, консервантов и прочих добавок. Вот тут приходит на помощь чудесный опыт со «Скитлс».
Для эксперимента нам понадобится: плоская тарелка, конфеты «Скитлс», вода.
Раскладываем конфеты «Скитлс» на плоской тарелке по кругу. Льем на середину тарелки обычную воду. Наблюдаем за процессом. У нас получилась «волшебная радуга». Если оставить радугу на час, то мы увидим, что конфеты превратились в бурую мерзкую жижу. Осталось спросить у ребят, хотят ли они теперь есть эти конфеты.
Объяснение: пищевая краска, растворяясь, окрашивает воду, тоже самое происходит с нашим желудком.
Эксперимент-«Лавовая лампа» два в одном
Для эксперимента нам понадобится: три стакана, растительное масло, три стаканчика с водой предварительно окрашенной красителем в разные цвета, шипучие таблетки (или смесь соды и лимонной кислоты в соотношении 1:1).
Вам необходимо заполнить один стакан окрашенной водой на треть, а в остальные два налить масло примерно 2/3 стакана. Затем аккуратно по стенке вливаем масло в стакан с окрашенной водой (вода с красителем осталась внизу). Кто сможет это объяснить? (вода плотнее масла). Теперь, окрашенную воду переливаем в стаканы с маслом. И после этого добавьте чайную ложку смеси лимонной кислоты с содой. Разноцветные пузырьки будут красиво подниматься и опускаться по бокалу.
Объяснение: Вода и масло – это жидкости с разной плотностью. Вода плотнее масла, поэтому она опустилась на дно емкости. Когда ты бросил шипучую таблетку в жидкость, она начала взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделился углекислый газ, который, подхватывая частицы воды с красителем, устремился вверх. Далее газ благополучно покинул емкость, а частицы подкрашенной воды вернулись обратно вниз. И так далее. Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект лавы.
Вывод: Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ понимается не только как процесс усвоения знаний и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев
Рефлексия
У вас на столе смайлики: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите смайлик желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленый смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс Степановой О.А. на тему: «Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Цель мастер - класса: повысить педагогическую компетентность педагогов по теме: Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников....
Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).
Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....
МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка" г. Охи Сахалинской обл.
МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка" г. Ох...
Мастер класс для педагогов на тему: "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"
Мастер класс для педагогов. Тема: "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"...
Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»
Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...
Мастер класс к конкурсу Педагог года на тему "Напольное полотно"
Делюсь своим мастер классом к конкурсу, имеющим краткое выступление на 10 мин....