Развиваемся, играя.
статья (средняя группа)

Костромитина Анна Сергеевна, воспитатель МБДОУ Д/с №95

 

Всемирно известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности, она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств. В игре реализуется потребность воздействия на мир.  Именно поэтому, самая главная задача воспитателя и родителя - научить ребенка играть. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается и обучается только посредствам игры. И в этом ему помогают развивающие игры. Они дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша.

 Вопрос: зачем логическое мышление маленькому ребенку? Дело в том, что каждый возрастной этап формирует свой «пласт» на фундаменте которого осуществляется переход к следующему возрастному этапу.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру. И все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная), внимание, наблюдательность, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, логику, закрепить знания о цвете и многое другое. Дети трёх летнего возраста способны решать дидактические задачи, поэтому в работу с детьми можно смело включать развивающие игры.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста отличаются тем, что содержат в себе готовую игровую задачу, предлагаемую детям, правила и игровой материал. Все это обусловливается целью игры, т. е. тем, для чего она создана.  

 Цель детской игры имеет 2 аспекта: воспитательный, это способы сотрудничества, отношение к другим людям и формы общения, которые надлежит привить детям и познавательный, то чему следует научить дошкольников, какие способы операции с предметами намереваемся им передать.

            Подбирая развивающие игры, необходимо учитывать психологические и возрастные особенности каждого ребенка. Тогда занятия принесут максимум пользы

Главный принцип в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному).

Поэтому: на I этапе обучения детей развивающим играм предлагаю следующие игры:

 

«Цветные фигуры»

Цель: учить раскладывать разноцветные геометрические фигуры на игровом поле по смыслу, развивать логическое мышление и внимание.

Правила игры очень просты: надо всего лишь расставить разноцветные круги, квадраты, прямоугольники и треугольники в подходящие по смыслу места на игровом поле. Чтобы определить, куда нужно ставить ту или иную геометрическую фигуру, необходимо обратить внимание на значки, расположенные рядом со строками и столбцами. Например, если пустая ячейка находится на пересечении строки с красным цветом и столбика с изображением квадрата, то в неё нужно поставить красный квадрат. Пройдя эту игру, ты научишься сортировать предметы сразу по двум свойствам - цвету и форме, и, конечно же, станешь намного внимательнее!

«Найди окошко для паровозика»

Цель: учить детей соотносить геометрические фигуры с формой и цветом.

 

«Посади бабочку на листок»

Цель: учить детей группировать предметы по цвету и размеру.

Освоив игры простые по содержанию, перехожу к следующему этапу  

II этап

В каждой игре следует опираться на то, что уже умеют и любят делать дошкольники.

На этом этапе усложняю задачу и для детей предлагаю следующие игры:

 

«Разложи геометрические фигуры в порядке убывания, возрастания»

Цель: учить раскладывать геометрические фигуры в порядке убывания и возрастания, развивать логическое мышление и внимание.

 

«Продолжи узор»

Цель: научить находить закономерность, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, память.

 

«Выложи узор на салфетке»

Цель: учить ориентироваться на плоскости, пользоваться словами (вверху, внизу, в середине), учить справляться с сложностями самостоятельно, развивать мышление, внимание, память, речь, обогащать словарь детей.

 

III этап

«Геометрическое лото»                                                                                                                                           

Цель: создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели, закреплять знания геометрических фигур, научить играть в коллективе, развивать внимание, память, мышление, учить соблюдать правило игры.

«Найди лишний предмет»                                                                                                              Цель: учить классифицировать предметы по размеру, по цвету, по признаку, продолжать развивать логическое мышление, внимание, речь и память.

Владение логическими операциями у детей младшего дошкольного возраста значительно повышает уровень внимательности, развивает привычку к ясному и четкому мышлению, вырабатывает умение выделять суть проблемы. Маленький дошкольник получает радость и удовлетворение от самого процесса обучения.

 Будущие успехи ребенка закладываются еще в раннем детстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyarazvivaemsya_igraya.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваемся, играя.

Костромитина Анна Сергеевна, воспитатель МБДОУ Д/с №95

Всемирно известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности, она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств. В игре реализуется потребность воздействия на мир.  Именно поэтому, самая главная задача воспитателя и родителя - научить ребенка играть. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается и обучается только посредствам игры. И в этом ему помогают развивающие игры. Они дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша.

 Вопрос: зачем логическое мышление маленькому ребенку? Дело в том, что каждый возрастной этап формирует свой «пласт» на фундаменте которого осуществляется переход к следующему возрастному этапу.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру. И все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная), внимание, наблюдательность, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, логику, закрепить знания о цвете и многое другое. Дети трёх летнего возраста способны решать дидактические задачи, поэтому в работу с детьми можно смело включать развивающие игры.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста отличаются тем, что содержат в себе готовую игровую задачу, предлагаемую детям, правила и игровой материал. Все это обусловливается целью игры, т. е. тем, для чего она создана.  

 Цель детской игры имеет 2 аспекта: воспитательный, это способы сотрудничества, отношение к другим людям и формы общения, которые надлежит привить детям и познавательный, то чему следует научить дошкольников, какие способы операции с предметами намереваемся им передать.

            Подбирая развивающие игры, необходимо учитывать психологические и возрастные особенности каждого ребенка. Тогда занятия принесут максимум пользы

Главный принцип в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному).

Поэтому: на I этапе обучения детей развивающим играм предлагаю следующие игры:

«Цветные фигуры»

Цель: учить раскладывать разноцветные геометрические фигуры на игровом поле по смыслу, развивать логическое мышление и внимание.

Правила игры очень просты: надо всего лишь расставить разноцветные круги, квадраты, прямоугольники и треугольники в подходящие по смыслу места на игровом поле. Чтобы определить, куда нужно ставить ту или иную геометрическую фигуру, необходимо обратить внимание на значки, расположенные рядом со строками и столбцами. Например, если пустая ячейка находится на пересечении строки с красным цветом и столбика с изображением квадрата, то в неё нужно поставить красный квадрат. Пройдя эту игру, ты научишься сортировать предметы сразу по двум свойствам - цвету и форме, и, конечно же, станешь намного внимательнее!

«Найди окошко для паровозика»

Цель: учить детей соотносить геометрические фигуры с формой и цветом.

«Посади бабочку на листок»

Цель: учить детей группировать предметы по цвету и размеру.

Освоив игры простые по содержанию, перехожу к следующему этапу  

II этап 

В каждой игре следует опираться на то, что уже умеют и любят делать дошкольники.

На этом этапе усложняю задачу и для детей предлагаю следующие игры:

«Разложи геометрические фигуры в порядке убывания, возрастания»

Цель: учить раскладывать геометрические фигуры в порядке убывания и возрастания, развивать логическое мышление и внимание.

«Продолжи узор»

Цель: научить находить закономерность, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, память.

«Выложи узор на салфетке»

Цель: учить ориентироваться на плоскости, пользоваться словами (вверху, внизу, в середине), учить справляться с сложностями самостоятельно, развивать мышление, внимание, память, речь, обогащать словарь детей.

III этап

«Геометрическое лото»                                                                                                                                            

Цель: создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели, закреплять знания геометрических фигур, научить играть в коллективе, развивать внимание, память, мышление, учить соблюдать правило игры.

«Найди лишний предмет»                                                                                                              Цель: учить классифицировать предметы по размеру, по цвету, по признаку, продолжать развивать логическое мышление, внимание, речь и память.

Владение логическими операциями у детей младшего дошкольного возраста значительно повышает уровень внимательности, развивает привычку к ясному и четкому мышлению, вырабатывает умение выделять суть проблемы. Маленький дошкольник получает радость и удовлетворение от самого процесса обучения.

 Будущие успехи ребенка закладываются еще в раннем детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Статья для воспитателей«Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни»

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

«Играть, развивая; развивать, играя»

Статья затрагивает одну из актуальный проблем современных дошкольников: сегодняшние дети мало играют вообще, а в сюжетно-ролевые игры в частности. Почему это происходит? Возможно ли исправить ситуацию...

ИГРАТЬ - РАЗВИВАЯ, РАЗВИВАТЬ – ИГРАЯ. Сюжетно-ролевая игра

Консультация для родителей детей  разновозрастной группы детского сада (4-6 лет). В статье изложены ответы на часто задаваемые вопросы родителей о том, что такое сюжетно-ролевая игра, какие сюжет...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»...