Развитие речи детей в игре
статья (младшая группа)

Гусева Елена Михайловна

Статья отображает многофункциональнось и значимость применения различных игровых форм, способствующих речевому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_v_igre.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Гусева Елена Михайловна,
воспитатель ГБДОУ №20
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга

Развитие речи детей в игре

Основной образовательной областью в дошкольном образовании является речевое развитие. Проблема развития активной речи детей была актуальна всегда, но, на сегодняшний день, очень многие дети сталкиваются с подобной проблемой.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребёнка, ответить на любой вопрос, но на многие из них ребёнок сам может найти ответ, и неважно, что только путём проб и ошибок. Любая игра решает определённую задачу, направленную на понимание, накопление, расширение знаний детей, а также речевых умений.

В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексического, грамматического, развитие связной речи). Главная задача педагога – пробудить и постоянно поддерживать жажду детской пытливости в области знаний, развивать творческую деятельность воспитанников. Стоит отметить, что творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первый этап жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра развивает язык, а язык создает саму игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение невозможно без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. В активной игре воспитатель может выявить сложности, с которыми сталкивается воспитанник, и, в последствии, разработать индивидуальный маршрут.

Для развития речи используются различные игры:

  • дидактические — знакомство и расширение представлений о мире вокруг, отработка умений и навыков, определённых требованиями к развитию сферы познания у дошкольников (через обучающие игры, например, дети старшей группы учатся «сдруживать» буквы, то есть составлять слоги), развитие навыков трудовой деятельности (к примеру, в сюжетно-ролевых играх малыши первой младшей группы помогают маме в уборке);
  • развивающие — развитие внимания, речи, процессов мышления, памяти, формирование умения наблюдать, проводить сравнительный анализ, сопоставлять, стимуляция воображения, творческого видения, фантазии;
  • воспитательные — формирование инициативности, нравственных и волевых качеств, партнёрства, общительности;
  • социально-коммуникативные — приобщение к соблюдению правил, принятых в социуме, развитие умения контролировать свои эмоциональные проявления, способности общаться с товарищами и взрослыми.

В своей профессиональной деятельности очень важно обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, постепенно расширять и обновлять их социальные связи. Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активности,  использовать в речевом развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста; использовать игру как средство наибольшего развития речи детей, где сюжетно-ролевая игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка.

Таким образом, важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Именно игра, являясь, пожалуй, фундаментальным средство познания мира маленькими воспитанниками, позволяет активно развивать речь, коммуникативные и мыслительные навыки.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. Полуполтинных О. П. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 56-57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через игру

Раньше в своей работе я использовала общение детей с их ближайшим непосредственным окружением, просьбы, вопросы и ответы. Давала информацию для родителей....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

предлагается материл, который легко используется в свободной деятельностью с детьми по развитию познавательного интереса через экологическое воспитатние...

Развитие речи детей через игру

Развитие речи детей через игру...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"

Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"...

«Развитие речи детей в игре»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитани...

Развитие речи детей через игру.

Заниматься развитием ребенка стоит с раннего возраста и подходить к этому вопросу нужно всесторонне. Одним из показателей образованности является речь. Игра- основной род деятельности детей, поэтому и...