«Развитие коммуникативных способностей у детей старшего возраста в образовательной области «Коммуникация».
методическая разработка (старшая группа)

Наумова Надежда Ефимовна

презентация для доклада по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_doklad_na_pedsovet.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/с «Теремок» комбинированного вида

г. Ардатов

Обучение детей игре в шахматы

(Выступление на педсовете)

Воспитатель: Наумова Н.Е.

Шахматы - это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Многие люди считают, что шахматы – это всего лишь приятный досуг. Однако эта замечательная игра является не только занятием, помогающим интересно провести время и пообщаться с другими любителями шахмат. В дошкольных группах уделяется большое внимание развитию логического мышления старших дошкольников. Одним из направлений данной работы стало обучение старших дошкольников игре в шахматы. Процесс обучения шахматам способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память, развивает изобретательность. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно в дошкольном возрасте.

Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, определяют возрастающую роль интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование логических операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. В современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем  обученность, поэтому значимость работы по развитию мышления будет возрастать.  Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы определена поиском эффективных методов развития логического мышления у дошкольников. Еще знаменитый советский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». Немецкий ученый Клаус говорил о шахматах: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения». Эти слова справедливы по отношению и к взрослому, и к ребенку. Игра в шахматы помогает многим детям с самого раннего возраста развиваться быстрее, дает возможность раскрыться, самоутвердиться детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения позволяет этим детям преодолеть свою закомплексованность. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

В своей работе делаю акцент на интеллектуальное развитие детей, совершенствование психических процессов, а не обучение профессионалов шахматного мастерства.

Цель работы кружка: развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре в шахматы.

Посещают кружок 6 детей, продолжительность работы 30 минут один раз в неделю во второй половине дня.

Используется  учебно-методическое пособие автор  Сухин И. Г. «Волшебные фигуры для детей 2-5 лет». В нем изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения дошкольников шахматной игре.

В процессе совместной деятельности  провожу работу с различным дидактическим материалом (карточки с фигурами, развивающие игры). Объясняю  правила игры, знакомимся  с разными способами действий, но не выдаю  готовых инструкций по выполнению предложенного задания. В ходе игры поощряется  самостоятельность воспитанников, их стремление достичь результата. Дети усваивают при этом игровые действия, способы и подходы к решению задач. У малышей формируется понимание необходимости концентрироваться на задании, напряжённо думать в ходе поиска решения задач.

Создание проблемно – поисковой ситуации способствует активному развитию мыслительных операций: ребенок активно принимается за решение сложившейся ситуации, учится рассуждать, отстаивать свою точку зрения. В совместных играх детей, с разной степенью освоения шахматной грамоты, происходит взаимное обучение одних детей другими. Дети не только самостоятельно осваивают и закрепляют материал, но и учатся работать в коллективе.

Использую следующие  игровые приёмы:

При знакомстве с шахматными фигурами дети играли с ними, исследовали их, фантазировали.   На занятиях с детьми и в свободной деятельности использовались дидактические игры – задания, такие как: «Куча мала», «Волшебный мешочек», «Пирамида», «Чего не стало», «Что изменилось» и т.д.

Шахматные фигуры в театрализованной деятельности использовались в качестве героев сказок «Шахматный Колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок», придумывание сказки детьми самостоятельно  для эмоционального фона;

- Проведение физминуток с изображением шахматных фигур и проговариванием текста

- Загадывание и отгадывание загадок, решение задач, головоломок, собирание пазлов, раскрашивание картинок, прослушивание стихов и сказок, просмотр мультфильмов;

- пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга);

- метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала).

Каждая новая тема давалась на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал.

Вся работа организуется с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.  Предлагаю ребёнку задания, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекаю малоактивных детей, заинтересовываю  их игрой и помогаю освоить её. Интерес к игре возрастает и становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи, поэтому важно хвалить детей, даже за малый успех, можно использовать небольшие вознаграждения - смайлики, наклейки.

Работа с детьми направлена на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества, поэтому необходимо игру плавно переводить на самостоятельную деятельность, закрепляя полученный и добавляя новый развивающий материал.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий. Уровень мышления детей разный, поэтому слабым, малоактивным детям приходится уделять большее внимание, заниматься индивидуальной работой. Для воспитания у таких детей уверенности в себе предлагаются игры и задания более легкие.

За время  работы   дети научились различать и называть шахматные фигуры, расставлять на шахматной доске начальную позицию, находить ошибки в расстановке шахматных фигур, умеют перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали, правильно располагают  шахматную доску между партнёрами.

Также мы посетили Шахматный клуб. Павловский Владимир Викторович с неподдельным энтузиазмом обучает игре всех желающих.  Он провел интересное  занятие с дошколятами, а закончили встречу турниром.  Дети были в восторге  от игры с настоящим шахматистом.

Но это только самое начало тяжелой работы. Научить ребёнка двигать шахматные фигуры не составляет большого труда, но научить его ориентироваться в шахматных позициях и элементам шахматного мышления - очень трудоёмкая задача

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность. Воспитывает уверенность в своих силах. Приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения. Шахматы – это целый мир, мир логики и эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Цель данной статьи состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации....

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Проблема коммуникативных качеств дошкольников находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытыв...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие коммуникативных   способностей  у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разреши...

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам использования авторского пособия из фетра.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам использования авторского пособия из фетра.    Ведущей ролью в развития коммуникативных способнос...