Развитие речи как одна из важнейших функций психического развития ребёнка
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Хайруллина Алсу Василовна

Развитие речи тесно связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребёнка, так как у речи и мышления один физиологический источник - мозг человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Развитие речи как одна из важнейших функций

        психического развития ребенка.

 Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Взрослые, в первую очередь родители, должны приложить усилия, чтобы речь развивалась правильно и своевременно.  В первый год заканчивается созревание речевых областей мозга, ребёнок накапливает значительный запас слов, овладевает основными грамматическими формами родного языка.                                                

Если родители были чутки к своему ребенку, много общались с ним, внимательно слушали его, предоставляли достаточную двигательную свободу, то ребенок пройдет благополучно все стадии речевого развития.

 Развитие речи тесно связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека. Если познавательные процессы (психические) – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь богата, выразительна, развернута, совершенна.

    Речь хорошо развивается в том случае, если охвачены все её стороны:

1) произносительная сторона;  

2) грамматический строй;

3) словарь;

4) связная речь.

 1. Произносительная сторона речи.

  • Подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков родного языка; уточнить и закрепить произношение всех звуков родного языка.
  • Развитие фонематического слуха: находить звук в разных позициях, определять последовательность звуков в слоге и словах (игры «Замени звук и объясни слово», «Найди ошибку» и  т.д.), упражнять в дифференциации звуков.
  • Развитие фонетического слуха: учить делить слова на слоги и определять их последовательность; проводить анализ и синтез предложений по словам (игры «Подбери слово», «Кто больше?» и т.д.).
  • Развитие  речевого дыхания: громкости, силы, темпа, высоты, интонационной выразительности.
  • Выработка четкого произнесения слов, предложений; спокойного темпа и размеренного ритма речи.
  • Ознакомление с ударением и ударным слогом; следить за правильным ударением при произнесении слов (игра «Так или не так?»; скороговорки, чистоговорки).      

 2. Развитие грамматических навыков устной речи.

  • Упражнение в правильном употреблении предлогов: на, в, за, из, с, под, над, между, перед  и др. (игры «Спрячь игрушку», «Где игрушка?»).
  • Упражнение в употреблении имен существительных во множественном числе ( игра «Один – много») и образовании формы родительного падежа множественного числа (нет чего?).
  • Учить согласовывать числительные и прилагательные с существительным (математика).
  • Упражнять в правильном  употреблении  глаголов (приехал, уехал, объехал, выехал, въехал).
  • Знакомить с некоторыми способами словообразования (игры «Животные и их детеныши», «Назови ласково», «Большой – маленький», «Большой, еще больше»: дом – домище).

Обучать составлению сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (сравнение картинок, сравнение предметов с опорой на 2. 

3.Развитие и совершенствование  словарного запаса детей. 

  • Учить понимать и использовать в речи обобщающие понятия.
  • Ознакомление со словами, обозначающими качества, свойства предметов (игры «Стеклянные, деревянные, пластмассовые предметы», «Кислый, сладкий, горький, соленый» и др.)
  • Введение в словарь антонимы («Наоборот»), синонимы (игры «Дружные слова», «Сердитые, веселые слова»).
  • Проводить работы над лексическим значением слов (игра «Объясни слово»).
  • Объяснять и использовать переносное значение слов (золотые руки); познакомить с многозначными словами (рука, коса, замок).
  • схему).

      4.  Развитие связной речи детей .

  • Упражнять в правильном ведении диалога;
  • Составлять связные монологичные высказывания:                                                                а) составление рассказов по семейным фото;                                                 б) рассказы по сериям картинок;                                                    

 в)работа с иллюстрациями по непрочитанным книгам;                                          г) описание предметов (загадки, сравнения по схемам);                                                д) сочинения сказок, детских рассказов; обыгрывание сочинений театральными средствами.

      Также большую роль играет подготовка к освоению письменных форм речи.                                 

  • Развитие мануального праксиса  (вырезание, шитье, лепка, перебирание круп, мозаика, шнуровка, конструктор).
  • Закрепление умения определять направление в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя;  относительно человека, стоящего напротив; относительно предмета); развитие умения ориентироваться на листке бумаги.
  • Знакомство со зрительным образом букв.

Всегда следует помнить, что  без согласованных действий педагогов и семьи добиться положительных результатов очень сложно, а в некоторых случаях и невозможно. Действуя согласованно и взаимосвязано - можно прийти к блестящему результату в речевом развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Развитие речи детей 6-7 лет. Рекомендации по развитию речи в семье.

Материал содержит краткое описание характеристики речи детей 6-7лет в норме, а также рекомендации по развитию речи в домашних условиях....

Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".

Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...

Брейн-ринг с воспитателями на тему: « Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника».

Брейн-ринг с воспитателями на тему:« Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника»....