Развитие речи как одна из важнейших функций психического развития ребёнка
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Развитие речи тесно связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребёнка, так как у речи и мышления один физиологический источник - мозг человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи как одна из важнейших функций психического развития ребёнка. | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи как одна из важнейших функций
психического развития ребенка.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Взрослые, в первую очередь родители, должны приложить усилия, чтобы речь развивалась правильно и своевременно. В первый год заканчивается созревание речевых областей мозга, ребёнок накапливает значительный запас слов, овладевает основными грамматическими формами родного языка.
Если родители были чутки к своему ребенку, много общались с ним, внимательно слушали его, предоставляли достаточную двигательную свободу, то ребенок пройдет благополучно все стадии речевого развития.
Развитие речи тесно связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека. Если познавательные процессы (психические) – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь богата, выразительна, развернута, совершенна.
Речь хорошо развивается в том случае, если охвачены все её стороны:
1) произносительная сторона;
2) грамматический строй;
3) словарь;
4) связная речь.
1. Произносительная сторона речи.
- Подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков родного языка; уточнить и закрепить произношение всех звуков родного языка.
- Развитие фонематического слуха: находить звук в разных позициях, определять последовательность звуков в слоге и словах (игры «Замени звук и объясни слово», «Найди ошибку» и т.д.), упражнять в дифференциации звуков.
- Развитие фонетического слуха: учить делить слова на слоги и определять их последовательность; проводить анализ и синтез предложений по словам (игры «Подбери слово», «Кто больше?» и т.д.).
- Развитие речевого дыхания: громкости, силы, темпа, высоты, интонационной выразительности.
- Выработка четкого произнесения слов, предложений; спокойного темпа и размеренного ритма речи.
- Ознакомление с ударением и ударным слогом; следить за правильным ударением при произнесении слов (игра «Так или не так?»; скороговорки, чистоговорки).
2. Развитие грамматических навыков устной речи.
- Упражнение в правильном употреблении предлогов: на, в, за, из, с, под, над, между, перед и др. (игры «Спрячь игрушку», «Где игрушка?»).
- Упражнение в употреблении имен существительных во множественном числе ( игра «Один – много») и образовании формы родительного падежа множественного числа (нет чего?).
- Учить согласовывать числительные и прилагательные с существительным (математика).
- Упражнять в правильном употреблении глаголов (приехал, уехал, объехал, выехал, въехал).
- Знакомить с некоторыми способами словообразования (игры «Животные и их детеныши», «Назови ласково», «Большой – маленький», «Большой, еще больше»: дом – домище).
Обучать составлению сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (сравнение картинок, сравнение предметов с опорой на 2.
3.Развитие и совершенствование словарного запаса детей.
- Учить понимать и использовать в речи обобщающие понятия.
- Ознакомление со словами, обозначающими качества, свойства предметов (игры «Стеклянные, деревянные, пластмассовые предметы», «Кислый, сладкий, горький, соленый» и др.)
- Введение в словарь антонимы («Наоборот»), синонимы (игры «Дружные слова», «Сердитые, веселые слова»).
- Проводить работы над лексическим значением слов (игра «Объясни слово»).
- Объяснять и использовать переносное значение слов (золотые руки); познакомить с многозначными словами (рука, коса, замок).
- схему).
4. Развитие связной речи детей .
- Упражнять в правильном ведении диалога;
- Составлять связные монологичные высказывания: а) составление рассказов по семейным фото; б) рассказы по сериям картинок;
в)работа с иллюстрациями по непрочитанным книгам; г) описание предметов (загадки, сравнения по схемам); д) сочинения сказок, детских рассказов; обыгрывание сочинений театральными средствами.
Также большую роль играет подготовка к освоению письменных форм речи.
- Развитие мануального праксиса (вырезание, шитье, лепка, перебирание круп, мозаика, шнуровка, конструктор).
- Закрепление умения определять направление в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя; относительно человека, стоящего напротив; относительно предмета); развитие умения ориентироваться на листке бумаги.
- Знакомство со зрительным образом букв.
Всегда следует помнить, что без согласованных действий педагогов и семьи добиться положительных результатов очень сложно, а в некоторых случаях и невозможно. Действуя согласованно и взаимосвязано - можно прийти к блестящему результату в речевом развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Развитие речи детей 6-7 лет. Рекомендации по развитию речи в семье.
Материал содержит краткое описание характеристики речи детей 6-7лет в норме, а также рекомендации по развитию речи в домашних условиях....
Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".
Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...
Брейн-ринг с воспитателями на тему: « Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника».
Брейн-ринг с воспитателями на тему:« Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника»....
Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Ознакомительная статья...
Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья...
Методическая разработка по развитию речи .Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...