Представление собственного инновационного опыта
материал

Шегурова Елена Анатольевна

Представление собственного инновационного опыта Шегуровой Елены Анатольевны, воспитателя МБДОУ "Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида" на тему: "Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt_shegurovoy_e.a.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предоставление инновационного опыта

Шегуровой Елены Анатольевны, воспитателя

МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

«Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Актуальность и перспективность опыта. Мир вокруг нас… Он такой огромный, таинственный, многоцветный, удивительный. Особенно удивительный для любознательных малышей, которым всё интересно, всё нужно потрогать,  для которых любой предмет – объект познания. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые  сведения об окружающем мире – всё это важнейшие черты детского поведения. Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что у детей идет  познавательная активность через все виды деятельности. И моя задача, как педагога – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию. В первую очередь это связано с тем, что познавательно-исследовательская деятельность выступает как залог результативности образовательной деятельности в целом.

Проблема повышения познавательной активности детей существует в современной действительности. Актуальностью данной проблемы является создание в ДОУ условий для формирования любознательности и познавательных интересов, однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только во взаимодействии с родителями. Всем известно, что ни одну задачу, будь то, воспитательная или образовательная, нельзя решить без тесного сотрудничества с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы родители поддерживали его интересы. Не для кого ни секрет, что самые важные в мире люди для ребёнка – его мама и папа. Именно поэтому, для  решения проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников, я стараюсь привлечь родителей к активной помощи. Как отмечено в ФГОС ДО, одна из главных задач состоит в привитии умений, позволяющих дошкольникам активно осуществлять творческую, исследовательскую деятельность, содействии развития познавательно - исследовательских навыков и умений дошкольников.

Ведущая педагогическая идея опыта: создание системы работы по взаимодействию ДОУ и семьи в направлении развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Выявить возможности сотрудничества ДОУ с семьей, как условия успешного развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности – это и было основной целью моей работы. Родители воспитанников были вовлечены в образовательный процесс.

Главные задачи во взаимодействии с родителями:

- развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;

- привлечь родителей в образовательный процесс для участия в нем;

- вместе с родителями пополнять (по мере надобности)  развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательно - исследовательских интересов дошкольников;

- способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка совместно с родителями;

- повышать уровень компетентности  родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.

Для максимального привлечения родителей в образовательный процесс, необходимо использовать такие формы организации общения, в результате  которых родители активно вовлекаются в жизнь дошкольного учреждения, способствуя установлению теплых, доверительных отношений между педагогами и родителями и более доверительных отношений между родителями и детьми. У детей появится желание действовать самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты опытов и экспериментов, высказывать суждения, обосновывать свое мнение. Я считаю, что это и есть эффективность и целесообразность использования системы работы по взаимодействию ДОУ и семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Инновационность опыта. Использование системы работы по взаимодействию ДОУ и семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников  позволяет отойти от традиционных форм и методов образовательного процесса. Реализация предложенной системы работы охватывает все образовательные области. Что же касается родителей, то они благодаря данной системе работы начинают стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении,  доверии и доброжелательности.

Теоретическая база. Перечитывая труды  А.И.Савенкова, О.В. Дыбиной, Н.А.Королевой, в которых описываются технологии педагогического процесса, можно сделать вывод, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме детского экспериментирования, играет огромную роль в формировании познавательной активности и познавательных интересов дошкольников. Также фундаментом при разработке системы работы в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников  лежат научные исследования Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, А.Л. Вегнер, в основе их работ лежит деятельный подход.

Технология опыта. Объединяя возможности педагогов ДОУ и родителей в вопросах развития познавательной активности у детей дошкольного возраста, появляется интерес к познавательно–исследовательской деятельности.

На начальном этапе совместно с родителями была создана мини - лаборатория «Хочу всё знать!», а также «Центр воды и песка», где дети, экспериментируя, удовлетворяют присущую им любознательность, чувствуют себя учёными, исследователями, первооткрывателями. В целях формирования и становления экологической культуры дошкольников, раз в месяц, совместно с родителями и детьми, выпускается информационный стенд «Прикоснись к природе сердцем».

Помимо традиционных форм взаимодействия с родителями, были проведены круглые столы, познавательные встречи «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома», КВН «Открой дверь в мир опытов».

Детям нравится  самостоятельно экспериментировать с различными материалами, пользуясь при этом лупами, колбами, пинцетами, бросовым материалом. Пополнение уголка экспериментирования происходит по мере надобности  тех или иных материалов при проведении опытов и экспериментов, а также при поддержке семей воспитанников. Родители являются не только помощниками в организации предметно-пространственной среды, но и полноценными участниками образовательных отношений, основанных на взаимопонимании и доверии.

Также родители активно принимают участие в исследовательских проектах, оказывая помощь детям при поиске информации по проблеме проекта,  при подготовке докладов, создании фотовыставок и альбомов.

Для того, чтобы повысить компетентность родителей в вопросе познавательного развития дошкольников на информационный стенд вывешиваются консультации, рекомендации, памятки, буклеты по проведению самостоятельных опытов и экспериментов в домашних условиях. Также проводятся родительские собрания, объединенные тематикой «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольника», мастер-классы, в ходе которых родителям вместе с детьми предлагалось изготовить различные поделки из природного материала, формируя познавательную активность в исследовательской деятельности. Родители принимают активное участие в совместной проектной деятельности, КВН, различных викторинах, вечерах «вопросов и ответов».

Одной форм взаимодействия с родителями, является создание клуба «Очевидное невероятное», где реализуется совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

В работе по поддержке образовательных инициатив семей была проведена экологическая акция « В согласии с природой - в согласии с собой». Родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребенку положительного отношения к природе.

С целью развития умения самостоятельно действовать и совершенствования полученных знаний, опыты и эксперименты, проведенные в группе, повторяли дома. Затем в группе дети делились информацией о проделанной работе, увлекая при этом своих сверстников.  Параллельно родителями организована фотовыставка «Экспериментируем дома». Экспериментирование и опыты, проделанные в домашних условиях,   позволяют воспитывать современных людей с собственным творческим мышлением при этом, решая вопросы проблемного обучения.

Родители с детьми организовывали семейные походы, по ходу, делая заметки в «Блокноте наблюдений». Кроме этого проводились экскурсии детей с родителями в различные уголки природы.

Трудности и результативность при использовании данного опыта.

В погоне за современным темпом жизни родители часто забывают о том, что самое ценное в жизни – это время, проведенное рядом со своим ребенком, время, которое вернуть невозможно. Изначально было трудно достучатся до родителей, тем более вовлечь их в педагогический процесс.  И, здесь нам на помощь пришел метод исследования!  В конечном итоге у родителей наладился контакт  с педагогами; родители стали ближе к  своим  детям, они стали лучше понимать внутренний мир своих детей. Родители стали незаменимыми союзниками.

Заключение. Уровень компетентности родителей, в результате проведенной работы, заметно повысился. Теперь они не пассивные  наблюдатели, а равноправные партнеры своего ребенка.

Большая часть  родителей стала активно участвовать в мероприятиях, мастер-классах, и других формах совместной деятельности с детьми.

Кроме того, выстроенная система работы, организующая образовательный процесс как триада «педагог-родители-дети» сопутствует  эмоциональному комфорту дошкольников. У детей повысилась самооценка, благодаря чему, они стремятся к достижению новых результатов, не боясь, что не получится.

Анализируя, все выше сказанное, можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность в сотрудничестве с родителями позволяет нашим воспитанникам самим делать открытия и усваивать новое, устанавливая при этом связи между качествами предметов. В ходе экспериментирования дети получают самые прочные и ценные знания, т.к. добывают их входе собственных творческих изысканий. При этом у дошкольников формируется познавательный интерес и познавательная активность, а также развиваются творческие способности. Я планирую и дальше вести работу по взаимодействию ДОУ с семьей.


Список литературы

1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.

3. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С.74-83.

4. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми с сверстниками [Текст] / М.И. Лисина //Вопросы психологии. - 1982. № 4.-С.89-104.

5. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011.

6. Меньшикова, Л.Н. экспериментальная деятельность детей 4-6 лет [Текст]/ Л.Н. Меншикова. - Волгоград: Учитель, 2009 . - 119с

7. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание.- 2005 - № 12 - с. 3 - 11.

8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Сказка как средство нравственного воспитания детей"

Данный проект позволит приобщить детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации....

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...

Представление собственного инновационного опыта учителя-логопеда Бояркиной Елены Тихоновны

Представление собственного инновационного опыта  «Формирование фонематического слуха у детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...

Представление собственного инновационного опыта « Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников»

Представление собственного инновационного опыта « Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников»...

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....