Представление собственного инновационного опыта
материал
Представление собственного инновационного опыта Шегуровой Елены Анатольевны, воспитателя МБДОУ "Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида" на тему: "Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt_shegurovoy_e.a.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Предоставление инновационного опыта
Шегуровой Елены Анатольевны, воспитателя
МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
«Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Актуальность и перспективность опыта. Мир вокруг нас… Он такой огромный, таинственный, многоцветный, удивительный. Особенно удивительный для любознательных малышей, которым всё интересно, всё нужно потрогать, для которых любой предмет – объект познания. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – всё это важнейшие черты детского поведения. Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что у детей идет познавательная активность через все виды деятельности. И моя задача, как педагога – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию. В первую очередь это связано с тем, что познавательно-исследовательская деятельность выступает как залог результативности образовательной деятельности в целом.
Проблема повышения познавательной активности детей существует в современной действительности. Актуальностью данной проблемы является создание в ДОУ условий для формирования любознательности и познавательных интересов, однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только во взаимодействии с родителями. Всем известно, что ни одну задачу, будь то, воспитательная или образовательная, нельзя решить без тесного сотрудничества с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы родители поддерживали его интересы. Не для кого ни секрет, что самые важные в мире люди для ребёнка – его мама и папа. Именно поэтому, для решения проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников, я стараюсь привлечь родителей к активной помощи. Как отмечено в ФГОС ДО, одна из главных задач состоит в привитии умений, позволяющих дошкольникам активно осуществлять творческую, исследовательскую деятельность, содействии развития познавательно - исследовательских навыков и умений дошкольников.
Ведущая педагогическая идея опыта: создание системы работы по взаимодействию ДОУ и семьи в направлении развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста.
Выявить возможности сотрудничества ДОУ с семьей, как условия успешного развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности – это и было основной целью моей работы. Родители воспитанников были вовлечены в образовательный процесс.
Главные задачи во взаимодействии с родителями:
- развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;
- привлечь родителей в образовательный процесс для участия в нем;
- вместе с родителями пополнять (по мере надобности) развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательно - исследовательских интересов дошкольников;
- способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка совместно с родителями;
- повышать уровень компетентности родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.
Для максимального привлечения родителей в образовательный процесс, необходимо использовать такие формы организации общения, в результате которых родители активно вовлекаются в жизнь дошкольного учреждения, способствуя установлению теплых, доверительных отношений между педагогами и родителями и более доверительных отношений между родителями и детьми. У детей появится желание действовать самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты опытов и экспериментов, высказывать суждения, обосновывать свое мнение. Я считаю, что это и есть эффективность и целесообразность использования системы работы по взаимодействию ДОУ и семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Инновационность опыта. Использование системы работы по взаимодействию ДОУ и семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников позволяет отойти от традиционных форм и методов образовательного процесса. Реализация предложенной системы работы охватывает все образовательные области. Что же касается родителей, то они благодаря данной системе работы начинают стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении, доверии и доброжелательности.
Теоретическая база. Перечитывая труды А.И.Савенкова, О.В. Дыбиной, Н.А.Королевой, в которых описываются технологии педагогического процесса, можно сделать вывод, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме детского экспериментирования, играет огромную роль в формировании познавательной активности и познавательных интересов дошкольников. Также фундаментом при разработке системы работы в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников лежат научные исследования Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, А.Л. Вегнер, в основе их работ лежит деятельный подход.
Технология опыта. Объединяя возможности педагогов ДОУ и родителей в вопросах развития познавательной активности у детей дошкольного возраста, появляется интерес к познавательно–исследовательской деятельности.
На начальном этапе совместно с родителями была создана мини - лаборатория «Хочу всё знать!», а также «Центр воды и песка», где дети, экспериментируя, удовлетворяют присущую им любознательность, чувствуют себя учёными, исследователями, первооткрывателями. В целях формирования и становления экологической культуры дошкольников, раз в месяц, совместно с родителями и детьми, выпускается информационный стенд «Прикоснись к природе сердцем».
Помимо традиционных форм взаимодействия с родителями, были проведены круглые столы, познавательные встречи «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома», КВН «Открой дверь в мир опытов».
Детям нравится самостоятельно экспериментировать с различными материалами, пользуясь при этом лупами, колбами, пинцетами, бросовым материалом. Пополнение уголка экспериментирования происходит по мере надобности тех или иных материалов при проведении опытов и экспериментов, а также при поддержке семей воспитанников. Родители являются не только помощниками в организации предметно-пространственной среды, но и полноценными участниками образовательных отношений, основанных на взаимопонимании и доверии.
Также родители активно принимают участие в исследовательских проектах, оказывая помощь детям при поиске информации по проблеме проекта, при подготовке докладов, создании фотовыставок и альбомов.
Для того, чтобы повысить компетентность родителей в вопросе познавательного развития дошкольников на информационный стенд вывешиваются консультации, рекомендации, памятки, буклеты по проведению самостоятельных опытов и экспериментов в домашних условиях. Также проводятся родительские собрания, объединенные тематикой «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольника», мастер-классы, в ходе которых родителям вместе с детьми предлагалось изготовить различные поделки из природного материала, формируя познавательную активность в исследовательской деятельности. Родители принимают активное участие в совместной проектной деятельности, КВН, различных викторинах, вечерах «вопросов и ответов».
Одной форм взаимодействия с родителями, является создание клуба «Очевидное невероятное», где реализуется совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
В работе по поддержке образовательных инициатив семей была проведена экологическая акция « В согласии с природой - в согласии с собой». Родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребенку положительного отношения к природе.
С целью развития умения самостоятельно действовать и совершенствования полученных знаний, опыты и эксперименты, проведенные в группе, повторяли дома. Затем в группе дети делились информацией о проделанной работе, увлекая при этом своих сверстников. Параллельно родителями организована фотовыставка «Экспериментируем дома». Экспериментирование и опыты, проделанные в домашних условиях, позволяют воспитывать современных людей с собственным творческим мышлением при этом, решая вопросы проблемного обучения.
Родители с детьми организовывали семейные походы, по ходу, делая заметки в «Блокноте наблюдений». Кроме этого проводились экскурсии детей с родителями в различные уголки природы.
Трудности и результативность при использовании данного опыта.
В погоне за современным темпом жизни родители часто забывают о том, что самое ценное в жизни – это время, проведенное рядом со своим ребенком, время, которое вернуть невозможно. Изначально было трудно достучатся до родителей, тем более вовлечь их в педагогический процесс. И, здесь нам на помощь пришел метод исследования! В конечном итоге у родителей наладился контакт с педагогами; родители стали ближе к своим детям, они стали лучше понимать внутренний мир своих детей. Родители стали незаменимыми союзниками.
Заключение. Уровень компетентности родителей, в результате проведенной работы, заметно повысился. Теперь они не пассивные наблюдатели, а равноправные партнеры своего ребенка.
Большая часть родителей стала активно участвовать в мероприятиях, мастер-классах, и других формах совместной деятельности с детьми.
Кроме того, выстроенная система работы, организующая образовательный процесс как триада «педагог-родители-дети» сопутствует эмоциональному комфорту дошкольников. У детей повысилась самооценка, благодаря чему, они стремятся к достижению новых результатов, не боясь, что не получится.
Анализируя, все выше сказанное, можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность в сотрудничестве с родителями позволяет нашим воспитанникам самим делать открытия и усваивать новое, устанавливая при этом связи между качествами предметов. В ходе экспериментирования дети получают самые прочные и ценные знания, т.к. добывают их входе собственных творческих изысканий. При этом у дошкольников формируется познавательный интерес и познавательная активность, а также развиваются творческие способности. Я планирую и дальше вести работу по взаимодействию ДОУ с семьей.
Список литературы
1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.
3. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С.74-83.
4. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми с сверстниками [Текст] / М.И. Лисина //Вопросы психологии. - 1982. № 4.-С.89-104.
5. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011.
6. Меньшикова, Л.Н. экспериментальная деятельность детей 4-6 лет [Текст]/ Л.Н. Меншикова. - Волгоград: Учитель, 2009 . - 119с
7. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание.- 2005 - № 12 - с. 3 - 11.
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Сказка как средство нравственного воспитания детей"
Данный проект позволит приобщить детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации....
Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"
Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...
Представление собственного инновационного опыта учителя-логопеда Бояркиной Елены Тихоновны
Представление собственного инновационного опыта «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...
Представление собственного инновационного опыта « Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников»
Представление собственного инновационного опыта « Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников»...
Представление собственного инновационного опыта. Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития этического воспитания дошкольников»
Представление собственного инновационного опыта....
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....
Представление собственного инновационного опыта воспитателя МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида» Дегановой Риммы Павловны «Дидактическая игра как средство умственного развития дошкольника»
laquo;Дидактическая игра как средство умственного развития дошкольника»...