Представление собственного инновационного опыта. Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития этического воспитания дошкольников»
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Представление
собственного инновационного опыта
Милехиной Ирины Викторовны, воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития этического воспитания дошкольников»
- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, а в разрушении личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости и патриотизме. Детей отмечает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Актуальность проблемы этического воспитания детей очевидна. Как же воспитать в детях душу? Из многолетнего опыта работы я убедилась, что главной деятельностью ребенка является игра. Именно благодаря ей, в детях доступно и ненавязчиво можно сформировать такие качества как доброта, сострадание, сорадование и др. Я долго думала, какую игру с удовольствием разделят взрослые и дети? И решила – театр! Театр – это не просто развлечение, а способ воспитания дошкольников. Именно театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и даёт реальную возможность адаптироваться в игровой среде.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Работая с детьми по формированию нравственных ценностей, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приёмы и методы, в том числе и современные методы обучения, которые предлагает использовать ФГОС ДО. Именно чёткая последовательная системная работа позволяет развивать творческие способности ребёнка, формировать этические ценности анализировать умения планировать дальнейшее развитие дошкольника.
Однако, опыт работы со старшими дошкольниками, анализ методической литературы показывают, что педагоги ДОУ недостаточно представляют важность работы с детьми в формировании нравственных ценностей, затрудняются планировать работу по данному виду деятельности.
В чём же эффективность и целесообразность моего опыта?
Во-первых, работу по этическому воспитанию строго в системе от простого к сложному, постепенно ввожу усложнения. У детей сохраняется живой интерес к театрализованной деятельности.
Во-вторых, системная работа позволяет определить уровень развития творческих способностей и уровень знаний этических норм.
В-третьих, носит характер комплексного воздействия. Не только развивает творческие способности, но и произвольное внимание, память, фантазию, речь.
Последовательная, постепенная от простого к сложному работа соответствует современным тенденциям образования.
- Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта основана на исследовании методик, позволяющих констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальный (мимика, жесты поза) средства (С.Л. Рубинштейн «К психологии речи»).
В своей работе я опиралась на методические разработки и публикации Маханевой М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» (2003г.); Артемовой Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» (1991г.); А.В. Бабаян «О нравственности и нравственном воспитании» и др.
- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Моя система работы включает несколько этапов по воспитанию интереса к театрализованной деятельности.
Первый этап – с группы раннего возраста формируются у детей простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных);
Второй этап - в средней группе дети обучаются элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомимике);
Третий этап - в старшей группе у детей совершенствуются образные исполнительские умения;
Четвёртый этап - в подготовительной к школе группе развивается творческая самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
К концу этапа -воспитывается в ребенке готовность к творчеству;
-развивается произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазия, воображение, быстрота реакции, инициативность и выдержка;
-активизируется мыслительный процесс и познавательный интерес;
-прививаются навыки вежливого поведения;
-воспитывается зрительская культура;
-воспитывается доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.
Системная работа позволяет реализовывать принципы, утверждённые ФГОС ДО:
-индивидуализация дошкольного образования;
-содействия и сотрудничества детей и взрослых;
-поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
Я работаю над данной темой с 2006г. Мною разработана система мероприятий, которая включает следующие блоки:
- работа с родителями;
- работа с педагогами;
- работа с детьми.
Работа с родителями.
Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. В работе с родителями использую разные формы работы: родительские собрания, консультации, анкетирование, праздники, открытые просмотры, участие в делах детского сада, участие в проектной деятельности, участие в выставках. Через театральную деятельность происходит становление партнёрских отношений между участниками образовательного процесса.
Родители – наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в спектаклях, развлечениях, помогают в оформлении зала, делают атрибуты, шьют костюмы героям сказок.
Приобщая родителей к подготовке спектаклей и драматизаций сказок, тем самым, стараюсь сблизить семью с жизнью детей в детском саду.
Работа с воспитателями.
Веду работу в тесной взаимосвязи с воспитателями
Мною разработаны и проведены следующие мероприятия:
- консультация «Театрализованная деятельность-источник развития чуств, переживаний и открытий ребёнка»;
- консультация «Приобщение детей духовным ценностям»;
- мастер-класс «Мордовская кукла».
Работа с детьми.
Педагогические задачи для работы с детьми:
- формировать у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства, приобщать детей к искусству посредством театрализованной деятельности.
- пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
- использовать в данной деятельности театрализованные игры, спектакли, сказки, постановки кукольного театра;
- формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
- формировать простые навыки творческого воображения дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
- Анализ результатов деятельности.
- Создана система поэтапного, последовательного от простого к сложному развития творческих способностей, формирования нравственных ценностей (этических норм) через театрализованную деятельность.
- Разработаны эффективные методы и приемы развития приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюмов, декораций, атрибутов;
- Улучшилась предметно-развивающая среда.
- Созданы условия для активного участия в театрализованной деятельности детей.
- Сформировались положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности.
- Трудности и проблемы использования данного опыта.
Формирование речевой деятельности, как средства общения. Не желание выступать вместе со сверстниками в драматизации сказки. Преодоление сценического волнения, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене.
- Адресные рекомендации по использованию опыта.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, театрализованные представления, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; конкурсах.
Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования:
- Физкультурное развлечения «Кошкин дом».
- Театрализованное развлечение для детей во второй группе раннего возраста «Кошка Мурка и котёнок Цап-царап в гостях у детей».
- Моё хобби "Кукольный театр своими руками"
- Доклад «Роль кукольного театра в становлении и развитии детей».
- Драматизация мордовской сказки «Как собака друга искала»
- Театрализованная деятельность во второй младшей группе: драматизация сказки «Рукавичка».
- Проект: «В гостях у сказки».
Методическая разработка «Как собака друга искала» опубликована в методическом пособии «Детям о Мордовии» Саранск-2013г.
- Наглядное приложение: конспект занятия драматизация мордовской сказки «Как собака друга искала».
Приложение 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большееелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Драматизация мордовской сказки
«Как собака друга искала»
Разработала: Милехина И.В.
воспитатель МБДОУ «Большеелховский
детский сад №1 комбинированного вида»
с. Большая Елховка, 2016
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Игровая мотивация: помощь детям в процессе драматизации передать свои эмоции, впечатления желания.
Цель: развитие диалогической речи, творческих способностей детей посредствам драматизации; развивать фантазию и воображение; побуждать детей и их родителей к активному участию в театрализации; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять лексический словарь; учить сочетать движение и речь; воспитывать партнёрские отношения.
Материал: декорации к сказке: макеты деревьев, костюмы: мордовский, собака, лиса, ёж, медведь, зайка, мордовская рубашка для Вани.
Предварительная работа: чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала», беседа по содержанию; просмотр одноимённого мультфильма; рассматривание иллюстраций к сказке; разучивание подвижной игры «У медведя во бору»; распределение ролей и заучивание слов; изготовление декораций, подборка костюмов.
Содержание организованной образовательной деятельности детей
Звучит мелодия. В зал входит Татюня (девушка в мордовском костюме).
Тятюня: Шумбратада, шабат! Здравствуйте, мои хорошие! Вы знаете, кто я? (Нет)
Татюня: Я- сказочница. Вы, наверное, сказку пришли послушать?
(Да)
Тятюня: Много, ой, много я сказок знаю.
Расскажу вам одну, расскажу,
Но сначала вас попытаю,
В игру с вами поиграю. (достаёт из корзины цветок)
У меня что? (Гриб)
Тятюня: Правильно, гриб-грибочек (подходит к любому ребёнку, ставит гриб). А вот и Ванечка. Посмотрим, кто из нас первый грибок сорвёт. Потешку про Ванечку знаете? (Да)
Тятюня: Тогда помогайте!
Дети: Ваня, Ванечка, дружок! Ты куда ходил?
Ваня: В лесок.
Дети: Что ты видел там?
Ваня: Пенёк.
Дети: Под пенёчком что?
Ваня: Грибок.
Тятюня: (дёргает за верёвочку грибок и приговаривает): Хвать его, да в кузовок.
(Игра повторяется 3-4 раза с детьми из зала)
Тятюня: Ай да молодцы! Ай да удальцы? Ловки, Вовки. А потешки про зверят знаете? Что похвалялися весь день, знаете? (Да)
Тятюня: Посмотрим, посмотрим.
Тень, тень, поте тень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
Лиса: Всему свету я краса.
Тятюня: Похвалялся зайка:
Зайка: Поди, догоняй-ка.
Тятюня: Похвалялиси ежи.
Ежи: У нас шубы хороши.
Тятюня: Похвалялся медведь.
Медведь: Могу песни я петь.
Тятюня: А мы тоже песни знаем.
Песня «Вот уж зимушка проходит»
Тятюня: Ай, люли-люли-люли
До чего ж вы хороши,
Песня ладная,
Сказка складная,
Ой, а про сказку я забыла.
Ну ладно, слушайте, не зевай,
Всё что важно подмечайте.
(Звучит мелодия на тему мордовский народных песен)
Тятюня: Давным-давно лесу жила собака. Одна-одинёшенька.
Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца.
Собака: Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
Зайка: Давай. Дружить, вместе жить.
Тятюня: Весь день они вместе по лесу гуляли. Бабочками любовались. А вечером нашли себе место для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо (пищит мышка).
Тятюня: Собака услышала шорох, да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит волк, придёт и съест нас!
Собака: Не важный ты друг, пойду волка искать, он, наверное, ничего не боится.
Тятюня: Распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
Собака: Здравствуй волк.
Волк: Привет!
Собака: Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
Волк: Давай. Вдвоём веселее будет.
Тятюня: Весь день бродили собака и волк по лесу. Встретили сороку, а ночью легли спать. Мимо лягушка прыгала (квакает лягушка).
Тятюня: Собака услышала, да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку.
Волк: Ты зачем лаешь? Услышит медведь твой лай, придёт и разорвёт нас.
Собака: И этот боится. Лучше мне с медведем подружиться.
Тятюня: Пошла она к медведю.
Собака: Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
Медведь: Ладно, пошли ко мне в берлогу.
Тятюня: А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку.
Медведь: Перестань, придёт человек, шкуру с нас снимет.
Собака: И этот трусливый.
Тятюня: Сбежала она от медведя и пошла к человеку.
Собака: Человек, давай дружить, вместе жить.
Человек: Ну что ж, давай. Пошли, накормлю тебя. И конуру построить надо.
Тятюня: Ночью собака лает, дом охраняет, а человек не ругает её за это.
Человек: Хороший сторож, надёжный помощник, пускай живёт!
Тятюня: С тех пор собака и человек живут вместе.
(Выходят все герои)
Песня: «Есть у солнышка дружок»
Используемая литература
1. Маханева Н.Д. Театрализованные занятия в детском саду, ТЦ «Сфера», М, 2003.
2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании – М. : ТЦ Сфера, 2012. .
3.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду, М, ТЦ «Сфера», 2003.
4.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду, М, ТЦ «Сфера», 2000.
5. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников М: ВЛАДОС, 2003.
6. Шипицина Л.М., О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения». Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками, С.-Пб. «Детство-Пресс». 1998.
7.Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977.
8.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. “Школьная пресса”, 2000.
9. Шорохова О.А. Играем в сказку. М, ТЦ «СФЕРА», 2010.
10. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012
11. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель», 2013.
12. Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства. //Дошкольное воспитание, 2004, №8.
13. Артемова Л. В. А86 Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. —М.: Просвещение, 1991.
14. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны
Решая, социально-личностные задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...
Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»(Лев Семенович Выготский)...
презентация опыта работы по теме "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей 2 младшей группы.
презентация опыта работы по теме "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей 2 младшей группы....
Презентация на тему:«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Прич...
Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...
Консультация для педагогов на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников»
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...
Консультация для воспитателей на тему : "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников"
Данная консультация раскрывает эффективные методы и приемы работы с дошкольниками по развитию связной речи с помощью театрализованной деятельности....