Постинтернатное сопровождение выпускников
материал
Постинтернатная адаптация
выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Воспитатель: Перевалова Т.Г.
Сопровождение выпускников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой актуальный и многогранный комплекс. Его смысл заключается не только в том, чтобы предоставить жилье данной категории и помочь в обустройстве, но и подготовить к ведению самостоятельной жизни.
В связи с этим возникает необходимость в создании системы адаптации выпускников, в которой основными задачами сопровождения являются: социально-бытовая адаптация выпускников; защита и обеспечение реализации права на жилье; оказание содействия в получении образования, трудоустройстве, организации культурной ориентации; обеспечение физического, психического, нравственного и духовного развития.
Исходная ситуация после окончания воспитанником учреждения интернатного типа может быть описана как переход от знакомой, более или менее безопасной атмосферы ежедневного распорядка к иному распорядку, и личному, и жизненному, который до сих пор был мало ему известен. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускник сталкивается с проблемой жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многим другим.
На мой взгляд, трудности, которые испытывают выпускники, можно разделить на два блока.
Первый блок представляет собой комплекс социальных затруднений: жилищнобытовая неустроенность; неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники; отсутствие мотивации к социальной реализации; отсутствие сформировавшихся социальных навыков и позитивных социальных связей и т. д. Перед выпускником детского дома остро встает проблема включения в социум, он поставлен перед фактом радикальных перемен, освоения новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться. Вследствие этих изменений носители данного статуса испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, определенная их часть пополняет ряды правонарушителей.
Второй блок включает комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа собственного «Я» и значимых взаимоотношений, трудности в управлении и планировании своей жизни, низкую готовность самостоятельно решать жизненные задачи и т.п. Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми.
В своей работе мы столкнулись со следующими особенностями социально-психологического статуса выпускников, находящихся на сопровождении:
· позиция иждивенчества, непонимание материальной стороны жизни;
· использование своих льгот во вред социальному развитию, умение «быть сиротой», то есть надеяться на покровительство, обладание «выученной беспомощностью», отсутствие опоры на собственные внутренние ресурсы;
· неразвитый социальный интеллект;
· завышенная или слишком заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний;
· инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и непринятие себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, сниженный уровень собственной активности;
· перегруженность отрицательным опытом, негативные ценности и образцы поведения без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха, готовность принимать асоциальные формы поведения;
· повышенная внушаемость и повышенный уровень виктимности (т. е. высокая вероятность стать жертвой насилия, шантажа, обмана, жестокости);
· рецептивные ориентации в поведении (т. е. стремление найти себе ответчика, на которого можно было бы переложить принятие решения);
· низкий уровень социальной компетентности, которая во многом определяет уровень развития социальных навыков и умение их использовать адекватно в той или иной жизненной ситуации.
Исходя из обозначенных особенностей описываемой категории, алгоритм социального сопровождения выпускников детских домов включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап, задачей которого является сбор и систематизация информации о проблемах клиента в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем.
Подготовительный этап состоит из трех шагов:
- сбор информации о выпускнике: учёба, работа, место жительства;
- взаимодействие с организациями, располагающими необходимыми и актуальными сведениями о выпускнике;
- систематизация полученной информации;
- определение трудной жизненной ситуации.
2. Деятельный этап, основной задачей которого является оказание социальной поддержки выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой реализацию индивидуального плана социального сопровождения с привлечением в случае необходимости органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций.
Данный этап предполагает процесс непосредственной работы с данной категорией лиц и состоит в предоставлении набора социальных услуг, основной смысл которых заключается в подготовке почвы для самостоятельного поиска клиентом решения проблем, что отражается в формировании у него осознания значимости той или иной трудной жизненной ситуации и поиска её преодоления.
На деятельном этапе работы наиболее часто проводимыми мероприятиями являлись:
- посещение выпускника на дому (общежитие) для анализа социальной ситуации;
- прием выпускников в Центре, консультирование;
- осуществление сопровождения в учреждения;
- содействие в получении юридических консультаций по различным видам законодательства;
- содействие в оформлении документов;
- содействие в получении льгот, пособий, материальной и гуманитарной помощи;
- индивидуальная психологическая работа;
- взаимодействие учреждения по вопросам оказания помощи выпускникам;
- информирование об учреждениях и организациях, оказывающих помощь выпускникам.
3. Заключительный этап, где подводятся итоги результативности социального сопровождения данной категории лиц и выделяются следующие необходимые критерии успешной социальной адаптации:
- принятие социально одобряемых норм, ценностей и социальных ролей, адекватных требованиям общества;
- определение своего места в социуме и в будущей жизни в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями, включая получение образования и овладение профессией;
- наличие постоянного жилья;
- способность к стабильному самообеспечению и возможность удовлетворять потребности;
- наличие адекватной самооценки, принятия себя.
Таким образом, конечной задачей социального сопровождения является помощь в формировании комплекса качеств, благодаря которым выпускник сможет сделать осознанный выбор и адаптироваться к новой ситуации. К таким качествам можно отнести автономность, информированность и соотнесение информации со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать, положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.
Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах, Центрах, которые остаются основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку осиротевших детей к жизни в обществе. Учитывая особый образ жизни в детском доме, который культивирует в детях такие качества, как беспомощность, потребительство, приспособленчество, возникла необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, сформировать у них определенные социальные знания, умения, навыки.
С этой целью мною была разработана и внедрена Программа клуба «Вкусняша», цель которой подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
В клубе занимаются подростки от 12 до 16 лет, так как именно в этом возрасте воспитанники готовы к накоплению социального опыта.
Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.
Наблюдая за вхождением ребенка в жизнь взрослых, и опираясь на свой практический опыт мы (воспитатели группы №5) пришли к выводу, что необходимо разработать Программу по семейному воспитанию «Мой дом».
В Программе определен круг вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в Центре. Содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках Центра.
Не смотря на то, что выпускники Центра уже ушли во взрослую жизнь, мы поддерживаем теплые отношения.
Очень часто звучат вопросы бытового характера: куда обратиться, если заболел, какие документы предоставить; куда обратиться и как осмотреть предложенное жилье: как оформить договоры об оплате коммунальных услуг и где производить оплату. В решении этих вопросов большую помощь оказывают социальные педагоги нашего Центра.
Почти все выпускники получили среднее специальное образование, трудятся на предприятиях и организациях города. Многие выпускники получили квартиры, я вместе с представителями органов опеки посещала предлагаемое жилье. Многим выпускникам предоставлены практические консультации по всем видам социальных услуг, разъяснены законные права и интересы в области социальной поддержки данной категории лиц, проводятся профилактические беседы о вреде алкоголя и табакокурения.
Тесный контакт с выпускниками и по телефону, когда им хочется поделиться радостью, новостями или просто выговориться.
В результате бесед, встреч за чашкой чая, некоторые выпускники определялись в выборе профессии, постоянного места работы, снижалось потребление алкоголя и табака, налаживали личные отношения, повышалась самооценка, активность в достижении поставленных целей.
В ходе работы по постинтернатному сопровождению выпускников Центр помощи детям «Радуга» старается объединить усилия, организуя совместную работу специалистов всех заинтересованных организаций, обмен опытом, межведомственных встреч и иных мероприятий, позволяющих координировать усилия с целью достичь полноценного и эффективного сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perevalova_t.g._soprovozhdenie_vypusknikov.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Постинтернатная адаптация
выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Воспитатель: Перевалова Т.Г.
Сопровождение выпускников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой актуальный и многогранный комплекс. Его смысл заключается не только в том, чтобы предоставить жилье данной категории и помочь в обустройстве, но и подготовить к ведению самостоятельной жизни.
В связи с этим возникает необходимость в создании системы адаптации выпускников, в которой основными задачами сопровождения являются: социально-бытовая адаптация выпускников; защита и обеспечение реализации права на жилье; оказание содействия в получении образования, трудоустройстве, организации культурной ориентации; обеспечение физического, психического, нравственного и духовного развития.
Исходная ситуация после окончания воспитанником учреждения интернатного типа может быть описана как переход от знакомой, более или менее безопасной атмосферы ежедневного распорядка к иному распорядку, и личному, и жизненному, который до сих пор был мало ему известен. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускник сталкивается с проблемой жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многим другим.
На мой взгляд, трудности, которые испытывают выпускники, можно разделить на два блока.
Первый блок представляет собой комплекс социальных затруднений: жилищнобытовая неустроенность; неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники; отсутствие мотивации к социальной реализации; отсутствие сформировавшихся социальных навыков и позитивных социальных связей и т. д. Перед выпускником детского дома остро встает проблема включения в социум, он поставлен перед фактом радикальных перемен, освоения новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться. Вследствие этих изменений носители данного статуса испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, определенная их часть пополняет ряды правонарушителей.
Второй блок включает комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа собственного «Я» и значимых взаимоотношений, трудности в управлении и планировании своей жизни, низкую готовность самостоятельно решать жизненные задачи и т.п. Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми.
В своей работе мы столкнулись со следующими особенностями социально-психологического статуса выпускников, находящихся на сопровождении:
∙ позиция иждивенчества, непонимание материальной стороны жизни;
∙ использование своих льгот во вред социальному развитию, умение «быть сиротой», то есть надеяться на покровительство, обладание «выученной беспомощностью», отсутствие опоры на собственные внутренние ресурсы;
∙ неразвитый социальный интеллект;
∙ завышенная или слишком заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний;
∙ инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и непринятие себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, сниженный уровень собственной активности;
∙ перегруженность отрицательным опытом, негативные ценности и образцы поведения без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха, готовность принимать асоциальные формы поведения;
∙ повышенная внушаемость и повышенный уровень виктимности (т. е. высокая вероятность стать жертвой насилия, шантажа, обмана, жестокости);
∙ рецептивные ориентации в поведении (т. е. стремление найти себе ответчика, на которого можно было бы переложить принятие решения);
∙ низкий уровень социальной компетентности, которая во многом определяет уровень развития социальных навыков и умение их использовать адекватно в той или иной жизненной ситуации.
Исходя из обозначенных особенностей описываемой категории, алгоритм социального сопровождения выпускников детских домов включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап, задачей которого является сбор и систематизация информации о проблемах клиента в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем.
Подготовительный этап состоит из трех шагов:
− сбор информации о выпускнике: учёба, работа, место жительства;
− взаимодействие с организациями, располагающими необходимыми и актуальными сведениями о выпускнике;
− систематизация полученной информации;
− определение трудной жизненной ситуации.
2. Деятельный этап, основной задачей которого является оказание социальной поддержки выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой реализацию индивидуального плана социального сопровождения с привлечением в случае необходимости органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций.
Данный этап предполагает процесс непосредственной работы с данной категорией лиц и состоит в предоставлении набора социальных услуг, основной смысл которых заключается в подготовке почвы для самостоятельного поиска клиентом решения проблем, что отражается в формировании у него осознания значимости той или иной трудной жизненной ситуации и поиска её преодоления.
На деятельном этапе работы наиболее часто проводимыми мероприятиями являлись:
− посещение выпускника на дому (общежитие) для анализа социальной ситуации;
− прием выпускников в Центре, консультирование;
− осуществление сопровождения в учреждения;
− содействие в получении юридических консультаций по различным видам законодательства;
− содействие в оформлении документов;
− содействие в получении льгот, пособий, материальной и гуманитарной помощи;
− индивидуальная психологическая работа;
− взаимодействие учреждения по вопросам оказания помощи выпускникам;
− информирование об учреждениях и организациях, оказывающих помощь выпускникам.
3. Заключительный этап, где подводятся итоги результативности социального сопровождения данной категории лиц и выделяются следующие необходимые критерии успешной социальной адаптации:
− принятие социально одобряемых норм, ценностей и социальных ролей, адекватных требованиям общества;
− определение своего места в социуме и в будущей жизни в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями, включая получение образования и овладение профессией;
− наличие постоянного жилья;
− способность к стабильному самообеспечению и возможность удовлетворять потребности;
− наличие адекватной самооценки, принятия себя.
Таким образом, конечной задачей социального сопровождения является помощь в формировании комплекса качеств, благодаря которым выпускник сможет сделать осознанный выбор и адаптироваться к новой ситуации. К таким качествам можно отнести автономность, информированность и соотнесение информации со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать, положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.
Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах, Центрах, которые остаются основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку осиротевших детей к жизни в обществе. Учитывая особый образ жизни в детском доме, который культивирует в детях такие качества, как беспомощность, потребительство, приспособленчество, возникла необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, сформировать у них определенные социальные знания, умения, навыки.
С этой целью мною была разработана и внедрена Программа клуба «Вкусняша», цель которой подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
В клубе занимаются подростки от 12 до 16 лет, так как именно в этом возрасте воспитанники готовы к накоплению социального опыта.
Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.
Наблюдая за вхождением ребенка в жизнь взрослых, и опираясь на свой практический опыт мы (воспитатели группы №5) пришли к выводу, что необходимо разработать Программу по семейному воспитанию «Мой дом».
В Программе определен круг вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в Центре. Содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках Центра.
Не смотря на то, что выпускники Центра уже ушли во взрослую жизнь, мы поддерживаем теплые отношения.
Очень часто звучат вопросы бытового характера: куда обратиться, если заболел, какие документы предоставить; куда обратиться и как осмотреть предложенное жилье: как оформить договоры об оплате коммунальных услуг и где производить оплату. В решении этих вопросов большую помощь оказывают социальные педагоги нашего Центра.
Почти все выпускники получили среднее специальное образование, трудятся на предприятиях и организациях города. Многие выпускники получили квартиры, я вместе с представителями органов опеки посещала предлагаемое жилье. Многим выпускникам предоставлены практические консультации по всем видам социальных услуг, разъяснены законные права и интересы в области социальной поддержки данной категории лиц, проводятся профилактические беседы о вреде алкоголя и табакокурения.
Тесный контакт с выпускниками и по телефону, когда им хочется поделиться радостью, новостями или просто выговориться.
В результате бесед, встреч за чашкой чая, некоторые выпускники определялись в выборе профессии, постоянного места работы, снижалось потребление алкоголя и табака, налаживали личные отношения, повышалась самооценка, активность в достижении поставленных целей.
В ходе работы по постинтернатному сопровождению выпускников Центр помощи детям «Радуга» старается объединить усилия, организуя совместную работу специалистов всех заинтересованных организаций, обмен опытом, межведомственных встреч и иных мероприятий, позволяющих координировать усилия с целью достичь полноценного и эффективного сопровождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение воспитателей.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...
Cценарий праздника для выпускников "В добрый путь, выпускники"
Сценарий праздника в детском саду "в добрый путь. выпускники". в котором используются стихи, песни. игры....
Логопедическое сопровождение как часть комплексного индивидуального сопровождения развития дошкольников с ОВЗ
Комплексное сопровождение дошкольника с ограниченными возможностями здоровья - это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции все...
Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка
проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...
Концепция сопровождения. «Методическое сопровождение педагогов в процессе воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста»
В концепции разработан оригинальный механизм методического сопровождения педагогов в процессе внедрения технологии воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста «Страна ...
Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...
Статья на тему: Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях
Статья на тему:Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24014...