Программа по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе
методическая разработка (подготовительная группа)
Автором разработана и опробирована на практике программа по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vymolova._programma_po_ped.gotovnosti_roditeley.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Вымолова Л.Б.,
магистр педагогики,
воспитатель высш.кв.кат.
Методическая разработка
Программа по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе
Основные идеи, на которых строилась программа, цели и задачи, педагогические принципы, содержание программы.
Ценности, на которых базируются программа – это уважение прав каждого участника образовательного процесса, гуманистическая направленность воспитания, творческая реализация личности, ее самоактуализация (А. Маслоу).
Главными идеями, положенными в основу программы для родителей, являются следующие:
1. Идея единства приоритетных ценностных ориентиров: ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности, нравственности, творчества, развития, открытости.
2. Идея сотрудничества. Реализация этой идеи предполагает совместную развивающую деятельность педагогов, родителей и детей.
3. Идея динамичности, гибкости в поиске новых форм и средств в реализации задач воспитания детей, создание условий для достижения ими определенного уровня образованности.
4. Идея прогностичности: родители должны понимать, что в воспитании детей необходимо руководствоваться более далекими перспективами, чем простое обучение ребенка.
Цель программы: повышение уровня педагогической компетентности родителей и их готовности к обучению ребенка в школе.
Задачи программы:
- выявление уровня педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе;
- систематизация имеющихся и приобретение новых знаний родителями в области педагогики;
- знакомство родителей с образовательными программами в начальной школе;
- обучение родителей наиболее продуктивным способам взаимодействия с ребенком;
- анализ правильности собственных действий по воспитанию и образованию своих детей.
Педагогические принципы, положенные в основу программы:
- Принцип добровольности.
- Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала.
- Принцип индивидуального подхода: учитываются индивидуальные особенности участников и контекст ситуации.
Создавая программу, мы опирались на различные источники, такие как: книги, журналы, газеты, Интернет – источники.
Организационно – педагогические подходы к реализации программы.
Все проводимые занятия основаны на сотрудничестве. Педагог (воспитатель) не только информирует родителей, но и обращается за советом к ним, они вместе устанавливают связи, намечают пути решения имеющихся педагогических задач.
Методика проведения занятий заключается в использовании различных приемов обучения: беседа, интерактивная лекция, семинар-практикум. После проведения занятия в группе проводятся индивидуальные консультации.
Родители выступают как непосредственные участники образовательного процесса.
Организационные аспекты реализации программы:
Образовательная программа для родителей рассчитана на 16 аудиторных часов.
Программа предназначена для родителей детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) и рассчитана на 2 месяца.
Период освоения программы: апрель – май
Число участников определяется на основании принципа добровольности.
Занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю по договоренности с педагогом (воспитателем или заведующим) образовательного учреждения.
Продолжительность занятий – 2 - 4 часа (без учета индивидуальных консультаций).
Ведет занятия педагог или специалист образовательного учреждения.
Материальное и методическое обеспечение: занятия проводятся в группе.
Ожидаемые результаты освоения программы.
После освоения данной программы ожидается сближение позиции семьи и детского сада, родителей и ребенка, повышение воспитательного потенциала семьи, более гармоничное развитие личности детей и их социализации, от повышения уровня педагогической готовности родителей будет зависеть готовность и ребенка, его более эффективная школьная адаптация.
По окончании освоения программы родители пишут отзывы о занятиях, отмечают сильные и слабые стороны, что понравилось, над чем надо поработать, предложения и пожелания к следующей программе.
Замечания слушателей служат основой для коррекции образовательной программы, которая может быть реализована со следующей группой родителей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ФОРМИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Темы занятий | Форма работы | Кол-во часов |
1 | «Роль семьи в образовании ребенка» | Интерактивная лекция | 1 |
2. | «Современные образовательные программы в начальной школе» | Интерактивная лекция | 3 |
3. | «Способы подготовки ребенка к школе» | Семинар-практикум | 4 |
4. | «Собираем портфель!» | Семинар-практикум | 4 |
5. | «Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий» | Семинар-практикум | 4 |
Общее количество часов: | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРУЮЩЕЙ РАБОТЫ
1. Первичная диагностика готовности родителей к обучению их ребенка в школе (опросник И.А. Хоменко «ГРОД»).
Цель: выявить уровень педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе.
Диагностика педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе проходит в группе.
Родителям раздаются заранее распечатанный бланк опросника «ГРОД» с целью его заполнения. Опросник заполняется анонимно. После заполнения, педагог обрабатывает результаты, выявляет уровень педагогической готовности родителей. Конфиденциальность родителей сохраняется (при заполнении опросника фамилия и имя не указывается).
Литература:
1. Технологии изучения семьи: междисциплинарный поход: Учебное пособие/ Т.В. Александрова, Е.Е. Алексеева, В.А. Родионова, И.А. Хоменко, Н.А. Щедрецова/ Под ред. И.А. Хоменко. – Спб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – с. 187 - 191
2. Интерактивная лекция для родителей «Роль семьи в образовании ребенка» (1 час).
Цель: обосновать значимость семьи в образовании ребенка.
Интерактивная лекция проходит в группе. Лекцию проводит педагог образовательного учреждения. Рассказывает родителям о роли семьи в образовании ребенка, предлагает поучаствовать в обсуждении о роли семьи, и подумать какую роль играют они сами в воспитании и образовании своего ребенка.
В процессе лекции, родители активно участвуют в обсуждении проблемы, задают вопросы, высказывают свое мнение.
После каждого занятия, все желающие могут получить индивидуальную консультацию по данной проблеме.
Литература:
1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Academia, 2000. - 232 с.
2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – 408 с.
3. Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2005 года, Санкт-Петербург./Под общей редакцией И.А. Хоменко – СПб.-2006. - 232с.
4. Семья XXI века: современные исследования. Выпуск 1. Сборник научных статей./ Под ред. Хоменко И.А. – СПб, 2006. 140 с.
5. Титов В.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Конспект лекций. – М.: «Приор-издат», 2003. – 128 с.
3. Интерактивная лекция для родителей «Современные образовательные программы в начальной школе» (3 часа).
Цель: познакомить родителей с традиционными и развивающими образовательными программами обучения детей в начальной школе.
Занятие (интерактивная лекция) проходит в группе.
Лекцию проводит учитель начальных классов или специалист дошкольного образовательного учреждения. В процессе лекции, родители активно задают вопросы, дискутируют по данной проблеме.
Педагог знакомит с существующими традиционными и инновационными программами развивающего обучения, их спецификой.
Традиционные программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
Программы развивающего обучения: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
По окончании интерактивной лекции родителям выдается памятка «Педагогические системы обучения». В конце лекции, каждый родитель может ознакомиться с предложенной литературой по данной теме, получить список источников, для более подробного изучения.
После занятия, все желающие могут получить индивидуальную консультацию по данной проблеме.
Литература:
1. Анисимова Т. Скоро в школу! Шпаргалки для первоклашек и их родителей. Ростов: Издательство: Феникс, 2005 – 314 с.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? – М., 1993
3. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4). В двух частях, часть 1, издание 3-е - М.: Просвещение, 2002 – 320 с.
4. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы четырехлетней начальной школы: В 2 ч.: Ч. 2 (сост. Петрова И.А., Яременко Е.О.) Изд. 3-е – М.: Просвещение, 2002 - 394 с.
5. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа. М.: Издательство: Баласс, РАО, 2004 - 528 с.
4. Семинар-практикум "Способы подготовки ребенка к школе"(4 часа).
Цель: определить способы подготовки ребенка к школе.
Занятие проводит педагог или другой специалист (психолог) в группе. Педагог или психолог обсуждают всевозможные существующие способы подготовки ребенка к школе. Выделяют «положительные» и «отрицательные» стороны различных подходов в подготовке ребенка к школе. Родители дискутируют, активно задают вопросы, делятся собственным опытом подготовки ребенка к школе, решают готовые педагогические задачи, обсуждают предложенные педагогические ситуации, предлагают для обсуждения ситуации из жизненного опыта.
По окончании семинара-практикума родителям предлагается список источников по данной проблеме, для более тщательного изучения.
Литература:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. СПб.: Издательство: Питер, 2008 - 192 с.
2. Психологический центр "АДАЛИН". Подготовка ребенка к школе.
http://adalin.mospsy.ru/l_04_01.shtml
3. Подготовить ребенка к школе... как? Советы психолога (аудиокнига MP3) Б.С. Волков, Н.В. Волкова (1 cd).
4. Савенков А.И. Готовим ребенка к школе: Учим учится самостоятельно. М.: Академия развития, 2008 – 160 с.
5. Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. Н.В. Елизаровой. – М., 1992. – 128 с.
5. Семинар – практикум «Собираем портфель!» (4 часа).
Цель: научить родителей подбирать литературу, учебные пособия и школьные принадлежности для обучения ребенка в школе, а так же как правильно выбрать портфель для будущего первоклассника.
Семинар-практикум проводит педагог. Занятие проходит в группе. Педагог рассказывает как правильно выбрать нужную литературу, на что необходимо обратить внимание при выборе учебных принадлежностей. Обсуждает следующие вопросы. Что лучше выбрать: портфель, ранец или рюкзак? Каким же должен быть портфель, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз? Каким должен быть вес ранца первоклассника с учебным комплектом (1-2 класс не более 1,5 кг.)? Прослушав критерии выбора ранцев, и учитывая допустимый вес с учебным комплектом, родителям предлагается собрать ранец ребенка в школу. Для этого педагог заранее подготавливает возможные варианты портфеля, ранца, рюкзака и различные школьные принадлежности («нужные» и «ненужные). Нескольким желающим родителям, предлагается «Собрать портфель ребенка», после сбора, родитель комментирует свой выбор. Затем педагог вместе с другими родителями обсуждают правильность выбора или допущенные ошибки.
После семинара родители получают памятки и список рекомендуемой литературы, Интернет источников и адреса магазинов, где можно приобрести качественные портфели будущему первокласснику.
Памятки «Обязательный набор канцтоваров»; «Собираем портфель первоклассника».
Литература:
1. Анисимова Т. Скоро в школу! Шпаргалки для первоклашек и их родителей. Ростов: Издательство: Феникс, 2005 – 314 с.
2. Коллективная база данных «Мой компас». Собираем ребенка в первый класс - http://moikompas.ru/compas/pervoklassnik_deti
3. Сеть магазинов «Детский мир» http://www.detmir.ru/cntnt/review/for_school/rykzaki/ranci.html
6. Семинар - практикум «Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий» (4 часа).
Цель: научить грамотно организовать рабочее место будущего первоклашки, контролировать свое эмоциональное состояние.
Семинар-практикум проводят педагог и психолог. Занятие проходит в группе.
Педагог рассказывает, как грамотно организовать рабочее место ребенка. Как помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями. Затем психолог дает несколько практических рекомендаций, как справится со своим эмоциональным состоянием.
Родители задают вопросы, активно участвуют в беседе.
По окончании семинара-практикума, родителям выдаются памятки и список рекомендуемой литературы, для более глубокого изучения темы.
Рекомендации-памятки родителям будущих первоклассников: «Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий»; «Как поощрять ребенка в семье»; «Золотые правила воспитания»; памятка от психолога «Родителям будущих первоклассников»; «Как справиться с кризисов 7–ми лет» и др.
Литература:
1. Айзман Р., Жарова Г., Вартапетова Г., Петрова Е. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 208 с.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как помочь хорошо учиться. – М., 2003
3. Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями – http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=18&menu_id=12§ion_id=2176&alt_menu=-1
4. Радуга. Памятка для родителей «Золотые правила воспитания» - http://raduga.rkc-74.ru/p15aa1.html
5. Советы психолога - http://nachsch1413.narod.ru/www_nach/sov.htm
7. Повторная диагностика, подведение итогов.
Опросник И.А. Хоменко «ГРОД» (готовность родителей к обучению их детей в школе).
Цель: выявить уровень педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе, сравнить с первичными результатами.
Родителям раздаются заранее распечатанный повторный бланк опросника «ГРОД» с целью его заполнения. Опросник заполняется анонимно. После заполнения, педагог обрабатывает результаты, выявляет уровень педагогической готовности родителей, сравнивает результаты опросника с полученными данными ранее. Определяет для себя эффективность проделанной работы.
После того, как родители заполнят опросник, педагог предлагает написать свои предложения, замечания по пройденной образовательной программе, о проделанной работе педагога, с целью учета ошибок и коррекции при повторной реализации программы.
Отзывы пишутся в свободной форме. Конфиденциальность родителей сохраняется.
Литература:
1. Технологии изучения семьи: междисциплинарный поход: Учебное пособие/ Т.В. Александрова, Е.Е. Алексеева, В.А. Родионова, И.А. Хоменко, Н.А. Щедрецова/ Под ред. И.А. Хоменко. – Спб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – с. 187 - 191
В процессе работы после каждого занятия родителям предлагается список различных источников по проблеме (книги, журналы, Интернет ссылки, адреса магазинов (семинар-практикум «Собираем портфель»), аудио книги, где можно расширить свои знания по пройденному материалу и найти соответствующий товар в магазинах). А также предлагается индивидуальная консультация по возникшим проблемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»
Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:•помочь, не рассердившись;•не кричать, принимать спокойно все так, как есть;•не унижать;•не обижать;•не сравнивать с другими своего...
Модифицированная программа по развитию речи и подготовки обучению грамоте «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»
Надеюсь, что данный материал удет полезен педагогам и родителям в подготовке детей к школе....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИХ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ"
В современной науке широко изучается готовность к школе ребенка, этому посвящено много исследований. Однако мы считаем, что сегодня нужно говорить о готовности семьи к началу регулярной образова...
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...
Консультация для родителей: «Развитие правильной речи – важная предпосылка успешного обучения вашего ребенка в школе»
Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, формирование познав...
Консультация для родителей: «Развитие правильной речи – важная предпосылка успешного обучения вашего ребенка в школе»
Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, формирование познав...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности (старшая и подготовительная к школе группа) «Азбука безопасности» на 2020-2021 учебный год
Рабочая программапо формированию основ безопасностижизнедеятельности(старшая и подготовительная к школе группа)«Азбука безопасности»на 2020-2021 учебный год...