Консультация для воспитателей "Портреты родителей - как общаться, чтобы к Вам прислушивались"
консультация
Если знать, к какому психотипу относится собеседник, то проще добиться нужного результата. В этой консультации анкета, характеристики психотипов родителей и рекомендации, как общаться с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_portrety_roditeley.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Портреты родителей – как общаться, чтобы к вам прислушивались»
Педагог-психолог
Голубенко С.В.
МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска
Психологи утверждают, что если знать, к какому психотипу относится собеседник, то проще добиться нужного результата. Выделяют пять типов родителей: вертолет, танк, гоночная машина, скорый поезд и трехколесный велосипед. В портрете каждого есть сильные и слабые стороны. В целом типология не о том, как научить родителей воспитывать детей, а о том, как педагогам найти индивидуальный подход к каждому родителю и общаться без конфликтов.
Как и в любой типологии, один и тот же родитель может сочетать в себе черты разных типов. Например, у родителя – трехколесного велосипеда можно заметить стремление к соревнованиям, которое присуще родителю – гоночной машине. Поэтому понять, какой именно персонаж перед вами, и какие черты у него превалируют, поможет анкета. Родители ответят на вопросы, а вы - педагоги с помощью ключа подведете итоги. Если у кого-то из родителей некоторых ответов поровну, то вы имеете дело с ярковыраженным смешанным типом (читать рекомендации к каждому присущему ему типажу).
Не сообщайте родителям, что вы решили вычислить их типажи. Просто скажите, что ответы на вопросы из анкеты помогут вам участь их требования в воспитательном процессе.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ф. И. О. родителя ___________________________________________________________
Ф. И. О. ребенка____________________________________________________________
Пожалуйста, выберите только один ответ в каждом вопросе.
1. Отправив ребенка в сад, Вы чаще всего чувствуете:
А) тревогу: все ли у него хорошо? А вдруг что-то случилось?
Б) недовольство: из-за ошибок и недостатков детского сада вам приходится вставать на защиту своего ребенка;
В) гордость: вы и ребенок точно на высшем уровне, это видно;
Г) облегчение: вы можете заняться множеством дел, пока он там;
Д) ничего особенного не чувствую, пусть поиграет, это же просто сад.
2. Много детей в группе заболело ветрянкой. Что вы об этом думаете:
А) это очень опасно! Надо беречь моего;
Б) это все невнимательные родители и несвоевременная реакция сада и врачей;
В) а мы сделали прививки у хорошего педиатра;
Г) надеюсь, воспитатели проследят, чтобы заболевшие дети не контактировали с остальными, у меня нет времени сидеть на больничном;
Д) да все будет хорошо!
3. Самое сложное в родительстве для Вас:
А) беспокойство о том, что с ребенком может случиться что-то плохое;
Б) множество некомпетентных людей кругом, которые действуют неправильно;
В) то, что многие недооценивают моего ребенка и усилия нашей семьи;
Г) то, что ребенку надо уделять так много времени;
Д) ответственность и невозможность расслабиться.
4. Другой ребенок сильно ударил вашего. Какие мысли вас посетят?
А) как бы не было травмы или перелома! Мой видимо не умеет постоять за себя!
Б) немедленно разберусь с родителями этого хулигана, это просто безобразие;
В) а мой ребенок никого не бьет, он хорошо воспитан;
Г) воспитатели наверно приняли все необходимые меры;
Д) а что я тут могу сделать?
5. Основная задача родителя:
А) защищать и контролировать ребенка;
Б) не допускать, чтобы на ребенка влияли некомпетентные люди;
В) давать ребенку все самое лучшее;
Г) обеспечивать семью и справляться со своей работой;
Д) играть с ребенком и не быть занудой.
6. Меня огорчает, если в саду ребенок:
А) попадает в ситуации, где может случиться что-то плохое;
Б) не получает то, что должен;
В) ничем не блещет;
Г) своим поведением требует моего внимания;
Д) заставляет меня разбираться с другими родителями или воспитателем.
7. Плохой родитель - это:
А) беспечный;
Б) некритичный;
В) «никакой», «серая мышь»;
Г) занятый только ребенком;
Д) слишком серьезный.
8. Мне не нравится, что воспитатель:
А) игнорирует некоторые опасные вещи;
Б) допускает много ошибок;
В) никак не учитывает достижения и достоинства моего ребенка;
Г) все время чего-то ждет от меня;
Д) слишком серьезно ко всему относится.
9. Сейчас такое время, что:
А) ребенка нельзя оставлять одного;
Б) все делается кое-как;
В) надо быть на высоте;
Г) на детей времени не остается;
Д) хочется расслабиться и отдохнуть.
Внесите, пожалуйста, свои ответы в таблицу
А | Б | В | Г | Д | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
Итого |
КЛЮЧ К АНКЕТЕ
Когда соберете анкеты, посмотрите, каких ответов больше всего. Это показатель того, к какому типу склонен человек. Если у кого-то из родителей некоторых ответов поровну, то вы имеете дело с ярковыраженным смешанным типом. Прочитайте рекомендации к каждому присущему ему типажу.
А – родитель-вертолет;
Б – родитель-танк;
В – родитель-гоночная машина;
Г – родитель-скорый поезд;
Д – родитель-трехколёсный велосипед.
Типы родителей
1 тип Родитель - вертолет (хороший организатор, но большой паникер)
Недостатки. Родитель-вертолет пытается контролировать все, что касается его ребенка, тем самым мешая воспитателем работать. Драматизирует и тревожится о будущем, подогревая при этом других родителей. Он постоянно находится в ожидании, как бы чего не вышло. У него свои правила безопасности. Отсюда и образ: родитель, как вертолет, кружащийся над своим чадом. Но зачастую из-за такой гиперопеки он не замечает явные проблемы ребенка.
Типичные фразы «вертолета»:
- А если что-то случится?
- Вы за ними не уследите!
- Вы не знаете, что там будет.
- Да он заболеет!
Достоинства. «Вертолет» сверхбдителен и осторожен во всем. Поэтому как помощник при организации детских мероприятий просто незаменим. Он предусмотрит и проконтролирует все до мельчайших деталей. Попросите его заняться мероприятием или, к примеру, собрать родителей на субботник, он переключится, и какое-то время забудет о контроле за воспитателями.
Как общаться. С родителем-вертолетом лучше говорить о настоящем, а не о будущем. Но если видите, что он тревожится, предложите помощь и разделите его тревогу: «Я понимаю Ваши опасения», «Я вижу, Вам сложно это принять». Задавайте к опасениям вопросы: «Что именно Вас беспокоит?», «Какая помощь нужна от меня, от сада?», «На все ли вопросы я ответила?». Посоветуйте ему читать новости, рекомендации и вопросы-ответы на сайте вашего детского сада. Так у беспокойного родителя сложится ощущение, что у него все под контролем.
Стоп-фразы. В беседе с «вертолетом» лучше не говорить:
1. Успокойтесь.
2. Не волнуйтесь.
3. Это Вас не касается.
4. Вы чересчур контролируете ребенка.
5. Да ничего такого не будет.
6. Это чушь (это не так, это ерунда).
7. Все так делают.
8. Все родители так решили.
9. Мы не хотели Вам говорить, но… (что…).
10. У нас ЧП.
2 тип Родитель - танк (знаток, но критик и провокатор)
Недостатки. Родитель-танк – прирожденный критик, но критику в свой адрес не переносит. Он вдоль и поперек перечитал литературу о воспитании и здоровье детей, поэтому считает себя экспертом в любых вопросах. Категорично выражает свои просьбы, как правило, в форме приказов. Чаще других родителей спорит с воспитателями, в том числе из-за мелочей, и становится инициатором конфликтов. И даже если они уже исчерпаны, при любом удобном случае «танк» напомнит, кто в том споре был виноват, но, конечно же, не он.
Типичные фразы «танка»:
- Я считаю…
- Я специалист, я знаю…
- Я выбрала этот сад…
- Это безобразие…
- Вы нарушаете!
Достоинства. У «танка» талант создавать ажиотаж по любому вопросу. Поэтому, если на родительском собрании вам необходимо обсудить с родителями какой-то вопрос и узнать их мнения, начните с «танка». Спросите, что он думает, и дискуссия вам обеспечена. Критический подход «танка» ко всему бывает и конструктивным. Он лучше других предвидит проблемы там, где они не так очевидны.
Как общаться. Родитель-танк считает себя авторитетом во всем. Поэтому если предъявляет претензии, сделайте вид, что вам важно его мнение: «Как, по-Вашему, стоит поступить?», «Как реагировать, когда ребенок делает так?». Не обсуждайте с ним детали, которые не относятся к делу. А то на вас польется шквал дополнительной критики и непрошеных советов. Создайте возможность выплеснуть негатив на сайте детского сада в разделе для жалоб. Так «танк» реже будет скандалить в детском саду.
Стоп-фразы. В беседе с «танком» лучше не говорить:
1. Вы не правы.
2. Это не так.
3. Вы очень агрессивны.
4. Нам конфликты и проблемы не нужны.
5. Я не понимаю, что Вам не нравится.
6. Следите за собой и за своим ребенком.
7. Это Вас не касается.
8. У нас и так все отлично.
9. Успокойтесь.
10. Не кричите.
3 тип Родитель - гоночная машина (активист, но хвастун и не умеет проигрывать)
Недостатки. Родитель - гоночная машина считает, что его ребенок умеет все и на «отлично», но требует быть еще выше, сильнее, быстрее. Соревновательного духа требует родитель и от воспитателей. Причина не в том, что «гонщику» интересны состязания. Ему в первую очередь важно, чтобы его признали исключительным родителем, и что он воспитывает вундеркинда. Без конкурсов такой родитель начинает провоцировать родителей соревноваться между собой, сравнивая своего ребенка с другими и нахваливая его даже без причин. До последнего отрицает даже явные трудности ребенка, потому что тащить одеяло на себя важнее.
Типичные фразы «гоночной машины»:
- Мы пошли в 9 месяцев!
- Мы уже умеем читать!
- А мы заняли первое место!
- А мы! А мы! А мы!
Достоинства. Награды и победы в конкурсах детскому саду принесут дети именно такого родителя. Он постоянно стимулирует своего ребенка на достижения. Ради победы в конкурсе готов его организовать и даже провести. «Гонщик» обязательно поддержит вас, если вы затеяли в детском саду ремонт и прочие изменения.
Как общаться. Хвалите за вовлеченность, интерес к ребенку и детскому саду, но не сравнивайте с другими родителями. Используйте прием «зато», если ребенок «гонщика» с чем-то не справляется: «Да, ваш ребенок пока не читает, зато прекрасно запоминает и рассказывает». Не критикуйте родителя и его ребенка в присутствии других. Вручайте грамоты и благодарности за любую помощь. Публично демонстрируйте достижения: на стендах с поделками, рисунками, фотографиями, на сайте детского сада в разделе о достижениях.
Стоп-фразы. В беседе с «гоночной машиной» лучше не говорить:
1. У нас таких детей, как Ваш, много.
2. А другие дети уже давно так умеют.
3. У Вашего ребенка это не получается.
4. У других ребят это получается лучше!
5. У Вас обычный ребенок.
6. У Вас сложный ребенок.
7.То, что Вы делаете, Вашему ребенку не нужно.
8. Воспитатель Вашим ребенком недоволен.
9. Не обращайте внимания на других.
10. Ваш ребенок не будет участвовать в конкурсе.
4 тип Родитель – скорый поезд (уступчивый, но равнодушный)
Недостатки. Родитель – скорый поезд вечно торопится, торопит других или вообще вне зоны доступа. Поэтому от него вы вряд ли добьетесь тесного сотрудничества. Он совершенно не интересуется, чем и как занимается его чадо. Не ходит на родительские собрания и праздники. Он не смотрит со своими детьми мультфильмы, не гуляет с ними и уж тем более не участвует в детских забавах. Все это ложится на плечи бабушек, няней, воспитателей и других чужих, по сути, людей. Ребенок отстраненного родителя часто предоставлен сам себе, поэтому попадает в группу проблемных детей.
Типичные фразы «скорого поезда»:
- У меня очень много дел.
- Я не могу прийти, сильно занят(а).
- Я пашу не ради себя, а ради ребенка.
Достоинства. «Скорый поезд» хочет сам и призывает окружающих договариваться быстро и не конфликтовать. Он не вмешивается в работу сада и доверяет его работникам. Не ввязывается в склоки и не сплетничает с другими родителями.
Как общаться. Коротко и по делу: «давайте быстро обсудим…», «уделите мне 5 минут, нам надо поговорить об…», «я пришла к такому выводу…», «я думаю, вам важно будет знать, что…». Родитель – скорый поезд зачастую просто не знает, как решить проблемы, с которыми он сталкивается в процессе воспитания. Поэтому избегает их. Ставьте его в известность, если у ребенка зафиксировали нарушения поведения. Акцентируйте внимание на том, что необходимо быстро принять меры, чтобы не запустить проблему. Спрашивайте его мнение: «а что поможет, если он(а)..?», «как вы думаете, зачем он(а) так делает?».
Стоп-фразы. В беседе со «скорым поездом» лучше не говорить:
1. Вы опять спешите?
2. Вы забросили ребенка.
3. Вам следует больше заниматься с ребенком.
4. Ваш ребенок не умеет себя вести.
5. Дела могут подождать.
6. Вы должны…
7. Вы, видимо, не знаете…
8. А другие родители…
9. На Вашем месте я бы…
10. Так нельзя.
5 тип Родитель – трехколесный велосипед (добрая душа, но безответственная)
Недостатки. Родитель – трехколесный велосипед сам как ребенок, не самостоятельный. Отсюда и образ – для поддержки нужно третье колесо. Не умеет принимать решения, отказывается от ответственности, перекладывает свои функции на других членов семьи. Поэтому, если вы поручили ему серьезную задачу, то будьте готовы – без вашего постоянного контроля он может все провалить. Любые серьезные переговоры он попытается свести к шуткам и смеху. Даже если вы обсуждаете нужды и трудности ребенка, не ждите адекватной реакции. Такой родитель считает, что игра важнее, чем всякие правила воспитания, которые навязывают ребенку в саду. Поэтому его дети, как правило, не способны соблюдать границы допустимого.
Типичные фразы «трехколесного велосипеда»:
- А мне никто не говорил, что это надо делать.
- Я не умею, я не могу.
- Не хочу давить на ребенка.
- Чтобы я без Вас делал(а)!
Достоинства. Милый, открытый и доброжелательный. Доверяет воспитателям, спрашивает и ценит их мнение. Участвует во всех детских праздниках, поддерживает игру и непосредственность детей.
Как общаться. Избегайте учительской позиции: поучать, пристыжать, разрешать, запрещать. Иначе «велосипед» так и не сможет сам принимать решения и нести за них ответственность. Проявляйте интерес к его мнению: «подумайте еще до завтра и обсудим». Спрашивайте: «как Вы обычно поступаете, если..?», «что Вы предложите?». Напоминайте ему его же успешный опыт в воспитании. Поддерживайте любые проявления осмысленной заботы о ребенке, хвалите: «как хорошо, что Вы уделяете этому внимание». Поддерживайте его попытки высказать свое мнение, даже если оно наивное.
Стоп-фразы. В беседе с «трехколесным велосипедом» лучше не говорить:
1. Не важно, что Вы чувствуете и хотите.
2. Вы как ребенок.
3. Будьте серьезнее, это не шутки.
4. Сколько можно Вам повторять?!
5. Вы плохо справляетесь со своими обязанностями.
6. Это Ваша вина.
7. За это Вы отвечаете.
8. Вам надо…
9. Тогда пусть это сделает Ваш(а) супруг(а).
10. Хорошо, мы справимся без Вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме "Чтобы ребёнок хрошо спал"
Тема детского сна волнует почти всех родителей. Все мы знаем из книг и журналов по воспитанию детей, что ребёнок «должен» спать столько-то часов ночью и столько-то днём, но не всегда Ваш ребёнок соблю...
Консультация для родителей "Что нужно, чтобы хорошо писать?"
Что же такое письмо? Почему у детей пропадает интерес к обучению. Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов....
Октябрь 2017 год. Консультация для родителей на тему: "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"
В рамках проведения месячника по пожарной безопасности....
Консультация для воспитателей "Портрты родителей - как общаться, чтобы к вам прислушивались"
Пять типов родителей...
Консультация для родителей: "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
Основные принципы общения с ребенком:1. Безусловно, принимайте своего ребенка.Любите его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто за то, что он есть!2. Пос...
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ – ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Портреты родителей – как общаться, чтобы к Вам прислушивались.
В этой памятке – характеристика каждого из пяти персонажей и рекомендации, как общаться, чтобы родители прислушивались и не жаловались на ВАС и на детский сад....
Памятка для родителей Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.
middot; Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. · В ...