конспект познавательного занятия во 2 младшей группе
план-конспект занятия (младшая группа)
Цели:
Создавать условия для развития у детей представлений о семье, семейной
принадлежности. Закреплять умение называть членов семьи. Формировать
понимание роли взрослых и детей в семье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
. Конспект познавательного занятия во второй младшей группе на тему:
«Моя семья».
Программное содержание:
Обогащение представлений о семье, о том, что семья – это все, кто живет
вместе с ребенком. Воспитание любви к близким людям. Совершенствование
умения рисовать красками.
Цели:
Создавать условия для развития у детей представлений о семье, семейной
принадлежности. Закреплять умение называть членов семьи. Формировать
понимание роли взрослых и детей в семье.
Обогащать словарный запас детей (названия пальцев рук), активизировать
употребление прилагательных в речи.
Формировать умение различать и называть геометрические фигуры,
закрашивать контурные картинки.
Развивать восприятие формы и цвета, внимание, память, речь, общую и
мелкую моторику, эмоциональную сферу детей.
Создавать условия для воспитания любви, внимательного и заботливого
отношения к членам своей семьи.
Материалы и оборудование:
- Кукла Антошка
- макет дома
- силуэт ладошки из картона- шапочки на каждый палец ладошки с изображением лица мамы, папы,
бабушки, дедушки, ребенка
- контурные картинки
- изобразительный материал
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем подходят к домику:
Что за башенка стоит?
А в окошке свет горит!
К этой башне подойдём,
А зовётся башня – дом.
- Мы постучим, тук- тук. Никого?
- Постучим по громче, ведь звонка нет, тук-тук.
Кто-то выглядывает в окно.
- Здравствуй мальчик, как тебя зовут?
- Здравствуйте, я Антошка.
- Антошка с кем ты живешь в этом домике?
- Один.
- Один? Ребята, как вы думаете, может ли жить ребенок один в доме? (Нет).
А кто должен жить вместе с ним? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).
Правильно, а все вместе, это семья.
Сейчас внимательно послушайте загадку и постарайтесь её отгадать:
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку –
Держат все одну лопатку.
А зимою все гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот какие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы)
Правильно, это пальцы. А что это за теплушки, в которые они прячутся?
(Перчатки)
Давайте поиграем в пальчиковую игру «Семья». Сожмите левую руку в
кулак, а правой, будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец.
Движение сопровождается текстом:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот – пальчик мамочка,
Этот пальчик – я,Вот и вся моя семья!
Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта игра? (Эта игра о семье)
Показывает детям силуэт кисти руки.
Давайте найдем самый маленький палец – мизинец. Кто в вашей семье
самый маленький? Как вас называют дома? Поищем на разносе шапочку,
обозначающую ребенка, и наденем её на мизинец.
Садитесь по удобнее и послушайте стихотворение:
Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шёл.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо.
Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама?
(Ласковая, любимая, милая, хорошая и т. д.). Найдите шапочку «маму» и
наденьте на безымянный палец.
Послушайте еще одно стихотворение:
Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И если кому - нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы
сказать про своего папу? (сильный, смелый, храбрый и т. д.) Найдите шапочку
«папа» и наденьте её на средний палец.
А сейчас все в круг скорей да играйте веселей.
Педагог читает стихотворение и сопровождает слова движениями.
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони все в морщинки собраны (показывают ладони)
А у бабушки ладони добрые - предобрые (поглаживают ладони одну о
другую)
Ведь работали ладони долгими годами (постукивают кулачками)
Пахнут добрые ладони щами, пирогами (подносят ладони к лицу)
По кудрям меня погладят добрые ладони (имитируют поглаживание)
И с моей печалью сладят теплые ладони (подносят ладони к лицу,
дуют на них)
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)
Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе с бабушкой?
Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая…(милая, умная,красивая, добрая, хорошая, умелая). Найдите на разносе шапочку с
изображением бабушки и наденьте ее на указательный палец силуэта руки.
У нас остался один палец – большой. Как вы думаете, кто это? (дедушка).
Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение:
У меня есть дедушка, как зима, седой,
У меня есть дедушка с белой бородой.
Мне на все мой дедушка может дать ответ.
И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!
Что вы можете сказать о своем дедушке? Какой он? (Добрый, сильный, умелый,
сильный, храбрый). Давайте на большой палец силуэта наденем шапочку с
изображением дедушки. Получились большие дружные семейки.
Ребята, а где будут жить наши дружные семейки? (в доме)
Посмотрите, какие красивые есть у меня картинки, а на них нарисованы дома.
Только они не раскрашены. Что делать? Давайте мы их раскрасим и поселим
туда наши семьи.
Дети подходят к столам и рисуют.
По окончании работы проводится игра: «Вот какой красивый дом».
Становитесь в круг, и покажем, какой дом мы нарисовали для дружной
семейки.
Вот какой красивый дом: раз, два, три, четыре, пять (руки на поясе,
повороты вправо, влево)
Будем рисовать, играть (ритмичные приседания)
Дом большой, высокий строим (на носочках, руки вверх, тянутся)
Окна ставим, крышу кроем (прыжки)
Вот какой красивый дом: будет жить семейка в нём. (показывают руки
вперёд)
А давайте устроим выставку наших домов. Куда мы повесим домики,
чтобы их все увидели?
После размещения рисунков дети любуются своими работами.
. Буклет для родителей на тему: «Моя родословная»
Рассматривая свою родословную, ребенок наглядно видит и более отчетливо
понимает, что такое «отчество», каково его происхождение.В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства
ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное
педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для
дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не
огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более
эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или
поощрения.
Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения
преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье
продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней
уже может появиться шестое, седьмое поколение.
Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле
этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.
"Семья"
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к
своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных,
профессиональных корней своего рода в разных поколениях.
Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление
очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и
страны;
семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
Важным условием для проведения эффективной работы по ознакомлению
дошкольников с родословной является овладение знаниями о том, что такое
родословная, зачем ее составляют, каковы истоки традиции. Родителям самим
необходимо разобраться в теоретических вопросах, попробовать составить свою
родословную.
Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей
одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, с указанием
о каждом представителе рода того, что его отличает.
Существует два основных способа ее ведения — по восходящей и
нисходящей линиям. Собственно родословная отражает отношения кровного
родства. Восходящая прямая линия родства — это та, которая идет от данного
лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно начать с себя. В таком
случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и
бабушек — третьим и т.д. Называется такая родословная смешанной
восходящей. «Смешанная» означает, что в родословную включают предков и
мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит
все к более и более отдаленным поколениям.
Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые
предки мужчины, называется мужской восходящей родословной
. Составление родословной лучше всего начинать со смешанной восходящей
родословной. Этот вид родословной можно составлять, опрашивая
родственников, не обращаясь к архивам. Когда уже имеется смешанная
восходящая родословная и установлен наиболее отдаленный предок, появляется возможность составить нисходящую родословную — самый распространенный и обычный вид родословной. Однако для ее составления необходимо обратиться к метрическим книгам, архивам. В составлении родословной могут помочь воспоминания, старинные адресные и справочные издания.
Родословную можно представить в виде дерева. Имя родоначальника
располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и
ветвях.
Изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к
своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств
своих предков — задачи, которые следует адресовать родителям в большей
степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том,
какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить.
В процессе ознакомления с родословной у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства, развивается словесно-логическое мышление.
Литература:
Программа «Детство»
Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»:
Методический аспект». – М.: ТЦ Сфера, 2007
Маркина С. М. «Год семьи» в детском саду». // Воспитатель Дошкольного
Образовательного Учреждения Практический журнал – 2008 - № 8, с. 102
Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. «Маленьким детям – большие
права»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство» – Пресс, 2007
Предварительный просмотр:
. Конспект познавательного занятия во второй младшей группе на тему:
«Моя семья».
Программное содержание:
Обогащение представлений о семье, о том, что семья – это все, кто живет
вместе с ребенком. Воспитание любви к близким людям. Совершенствование
умения рисовать красками.
Цели:
Создавать условия для развития у детей представлений о семье, семейной
принадлежности. Закреплять умение называть членов семьи. Формировать
понимание роли взрослых и детей в семье.
Обогащать словарный запас детей (названия пальцев рук), активизировать
употребление прилагательных в речи.
Формировать умение различать и называть геометрические фигуры,
закрашивать контурные картинки.
Развивать восприятие формы и цвета, внимание, память, речь, общую и
мелкую моторику, эмоциональную сферу детей.
Создавать условия для воспитания любви, внимательного и заботливого
отношения к членам своей семьи.
Материалы и оборудование:
- Кукла Антошка
- макет дома
- силуэт ладошки из картона- шапочки на каждый палец ладошки с изображением лица мамы, папы,
бабушки, дедушки, ребенка
- контурные картинки
- изобразительный материал
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем подходят к домику:
Что за башенка стоит?
А в окошке свет горит!
К этой башне подойдём,
А зовётся башня – дом.
- Мы постучим, тук- тук. Никого?
- Постучим по громче, ведь звонка нет, тук-тук.
Кто-то выглядывает в окно.
- Здравствуй мальчик, как тебя зовут?
- Здравствуйте, я Антошка.
- Антошка с кем ты живешь в этом домике?
- Один.
- Один? Ребята, как вы думаете, может ли жить ребенок один в доме? (Нет).
А кто должен жить вместе с ним? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).
Правильно, а все вместе, это семья.
Сейчас внимательно послушайте загадку и постарайтесь её отгадать:
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку –
Держат все одну лопатку.
А зимою все гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот какие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы)
Правильно, это пальцы. А что это за теплушки, в которые они прячутся?
(Перчатки)
Давайте поиграем в пальчиковую игру «Семья». Сожмите левую руку в
кулак, а правой, будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец.
Движение сопровождается текстом:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот – пальчик мамочка,
Этот пальчик – я,Вот и вся моя семья!
Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта игра? (Эта игра о семье)
Показывает детям силуэт кисти руки.
Давайте найдем самый маленький палец – мизинец. Кто в вашей семье
самый маленький? Как вас называют дома? Поищем на разносе шапочку,
обозначающую ребенка, и наденем её на мизинец.
Садитесь по удобнее и послушайте стихотворение:
Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шёл.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо.
Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама?
(Ласковая, любимая, милая, хорошая и т. д.). Найдите шапочку «маму» и
наденьте на безымянный палец.
Послушайте еще одно стихотворение:
Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И если кому - нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы
сказать про своего папу? (сильный, смелый, храбрый и т. д.) Найдите шапочку
«папа» и наденьте её на средний палец.
А сейчас все в круг скорей да играйте веселей.
Педагог читает стихотворение и сопровождает слова движениями.
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони все в морщинки собраны (показывают ладони)
А у бабушки ладони добрые - предобрые (поглаживают ладони одну о
другую)
Ведь работали ладони долгими годами (постукивают кулачками)
Пахнут добрые ладони щами, пирогами (подносят ладони к лицу)
По кудрям меня погладят добрые ладони (имитируют поглаживание)
И с моей печалью сладят теплые ладони (подносят ладони к лицу,
дуют на них)
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)
Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе с бабушкой?
Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая…(милая, умная,красивая, добрая, хорошая, умелая). Найдите на разносе шапочку с
изображением бабушки и наденьте ее на указательный палец силуэта руки.
У нас остался один палец – большой. Как вы думаете, кто это? (дедушка).
Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение:
У меня есть дедушка, как зима, седой,
У меня есть дедушка с белой бородой.
Мне на все мой дедушка может дать ответ.
И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!
Что вы можете сказать о своем дедушке? Какой он? (Добрый, сильный, умелый,
сильный, храбрый). Давайте на большой палец силуэта наденем шапочку с
изображением дедушки. Получились большие дружные семейки.
Ребята, а где будут жить наши дружные семейки? (в доме)
Посмотрите, какие красивые есть у меня картинки, а на них нарисованы дома.
Только они не раскрашены. Что делать? Давайте мы их раскрасим и поселим
туда наши семьи.
Дети подходят к столам и рисуют.
По окончании работы проводится игра: «Вот какой красивый дом».
Становитесь в круг, и покажем, какой дом мы нарисовали для дружной
семейки.
Вот какой красивый дом: раз, два, три, четыре, пять (руки на поясе,
повороты вправо, влево)
Будем рисовать, играть (ритмичные приседания)
Дом большой, высокий строим (на носочках, руки вверх, тянутся)
Окна ставим, крышу кроем (прыжки)
Вот какой красивый дом: будет жить семейка в нём. (показывают руки
вперёд)
А давайте устроим выставку наших домов. Куда мы повесим домики,
чтобы их все увидели?
После размещения рисунков дети любуются своими работами.
. Буклет для родителей на тему: «Моя родословная»
Рассматривая свою родословную, ребенок наглядно видит и более отчетливо
понимает, что такое «отчество», каково его происхождение.В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства
ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное
педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для
дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не
огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более
эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или
поощрения.
Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения
преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье
продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней
уже может появиться шестое, седьмое поколение.
Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле
этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.
"Семья"
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к
своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных,
профессиональных корней своего рода в разных поколениях.
Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление
очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и
страны;
семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
Важным условием для проведения эффективной работы по ознакомлению
дошкольников с родословной является овладение знаниями о том, что такое
родословная, зачем ее составляют, каковы истоки традиции. Родителям самим
необходимо разобраться в теоретических вопросах, попробовать составить свою
родословную.
Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей
одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, с указанием
о каждом представителе рода того, что его отличает.
Существует два основных способа ее ведения — по восходящей и
нисходящей линиям. Собственно родословная отражает отношения кровного
родства. Восходящая прямая линия родства — это та, которая идет от данного
лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно начать с себя. В таком
случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и
бабушек — третьим и т.д. Называется такая родословная смешанной
восходящей. «Смешанная» означает, что в родословную включают предков и
мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит
все к более и более отдаленным поколениям.
Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые
предки мужчины, называется мужской восходящей родословной
. Составление родословной лучше всего начинать со смешанной восходящей
родословной. Этот вид родословной можно составлять, опрашивая
родственников, не обращаясь к архивам. Когда уже имеется смешанная
восходящая родословная и установлен наиболее отдаленный предок, появляется возможность составить нисходящую родословную — самый распространенный и обычный вид родословной. Однако для ее составления необходимо обратиться к метрическим книгам, архивам. В составлении родословной могут помочь воспоминания, старинные адресные и справочные издания.
Родословную можно представить в виде дерева. Имя родоначальника
располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и
ветвях.
Изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к
своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств
своих предков — задачи, которые следует адресовать родителям в большей
степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том,
какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить.
В процессе ознакомления с родословной у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства, развивается словесно-логическое мышление.
Литература:
Программа «Детство»
Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»:
Методический аспект». – М.: ТЦ Сфера, 2007
Маркина С. М. «Год семьи» в детском саду». // Воспитатель Дошкольного
Образовательного Учреждения Практический журнал – 2008 - № 8, с. 102
Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. «Маленьким детям – большие
права»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство» – Пресс, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в младшей группе "Пирожки для Миши"
Данное занятие дает положительный результат по детскому экспериментированию. Дети с удовольствием занимаются пескотерапией в процессе деятельности....
Конспект познавательного занятия в младшей группе «Путешествие в зимний лес».
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе пр...
Конспект познавательного занятия для младшей группы на тему: «В гости к солнышку»
Конспект познавательного занятия для младшей группы на тему:«В гости к солнышку»...
Конспект познавательного занятия в младшей группе "Подарок для Нюши"
В данном конспекте ООД доступно продолжается знакомство детей с окружающим миром (миром растений) через героев любимого и знакомого мультфильма "Смешарики". Присутствует интеграция с другими...
Конспект познавательного занятия в младшей группе «Бумага, какая она?»
Мотив выбранной темы заключается в том, что эксперименты и опыты формируют у детей познавательный интерес.- у детей развивается творческая способность, мыслительная деятельность, наблюдательность;- ре...
Конспект познавательного занятия в младшей группе. Темазы: «Хуулгаазын кажыктарым»
Темазы: «Хуулгаазын кажыктарым»Сорулгазы: Тыва чоннун база бир национал оюннары кажык – биле таныштырары. Геометриялыг хевирлер дугайында билигни быжыглаар. Чувенин он-чузунун, ...
Конспект познавательного занятия в младшей группе на тему «Пдд, Транспорт»
Конспект познавательного занятия в младшей группе на тему «Пдд, Транспорт» Педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна. Программное содержание: Цель: За...