Игры на асфальте
материал
Для организации двигательной активности детей на улице можно организовать игры с использованием рисунков на асфальте. Игры с использованием рисунков активизируют мыслительную деятельность, расширяют кругозор детей и пополняют словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_asfalte.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на асфальте
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния ребенка при переходе из детского сада в школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к его оздоровлению, воспитанию и развитию средствами физкультуры, которые могли бы как повышать физическую подготовленность дошкольника, так и развивать его умственные и познавательные способности.
Создаваемая в дошкольных учреждениях предметно-развивающая среда должна соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физиологическим особенностям ребенка, быть доступной, многофункциональной, практичной, экономичной и привлекательной для дошкольников.
Для организации двигательной активности детей на воздухе в качестве предметно-развивающей среды можно организовать игры с использованием рисунков на асфальте.
Игры и упражнения многофункциональны и вариативны. Одну и ту же игру можно организовывать каждый день, но через разные виды двигательной активности и использование других рисунков. Меняющаяся игровая ситуация вносит разнообразие в процесс, развивает физические качества и навыки детей: быстроту реакции, ловкость, равновесие, координацию движений, выносливость, пространственную ориентировку, глазомер.
Игры с использованием рисунков активизируют умственную деятельность, закрепляют полученные знания (прямой и обратный счет, формы геометрических фигур), расширяют кругозор детей, пополняют их словарный запас.
Игры содействуют обогащению нравственного опыта дошкольников. Организуя соревновательную деятельность, воспитатель учит их вежливому, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников. Необходимость подчиняться правилам и реагировать на сигнал дисциплинирует детей, развивает у них сообразительность и самостоятельность.
Также игры на асфальте способствуют формированию волевых черт характера ребенка. Они основаны на продолжительном и многократном повторении однообразных действий, при выполнении которых возникает необходимость проявлять усилия для преодоления физического и эмоционального напряжения.
Движения на свежем воздухе – эффективное средство закаливания детей.
Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционной физкультуре, делая процесс каждодневных занятий эмоциональнее и разнообразнее.
КЛАССИКИ
Дети прыгают по клеточкам с цифрами от 1 до 10 и обратно.
Варианты игр:
1. Прыгать на одной ноге до квадрата с цифрой «10». Затем в обратном направлении. Прыгать нужно строго на квадрат. Прыжок за пределы квадрата считается ошибкой, и допустивший ошибку прекращает игру.
2.Прыгать на двух ногах.
3. Прыгать на одной и на двух ногах попеременно.
3.Прыгая по клеткам бросать на старте битку ( коробочку или монетку) на одну из клеток и забирать её на обратном пути.
Пошаговая инструкция игры:
- Бросаем «битку» на цифру «1».
- На одной ноге впрыгиваем в клетку 1, на одной ноге в клетку 2, затем двумя ногами в клетки 3,4 и так далее.
- В клетки 9, 10 впрыгиваем на двух ногах и переворачиваемся.
- Перевернувшись, игрок прыгает в обратном направлении и забирает свою «битку».
- В клетку «Ракета» попадать «биткой» и впрыгивать нельзя.
- Если игрок не совершил ошибки (не наступил на черту, не попал в «Ракету», попал «биткой» в нужную клетку), то он кидает камушек снова — уже на цифру «2» (переходит во второй класс). И так далее.
- В случае ошибки ход переходит в следующему игроку.
Игроки по очереди прыгают таким же образом. Когда снова наступает очередь какого-либо игрока, он начинает прыгать с того места, где ошибся. Кто первый закончит прыжки и броски на всем поле, тот победил.
ГУСЕНИЦА
На асфальте нарисован огромная гусеница, внутри которой находятся различные виды геометрических фигур (круги, ромбы, треугольники, квадраты и т.д.) разного цвета с порядковыми номерами.
Рисунок «Гусеница» используется для проведения игр, игровых упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей.
«Найди своё место!» (для детей 3-7 лет).
Дети передвигаются вокруг гусеницы, выполняя различные задания, например – обычная ходьба. По команде «Треугольник!» дети должны занять названную геометрическую фигуру. При каждом повторении педагог называет новую фигуру, цифру или цвет.
Выигрывает тот ребёнок, который первым справится с заданием.
«Донеси – не урони!» (эстафета для детей 5-7 лет).
Дети передвигаются по «фигурам» по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.
«По местам!» (для детей 3-7 лет).
Ребята встают на любую «фигуру». По сигналу ведущего «Синие!» начинают бег вокруг «гусеницы» дети, стоящие на «фигурах» синего цвета; по сигналу «Зеленые!» к ним присоединяются дети, стоящие на зеленых «фигурах», по сигналу «Оранжевые!» – те, кто находится на «фигурах» оранжевого цвета, и т.д. По команде «По местам!» все стараются найти фигуру своего цвета; при повторении игры двигаются вокруг шарика подскоками, галопом.
Вариант (для детей 5-7 лет). Участники двигаются вокруг «гусеницы», отбивая мяч одной или двумя руками (попеременно правой и левой). По команде «По местам!» ребята стараются найти «фигуру» своего цвета.
«С кочки на кочку прыгаем ловко» (для детей 2-5 лет). Прыжки на двух ногах по фигурам по порядку номеров.
«Снайперы» (для детей 4-7 лет).
Дети размещаются за контуром «гусеницы», у каждого по три-пять мешочков для метания, которые они по сигналу взрослого одновременно начинают бросать на отведённую для каждого геометрическую фигуру с цифрой. Игра заканчивается, когда у детей не останется мешочков. Подсчитываются попадания, выбирается самый меткий игрок, затем игра повторяется.
«Кто быстрее?» (эстафета для детей 5-7 лет).
Прыжки на одной или двух ногах с мячом (мешочком) между коленями по «фигурам» от цифры «1» до цифры «10» по порядку номеров.
ЗМЕЙКА
На асфальте вычерчивают две дорожки, равные по длине и количеству поворотов.
Рисунок «Змейка» интересен для проведения эстафет, аттракционов, общеразвивающих и игровых упражнений. Способ организации детей поточный.
«Быстрая команда» (эстафета для детей 5-7 лет).
1-й вариант. Две одинаковые по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает игрок под номером 1. Как только он достигает финиша, стартует следующий участник и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда построена на другом конце «дорожки».
2-й вариант. Ребята выполняют ведение мяча.
3-й вариант. Бег через короткую скакалку.
4-й вариант. Две команды одновременно начинают бег по «дорожкам», соблюдая повороты. Побеждает та, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша.
«Хоккейный слалом» (эстафета для детей 5-7 лет).
Ведение мяча (шайбы) клюшкой по «дорожке».
«Донеси – не урони!» (эстафета для детей 5-7 лет).
Ребенок несет теннисный шарик на ракетке.
«Пройди с мешочком на голове!» (эстафета для детей 5-7 лет). Ходьба по контуру «змейки» с мешочком на голове.
«Лови – бросай – упасть не давай!» (эстафета для детей 5-7 лет).
Дети строятся в шеренгу на самую ближнюю к ведущему часть «дорожки», который бросает мяч каждому игроку способом «снизу» («от груди, с ударом о пол»). Ребенок ловит мяч и возвращает его ведущему этим же способом. Выполнив упражнение без ошибки, дети продолжают игру, отойдя назад, на следующую часть «дорожки». Допустивший ошибку в ловле или броске мяча остается на своем месте до следующей попытки. По окончании игры победителем выбирают участника, который оказался на самой дальней части «дорожки» от ведущего.
«Попади в цель!» (для детей 4-7 лет).
На разных участках дорожки размещают кольцебросы, дети забрасывают на них кольца, всё время увеличивая расстояние между собой и кольцебросом.
Вариант. На дорожке размещают корзины, в которые дети разными способами забрасывают набивные мешочки.
ФРУКТЫ – ОВОЩИ - ЯГОДЫ
Для организации двигательной активности детей на асфальте нужно изобразить овощи, фрукты и ягоды и расположить их в чередовании по кругу. Через рисунки можно отразить и другие темы, например: транспорт, спорт, деревья, грибы, цветы, геометрические фигуры и т.д. Рисунки позволяют организовать фронтальную деятельность детей через игры и упражнения.
«Успей занять дом!» (для детей 3-7 лет).
Каждый ребёнок находится в «овощном», «ягодном» или «фруктовом» домике. Водящий стоит в центре, у него домика нет. По команде «Овощи!» дети, стоящие в овощных домиках, начинают меняются местами; по команде «Фрукты!» меняются местами дети из фруктовых домиков и т. д. Водящий должен успеть занять пустой домик. Ребенок, оставшийся без места, становится новым водящим. Если детей в игре больше, чем домиков, оставшиеся без них становятся водящими и пытаются занять пустое место.
«Найди свою ветку!» (для детей 3-7 лет).
Дети располагаются в «домиках». По сигналу «Яблоки!» начинают бег вокруг рисунка ребята из «яблочных домиков», по сигналу «Груши!» к ним присоединяются участники из «грушевых», по сигналу «Вишня!» включаются в игру дети из «вишневых» домиков. По команде «На ветки!» все стремятся занять свое первоначальное место. При повторении игры нужно менять способ передвижения ребят по площадке (разные виды бега, ходьбы). Если детей в игре больше, чем «домиков», то в одном «домике» могут находиться по 2 игрока. Следует отметить быстрых и внимательных ребят.
Вариант (5-7 лет). Дети двигаются вокруг рисунка, отбивая мяч одной рукой, двумя руками или попеременно правой и левой.
«Пройди и перешагни!» (для детей 2-4 года).
Ходьба с перешагиванием через «фрукты», «овощи», «ягоды».
«Не задень!» (для детей 3-5 лет).
Ходьба и бег змейкой между фруктовыми, овощными и ягодными домиками.
1-й вариант (для детей 4-7 лет).Ходьба змейкой с мешочком на голове.
2-й вариант (5-7 лет). Ведение мяча змейкой между рисунками.
ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ
На рисунке «Осенние листочки» интересно проводить игры и эстафеты одновременным участием всех детей. На двух противоположных сторонах площадки рисуют несколько видов осенних листьев в чередующемся порядке. Темы для игр разнообразны: спорт, транспорт, цифры, фигуры, фрукты – овощи – ягоды, цветы и т. д.
«Кто быстрее?» (эстафета для детей 4-7 лет).
1-й вариант. Дети располагаются на «листочках», количество которых должно соответствовать числу ребят. По сигналу воспитателя «Клен!» бегут наперегонки только дети, стоящие на «кленовых листочках». Они добегают до таких же «листочков» на другой стороне площадки и возвращаются на свои места. Повторяя игру, воспитатель называет другие «листочки».
2-й вариант. Дети передвигаются по площадке с мешочком на голове.
3-й вариант. Дети передвигаются по площадке, отбивая мяч. Можно использовать разные способы его ведения.
«Добеги и принеси!» (3-7 лет). Игроки располагаются на листочках с одной стороны площадки. На противоположной стороне напротив каждого ребёнка на таком же листочке лежит какой-нибудь предмет (кубик, флажок и т. д.). По команде ведущего дети должны добежать до своего предмета и принести его; при повторении эстафеты отнести предмет на прежнее место.
Вариант (4-7 лет). Дети располагаются с одно стороны площадки на листочках. На противоположной стороне напротив каждого ребёнка вертикально установлен обруч. По сигналу ведущего дети добегают до обручей, пролезают через них и возвращаются на своё место. Игру следует повторить несколько раз, называя разные листочки.
«Найди свой листок!» (3-7 лет). Все дети двигаются врассыпную, выполняя задания ведущего. Ведущий говорит название дерева – дети стараются встать на нарисованные на асфальте листочки от этого дерева. Игра продолжается, ведущий называет другие деревья.
«Поменяйтесь местами!» (4-7 лет). Дети выбирают себе пару и располагаются на разных концах площадки, на одинаковых листочках напротив друг друга. По сигналу «Рябина!» меняются местами те, кто стоит напротив друг друга на рябиновых листочках. При повторении игры ведущий называет другие деревья.
«Прокати и сбей!» (3-7 лет). Дети с мячами занимают листочки-домики. Напротив каждого ставят кеглю. Прокатывая мяч, ребёнок старается сбить её.
«Снайпер» (3-7 лет). Каждый ребёнок выбирает листок-мишень, располагается, напротив, на некотором расстоянии от него с мешочком, бросает его в горизонтальную цель разными способами.
Вариант (4-7 лет). На листочках размещают кольцебросы – дети забрасывают на них кольца.
ДОРОЖКИ
На асфальте рисуют две дорожки: прямую и извилистую длиной 3-4 метра. Их используют для самостоятельной и организованной деятельности детей 2-7 лет.
Варианты игр:
- Бег по прямой извилистой дорожке.
- Прыжки через дорожку прямо, боком, на одной, на двух ногах.
- Перешагивание через дорожку.
- Прокатывание мяча по прямой дорожке.
- Ходьба с мешочком на голове.
- Ходьба с ведением мяча.
- Езда на велосипеде, самокате и т. п.
СВЕТОФОР
Для игры берётся подгруппа детей из 3-5 человек. На асфальте напротив каждого ребёнка рисуются три кружочка согласно цветам светофора: красный, желтый и зеленый. Все участники становятся у линии и по команде прыгают на нужный цвет светофора: «красный, желтый или зеленый». В этой игре дети закрепляют цвета светофора, развивают навык прыжка в длину, слуховое внимание. Можно заменить прямое название цвета, т. е. говорить смысловое значение- «стоп!», «внимание!», «иди!».
Литература
1. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.: ил.
2. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: «Академия», 1997. – 192 с.
3. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.: ил. – (Внимание: дети!).
4. «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». – 2002. – № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Игры на асфальте"
Данный материал могут использовать старшие воспитатели, заместители заведующих по ВМР в рамках подготовки ДОУ к летней оздоровительной кампании. Теоретическая часть - выложена. Практическая часть - пе...
малоподвижные игры на асфальте в детском саду
малоподвижные игры на асфальте ...
Консультация для воспитателей "Игры на асфальте"
Игры на асфальте не требует специального оборудования и дополнительного места для проведения. Их легко организовать везде, где есть асфальт....
ВЕСЁЛЫЕ ИГРЫ НА АСФАЛЬТЕ...
Интересный материал (как с пользой провести время) для родителей и педагогов......
Игры на асфальте
В нашем детском саду разработаны игры с использованием рисунков на асфальте, или, короче, игры на асфальте, которые являются одной из форм организации активности детей на воздухе, способной расширять ...
Консультация для педагогов. Тема: "Летние игры на асфальте"
В консультации предложена методика проведения традиционных игр летнего периода "Классики", "Прыжки зигзагом", "Улитка"....
"Игры на асфальте как средство и условие реализации основной образовательной программы ДОУ в летний период"
В презентации раскрыты преимущества использования игр на асфальте для реализации основной образовательной программы ДОУ...