Семинар-практикум "Игры на асфальте"
методическая разработка на тему

Данный материал могут использовать старшие воспитатели, заместители заведующих по ВМР в рамках подготовки ДОУ к летней оздоровительной кампании. Теоретическая часть - выложена. Практическая часть - педагоги создают свои мини-приекты оформления участков ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_asfalte.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры на асфальте»

   

           Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния ребенка при переходе из детского сада в школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к его оздоровлению, воспитанию и развитию средствами физкультуры, которые могли бы как повышать физическую подготовленность дошкольника, так и развивать его умственные и познавательные способности.

Создаваемая в дошкольных учреждениях предметно-развивающая среда должна соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физиологическим особенностям ребенка, быть доступной, многофункциональной, практичной, экономичной и привлекательной для дошкольников.

Для организации двигательной активности детей на воздухе в качестве предметно-развивающей среды разработаны игры с использованием рисунков на асфальте. Игры не требуют специального оборудования и дополнительного места. Их легко организовать там, где есть асфальт, – на групповом участке или дорожке вокруг детского сада. Количество участников не ограничено, правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей без выбывания.

Игры и упражнения многофункциональны и вариативны. Одну и ту же игру можно организовывать каждый день, но через разные виды двигательной активности и использование других рисунков. Меняющаяся игровая ситуация вносит разнообразие в процесс, развивает физические качества и навыки детей: быстроту реакции, ловкость, равновесие, координацию движений, выносливость, пространственную ориентировку, глазомер.

Занятия с использованием рисунков активизируют умственную деятельность, закрепляя полученные знания (прямой и обратный счет, формы геометрических фигур), кругозор детей, пополняют их словарный запас.

Игры содействуют обогащению нравственного опыта дошкольников. Организуя соревновательную деятельность, воспитатель учит их вежливому, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников. Необходимость подчиняться правилам и реагировать на сигнал дисциплинирует детей, развивает у них сообразительность и самостоятельность.

Также игры на асфальте способствуют формированию волевых черт характера ребенка. Они основаны на продолжительном и многократном повторении однообразных действий, при выполнении которых возникает необходимость проявлять усилия для преодоления физического и эмоционального напряжения.

Движения на свежем воздухе – эффективное средство закаливания детей.

Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционной физкультуре, делая процесс каждодневных занятий эмоциональнее и разнообразнее.

«Воздушный шарик»

На асфальте нарисован огромный воздушный шар, внутри которого находятся 4 вида геометрических фигур (круги, ромбы, треугольники, квадраты) разного цвета с порядковыми номерами.

Рисунок «Воздушный шарик» используется для проведения игр, игровых упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе. С целью повышения двигательного компонента и плотности физкультурно-оздоровительных мероприятий можно нарисовать два или три воздушных шарика.

«Найди своё место!» (3-7 лет). Дети передвигаются вокруг шарика, выполняя различные задания, например – обычная ходьба. По команде «Треугольники!» дети должны занять названную геометрическую фигуру. При каждом повторении способ передвижения детей меняется, а педагог называет новые фигуры (цифры, цвета).

«Кто быстрее?» (эстафета для детей 5-7 лет). Участвуют одновременно 2–4 команды, каждая из которых выстраивается с одной стороны «шарика» напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками по своим фигурам по порядку – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включаются следующие участники команды и т. п. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке.

Вариант. Прыжки на одной или двух ногах с мячом (мешочком) между коленями по «фигурам» от цифры «1» до цифры «5» по порядку номеров.

         «Донеси – не урони!» (эстафета для детей 5-7 лет). Дети передвигаются по «фигурам» по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

         «По местам!» (3-7 лет). Ребята встают на любую «фигуру». По сигналу ведущего «Синие!» начинают бег вокруг «шарика» дети, стоящие на «фигурах» синего цвета; по сигналу «Зеленые!» к ним присоединяются дети, стоящие на зеленых «фигурах», по сигналу «Оранжевые!» – те, кто находится на «фигурах» оранжевого цвета, и т.д.  По команде «По местам!» все стараются найти фигуру своего цвета; при повторении игры двигаются вокруг шарика подскоками, галопом.

          Вариант (5-7 лет). Участники двигаются вокруг «шарика», отбивая мяч одной или двумя руками (попеременно правой и левой). По команде «По местам!» ребята стараются найти «фигуру» своего цвета.

  «С кочки на кочку прыгаем ловко» (2-5 лет). Прыжки на двух ногах по фигурам.

 «Пройди и перешагни!» (2-5 лет). Ходьба с перешагиванием через фигуры.

«Не задень!» (3-5 лет). Ходьба или бег змейкой между фигурами, по кругу.

«Снайперы» (4-7 лет). На фигурах расставляют кольцебросы. Дети размещаются за контуром воздушного шарика, у каждого по три-пять колец, которые они по сигналу взрослого одновременно начинают набрасывать на кольцеброс. Игра заканчивается, когда у детей не останется колец. Подсчитываются попадания, выбирается самый меткий игрок, затем игра повторяется.

Вариант (3-7 лет). Метание мешочков в горизонтальную цель разными способами.

«Змейка»

На асфальте вычерчивают две дорожки, равные по длине и количеству поворотов (рис. 2, 2а).

Рисунок «Змейка» интересен для проведения эстафет, аттракционов, общеразвивающих и игровых упражнений. Способ организации детей поточный.

«Быстрая команда» (эстафета для детей 5-7 лет).

1-й вариант. Две одинаковые по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает игрок под номером 1. Как только он достигает финиша, стартует следующий участник и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда построена на другом конце «дорожки».

2-й вариант. Ребята выполняют ведение баскетбольного (футбольного) мяча.

3-й вариант. Бег через короткую скакалку.

4-й вариант. Две команды одновременно начинают бег по «дорожкам», соблюдая повороты. Побеждает та, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша.

          «Хоккейный слалом» (эстафета  для детей 5-7 лет). Ведение мяча (шайбы) клюшкой по «дорожке».

«Донеси – не урони!» (эстафета  для детей 5-7 лет). Ребенок несет теннисный шарик на ракетке.

«Полоса препятствий» (эстафета для детей 5-7 лет). На каждом повороте «дорожки» установлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети пробегают дистанцию, пролезая в них. Победителем определяется команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.

«Пройди с мешочком на голове!» (эстафета для детей 5-7 лет). Ходьба по контуру «змейки» с мешочком на голове.

«Лови – бросай – упасть не давай!» (эстафета для детей 5-7 лет). Дети строятся в шеренгу на самую ближнюю к ведущему часть «дорожки», который бросает мяч каждому игроку способом «снизу» («от груди, с ударом о пол»). Ребенок ловит мяч и возвращает его ведущему этим же способом. Выполнив упражнение без ошибки, дети продолжают игру, отойдя назад, на следующую часть «дорожки». Допустивший ошибку в ловле или броске мяча остается на своем месте до следующей попытки. По окончании игры победителем выбирают участника, который оказался на самой дальней части «дорожки» от ведущего.

«Попади в цель!» (4-7 лет). На разных участках дорожки размещают кольцебросы, дети забрасывают на них кольца, всё время увеличивая расстояние между собой и кольцебросом.

Вариант (4-7 лет). На дорожке размещают корзины, в которые дети разными способами забрасывают набивные мешочки.

«Фрукты – овощи – ягоды»

Для организации двигательной активности детей на асфальте нужно изобразить овощи, фрукты и ягоды и расположить их в чередовании по кругу. Через рисунки можно отразить и другие темы, например: транспорт, спорт, деревья, грибы, цветы, геометрические фигуры и т.д. Рисунки позволяют организовать фронтальную деятельность детей через игры и упражнения.

«Успей занять дом!» (3-7 лет). Каждый ребёнок находится в «овощном», «ягодном» или «фруктовом» домике. Водящий стоит в центре, у него домика нет. По команде «Овощи!» дети, стоящие в овощных домиках, начинают меняются местами; по команде «Фрукты!» меняются местами дети из фруктовых домиков и т. д. Водящий должен успеть занять пустой домик. Ребенок, оставшийся без места, становится новым водящим. Если детей в игре больше, чем домиков, оставшиеся без них становятся водящими и пытаются занять пустое место.

 «Найди свою грядку!» (3-7 лет). Дети располагаются в «домиках». По сигналу «Яблоки!» начинают бег вокруг рисунка ребята из «яблочных домиков», по сигналу «Морковь!» к ним присоединяются участники из «морковных», по сигналу «Вишня!» включаются в игру дети из «вишневых» домиков. По команде «В огород!» все стремятся занять свое первоначальное место. При повторении игры нужно менять способ передвижения ребят по площадке (разные виды бега, ходьбы). Если детей в игре больше, чем «домиков», то в одном «домике» могут находиться по 2 игрока. Следует отметить быстрых и внимательных ребят.

Вариант (5-7 лет). Дети двигаются вокруг рисунка, отбивая мяч одной рукой, двумя руками или попеременно правой и левой.

«Пройди и перешагни!» (2-4 года). Ходьба с перешагиванием через «фрукты», «овощи», «ягоды».

«Не задень!» (3-5 лет). Ходьба и бег змейкой между фруктовыми, овощными и ягодными домиками. 

1-й вариант (4-7 лет). Ходьба змейкой с мешочком на голове.

2-й вариант (5-7 лет). Ведение мяча змейкой между рисунками.

«Осенние листочки»

На рисунке «Осенние листочки» интересно проводить игры и эстафеты одновременным участием всех детей. На двух противоположных сторонах площадки рисуют несколько видов осенних листьев в чередующемся порядке. Темы для игр разнообразны: спорт, транспорт, цифры, фигуры, фрукты – овощи – ягоды, цветы и т. д.

«Кто быстрее?» (эстафета для детей 4-7 лет).  

1-й вариант. Дети располагаются на «листочках», количество которых должно соответствовать числу ребят. По сигналу воспитателя «Клен!» бегут наперегонки только дети, стоящие на «кленовых листочках». Они добегают до таких же «листочков» на другой стороне площадки и возвращаются на свои места. Повторяя игру, воспитатель называет другие «листочки».

2-й вариант. Дети передвигаются по площадке с мешочком на голове.

3-й вариант. Дети передвигаются по площадке, отбивая мяч. Можно использовать разные способы его ведения.

«Добеги и принеси!» (3-7 лет). Игроки располагаются на листочках с одной стороны площадки. На противоположной стороне напротив каждого ребёнка на таком же листочке лежит какой-нибудь предмет (кубик, флажок и т. д.). По команде ведущего дети должны добежать до своего предмета и принести его; при повторении эстафеты отнести предмет на прежнее место.

Вариант (4-7 лет). Дети располагаются с одно стороны площадки на листочках. На противоположной стороне напротив каждого ребёнка вертикально установлен обруч. По сигналу ведущего дети добегают до обручей, пролезают через них и возвращаются на своё место. Игру следует повторить несколько раз, называя разные листочки.

«Найди свой листок!» (3-7 лет). Все дети двигаются врассыпную, выполняя задания ведущего. Ведущий  говорит  название  дерева – дети стараются встать на нарисованные на асфальте листочки от этого дерева. Игра продолжается, ведущий называет другие деревья.

«Поменяйтесь местами!» (4-7 лет). Дети выбирают себе пару и располагаются на разных концах площадки, на одинаковых листочках напротив друг друга. По сигналу «Рябина!» меняются местами те, кто стоит напротив друг друга на рябиновых листочках. При повторении игры ведущий называет другие деревья.

«Прокати и сбей!» (3-7 лет). Дети с мячами занимают листочки-домики. Напротив каждого ставят кеглю. Прокатывая мяч, ребёнок старается сбить её.

«Снайпер» (3-7 лет). Каждый ребёнок выбирает листок-мишень, располагается, напротив, на некотором расстоянии  от него с мешочком, бросает его в горизонтальную цель разными способами.

Вариант (4-7 лет). На листочках размещают кольцебросы – дети забрасывают на них кольца.

«Божья коровка» («Бабочка»)

На крыльях «божьей коровки» нарисованы следы (цифры). Аналогичный вариант – «бабочка» с геометрическими фигурами на крыльях. Количество участников не ограничено. Задания на данном рисунке можно выполнять индивидуально и подгруппой детей, фронтально и поточно, в форме упражнений и эстафет.

«Кто быстрей с мячом между колен?» (эстафета для детей 6-7 лет). Дети делятся на две команды и располагаются с одной стороны «божьей коровки» около каждого ее крыла. По сигналу первые участники начинают прыжки с мячом между коленями по порядку номеров. Выполнив задание, они обегают «божью коровку» сбоку и передают мяч следующему участнику своей команды, встав в ее конец. Эстафета заканчивается, когда все ребята выполнят задание.

«Донеси – не урони!» (эстафета для детей 5-7 лет). Команды передвигаются по «цифрам» по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

«По круглой дорожке» (2-5 лет). Ходьба, бег, прыжки по контуру божьей коровки (бабочки).

«Не задень!» (3-5 лет). Бег между фигурами.

«Не наступи!» (2-5 лет). Перешагивание и перепрыгивание через фигуры.

«Найди свою цифру» (3-7 лет). Дети двигаются вокруг божьей коровки (бабочки), выполняя задания педагога: он называет цифры – дети стараются встать на них. При каждом повторении игры педагог называет разные цифры.

«По местам!» (3-7 лет). Дети встают на любую цифру. Ведущий громко считает от 1 до 13. Ребенок, услышав свою цифру, начинает бег вокруг рисунка. По сигналу «По местам!» каждый старается найти своё место. При повторении игры дети двигаются вокруг божьей коровки подскоками, галопом.

 Вариант (5-7 лет). Каждый ребёнок, чью цифру назвал ведущий, начинает вести мяч вокруг божьей коровки.

«Баскетболисты» (5-7 лет).

1-й вариант. Дети передвигаются по «следам», одновременно выполняя ведение мяча.

2-й вариант. Ведение мяча «змейкой» между цифрами.

«Снайпер» (3-7 лет). Дети располагаются за контуром рисунка и бросают набивные мешочки, стараясь попасть в разные фигуры.

1-й вариант (4-7 лет). Дети набрасывают кольца на кольцебросы.

2-й вариант. (3-7 лет). Прокатывая мячи, дети сбивают установленные на фигурах кегли.

«Дубовый листок»

На асфальте изображают огромный лист (дубовый или кленовый). Его контуры представляют собой извилистую дорожку в нутрии которой изображения разных насекомых.  Рисунок используется для проведения упражнений и эстафет. Эффективен поточный способ организации детей.

«По извилистой дорожке» (2-7 лет). Ходьба и бег по контуру листа.

«Не задень!» (2-7 лет). Ходьба, бег, прыжки змейкой между насекомыми.

«Баскетболисты» (5-7 лет).  Ведение мяча «змейкой» между «насекомыми», по контуру «листочка».

«Не наступи!» (2-5 лет). Ходьба с перешагиванием через божьих коровок и гусениц.

«Перепрыгни!» (2-7 лет). Прыжки через насекомых на одной, двух ногах, с мячом между колен.

«Гусеница» («Паровозик»)

Две-три одинаковые «гусеницы» (рис. 6) или «паровозика» подходят для соревнования 2–3 команд. Рационально использовать поточный способ организации детей.

«Кто быстрее?» (эстафета для детей 5-7 лет).  

1-й вариант. Дети строятся в две команды. По сигналу ведущего первые участники команд начинают прыжки по следам «гусеницы» (стрелкам «вагончиков») и остаются на противоположной стороне рисунка. Затем задание начинают выполнять следующие участники и т.д. Побеждает команда, которая быстрее построится с другой стороны.

2-й вариант. Прыжки на одной, двух ногах с мешочком между коленями.

«Баскетболисты» (5-7 лет). Ведение мяча «змейкой» между «вагонами».

«Не задень!» (3-7 лет). Ходьба и бег змейкой между вагонами.

«Пройди и перешагни!» (2-7 лет). Ходьба с перешагиванием через гусеницу (вагоны) с мешочками на голове.

«Попади в каждый вагон!» (3-7 лет). Метание мешочков в горизонтальную цель разными способами.

«Цветок»

Рисунок интересен для организации индивидуальной и соревновательной деятельности детей. Количество цифр определяется программными задачами обучения с учетом зоны ближайшего развития детей.

«Кто быстрей?» (эстафета для детей 6-7 лет).

1-й вариант. Дети строятся в команды. По сигналу первый участник начинает передвигаться прыжками от цифры 1 до цифры 15. Как только он достигает цифры 15, стартует следующий игрок. Эстафета заканчивается, когда вся команда добирается до последней цифры.

2-й вариант. Участники команд передвигаются по цифрам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

3-й вариант. Задание выполняется с мешочком (мячом) между коленями.

«Попади в цель!» (3-7 лет). Метание мешочков в горизонтальную цель.

«Прокати и сбей!» (3-7 лет). Две команды выстраиваются около своих цветочков. На каждом их лепестке размещают кегли. По сигналу первый участник каждой команды добегает до цифры 1 и, прокатывая мяч, пытается сбить кеглю. Затем ловит мяч и встаёт в конец строя, а задание начинает выполнять следующий игрок. Эстафета заканчивается, когда все кегли на цветке будут сбиты. Побеждает самая меткая команда.

«Солнышко» («Цветик-семицветик»)

Для «Солнышка» и «Цветика-семицветика»  потребуется много места: они предназначены для организации фронтальных мероприятий с большим количеством участников. Контуры рисунков представляют собой круглую и извилистую дорожки. Лепестки цветика-семицветика, а  также лучи солнышка могут служить домиками, поэтому их количество должно соответствовать числу играющих детей. На рисунках также удобно организовать игры «Удочка», «Воробушки и кот», «Береги предмет». В этом случае размётки на асфальте помогут детям лучше ориентироваться в пространстве.

«Успей занять дом!» (3-7 лет). Каждый ребёнок находиться в домике. Водящий стоит в центре – у него нет домика. По сигналу «Зелёные!» дети, стоящие в этих домиках, начинают меняться местами. По команде «Синие!» меняются местами дети из синих домиков и т. д. Водящий должен успеть занять пустое место. Ребёнок, оставшийся без места, становиться новым водящим.

«Найди своё место» (3-7 лет). Дети располагаются в домиках. По сигналу «Жёлтые!» бег по площадке начинают дети из домиков жёлтого цвета; по сигналу «Синие!» к ним присоединяются дети из домиков синего цвета; по сигналу «Белые!» в игру включаются дети из домиков белого цвета. По команде «Домой!» все стараются занять своё место. При повторении игры целесообразно менять способ передвижения по площадке (разные виды бега, ходьбы, прыжков, ведение мяча). Если детей больше, чем домиков, то каждый из них занимают двое детей.

«По дорожке» (2-7 лет). Разные виды ходьбы и бега по кругу, извилистой линии.

«Меткий стрелок» (3-7 лет). Дети располагаются на лепестках, в центре рисунка – корзина. По сигналу взрослого они одновременно начинают забрасывать в корзину набивные мешочки.

Вариант (4-7 лет). В центре рисунка находится кольцеброс; дети по очереди забрасывают на него кольца.

«Солнышко с косичками»

«Солнышко с косичками» позволяет организовать фронтальную деятельность ребят через игры, упражнения и эстафеты. Количество нарисованных косичек-лучей должно соответствовать числу детей в подгруппе.

«Поменяйтесь местами!» (2-7 лет). Каждый ребёнок становиться на бантик, водящий встаёт в центр. По сигналу «Зелёные!» дети, стоящие на бантиках зелёного цвета, начинают меняться местами между собой; по команде «Синие!» меняются местами дети, стоящие на синих бантиках и  т. д. Водящий должен успеть занять пустой бантик. Ребёнок оставшийся без места, становится новым водящим.

 «Кто быстрее до флажка?» (4-7 лет). Дети выстраиваются в команды на «бантиках» по 2 ребенка на каждом. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками по косичкам к центру «солнышка» по порядку номеров. Запрыгнув в центр, ребенок берет флажок и в обратном порядке прыжками возвращается на свой «бантик». В это время вторые участники эстафеты отслеживают правильность выполнения задания товарищами по команде. После окончания эстафеты выбирается победитель, который быстрее всех и без ошибок выполнил задание. Эстафета повторяется, и дети в командах меняются ролями.

Вариант (5-7 лет). Ребята совершают прыжки на одной ноге или на двух с мячом (мешочком) между коленями.

«Найди свой бантик!» (2-7 лет).  Дети располагаются на «бантиках». Если ребят по количеству больше, чем «бантиков», то на каждый «из них» встают по 2–3 человека. По сигналу «Зеленые!» начинают выполнять ведение мяча вокруг «солнышка» дети, стоящие на зеленых «бантиках», по сигналу «синие» к ним присоединяются стоящие на синих и т.д. По сигналу «по местам» все стараются занять «бантик» своего цвета. Ведение мяча ребята выполняют одной или двумя руками (попеременно правой и левой).

«Попади в цель!» (2-7 лет).  В центре солнышка находится кольцеброс, дети располагаются на бантиках. У каждого несколько колец, которые все одновременно начинают набрасывать на кольцеброс.

«Дорожки»

На асфальте рисуют две дорожки: прямую и извилистую длиной 3-4 метра. Их используют для самостоятельной и организованной деятельности детей 2-7 лет.

Задания:

  1. Бег по прямой извилистой дорожке.
  2. Прыжки через дорожку прямо, боком, на одной, на двух ногах.
  3. Перешагивание через дорожку.
  4. Прокатывание мяча по прямой дорожке.
  5. Ходьба с мешочком на голове.
  6. Ходьба с ведением мяча.
  7. Езда на велосипеде, самокате и т. п.

     Таким образом, игры на асфальте способствуют развитию двигательных качеств и способностей детей, их двигательной сферы, психических процессов и свойств личности, формированию навыков и умений. Они удовлетворяют потребность ребёнка в движении, повышают функциональные возможности организма ребенка, воспитывают нравственные и волевые качества, а также интерес к занятиям физическими упражнениями.

Литература

1. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.: ил.

2. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: «Академия», 1997. – 192 с.

3. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.: ил. – (Внимание: дети!).

4. «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». – 2002. – № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Рисование на асфальте"

Рисование на асфальте – это не только веселое занятие во время прогулки. Это и творчество, и познание малышом окружающего мира....

малоподвижные игры на асфальте в детском саду

малоподвижные игры на асфальте ...

Консультация для воспитателей "Игры на асфальте"

Игры на асфальте не требует специального оборудования и дополнительного места для проведения. Их легко организовать везде, где есть асфальт....

Конспект сценария развлечения рисунка на асфальте «Мы рисуем мелом лето на асфальте»

Цель: Вызвать интерес к рисованию мелками на асфальте. Побуждать воспитанников создавать индивидуальные художественные образы, используя доступные им средства выразительности. Показать, как в кол...