Практический семинар для воспитателей
методическая разработка
Данный семинар разработан с целью повышения качества работы педагогов с родителями через осознание принципов выстраивания доверитьельных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_seminar_dlya_vospitateley.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для воспитателей
«Выстраивание доверительных отношений с родителями»
Цель семинара:
- повышение качества работы педагогов с родителями через осознание принципов выстраивания доверительных отношений с родителями.
Ход семинара
- Вступление
Педагог-психолог:
- « Скажи, когда ты ко мне придёшь, и я буду готовить своё сердце, чтобы встретить тебя» - так говорил Лис Маленькому Принцу в одноименной сказочной повести Антуана де Сент - Экзюпери. Мне кажется, эти слова очень хорошо выражают цель нашего цикла психолого-педагогических семинаров, посвящённых взаимодействию «педагог – родитель». Всего семинаров будет три. Годовой план их проведения перед вами. Итак, начнём готовить свои сердца к встречам с родителями.
- Теоретическое обоснование педагогического общения и рекомендации по организации работы с родителями.
Педагог-психолог:
- Способность к общению – профессиональное качество педагога. Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.
Вопрос аудитории.
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Зачем нужны доверительные отношения с родителями?».
Ответы воспитателей.
Педагог-психолог, подводит итог:
- Все высказывания можно объединить в одно:
«доверительные отношения с родителями нужны для установления ситуации сотрудничества в воспитании детей».
Вопрос аудитории
- Что необходимо для выстраивания доверительных отношений?
Обсуждаются и вырабатываются основные принципы создания таких отношений.
Педагог-психолог, подводит итог:
- Используя все высказывания, можно вывести некоторый свод рекомендаций по организации конструктивного общения с родителями (Приложение 1). Я буду зачитывать
рекомендации, а вы внимательно слушайте. И, если суть какой-либо из рекомендаций вам не ясна, то остановите меня для пояснения.
- Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
- Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
- Не забывайте, что людям нравится ощущать собственное значение.
- Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребёнку.
- Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
- Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка.
- Учитывайте личные интересы родителей.
- Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
- Ищите новые формы сотрудничества с родителями.
- Правила симпатичного собеседника, которому всегда рады и всегда готовы помочь.
Педагог-психолог:
- Каждый человек предпочитает общаться только с симпатичными для себя людьми, но так, чтобы и о себе оставить у собеседника приятное впечатление. В каждой стране, конечно, есть свои правила ведения беседы в рамках национальных традиций, но существуют и общечеловеческие. Некоторые из них я предлагаю вам огласить самим. Каждый из присутствующих сейчас вытянет листочек с правилом симпатичного собеседника и постарается, осмыслив его, произнести убедительно и с соответствующей приятной для слуха интонацией (Приложение 2).
Упражнение выполняется участниками семинара.
- Заключение.
- Педагог – психолог:
- Мы сегодня очень слаженно и продуктивно поработали. Пришло время закрепить приятное впечатление о нашей встрече хорошей расслабляющей психотерапевтической игрой.
Перед каждой парой участников ставится мини-песочница с яркими разноцветными стеклянными шариками. Проводится игра «Найди клад».
- Рефлексия. Участники семинара делятся впечатлениями о работе семинара.
В заключении семинара педагоги получают на руки памятки с рекомендациями по организации конструктивного общения с родителями и правилами симпатичного собеседника.
ЛИТЕРАТУРА:
- Шитова Е.В.. Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. – Волгоград: «Панорама», 2006 г.
- Справочник педагога-психолога/ 02.2011/Комплект журналов «Образцовый детский сад». Ж.В. Мартынова. Статья «Обучающие семинары для воспитателей».
Приложение 1
Рекомендации по организации
конструктивного общения с родителями
- Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
Нередко педагог видит в родителях людей изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предотвратить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя – вы только оттолкнёте собеседника. Постарайтесь понять чувства родителя воспитанника, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.
- Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Воспитание ребёнка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог.
- Не забывайте, что людям нравится ощущать собственное значение.
Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчёркивание их значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребёнка.
В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом – постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В третьем – укрепить уверенность родителей в самих себе, в том, что они, безусловно, могут быть и терпеливыми, и настойчивыми, что они могу наладить жизнь своего чада.
- Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребёнку.
Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребёнка, симпатизирует ему. Когда родители видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребёнка, психологическая защита становится ненужной. Тут же можно переходить к сотрудничеству.
- Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
Часто бывает так. Что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять своё собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребёнка.
- Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка.
Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребёнка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
- Учитывайте личные интересы родителей.
Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали своё участие в воспитании ребёнка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребёнка. Или предлагается, отцу забросить своё хобби и занятся только ребёнком. Вряд ли можно всерьёз надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся только своими ледами, после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они этого хотят, но считают, что время уже упущено и у них ничего не получится.
Гораздо лучше, если педагог признает права родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребёнка. Вообще лучше посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.
- Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пойдёт более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упрёков и обвинений. В третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в четвёртых, если вы обсудили ваши совместные действия.
- Будьте всегда в поиске, ищите новые формы сотрудничества с родителями.
Приложение 2
Правила симпатичного собеседника.
- Прочисти уши, закрой рот и распахни глаза.
- Стань параболической антенной – настройся на волну собеседника.
- Давай обратную связь – произноси междометия: так-так, ага, ух, ты! Сорадуйся, сопереживай, сострадай, хвали и восхищайся.
- Кое о чём спрашивай и выясняй – это подбадривает собеседника.
- Не критикуй и не давай советов, если тебя об этом не просят.
- Пересказывай последнюю фразу партнёра своими словами. Это лучший способ показать, что его понимают. А раз понимают, значит и любят.
- Будь терпелив, не делай шагов по направлению к двери.
- Не спорь. В споре ты можешь выиграть, но в беседе проиграть.
- Не читай, не перекидывай бумаги, не постукивай карандашом, когда с тобой говорят, пытайся понять мысль собеседника.
- Совет Дю Карнеги: «Говори о том, что интересует твоего собеседника».
- Совет Любрайера: «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой… значит, он вполне доволен вами».
- Не пытайся переложить свои проблемы на плечи собеседника, знай чувство меры, помни: многих пугает откровенность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический семинар для воспитателей «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»
Цель: Познакомить и заинтересовать педагогов русскими народными играми, показать доступность их для детей дошкольного возраста, рекомендовать использовать их в работе с д...
Практический семинар для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...
Проблемно-практический семинар для воспитателей
Развитие звуковой культуры речи в системе работы с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация»...
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практический семинар для воспитателей
Каждый год большое число детей впервые приходят в детские учреждения. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими, изменение условий жизни, привычек. Травма, наносимая нервной сис...
Практический семинар с воспитателями: "Формирование валеологических знаний у детей о собственном здоровье и способах его укрепления"
Данный семинар поможет педагогам:1)воспринять особенности дошкольного периода, как периода формирования основных ценностных установок о здоровье;2)раскрыть сущность понятия "валеологические знани...
Практический семинар для воспитателей "Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями"
Причины и способы разрешения конфликтных ситуаций между воспитателями и родителями...
Практический семинар для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...