Практический семинар с воспитателями: "Формирование валеологических знаний у детей о собственном здоровье и способах его укрепления"
консультация на тему
Данный семинар поможет педагогам:1)воспринять особенности дошкольного периода, как периода формирования основных ценностных установок о здоровье;
2)раскрыть сущность понятия "валеологические знания";
3)помочь использовать методы и приемы с детьми дошкольного возраста для формирования валеологических представлений,знаний у детей о собственном здоровье и способах его укрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар по валеологии | 151.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический семинар с воспитателями: «Формирование валеологических знаний у детей о собственном здоровье и способах его укрепления»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня у нас –практический семинар, тема – «Формирование валеологических знаний у детей о собственном здоровье и способах его укрепления».
Повестка семинара
- Особенности дошкольного периода, как периода формирования основных ценностных установок о здоровье.
- Сущность понятия «валеологические знания».
- Использование методов и приемов с детьми дошкольного возраста для формирования валеологических представлений знаний у детей о собственном здоровье и способах его укрепления.
Сегодня актуальной проблемой в дошкольной педагогике является здоровье детей и поиск способов его укрепления. Существуют как традиционные средства укрепления здоровья, таки нетрадиционные.
Предлагаю вам выполнить задание: перед вами два листа бумаги. Первая команда расписывает «Традиционные средства укрепления здоровья», вторая команда- «Нетрадиционные средства укрепления здоровья».
Дошкольный период-это период, когда закладываются основные понятия и знания о собственном здоровье и его ценности. Конечно, формирование таких представлений складывается постепенно и под влиянием взрослого.
1) У ребенка возникают образно-словесные ассоциации, имеющие отношение к здоровью;
2) Ребенок воспринимает оценку взрослых и использует как критерий определения собственного мнения, позиции, действий, связанных со здоровьем;
3) Для ребенка взрослый является субъектом общения и носителем определенных физических и психических качеств.
Таким образом, отношение ребенка к здоровью во многом определяется его взаимоотношениями со взрослыми и, как следствие, представляет результат педагогического общения. Следовательно, профессиональная компетентность педагогов и уровень просвещения родителей воспитанников детского сада в рассматриваемой области знаний выступают одними из основных факторов формирования у детей положительного, а значит, ценностного отношения к здоровью.
Педагоги и родители формируют у детей «валеологические знания» о собственном здоровье и его ценности.
Валеологические знания — знания, направленные на формирование у людей здорового образа жизни (ЗОЖ), понимания собственной и общественной необходимости сохранения собственного здоровья и здоровья своих близких…
.
Выстраивать работу по формированию формирования ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста необходимо в направлениях:
- Формирование представлений, умений через изучение и усвоение:
— особенностей внешнего строения человека, индивидуального своеобразия внешнего вида каждого человека, половой дифференциации, особенностей внутреннего строения человека, функций основных органов и систем; условий, обеспечивающих их работоспособность;
- сущности здоровья и факторов его определяющих, резервных возможностей здорового организма;
- правил безопасного поведения в различных ситуациях.
Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму. Педагог, работающий в этом направлении, должен рассказать детям, как устроен организм человека, как работают основные системы и органы (опорно-двигательная, мышечная, пищеварительная, выделительная и др.). Важно при этом сформировать у ребенка умение прислушиваться к своему организму, помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и систем.
- Развитие потребности в здоровье через формирование и закрепление навыков:
- культурно-гигиенических;
- закаливания;
- физической культуры;
- безопасной жизнедеятельности на улице, в детском саду, дома;
- оказания первой помощи в необходимых случаях (ожоги, обморожения, травмы, ранения).
Педагог должен рассказать, какова роль закаливающих мероприятий в жизни человека, физической культуры. Что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих, соблюдая правила гигиены. Педагог должен также познакомить детей с правилами первой медицинской помощи при травмах (порезах, ожогах, ссадинах и др.), объяснить, что при этом необходимо делать. Должен сформировать знания о разных видах опасностях (дорожной, пожарной, террористической) и методах их профилактики.
- Воспитание ценностного отношения к здоровью.
Педагог должен сформировать знания о ценности здоровья, о необходимости его поддержки, сохранения и укрепления.
Формирование знаний о собственном здоровье и ценностного отношения к нему у детей дошкольного возраста, осуществляется посредством использования методов и приемов:
Наглядные методы
- Наблюдение: распознающее, преобразовательное, репродуктивное. Использование данного метода способствовало формированию у дошкольников представлений об особенностях внешнего строения человека, об индивидуальном своеобразии его внешнего вида, о социальной роли каждого ребенка согласно его половой дифференциации, представлений о зависимости здоровья от факторов его формирующих.
- Рассматривание картин, схем, муляжей; демонстрация диапозитивов, диафильмов, компьютерных программ. Применение данных методов способствует расширению представлений детей о здоровье, а также формированию наглядных образов внутренних органов и систем организма человека, их функций и условий, обеспечивающих их работоспособность, т.е. наглядных образов таких объектов, восприятие которых непосредственно в жизни обеспечить невозможно.
Практические методы
- Упражнение: подражательно-исполнительское, конструктивное, творческое. Организация данного метода способствует овладению детьми разнообразными способами умственной деятельности, формированию и закреплению навыков: культурно-гигиенических, закаливания, физической культуры, безопасной жизнедеятельности, оказания первой помощи.
— Игровой метод. Использование данного метода содействовало закреплению и систематизации представлений и умений детей, обозначенных в программном содержании.
— Моделирование: предметное, предметно-схематическое, графическое. Применение данного метода способствовало формированию у детей представлений о строении, функциях органов и систем организма человека, обеспечивая тем самым наглядные образы та- ких объектов, восприятие которых непосредственно в жизни обеспечить невозможно.
Словесные методы
- Рассказ воспитателя и рассказы детей. Использование приема — рассказ воспитателя — способствует формированию у детей представлений о злоровье; тогда как применение метода — рассказы детей — их закреплению и переходу умственного действия и его содержания во внутренний план, т.е. интериоризации.
- Чтение художественной литературы. Организация данного метода обеспечивало расширение и обогащение представлений детей в области здоровья, формирование способности детей к восприятию и пониманию содержания, основных связей и действий героев художественного произведения относительно сохранения и укрепления здоровья.
- Беседа: предварительная, итоговая (обобщающая). Применение данного метода способствует обобщению и систематизации представлений дошкольников,
- Чтение сказок- в сказке присутствует «функция воспитания здорового об- раза жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий, поведенческих актов», иначе сказка имеет здоровьесберегающее направление, «цель которого — сохранение и развитие индивидуального здоровья личности, утверждение здорового образа жизни»
Использование перечисленных методов и приемов способствует формированию у детей дошкольного возраста представлений о здоровье.
А сейчас предлагаю вам выполнить задание. Используя разнообразные методы и приемы, формы и виды деятельности, сформируйте валеологические представления у детей согласно теме и возрасту:
1 группа педагогов- тема: «Зачем человеку ухо?» (младший возраст).
2 группа педагогов-тема: «Что укрепляет здоровье?» (средний возраст).
3 группа педагогов-тема: «Зачем нужно заниматься физкультурой и спортом?» (старший возраст).
Педагоги представляют отрывки своих мероприятий.
Таким образом, формирование знаний о здоровье и ценностного отношения к нему, в образовательном учреждении будет происходить более успешным если определены направления работы, формы, методы и приемы работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)
Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)Цел...
Формирование элементарных валеологических знаний у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по формированию у детей дошкольного возраста элементарных валеологических знаний через различные виды деятельности (занятия, празд...
Семинар для воспитателей "Формирование толерантных отношений у детей дошкольного возраста"
Семинар воспитателей ДОУ...
Семинар для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
· «ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энцикл...
Семинар для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступаю...
Методические рекомендации к дидактическому пособию по формированию валеологических знаний у детей младшего возраста посредством многофункциональной ширмы «Здоровый малыш»
Пособие направлено на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми младшего и старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье....
Научно-практический семинар «Вариативные стратегии ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»
quot;Вариативные стратегии ранней психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ...