творческое составление рассказа по картине
методическая разработка (старшая группа)
доклад - этапы создания творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ - технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_tvorcheskogo_rasskaza.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Дельфин»
Использование игровых методов и приёмов
ТРИЗ-технологии при составлении
творческого рассказа по сюжетной картине
Из опыта работы
воспитателя высшей категории
Глазачевой Людмилы Степановны
п.Краснообск
2016
Использование игровых методов и приёмов ТРИЗ-технологии при составлении творческого рассказа по сюжетной картине
В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования сказано, что у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять небольшие рассказы по картине.
Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец воспитателя. Опыт показал, что детские рассказы бедны выразительными средствами, однотипны по содержанию. Главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а лишь повторяет уже готовый текст. Ни для кого не секрет, что такие занятия не интересны ни детям, ни взрослым.
Для решения проблемы в работе с детьми над картиной, я решила апробировать технологию развития связной речи дошкольников разработанную Т. А. Сидорчук и Н. Н. Фоменко на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ. Данная технология направлена на развитие умственных способностей ребенка и создание творческого продукта в речевой деятельности самим ребенком.
Работая второй год по данной технологии, пришла к выводу, что результаты у детей по составлению творческих рассказов очевидны.
Работа над картиной проходит в течение двух недель. В данной технологии выделено 9 этапов. У каждого этапа - свое правило, своя эмблема, свой алгоритм, свои игровые приемы.
ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
ЭТАП№1 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ НА КАРТИНЕ»
1.1.АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВА КАРТИНЫ
- Перечисли объекты, изображенные на картине.
- Схематическое изображение их на листе бумаги.
- Сгруппируй по какому – либо признаку.
- Правило этого этапа «Смотрю на картину и называю объекты». Покажи его эмблему.
1.2.Игровые приёмы:
- подзорная труба
- «Кто самый внимательный»
- «Кто больше назовет объектов»
- «Отгадай по описанию»
- Волшебник «Дробления – Объединения!
- «Назови объекты одним словом»
- «Рукотворный и природный мир».
1.3 Высказывания детей : «Я смотрю на картину и называю объекты – встретились два зайчика, а у лапы зайчика лежит шишка, я думаю – это кедровая шишка». (Ксения Ч).
«Я смотрю на картину и вижу за кустиком волка. Мне, кажется, волк хочет поймать зайчика». (Мирослава В.)
ЭТАП№2 «УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ НА КАРТИНЕ»
2.1.Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине
- Выдели два объекта на картине
- «Объясни, почему они между собой связаны»
- «Объедини названные объекты стрелками»
- Правило этапа – «Все объекты между собой связаны», «Один объект связан с другим, потому что…» и т. д. Эмблема этапа.
2.2.Игровые приемы:
- «Мы сыщики»,
- «Ищем друзей»,
- Волшебник «Дробления – Объединения»,
- Вопросы: «Почемучкин», «Я считаю, Я думаю».
2.3.Высказывания детей: «Зайчик связан с травой, ягодами, потому что он любит это есть». (Милла У.)
«Кустик связан с птичкой, потому что она защищает его от гусениц и жучков, здесь птичка построит гнездо для своих деток». (Полина Ч.)
ЭТАП №3 «СОСТАВЛЕНИЕ СРАВНЕНИЙ, ЗАГАДОК И МЕТАФОР ПО КАРТИНЕ»
3.1.Алгоритм составления сравнений
- Выбери предмет, изображенный на картине.
- Что ты можешь сказать, например, о его форме?
- Какие предметы такие же по форме, ты знаешь?
- Составь словосочетание.
- Правило этого этапа «Я смотрю на предметы и могу сравнить его признаки с признаками других предметов». Эмблема этапа.
3.2. Игровые приёмы
- Герой с набором признаков
- «Сравни объекты на картине с другими объектами»
« Брусника по форме такая же круглая, как бусинка или маленькое яблочко»(Милана К.)
«Ёлочка по цвету такая же зеленая, как листик, лягушка, моя резинка в волосах». (Александрина З)
3.3. Алгоритм составления загадок
- Выбери объект ка картине и перечисли его особенности – признаки.
- Выбери один из вопросов , по которому будешь составлять загадку: (а -Какой предмет по признакам? Что такое же у других предметов?, б – Что делает данный объект? Кто или что делает так же?, в – На что это похоже? Чем объекты отличаются?).
- Перечисли объекты, похожие на выбранный тобой.
- Найди в них общее.
- Составь текст загадки с помощью слов: «как», «но не».
- Правило этапа «Я смотрю на объект и могу составить загадку». Эмблема этапа.
3.4. Игровые приёмы
- Герой с признаками:
- «Найди общие признаки у объектов».
3.5. Высказывания детей:
«Маленький, как зайчик, толстенький, как дыня, шершавый, но не тёрка» (пенёк)
«Красная, как малина, пятнистая, как луна, полезная, но не яблоко» (божья коровка)
3.6.Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор
- Выбери один объект на картине (например –слезы).
- Назови действие его (слезы капают).
- Назови такое же действие у другого объекта (дождик капает).
- Где на картине изображены слезы? (на глазах у девочки).
- Соедини оба объекта мысленно (слезы на глазах – дождик из глаз).
- Составь метафору (дождик из глаз).
- Составь предложение со словосочетанием «дождик из глаз».
- Правило этого этапа «Я могу сравнить объект и составить загадочную фразу». Узнай эмблему этапа.
3.7.Игровые приёмы
- «Сравни признаки выбранного объекта с признаками другого объекта»
- «Кто больше назовет признаков к объектам
ЭТАП №4 «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ОЩУЩЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ РАЗНЫХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ»
4.1. Алгоритм мыслительных действий
- Посмотри на картину, «войди в нее».
- Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине.
- Опиши свои ощущения.
- Правило этапа «Я смотрю объект и представляю- какие запахи он издает, звуки, какой он на ощупь». Эмблема этапа.
4.2.Игровые приёмы
- Волшебники анализаторы
- «Съедобное – несъедобное»
- «Назови объекты, которые могут издавать звук»
4.3.Высказывания детей
«Я слышу, как ветер колышет листья на ветках деревьев» (Ваня К)
«Я трогаю рукой грибок, и он наощупь гладкий и скользкий» (Даша С.)
«Я пробую ягоду костянику, и она на вкус оказалась кисленькой» (Ксения С.)
ЭТАП №5 «СОСТАВЛЕНИЕ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ ПО МОТИВАМ СОДЕРЖАНИЯ КАРТИНЫ»
5.1. Алгоритм мыслительных действий
- Подбери рифмующие слова к объектам на картине
- Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом
- Добавь пятую строчку (можно без рифмы) по содержанию картины
- Выразительно прочитай стишок
- Правило этапа «Я называю объект и составляю про него рифму (стишок)»
Эмблема этапа.
5.2. Игровые приёмы
- «Складушки - рифмушки»
5.3. Высказывания детей
Зайчик – попрыгайчик. Ушки – макушки.
«Жил – был зайчик
Его звали попрыгайчик.
У него на макушке
Сидели серенькие ушки.
Вот такой был веселый зайчик».
ЭТАП №6 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА КАРТИНЕ»
6.1. Алгоритм мыслительных действий
- Выбери объект. Определи, где он находится на картине.
- Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему:
а) как это видит тот, кто рассматривает картину.
б) с позиции выбранного объекта.
- Правило этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине». Эмблема этапа.
6.2. Игровые приёмы
- «Да – нет ка на плоскости»
- «Узнай объект по описанию»
6.3.Высказывания детей:
«На картине волк. Он находится в правом верхнем углу, ближе к центру.
Я волк, выглядываю из–за зеленого куста. Рядом с кустом я увидел зайцев.
Мне сразу захотелось поохотиться на них». (Ваня А.)
«На картине ягода брусника. Художник нарисовал ее в правом нижнем углу.
Я, красная ягодка, с блестящими листочками. Рядом со мной лежит старое дерево. На нем даже коры нет. А найти меня можно в траве» (Саша Зг.)
ЭТАП №7 «СОСТАВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗАРИСОВОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ».
7.1. Алгоритм мыслительных действий
- Выбери героя картины.
- Определи его настроение или свойство характера.
- «Войди» в образ героя (представь себя им).
- Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине.
- Правило этапа: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня характер». Эмблема этапа.
7.2. Игровые приёмы
- «Наоборот», «Противоположности».
- «Покажи мимикой или жестом свои чувства, характер».
7.3. Высказывания детей:
Испуганные зайчики
«Мы, зайчики, встретились в лесу, на маленькой лужайке. Даже испугались друг друга. Но вдруг, почувствовали какой – то запах, который насторожил нас. Мы узнали этот запах. Это был волк. Мы испугались и замерли. Думаем ,что нам делать, спрятаться или бежать от волка. Мы молодые зайцы, умеем быстро бегать, запутывать следы. Волк тоже умеет догонять нас. Чтобы остаться живыми, мы сейчас разбежимся в разные стороны. Вот так мы и живем в нашем лесу – всегда настороженные и немного испуганные.
ЭТАП №8 «ОПИШИ ОБЪЕКТ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ ВО ВРЕМЕНИ»
8.1. Алгоритм мыслительных действий
- Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.
- Представь прошлое(будущее) объекта с учетом изменения его признаков, действий.
- Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.
- Правило этапа» Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше, что будет с ним потом». Эмблема этапа.
8.2.Игровые приёмы
- «Скажи наоборот». - Волшебники времени.
8.3. Высказывания детей
Лесные грибочки (будущее время)
« Я вижу грибочки. Их два. У них коричневые шляпки. Когда грибники придут в лес, они найдут и сорвут их. Положат в корзину, чтобы не поломались.
Грибники будут их срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. А на этом месте вырастут новые грибы. Грибники дома из грибов сварят грибной суп, пожарят с ними картошку или высушат на зиму и сделают пиццу» (Ксения Ч.)
ЭТАП №9 «ПОНЯТИЕ О СМЫСЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ КАРТИНЫ»
9.1. Алгоритм мыслительных действий
- Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог). - Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка? - Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины? - Правило этапа «У каждой картины есть мудрость, правило жизни, главный смысл». Эмблема этапа.
9.2. Игровые приёмы
- «Рассуждалки» (Я думаю… Я знаю… Мое мнение…)
9.3. Творчество детей:
Я хочу назвать картину «Что в лесу родится – дома пригодится». Лес – это много деревьев, ягод, грибов. Лес – это дом для животных лесных, птиц, насекомых. В лесу хорошо, пахнет смолкой и елкой. Воздух чистый, потому что деревья старались его очистить от вредных веществ. Я думаю, чистый воздух может быть лечебным. Если человек придет в лес, то найдет грибы и ягоды. Грибы можно посолить, так бабушка делает, а из ягод сварить варенье земляничное. А мама бруснику замораживает в холодильнике. Я знаю, что есть охотники, они охотятся на лесных зверей. А мне жалко, когда их убивают. В лесу можно собрать растения, они лечат человека от какой-нибудь болезни. Лес помогает нам, дарит свои подарки лесные. Я думаю, человек будет защищать природу. (Даша С.)
ЭТАП №10 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
«Составление детьми творческих рассказов по картине»
Рассказ детей
«Я птичка, живу в лесу, пою песенки. У меня на дереве гнездо из веточек, сухой травы и листьев. Лес мой дом, я защищаю деревья от всяких насекомых. В гнездо, я откладываю яйца, а потом из них выведутся птенцы. Я их учу летать, кормлю, забочусь о них. Мои дети выросли, стали взрослыми, и улетели. Я осталась одна. Сейчас я сижу на веточке дерева и наблюдаю с высоты. Хорошо в лесу, тихо, тепло. Я чувствую, как солнышко греет мои перышки. Внизу вижу зайчиков, а из-за куста выглядывает волк. Я думаю, волк хочет поймать их. Он такой разбойник, всегда обижает зайцев. А мы с зайчиками живем дружно, не обижаем друг друга. Надо помочь им. Сейчас я подлечу и клюну волка прямо в лоб. Волк завоет, зайчики увидят волка и убегут. Так я спасу зайчиков» (Ксения Ч.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...
Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
Материал представляет собой конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи....
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...