ФЦКМ "Крайний север" для подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Образовательная деятельность по познанию в подготовительной к школе группе на тему «Крайний Север»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_krayniy_sever.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по познанию в подготовительной к школе группе на тему «Крайний Север»

Ход занятия:

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи,

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся спиной медведи –

Вертится Земля.

-Сегодня мы отправимся с вами туда,

Где царит царство холода, снега и льда!

- мы совершим путешествие на Крайний Север –это полярная область нашей планеты, ее еще называют Арктикой. (показ)..

1. Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)

2. Какая погода характерна для Севера? (Морозная, холодная, студеная) Почему там всегда холодно? (Дует ледяной ветер – дыхание океана)

4. Почему Север называют «край земли»? -кончается суша, начинается море, океан; зимой не отличишь, где суша, где океан: кругом лед да снег)

В Арктику входит практически весь Северный Ледовитый океан и множество островов в нем.

Перед тем как отправится в путешествие  -найдем Арктику на карте.

Арктика – находится  на севере. Климат там суровый, по полгода не бывает солнца – длится полярная ночь.  Целые сутки темным-темно и очень холодно, а  следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но  лучи его настолько слабы, что не греют – это время называют полярным днем.  В Арктике (точнее за Северным полярным кругом) живут люди. Их примерно 4 миллиона.

В.: Ребята, а давайте отправимся в путешествие на Крайний Север  на   самолёте

Дети встают в круг, закрывают глаза, открывают и оказываются в центре Арктики (кругом льдины, картинки с животными).

В.: Ну, вот мы и на месте. В Арктике долгая и холодная зима, а лето  короткое и тоже холодное.  

Здесь очень скудная растительность – низкорослые кустарники карликовой березы, да полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений?

Ответы детей

В.:  Ребята,  навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи тюлени им соседи.

Кто это?- Белые….  (медведи)

Дети: белый медведь!

В.: Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800 -1000 кг.  На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?

Дети: шуба его белая и снег белый.

В.: Выдает его  лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода  ему не страшны. Море – это его родная стихия!

Как вы думаете, почему?

Дети:  У него теплая шуба.

В.: Да, Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух,  и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.

Чем питается белый медведь?

Ответы детей.

В.: Правильно, белый медведь  хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он  подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.

У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах  рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку)  малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки,  молоком.

Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

В.: Дальше будем передвигаться на лыжах.

Дети имитируют ходьбу на лыжах.

В.: А вот  животное, которое  питается рыбой.

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он … (тюлень)

Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему?

Ответы детей.

В.: Правильноони большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей.

Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов.

В.:  Двигаемся дальше!

Дети прыгают с льдины на льдину (обручи).

Ребята, а что это за птицы  на льдинах? (картинка пингвин)

В Антарктиде кто не знает,

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же ….. (пингвин)

Дети: Пингвин.

В.: Правильно, пингвины – это  морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости пингвин может провести под  водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом.  Мама же отправляется к морю в поисках еды.  

Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка  с чужим,  даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам в гости.

В.: Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках. А  кого же запряжем мы в санки, отгадайте.

Он вездеход, он пароход

И к тому же самолет!

Везде проедет, везде пройдет —

В любую погоду дорогу найдет!

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень)

В.:    это благородные олени,  Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые.  Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.

Физкультминутка (с имитацией движений)

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)

что за чудо, что за диво – небо так горит  красиво!

Северное сияние

Словно занавес цветной

В небесах мерцает.

Над пустыней ледяной

Небо расцветает!

Кажется, взлетит сейчас

Занавес высоко,

И откроется для нас

Край земли далекой.

Мы видим с вами уникальное природное явление – Северное сияние. Как же оно красиво и величаво

Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути.   Все эти животные – белый медведь, северный олень,  тюлень и пингвин  занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К  сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами.

Суровые условия жизни, которые являются нелегким испытанием на выносливость и способность терпеть лишения для немногих видов животных. Педагог:  на севере живут и другие  животные: арктические волки, песцы, лемминги, полярные совы, зайцы, , морские слоны, моржи, , полярные волки.)

Как вы думаете а птицы живут в Арктике?

-самые крупные чайки в мире –хищники.

Птицы хищники: олуши, тупики –питаются рыбой и мелкими животными, нападают друг на друга.

Птица глупыши живет в скалах и льдах, она питается рыбой, ее не трогают олуши и тупики –она выпрыскивает на полтора метра ядовитую жидкость, попадая на перо птиц  становится промокаемым и противно пахнет.

Педагог: а теперь я загадаю вам загадки, в вы попробуйте их отгадать.

Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы, .

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин усатый (Морж)

Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой,

Этот зверь собой неплох

И рога ветвисты. (Северный олень)

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

Ночь полярная, ни зги,

Холодно, угрюмо.

Нас в упряжку запряги -

Довезем до чума.

У природы строгий нрав

За полярным кругом.

Человеку, гав-гав-гав,

Легче с верным другом. (Собаки-лайки)

Словно курдюки на пляже,

Эти звери все лежат,

Только в воду погружаются,

Словно чайки полетят! (Тюлени)

Вопросы к детям:

1. Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)

2. Какая погода характерна для Севера? (Морозная, холодная, студеная) Почему там всегда холодно? (Дует ледяной ветер – дыхание океана)

3. Почему

океан «Северный ледовитый»? (Весь скован льдом, покрыт снегом)

4. Север называют «край земли»? Как это понимать? (кончается суша, начинается море, океан; зимой не отличишь, где суша, где океан: кругом лед да снег)

5. Здесь находится Великий Северный Путь, как же пройдут караваны кораблей? (могучие ледоколы прокладывают путь во льдах)

6. Дети, сколько месяцев у нас длится зима? А на Севере длиннее или короче? (зимой на Севере темно, ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки ночь, полгода – ночь. Это полярная ночь.)

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи тюлени им соседи.

Кто это?- Белые….  (медведи

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он … (тюлень)

В Антарктиде кто не знает,

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же ….. (пингвин)

Он вездеход, он пароход

И к тому же самолет!

Везде проедет, везде пройдет —

В любую погоду дорогу найдет!

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень)

Физкультминутка (с имитацией движений)

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"

ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...