Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования.
презентация
В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации образовательной деятельности в детском саду. Педагог должен превратиться в профессионала, котрый научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, сформирует мотивацию к обучению. Материал консультации знакомит воспитателя с совремненными подходами к организации образовательного процесса, в котором партнерская деятельность является основой образовательной деятельност в ДОУ и необходимым требованием реализации ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность . В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации образовательной деятельности в детском саду. Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка *самостоятельно получать знания, *поможет развить познавательный интерес, *потребность в получении новых знаний, *сформирует мотивацию к обучению. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком , в которой педагог становится партнером. Чтобы организовать современную ОД, педагогу необходимо перестроить стиль поведения. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного (учительского)
Что значит быть партнером детей? Партнер - всегда равноправный участник дела. Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом) Позиция взрослого динамична: - может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается, при этом все дети в поле зрения воспитателя. Ситуация в процессе совместной деятельности максимально приближена к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании, разрешено свободное общение (рабочий гул), дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п. Приветствуется свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.
Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы. Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателя с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.
Есть несколько рекомендаций, которые помогают продемонстрировать детям свое уважение: • Всегда называть детей по имени. • Говорить индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно. • При разговоре находиться на одном уровне с ребенком: опускаться на корточки или садиться на низкий стул. • Слушать, что говорит ребенок, и отвечать ему. • Выполнять обещанное. • Выражать искреннее восхищение результатами работы детей. • Дать детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах. • Использовать идеи и предложения детей и благодарить их за помощь.
Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели (результата), благоприятствует эмоциональному комфорту. На разных этапах образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом .
Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах непрерывной образовательной деятельности 1. Начальный этап деятельности Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…». Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации. 2. В ходе процесса деятельности Воспитатель исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. 3. Заключительный этап деятельности Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. «Открытый конец» деятельности.
Здесь перед педагогом встаёт проблемная ситуация – как привлечь детей к совместной деятельности? Н а помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. Выделяют четыре типа мотивации : Первый тип — игровая мотивация «Помоги игрушке » , ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Схема этой мотивации: - игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети. - спрашиваем детей, согласны ли они помочь игрушке. - предлагаем научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. Эта же игрушка оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли с ней. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник , и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому «Помоги мне» . Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: - сообщаем детям, что собираемся что-то мастерить и просим детей помочь; интересуемся, как они могут нам помочь; каждому ребёнку даётся посильное задание; в конце подчеркиваем, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе. (целесообразнее использовать для выполнения коллективных работ)
Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме: - сообщаем детям, что собираемся заняться какой — либо деятельностью и просим детей научить вас этому. - спрашиваем, согласны ли они помочь; - к аждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Существенными характеристиками организации непрерывной образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются: включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время непрерывной образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства); открытый временной конец непрерывной образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются: стиль поведения взрослого ( от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному); рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми); отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п. Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу образовательной деятельности в ДОУ, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми на основе лэпбука
Методическая разработка содержит материал для проведения индивидуальных или подгрупповых занятий на основе лэпбука (интерактивной книжки).Адресована воспитателям ДОУ и учителям начальных классов. Може...
Совместная партнерская деятельность педагога с детьми 3-4 лет по работе с блоками Дьенеша. По теме: «Строим корабли».
Интегрированное занятие по альбому "Логические длоки Дьенеша дл самых маленьких". Занятие тематическое, даются первоначальные знания о празднике защитников Отечества....
Лэпбук как одна из форм организации совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГОС ДО
Лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Созд...
Статья:"Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования."
При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это н...
«Чудесный мир профессий» (партнерская деятельность с дошкольниками) Ранняя профориентация в дошкольном образовании.
Пояснительная записка«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности…Образно говоря, детская игра ...
Организация партнерской деятельности педагога с детьми в доу.
Организация партнерской деятельности педагога с детьми в доу....
«Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми»
laquo;Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми»...