Консультация для воспитателей "Духовность зарождается с детства"
консультация (старшая группа)
Консультация посвященна актуальности данной темы в современном обществе, когда постоянная убыль народа - это проявление глубинных, болезненных изменений, происходящих в сознании современных людей. А также рассматриваются основные понятия духовно-нравственного воспитания детей, неразрывность нравственного воспитания и духовного и другие вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное воспитание | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Ключевые понятия духовно-нравственного воспитания.
Во дворе, забыв про стыд, слово скверное лежит -
Не на пне, не на скамейке, не в скворечнике, не в лейке,
Не на травке, не в песке, а во рту, на языке.
Ходит — бродит мальчик Вова, всюду сеет это слово
А за грех его большой ангел плачет за спиной.
Постоянная убыль народа — это лишь внешнее проявление глубинных болезненных изменений, происходящих в сознании современных людей. Такое происходит, когда народ теряет волю к жизни, забывает о воспитании — о естественном для каждого здорового сообщества живых существ воспроизводства и приумножения себя в череде поколений. В человеческих сообществах, отличающихся от просто животных особым качеством — духовностью, и воспитание должно быть, прежде всего, духовным. Даже телесное питание, особенности кухни разных народов обязательно основывается на каких-то мировозренческих, как правило, вероучительных представлениях. Точно так же телесные упражнения, игры и боевые искусства разных народов коренятся в их духовно-обрядовых преданиях.
В воспитании подрастающего поколения на современном этапе развития человечества осознается простая и очевидная истина: отвлеченных и непременно общеполезных знаний попросту нет, всякое знание добывается благодаря определенному мировоззрению и несет на себе отпечаток этого мировоззрения, его образ, и как раз заложенный в знании образ бытия способствуют образованию человеческой личности, души. Знание является пищей духовной для человека, оно питает, воспитывает душу, становясь своим для нее. В этом и заключается глубинная сущность воспитания, как развивающего, образовывающего и образующего духовного питания.
На самом деле человек вместе со знаниями в любом случае все равно получает определенную пищу, вот только общество порой не желает следить за этим сверхважным делом, пускает на самотек. Вот тут воспитание действительно может пошатнуться и даже превратиться в нечто противоположное, поскольку вместе с доброй, духовной пищей в потоке знаний , не подлежащих проверке опытных людей , может попасть и пища отравленная, то есть и не пища уже, а губительный яд, который не воспитывает уже, а разрушает душу.
Понятие духовное воспитание предполагает веру не только в духовность, в бесплотность человеческой души личности с ее сознанием и сверхсознанием, но также обязательно и веру в бытие и сверхчеловеческих духов, как добрых , так и злых, и , прежде всего, веру в бытие Божьего Духа. При этом надо помнить, что духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому все чаще теперь употребляемое и, казалось бы громоздкое выражение «духовно- нравственное воспитание» не представляется лишним.
Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности.
Нравственность — своеобразное умение и навык выбирать и совершать в любых жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится, но только то из понравившегося, что в свете имеющегося общественного опыта не губительно, не вредно для жизни и поэтому будет способствовать ее продлению.
Нравственность с ее тягой к сохранению и бесконечному продлению человеческой жизни неизбежно связана с вероисповеданием.
Особенностью воспитания является то, что оно не только является нравственным, но нравственным в определенном вероисповедном смысле. И смысл этот различен у разных народов.
В православии образ Божий в человеке, во-первых, в бессмертии души, в ее духовности, потому что Бог Сам есть всесовершенный, абсолютный дух; во-вторых, в разуме (способности мыслить, осознавать себя личностью познавать Бога); в-третьих, в способности к творчеству (Бог — Творец и он наделил нас способностью творить); в- четвертых, в свободе воли.
Человек — трехсоставен: состоит из духа, души и тела.
Дух — это высшее, духовное Божественное начало в нас.
Тело — это то, что роднит нас со всем животным миром.
Душа — это некое связующее начало между духом и плотью.
В рамках материалистически-светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения, навыки (т. е. получил образование), усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе, и принял их как руководящие принципы в собственной жизни.
С позиций православия духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной энергии- благодати- душа достигла достаточной чистоты.
В светском воспитании морально-этические нормы усваиваются как данные извне образцы поведения, поэтому в некоторых случаях могут достаточно легко меняться. С позиций православной культуры — раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы.
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.
Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой происходит его становление и развитие — это духовная культура семьи, детского сада.
В духовно-нравственном воспитании дошкольников первостепенное значение имеет духовная атмосфера в детском саду. Бездуховный педагог, владеющий самыми современными технологиями, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать воспитанникам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, человеческие качества.
Стержнем, основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому, формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия — непременное условие воспитания нравственной культуры.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов и эмоционального отклика детей.
Что же является основным источником духовно-нравственного опыта в условиях ДОУ?
Это непосредственно - образовательная деятельность. Духовно-нравственное развитие воспитанников осуществляется через содержание программного и дидактического материала; самой организации этой деятельности: занятия, беседы фронтальные, беседы индивидуальные, различные виды игр, наблюдения, экскурсии, виды продуктивной деятельности, развлечения, праздники, в том числе и с привлечение родителей и т. д.
Ключевыми словами духовно-нравственного воспитания посредством непосредственно — образовательной деятельности являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Каждый ребенок в праве выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Задача педагога — направить ребенка к краскам и кистям Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны - решать только ему.
Знаменитые люди о духовности и нравственности.
П. Буаст
«Человек без сердца — бесстрашная машина мышления, не имеющая ни семьи, ни друга, ни родины; сердце составляет прекрасную, неотъемлемую основу духовного развития».
М. М. Пришвин
«Стремись споры души разрешить в своем сердце».
«Проверяй все сердцем».
Ф. М. Достоевский
«Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства:голова должна воспитывать сердце».
К. Кушнер
«Духовно-нравственное воспитание есть освобождение от сатанинской власти «золотого тельца», маммоны, меркантильности.
«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Всё зарождается в детстве"
Проект по нравственно -патриотическому воспитанию. Направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Долгосрочный - 2 года. Цель проекта -формирование у старших дошкольников гражданской пози...
мастер-класс "Духовность зарождается с детства"
мастер-класс для педагогов...
Выступление в муниципальном семинаре:"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА ЗАРОЖДАЕТСЯ С ДЕТСТВА»
устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;бережного отношения к природе;правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;моральных и экологически ценных установок, ...
Фотографии и иллюстрации к выступлению в муниципальном семинаре:"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА ЗАРОЖДАЕТСЯ С ДЕТСТВА»
Научить детей экологически целесообразному образу жизни....
Муниципальный семинар "Экологическая культура человека зарождается с детства"
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты...
Консультация для родителей по правам детства «Детство без жестокости»
Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?...
Консультация для родителей по правам детства «Детство без жестокости»
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится всё более и более актуальной, которая проявляется в широком спектре отклонений (бродяжничество, ранняя алкоголизация и на...