Муниципальный семинар "Экологическая культура человека зарождается с детства"
учебно-методический материал по окружающему миру
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_kultura_cheloveka_zarozhdaetsya_s_detstva.docx | 23.26 КБ |
ekologicheskaya_kultura_cheloveka_zarozhdaetsya_s_detstva.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическая культура человека зарождается с детства».
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
Добрый день, уважаемые коллеги.
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить "чудеса света" – чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Это чудо – Природа. Человек – ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.
Просмотр детского социально-экологического видеоролика.
Мы - мыслящие частицы Природы, мы - педагоги. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.
Мы провели не одну встречу по теме экологического воспитания, тем самым стали уже достаточно компетентны в сфере экологии. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог.
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике.
Почему?
Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля.
Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здоровому Смыслу…
В – третьих, дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.
Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки природы». Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.
Сберечь окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома - планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения не только актуальна, но и своевременна.
Природа – среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворение его этических и эстетических потребностей, и только за тем – объект человеческой потребности. Мы должны охранять природу не потому, что она нам, что-то дает, а потому, что она самоценна. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой родного края. Зелёные леса и луга, запах цветов, пение птиц, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки – все это привлекает внимание детей, позволяет чувствовать природу, служит богатым материалом для их развития и формирования положительного отношения к ней.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
Система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своем начальном звене - в сфере дошкольного воспитания. Именно в этот период ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и об окружающем мире, формируется основа экологического мышления. Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемыми частями которого являются мир природы и среда, созданная человеком. В любой программе обязательно поднимаются вопросы антропогенного воздействия на природное окружение. А это обязательная часть экологической образовательно-воспитательной работы, нацеленной на развитие экологически мыслящей личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.
Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.
Это позволит прийти к итоговому выводу о том, что цель экологического воспитания дошкольников ориентирована на формирование у них начал экологической культуры через процесс «осознанно правильного отношения детей к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на ее основе материальные и духовные богатства, к себе как части природы».
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать игра.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Использование игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, А. И. Сорокина и др. В настоящее время, как и в прошлом, игре придается большое значение.
Во время игр, направленных на воспитание экологической культуры у дошкольников основываются следующие показатели сформированности экологической культуры, это:
- усвоение норм и правил экологически обоснованного поведения при взаимодействии с окружающим миром
- наличие потребности в экологических знаниях
- ориентация на практическое применение
- потребность в общении с растительным и животным миром
- проявление эстетических чувств
- проявление инициативы в решении экологических и валеологических проблем ближайшего окружения.
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного создания, а также практические умения. Важно отметить, что экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности, а так же сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).
Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, обще культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.
В структуре экологической культуры дошкольника выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный) взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них:
- Экологические убеждения, ценности, ответственность,
нравственное отношение к природному миру, любовь к природе
(экологическая сознательность)
- Экологические знания,
представления, умения, навыки (экологическая образованность)
- Экологические поступки, поведение
участие в экологических мероприятиях (экологическая деятельность)
(Структура экологической культуры дошкольника по В.М. Пакуловой, В.И. Кузнецовой)
Основываясь на деятельностном подходе в структуре развития основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие компоненты:
- Экологические знания,
представления, умения, навыки (экологическая образованность)
- Деятельность в природе:
- восприятие природы;
- овладение знаниями, интересы;
-овладение умениями, навыками, чувствами;
- природоохранная деятельность
- Экологизация сознания:
- потребности, установки;
- эмоции, переживания;
- эстетическая и этическая оценки.
(Структура экологической культуры дошкольника на основе деятельностного подхода по С. Н. Николаевой)
Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.
- Формы и методы работы с детьми: методы обучения (наглядные, практические, словесные); научность и доступность понятий; экологические минутки; экскурсии; экологические сказки; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; реклама; эксперименты и опыты; развивающие дидактические игры; выставки
- Работа с родителями ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.); организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта); ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее); туристические походы на природу, соревнования.
- Развивающая экологическая среда: уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные); растительный мир на участке; учебно-наглядные пособия; живой уголок
Таким образом, экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности, а так же сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.). Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все хорошее в людях – из детства! 04.06.2020 2
Природа – объект познания…… 04.06.2020 3
04.06.2020 http://aida.ucoz.ru 4
Структура экологической культуры дошкольника на основе деятельностного ( процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом) подхода по С. Н. Николаевой Экологические знания, представления , умения, навыки ( экологическая образованность) Деятельность в природе: - восприятие природы; - овладение знаниями, интересы; -овладение умениями, навыками, чувствами; - природоохранная деятельность Экологизация сознания: - потребности, установки; - эмоции, переживания; - эстетическая и этическая оценки. 5
Структура экологической культуры дошкольника по В.М. Пакуловой , В.И. Кузнецовой Экологические убеждения, ценности, ответственность, нравственное отношение к природному миру, любовь к природе (экологическая сознательность) Экологические знания , представления, умения, навыки (экологическая образованность) Экологические поступки, поведение участие в экологических мероприятиях (экологическая деятельность 6
Формы и методы работы с детьми 7
Сотрудничество с родителями 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь....
Проект "Всё зарождается в детстве"
Проект по нравственно -патриотическому воспитанию. Направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Долгосрочный - 2 года. Цель проекта -формирование у старших дошкольников гражданской пози...
мастер-класс "Духовность зарождается с детства"
мастер-класс для педагогов...
Муниципальный фестиваль детского творчества "Северск - город детства"
Муниципальный фестиваль детского творчества "Северск - город детства" проходил в здании музыкальной школы....
Консультация для воспитателей "Духовность зарождается с детства"
Консультация посвященна актуальности данной темы в современном обществе, когда постоянная убыль народа - это проявление глубинных, болезненных изменений, происходящих в сознании современных людей. А т...
Выступление в муниципальном семинаре:"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА ЗАРОЖДАЕТСЯ С ДЕТСТВА»
устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;бережного отношения к природе;правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;моральных и экологически ценных установок, ...
Фотографии и иллюстрации к выступлению в муниципальном семинаре:"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА ЗАРОЖДАЕТСЯ С ДЕТСТВА»
Научить детей экологически целесообразному образу жизни....