Проект "Всё зарождается в детстве"
проект (старшая группа) на тему
Проект по нравственно -патриотическому воспитанию. Направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Долгосрочный - 2 года. Цель проекта -формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому страны, к Родине.Задачи проекта:
Ø Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
Ø Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города.
Ø Развивать интерес к родному краю.
Ø Воспитывать любовь и уважение к защитникам нашей Родины, формировать милосердие, отзывчивость, доброжелательные чувства, формировать связь между поколениями.
Ø Привлекать родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям.
Ø Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании своих детей.
Ø Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
Ø Формировать интерес к продуктивной, творческой, познавательно -исследовательской деятельности.
Этот проект участвовал во всероссийском конкурсе "Педагогические проекты", где занял 3 место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №101»
Проект по нравственно –патриотическому воспитанию
«Всё зарождается в детстве»
Составила воспитатель Самохина И.Е.
Руководитель: Полякова Т.А.
г. Новокузнецк 2015г.
Проект по нравственно –патриотическому воспитанию
«Всё зарождается в детстве»
Вид проекта:
- Информационно - практико - ориентированный;
- Творческий
Тип проекта:
- Детско - взрослый;
- Открытый - в ДОУ и за его пределами;
- Ребёнок - субъект проектирования.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Срок реализации проекта: 2 года
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, специалисты: старший воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп, музыкальный работник, физ. инструктор, руководитель ИЗО студии, руководитель экологического кружка, работники музея, родители детей.
Возраст участников проекта: 5-7 лет.
Охватываемые образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Актуальность темы
Нравственно - патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Сегодня термин «патриотизм» включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Многие говорят о том, что у наших детей отсутствует чувство патриотизма. Ведь патриотизм - не инстинкт. Он не передаётся на генетическом уровне, его необходимо воспитывать.
Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания дошкольников. Для выросшего поколения чужды понятия «Родина», «патриотизм», «отечество». Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Под понятием нравственность понимается внутренняя установка дошкольника действовать согласно своей совести и свободной воле. В разговорной речи и литературе термин чаще всего употребляется как синоним морали, иногда – этики.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, «складывается» человек». Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому прививается с малого: любовь к семье, любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. И как гласит русская пословица: «Сейчас упустишь и годом не наверстаешь».
Таким образом, своевременное приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям помогает не только заложить фундамент в них патриотизма, но и формирует основу их индивидуальности.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры,
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений и т.
Проведенный в ДОУ мониторинг среди детей старшей группы по «Нравственно - патриотическому воспитанию» показал следующие результаты:
- у 63 % детей - имеют низкий уровень знаний истории города, края;
- у 37% детей - низкий уровень формирования образа Я, уважительного отношения к своей семье;
- у 58% детей - на низком уровне сформировано первичное представление о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа;
Таблица для мониторинга детей (критерии обследования см. в приложении)
Ф.И. ребёнка | Нравственное воспитание | Ребёнок в семе и сообществе | Ознакомление с социальным миром | ||||||
С благодар. относиться к помощи и знакам внимания | Дружеские взаимоотношение между детьми | Уважительное отношение к окружающим | Использует в речи вежливые слова и фольклор | Образ Я | Семья | Родной город | Российская армия | Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи |
Анкетирование среди родителей по «Нравственно - патриотическому воспитанию» показало, что:
- 50 % родителей - не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
- 40 % родителей – имеют недостаточно знания о истории города и края;
- 20 % родителей - не знают и не хотят знать историю города и края.
Итоговая таблица анкетирования родителей (анкету см. в приложении)
Возможно ли нравственно –патриотическое воспитание в детском саду? да нет | 70% 30% |
Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
| 24% 30% 46% |
Знакомите ли вы своего ребёнка с памятными и историческими местами нашего города?
| 20% 50% 30% |
Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой Отечественной войной?
| 83% 17% |
Читаете ли вы ребёнку художественные произведения о войне?
| 28% 72% |
Смотрите ли вместе с ребёнком фильмы на военную тему?
| 62% 38% |
Ходите ли вы на парад 9 мая вместе с ребёнком?
| 40% 60% |
Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
| 67% 33% |
Вывод: результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому необходимо изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы станет реализация проекта: «Всё зарождается в детстве!».
Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность разовьет творческие способности дошкольников, поможет педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
- Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому страны, к Родине.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
- Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города.
- Развивать интерес к родному краю.
- Воспитывать любовь и уважение к защитникам нашей Родины, формировать милосердие, отзывчивость, доброжелательные чувства, формировать связь между поколениями.
- Привлекать родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям.
- Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании своих детей.
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
- Формировать интерес к продуктивной, творческой, познавательно -исследовательской деятельности.
Принципы реализации проекта:
- Дифференциация: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника.
- Интегративность: сотрудничество с семьёй, краеведческим музеем и музеем «Боевой славы», сочетание разных видов деятельности
- Историзм: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат.
- Гуманизация: ориентация на высшие общечеловеческие ценности.
- Наглядность: изготовление мультимедийных презентаций.
Необходимые условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей;
- Методические разработки;
- Интеграция со специалистами детского сада.
Формы организации детей
- Продуктивная деятельность.
- Выставка фоторабот.
- Выставка семейных гербов и древо.
- Музыкальные досуги, концерты.
- Спортивные соревнования.
- Работа в изобразительной студии.
- Выставка детского рисунка.
- Конкурсы чтецов.
- Оформление фотоальбомов.
- Участие в различных акциях.
- Театрализованное представление.
- Изготовление книги «Все профессии нужны, все профессии важны».
- Конференция.
- Видео экскурсии.
- Урок мужества.
- Групповое посещение музея.
- Прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен.
- Выставка плакатов.
- Рассматривание альбома «Военная техника»
- Праздничные концерты.
- Возложение цветов к памятнику.
- Изготовление подарков ветеранам своими руками.
- Посадка деревьев совместно с ветеранами.
- Беседы.
- Чтение рассказов о войне.
- Праздники.
Методы и приёмы совместной организованной образовательной деятельности
- Игра.
- Наглядность (рассматривание фотоальбом, рисунков, плакатов, видеороликов, слайдов).
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
- Посещение музея.
- Творческая активность детей.
- Метод совместной деятельности детей и родителей, сотворчество с педагогами и сверстниками, коллективная работа.
- Диалоги, беседы.
- Познавательные игровые занятия.
Структура и этапы реализации проекта
Формы контроля
- Анкетирование родителей и мониторинг детей.
- Отражение знаний в детских видах деятельности.
- Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей.
- Индивидуальные беседы на тему «Защитники отчества», «Расскажи о своей семье», «Что ты можешь рассказать про свой город.»
- Анализ продуктов деятельности (подарки ветеранам).
Предполагаемый результат
- Сформированность знаний у дошкольников об истории семьи в контексте истории родной страны, о труде взрослых, о значении их труда для общества.
- Умение детей выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
- Проявление любознательности, активности.
- Участие родителей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Продукт деятельности
- Выставка гербов и древ семьи.
- Макет нашего района.
- Фотоальбомы: «Я в парке развлечений», «Юбилей моего любимого города», «Достопримечательности нашего города», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Мы в музее воинской славы», «Как мы живём в детском саду», «Архитектура города», «Заводы нашего города»
- Стенгазета - фоторамка «Мамочка, я тебя люблю»
- Праздник «Папа, мама, я –спортивная семья»
- Выставка рисунков «Город глазами детей»
- Видео презентация «9 мая», «Новокузнецк в годы Великой Отечественной войны»
- Игра «Зарница»
- Конкурс «Ёлочка своими руками», стенгазет, посвящённых ВОВ
- Праздничный утренник «День матери», «23 февраля», «8 марта»
- Праздничный концерт, посвящённый 70- летию победы.
- Мультимедийная презентация «Нравственно –патриотическое воспитание в ДОУ»
Повторный мониторинг показал, что у детей расширилось представление о истории семьи, родном крае, наиболее лучше сформирован познавательный интерес, дети имеют представления о роли каждого поколения в разные периоды истории страны.
Заключение:
Реализация проекта «Всё зарождается в детстве» повысила интерес детей к людям, защищавшим Родину, к городу, в котором они живут. Работа по проекту способствовала: пополнению детьми и взрослыми предметно-пространственной развивающей среды группы; формированию подлинно гражданско-патриотической позиции дошкольника, которая является основой личности взрослого человека - гражданина своей страны. Проект помог установить историческую преемственность поколений, сформировать гражданскую позицию, патриотические чувства.
Таким образом, проект дал старт на дальнейшее формирование у дошкольников всех высоких человеческих начал, эмоциональных отношений к жизни и людям, развитие нравственно - патриотических чувств, общечеловеческих ценностей: любовь к семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Список литературы:
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2007г.
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников- М.: Мозайка-синтез, 2012. -78с.
- Буре Р.С. Година Г.Н., Шатова А.Д. и др. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.//, Под.ред. Виноградовой А.М, 2008г.
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО /ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Зеленова Н.Г., мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа). Пособие для воспитателей. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред.А.Д. Кошелевой. -М.,1985.
- Князева О.Л., Маханева М.Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры - Санкт-Петербург, 2007г. год.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет.М: Мозаика -Синтез, 2005.
- Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая память России» нравственно патриотическое воспитание старших дошкольников – ООО Издательство Детство Пресс. 2013г
- Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, http://malenkie-deti.com, 2012г
- Предмет и система этики - М.: София, 1973.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./Под ред. В.В.Давыдова. -М., 1993.
- Сакавичене О. В. Патриотическое воспитание дошкольников// Ребенок в детском саду. 2006. № 3. С. 24 -26.
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Приложение.
Анкета для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию.
Уважаемые родители! У нас с Вами одна цель – мы хотим вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином своей страны. В преддверии работы по нравственно - патриотическому воспитанию ваших детей просим ответить на ряд вопросов.
1. Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько.
• Семья
• Нравственность
• Родина
• Здоровье
• Образование
• Дружба
• Творчество
• Карьера
• Другое (допишите).
2. Какие качества, способствующие становления гражданина, вы воспитываете в своём ребёнке?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с
родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- Любовь к Родине, уважать и почитать ее традиции.
- Знание истории своей страны.
- Готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины.
- Любовь к семье, обществу, своей стране.
5. Возможно ли нравственно –патриотическое воспитание в детском саду?
да
нет
6. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
- Родители
- Педагоги
- Педагоги и родители.
7. Знакомите ли Вы своего ребёнка с памятными и историческими местами нашего города?
- Да (какие)?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Нет 1. Вырастет сам узнает. 2. У меня нет времени. 3. Буду знакомить в школьном возрасте (нужное подчеркнуть).
- Частично
8. Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой Отечественной войной?
- Да
- Нет (почему?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Есть ли в Вашей семье близкие, родственники, прошедшие дорогами войны? Ваше родство? Живы ли они?
- Да
- Нет
10. Храните ли Вы в своей семье письма, фото, награды, одежду и другие реликвии, связанные с Великой Отечественной войной?
- Да
- нет
11. Читаете ли Вы ребёнку художественные произведения о войне?
- Да
- Нет
12.Смотрите ли вместе с ребёнком фильмы на военную тему?
- Да
- Нет
13. Ходите ли Вы на парад 9 мая вместе с ребёнком?
- Да
- Нет
14. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за Ваши ответы. Надеемся, что они помогут правильно организовать воспитательную работу в детском саду.
Критерии мониторинга детей
Побуждения оцениваются по критериям:
-устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;
- неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;
- не проявляет.
Знания, представления оцениваются по критериям:
- четкие, содержательные, системные;
- отрывочные, фрагментарные;
- не оформлены.
Умения, навыки оцениваются по критериям:
- выполняет самостоятельно;
- выполняет с помощью взрослого;
- не выполняет.
Критерии оценки разделов в баллах:
«Нравственное воспитание» | |||
| 3 | ||
Частично сформировано умение с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания | 2 | ||
Отказывается от помощи и знаков внимания | 1 | ||
| 3 | ||
Частично воспитаны дружеские взаимоотношения между детьми, сформирована привычка играть сообща, трудиться, заниматься. Ребёнок может общаться с одним товарищем. | 2 | ||
Ребёнок предпочитает играть один, на контакт с детьми не идёт, относится к ним агрессивно. | 1 | ||
| 3 | ||
Частично воспитано уважительное отношение к окружающим, не всегда с желанием заботится о младших, недостаточно сформированы такие качества как сочувствие и отзывчивость | 2 | ||
Ребёнок агрессивно относится к окружающим, нет таких качеств как сочувствие и отзывчивость, отказывается помогать малышам | 1 | ||
| 3 | ||
Употребление в речи вежливых слов и фольклора не устойчивые. | 2 | ||
Самостоятельное употребление в речи вежливых слов практически отсутствует, только после напоминания взрослого, фольклор не употребляет | 1 | ||
Ребёнок в семе и сообществе | |||
| 3 | ||
Представление развито отрывочно, фрагментально о временной перспективе личности, об изменениях позиции человека с возрастом. | 2 | ||
Представления о временной перспективе личности, об изменениях позиции человека с возрастом. не оформлены | 1 | ||
| 3 | ||
Представления о семье и его истории отрывисты и фрагментальны, с трудом называет профессию родителей, Имя и отчество родителей, не знает место их работы. | 2 | ||
Ребёнок ничего не может рассказать о своей семье, не знает, как зовут, родителей и где и кем они работают. | 1 | ||
| 3 | ||
Знания и представления о городе отрывисты и фрагментальны. Может назвать название города, района, несколько достопримечательностей, с помощью подсказки взрослого. | 2 | ||
Знания и представления о городе не оформлены. | 1 | ||
Ознакомление с социальным миром | |||
8. Ребёнок имеет чёткие знания и представления о ветеранах. | 3 | ||
Ребёнок имеет отрывочные знания и представления о ветеранах. | 2 | ||
Ребёнок не может объяснить кто такие ветераны | 1 | ||
9. Ребёнок имеет чёткое представление о Российской армии, может назвать несколько видов войск. | 3 | ||
Ребёнок имеет отрывочные представления о Российской армии, с помощью взрослого называет виды войск, даёт характеристику солдатам. | 2 | ||
Знания и представления не оформлены | 1 | ||
10. Ребёнок имеет устойчивое желание участвовать в концертах для ветеранов, делать им подарки, проявляет внимание и уважение к ветеранам. | 3 | ||
Ребёнок имеет ситуативное желание принимать участие в творческой жизни ДОУ, связанной с ветеранами. | 2 | ||
Ребенок отказывается участвовать, помогать, оскорбляет пожилых людей. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как зарождалось образование на Руси
Как зарождалось образование на Руси...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-425172-1395912689.jpg)
Консультация для родителей на тему "Здесь зарождается любовь"
Данный материал можно использовать для выступлений на родительских собраниях на тему "Патриотическое воспитание дошкольнико....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/28/picture-1108035-1687955289.jpg)
Консультация для воспитателей "Духовность зарождается с детства"
Консультация посвященна актуальности данной темы в современном обществе, когда постоянная убыль народа - это проявление глубинных, болезненных изменений, происходящих в сознании современных людей. А т...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/11/picture-1192873-1576089070.jpg)
Выступление в муниципальном семинаре:"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА ЗАРОЖДАЕТСЯ С ДЕТСТВА»
устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;бережного отношения к природе;правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;моральных и экологически ценных установок, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/11/picture-1192873-1576089070.jpg)
Фотографии и иллюстрации к выступлению в муниципальном семинаре:"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА ЗАРОЖДАЕТСЯ С ДЕТСТВА»
Научить детей экологически целесообразному образу жизни....
Муниципальный семинар "Экологическая культура человека зарождается с детства"
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты...