инновационый опыт
учебно-методический материал
Инновационый опыт "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsinyy_opyt.docx | 49.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный опыт работы
воспитателя МБДОУ Детский сад «Теремок» комбинированного вида
Фоминой Ирины Анатольевны
Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования.»
Об авторе сведения: Фомина Ирина Анатольевна
Образование: высшее.
Общий педагогический стаж: 2,6 г.
Стаж в данной образовательной организации: 2,6 г.
Актуальность.
В своей работе в детском саду особое внимание я уделяю развитию творческих способностей детей. В связи с этим мной был разработан и реализован творческий проект «Веселая радуга».Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим.
Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызвала огромный интерес людей во все времена.
Однако, в прошлом, у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Теоретическая база опыта.
Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников я изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны, Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительских действий. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Работа над этой темой позволила выявить несколько существенных противоречий.
Первое из них - это противоречие между творчеством и технологией. С одной стороны, воспитание творчества должно стать во главе современного образования. С другой стороны, образование - это всегда определённая технология, которая зачастую отодвигает творчество на второй план.
Второе противоречие между необходимостью использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников и отсутствие знаний у педагогов применению нетрадиционных техник рисования.
Третье противоречие - между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения и воспитания. Возможности индивидуального подхода иногда сводятся к варьированию объёма информации и скорости её усвоения. Пути решения этих проблем заключаются в том, что необходимо учитывать индивидуальность каждого ребёнка, его отношение и к знаниям, и к тому, что его окружает.
Технология опыта:
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.
На мой взгляд, использование нетрадиционных техник в системе необходимо взять за основу для развития творческой деятельности воспитанников.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании интеграции различных техник изобразительной деятельности, что позволяет учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живёт современный дошкольник (повышение интереса социума к творческим решениям в дизайне), и опираться на них в процессе его творческого развития.
Исходя из этого, я поставила цель и определила задачи:
Целью опыта является развитие творческих способностей детей,
посредством изобразительной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.
При достижении поставленной цели решались следующие задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие художественных образов, предметов и явлений окружающего мира;
2. Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
3. Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами;
4. Формировать у детей технические навыки рисования.
5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, прививать навыки работы в группе и культуру труда.
6. Формировать умение брать на себя роль художника – творца.
Для успешного развития творческих способностей детей необходимы условия, которые я выдвигаю на первый план и работаю над их реализацией.
- создание физического и психологического пространства для свободного проявления инициативы;
- создание положительно – эмоционального состояния при соприкосновении с изобразительным искусством; развитие интереса к изобразительному искусству;
- введение игровых элементов и творческих, проблемных задач;
- развитие наблюдательности; использование наглядности;
- обучение овладению необходимыми для изображения навыками и умениями;
- обучение языку изобразительного искусства, освоение средств художественной изобразительности;
- последовательное усложнение изодеятельности, обеспечение перспектив развития детского творчества;
- применение разнообразных материалов и техник работы с ними; смена видов деятельности.
- учёт индивидуальных особенности детей.
Я считаю, что успешному развитию детского творчества очень помогает наличие места для занятия художественной деятельностью, где дети самостоятельно выбирают материалы для своей работы.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
С увлечением занимаюсь с детьми нетрадиционной техникой рисования. На занятиях пытаюсь научить ребят разным методам рисования, умению применять их самостоятельно, к работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники исполнения. Нужно, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы ребенок не боялся приступать к рисованию, чтобы был уверен в своих творческих силах, в своих способностях к изодеятельности.
На мой взгляд, огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога и методы и приёмы, которые я использую в работе:
1. Эмоциональный настрой
Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.
На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.
2. Художественное слово
Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
3. Педагогическая драматургия
На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.
Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.
4. Пластика
Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, "запоминающие" положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.
Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как "Танец цветов", "Воздушный бал", "Веселый зоопарк", "Море", не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.
5. Театр
Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.
6. Игра
Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире".
На занятиях по изодеятельности использую следующие игры:
художественно-развивающие - "Злой и добрый волшебники", "Палитра", "Волшебные карточки", "Помоги цветам" , « Забавные рожицы»;
дидактические - "Дорисуй сказку", "Собери пейзаж", "Времена года", "Найди лишнее", «На что похоже?», « Найди половинку»;
графические - "Пантомимика", "Рисование по точкам", "Симметрия" , «Волшебные кляксы».
Свою работу по формированию творческих способностей, используя нетрадиционные техники рисования, я строю поэтапно:
1 этап включает в себя основы художественных восприятий, развитие ощущений и представлений детей - 2я младшая группа.
2 этап включает в себя основы художественных представлений, выражение в рисунке восприятия мира, слов, музыки и цвета - средняя группа.
3 этап включает в себя основы художественного, творческого мышления и знаний, создание образа, средствами музыки, цвета и рисунка - старшая группа.
Работа ведётся в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Планирование содержания своей работы я веду с учётом принципа сезонности, событийности и возраста детей.
Нетрадиционные техники рисования, которые я использую в разных возрастных группах детского сада:
Младший дошкольный возраст
-рисование жесткой полусухой кистью
-пальчиком
-рисование ладошкой
-печатками из картофеля
-оттиск пробкой
Средний дошкольный возраст
-оттиск поролоном
-оттиск печатками из ластика, листьев
-восковые мелки + акварель
-рисование штрихом
-рисование мятой бумагой
-монотипия предметная
Старший дошкольный возраст
-монотипия пейзажная
-набрызг
-кляксография с трубочкой
-кляксография обычная
-кляксография с ниткой
-тычкование
-печать по трафарету
-акварельные мелки
Для достижения поставленных целей и задач, в работе я использую, доступные для детей дошкольного возраста, нетрадиционные техники рисования.
1. Тычок жесткой полусухой кистью: используется в любом возрасте. Средства выразительности: фактурностъ окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
2. Рисование пальчиками – используется с двух лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. Рисование ладошкой – используется с двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
4. Оттиск пробкой – используется с трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
5. Оттиск печатками из картофеля – применяется возрасте от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
6. Оттиск поролоном – применяется возрасте от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
7. Оттиск смятой бумагой – применяется возрасте от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
8. Восковые мелки + акварель – применяется возрасте от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
9. Печать по трафарету – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
10. Монотипия предметная – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист пос-ле рисования нескольких украшений.
11. Кляксография обычная – применяется возрасте от пяти лет.Средства выразительности: пятно.Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
12. Кляксография с трубочкой - применяется возрасте от пяти лет.Средства выразительности: пятно.Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
13. Кляксография с ниточкой – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
14. Набрызг – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
15. Отпечатки листьев – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
16. Акварельные мелки – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
17. Монотипия пейзажная – применяется возрасте от шести лет. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
18. Рисование штрихом. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.
Работа с родителями – важная составляющая деятельности педагога. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи велась в нескольких направлениях:
- объяснение значимости цветоведения, нетрадиционных приемов рисования;
- расширение знаний родителей о роли нетрадиционных техник изодеятельности, о роли цвета и разъяснение приемов и методов руководства изобразительной деятельностью детей в семье (где ребенок использует в своих рисунках нетрадиционные приемы рисования, цвет).
Мы в беседах с родителями давали советы, как знакомить детей с нетрадиционным приемом, как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т.д.; как организовать занятие по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать, какие художественные материалы используются в работе с детьми. Из беседы с родителями выяснила, что многие из них не знают как знакомить ребят с нетрадиционными приемами; о некоторых нетрадиционных приемах рисования, вообще не слышали и не знали. Поэтому были разработаны консультации для родителей.
Формы работы с родителями
1. Информационные листы, стенды «Нетрадиционные изобразительные техники»
2. Родительские собрания «Развитие творческих способностей ребенка»
3. Консультации для родителей «Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности»
4. Фотовыставки «Приглашение к творчеству»
5. Выставка работ детей «Отражение мира глазами и руками ребенка»
Родителям предлагаются материалы по теме педагогических изданий, детской и периодической печати, и других источников информации. На групповых информационных стендах также отражается материал по данному направлению.
Нацеливаю родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности и последовательности в воспитании детей. Воспитание не должно носить характер компании на короткий срок, а проводиться длительно, повседневно и систематически.
Вопросы формирования изобразительных и технических умений у детей дошкольного возраста были предметом обсуждения на родительском собрании, к которому готовились наглядные пособия по цвету, дидактические игры, игрушки для работы с детьми, художественные произведения, а также детские работы.
Родители могут воспользоваться рекомендациями для проведения совместных игр у воспитателя. Играя, ребенок учиться ориентироваться на плоскости, различать основные цвета, правильно определять геометрические фигуры, величины.
Применяю индивидуальный подход к родителям в форме бесед и практических показов по развитию изобразительных и технических умений.
Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
Результативность
Для исследования использовалась методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» с целью определения уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Выполнение предлагаемых заданий должно было дать детям возможность, оттолкнувшись от отдельной детали, построить новый целостный образ, включив в него предлагаемые черты. Кроме того при выполнении заданий они должны были подчинить своё воображение определённой задаче, а не просто свободно фантазировать.
По сравнению с началом работы уменьшился процент схематичных рисунков, без дополнительных деталей. Качественная характеристика уровней выполнения заданий показала, что увеличилось количество детей, выполнивших задание на высоком уровне. На начало работы этот показатель был равен 6% - по окончании работы - он повысился до 25%. Налицо положительная динамика.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.
В группе, с которой я работала, 20 детей. Их рисунки сейчас отличаются разнообразием, высокой техничностью, оригинальностью, широким выбором выразительных средств.
Дети располагают значительными потенциальными возможностями и в процессе занятий изодеятельностью у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук.
Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их.
Дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов.
Показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки рисунков, украшаем группу своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам.
Список использованной литературы.
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М, Знание, 1981 - 98 с.
2. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии, 1984, № 1.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 1969 - 464 с.
4. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. - М, 1994 - 320 с.
5. Венгер А.А. Педагогика способностей. - М: Просвещение, 1988 - 106 с.
6. Венгер А.А. Психология - М: Просвещение, 1988 - 24 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М: Просвещение, 1997 - 93 с.
8. Горяева Н.А. Первые шаги в мир искусства: Из опыта работы - М.: Просвещение, 1991 - 159 с.
9. Головин СЮ. Словарь практического психолога. Минск, 1998 - 85 с, 642 с. 10.Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по
изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание. 1989, № 2 - С. 27
11.П.Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. - М: Просвещение, 1995 -64 с.
12.Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей - М: Наука, 1991 - 44 с.
13.Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб Питер Ком, 1999.
14.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М: Знание. 1986 - 96 с.
15.Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. - М, 1984 – 128
16.Еремина Р.А., Кудрина Н.И. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста: Учебное пособие. / Мордовский -государственный педагогический институт. - Саранск, 2000. - 70 с. 18.3ельцфман Б., Учись! Твори. Развивайся.
Приложение
Приложение 1
Конспект НОД в средней группе
Тема: «В гостях у художника»
Цель: научить детей нетрадиционной техники рисования «штампами».
Задачи:
- формировать навык рисования детьми при помощи нетрадиционной технике «штамповки»;
- закрепить представление детей о ярком, праздничном настроении, и о навыках рисования красками;
- формировать навыки коллективного творчества.
Развивающая:
- развивать умение поддерживать беседу, побуждать к активной деятельности;
- развивать эстетические чувства, представление о красоте;
- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
- развивать двигательную активность посредством физминутки.
- воспитывать желание порадовать окружающих, создавать для них что - то красивое;
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства любви и бережного отношения к природе.
Методы и приёмы:
Практические - рисование «штампами».
Словесные - проблемная ситуация, игровая мотивация, беседа, загадывание загадок.
Наглядные - рассматривание картины, демонстрация слайдов.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, картина, цветы, штампики, ватман, краски.
Предварительная работа: Беседа о цветах, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы по теме, ознакомление с профессией «художник», рассматривание картин по теме.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Дети заходят в музыкальный зал, становятся полукругом)
- Здравствуйте девочки!(ответ детей)
- Здравствуйте мальчики!(ответ детей)
- Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите письмецо,
Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко, пролитая, обронил?
Может кто - то письмо, как мышку на окошко заманил.
- Ребята, а вам хочется узнать от кого письмецо?(ответ детей)
- Ну тогда давайте его прочтем.
- Здравствуйте мои дорогие маленькие друзья. Я приглашаю вас в гости в страну изобразительного искусства, где очень весело, царит радость, доброта и музыка. Жду с нетерпением . Ваш друг художник . . .
Так вот что за письмецо! Вы согласны отправиться в страну искусств?
(ответ детей)
- Что мы возьмем с собой в путешествие? (мольберт).
Для чего он нужен? (ответ).
- Но мольберт можно также использовать как «домик». И вложить в него массу нужных вещей. А хотите знать, что в мольберте художника?
(ответ детей)
2. Основной этап.
- Тогда отгадайте мои загадки.
1) Если ты его поточишь
Нарисуешь все, что хочешь
Солнце, море, горы, пляж
Что же это? (карандаш)
2) Легко и без опаски
Её обмакивают в краски
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водят по страничке (клеточки)
3) Разноцветные страницы
Заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой (краски)
- Молодцы ребята, отгадали все мои загадки. Теперь можно отправляться в путь. (Дети становятся за воспитателем и идут по коврику).
Физкультминутка.
Дети вместе с воспитателями:
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым кругом
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки порхают
Раз, два, три
На полянку мы пришли.
- Ребята, вот мы и пришли в страну искусств. Здравствуйте, художник.
Художник:
- Здравствуйте!(дети здороваются)
Художник:
- Ребята, а у нас на волшебной полянке в стране искусств пропали все цветочки. Как же нам помочь полянке сделать её красивой для птиц и человека? (ответ детей - нарисовать)
Художник:
- Но прежде чем нарисовать, давайте посмотрим, какая красивая была наша полянка.
Рассматривание слайдов «Цветы на лугу».
Художник:
-Что изображено на экране? (ответ детей)
- Какие цветы вы видите? (ответ детей)
- Какими красками пользовался художник?(ответ детей)
- Какое настроение вызывает у вас картина?
- Дети (радостное)
- Почему?
- А вы были на лугу?(ответ детей)
- А теперь мы с вами оживим нашу поляну. А помогут нам в этом волшебные краски. Сегодня мы будем рисовать при помощи трафарета. Макаем в краску и прижмем бумаге.
3. Продуктивная деятельность. (Дети приступают к рисованию)
Художник:
- Молодцы, ребята. Здорово получилось!
Воспитатель:
- Полянка снова ожила, а с ней ожили наши волшебные цветочки. Спасибо художник за твой замечательный рассказ. Мы с удовольствием побывали на твоей волшебной поляне, узнали много нового и интересного. А теперь нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. До свидания!
Художник :
- До свидания!
Звучит музыка, дети закрывают глаза.
4. Итог занятия.
- Ребята, а где мы с вами сегодня были?
- А с кем мы там повстречались?
- А что нового вам рассказал художник?
- Чем понравилось путешествие?
- С кем бы вы могли поделиться вашими впечатлениями?
Приложение 2
Конспект НОД в средней группе
Тема: «Медвежонок»
Цель: Упражнять в умении передавать характерные особенности медведя используя мятую бумагу.
Задачи:
- Закреплять умение изображать форму частей тела, их относительную величину, расположение и цвет.
- Продолжать учить рисовать крупно и располагать изображение в соответствии с размером листа.
- Развивать творческое воображение и творческие способности.
Пособия и материалы:
- Картины с изображением медведя художника Е. Чарушина.
- игрушка - медведь.
- Гуашь, чисчая бумага (мять, карандаш, альбомный лист бумаги, палитра, влажные салфетки.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь.
- Ребята, к нам сегодня гость пришел, посмотрите кто это!
- Кто к нам в гости пришел?
- Правильно к нам пришел медведь.
- Кто же такой, медведь?
- А медведь – это сильное животное?
- Правильно, медведь очень сильный и большой. Посмотрите, какое у него мощное туловище. (рассматривание игрушки – медведя)
- А что еще есть у медведя?
- Какой формы голова?
- Что расположено на голове?
- Что еще есть у медведя?
- Правильно, у медведя большое, мощное туловище, овальной формы, круглая голова с ушами, вытянутый нос и круглые глазки. У него 4 лапы: 2 передние и 2 задние, и хвостик.
- Посмотрите, пожалуйста, как Е. И. Чарушин изобразил медведя на своих картинах. Он не только рисовал, но и писал рассказы о животных (рассматривание картин)
- Ребята, а посмотрите на нашего гостя, он что-то загрустил. Давайте узнаем, что у него случилось?
- Дети – мишка, что случилось?
- Мишка говорит – да, скучно мне одному, хочу много друзей.
- Ребята, давайте поможем мишке, нарисуем ему друзей – медвежат.
- Дети – Да, давайте.
- Но прежде чем начать рисовать, давайте разомнём наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «В гости к мишке».
Нас позвали мишки в гости (ладони на щеках, качаем головой)
И пошли мы по дорожке (пальцы шагают по столу)
Топ-топ, топ-топ (ладони хлопают по столу)
Прыг-прыг, прыг-прыг (кулачки стучат по столу)
Видим дерево высокое (наставляют кулачки друг на друга)
Видим озеро глубокое (волнообразные движения кистями)
Топ-топ, топ-топ, прыг-прыг, прыг-прыг
Птицы песенки поют (ладони перекрестно)
Зернышки везде клюют.
Тут клюют и там клюют (пальчиком по ладошке)
В гости к мишкам мы пришли (крышу показывают)
Дверь в избушке мы нашли
Постучали: раз-два-три (постучали кулачком о ладонь)
Поскорей нам отвори (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
- Что нам поможет нарисовать мохнатую шерсть медведя? (мятая бумага)
Берем несколько листов бумаги и сминаем в комочки. Обмакнём комочки в гуашь и будем прижимать к нарисованным линиям (Дети работают. При необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь.)
- Как вы будете рисовать глаза и коготки?
- А травку?
- И не забудьте прорисовать пальчиком глаза, коготки и травку.
- Вам уже знаком этот способ, приступайте к работе.
Физкультминутка «Мишка»
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.
- Посмотри, дорогой наш гость, каких друзей нарисовали ребята для твоей любимой игрушки.
- Все медведи получились красивые, сильные и мохнатые.
- Мишка говорит. – Спасибо ребята за моих новых друзей.
Работа готова!
Приложение 3
Конспект НОД по рисованию солью
Тема «Морозные узоры»
Задачи:
Вызвать интерес к созданию образа снежных кружев различными нетрадиционными техниками.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
Развивать творческое воображение, фантазию.
Развитие воображения и творческой активности.
Оборудование: проектор, снежинка с загадкой, посылка, письмо от Деда Мороза, цветной картон темных тонов, клей ПВА, поваренная соль.
Ход занятия. (Дети заходят в группу, встают в кружок)
- Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!Дети садятся на стульчики.
Воспитатель уточняет у детей какое сейчас время года. (Выслушивает ответы детей)
Воспитатель: Зима – замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку. Кто же ее нам прислал? Давайте посмотрим, что же в ней лежит, может мы узнаем от кого она.
(Читает прикрепленную бумажку к посылке). Ее нельзя открывать, здесь написано…. «Можно открывать тогда, когда вы прочитаете стихотворения о зиме, которые мы изучали раннее». (Дети читают стихотворения).
(Воспитатель открывает посылку)
-Молодцы, ребята. Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой. Слушайте внимательно, что бы ее отгадать. Кто отгадает:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клен, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
-Ребята, кто же этот художник?
- Конечно, Мороз.
-Я предлагаю вам посмотреть - какие бывают узоры на зимнем окне. Садитесь на коврик поудобней. И посмотрите внимательно.
(Включается проектор, идет показ презентации «Зимние узоры»)
Воспитатель подводит детей к выводу, что мороз рисует узоры прозрачным водяным паром, который, всегда есть в воздухе и в комнате. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!
- Ребята, скажите пожалуйста, как на стеклах получаются такие красивые узоры-кружева? (ответы детей)
А мы пока с вами отдохнем.
Физкультминутка «Снежинка»
Мы веселые снежинки,
В воздухе кружимся.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели,
И на землю снова сели.
- Ребята, мы можем любоваться такими снежными кружевами зимой?
-А хотите стать морозами и сами создать такие узоры? Тогда я предлагаю вам создать снежные кружева на бумаге.
- Я приготовила краски вот на этом столе… Но где же они? Ребята, Это вы их убрали? Куда же они подевались? А как же мы тогда будем рисовать?
- Подождите-ка, в нашей посылке еще что-то лежит, надо посмотреть, что там. (Достает клей ПВА с дозатором, и соль).
- Ребята, нам соль пригодится для рисования? А клей? ….Затем - (Удивленно смотрит….Я что то придумала….
- Я предлагаю вам сесть за столы. На столах лежит соль, и клей. Как вы думаете, они могут нам пригодиться для рисования? (Выслушивает ответы детей)
- Раз уж у нас не осталось красок, то мы попробуем нарисовать тем, что у нас есть. Оказывается, с помощью клея и соли тоже можно рисовать. И сейчас мы узнаем как, и попробуем вместе.
Воспитатель знакомит детей с техникой «солевого» рисования и предлагает детям самостоятельно украсить листы темной цветной бумаги произвольными узорами-кружевами. Дети сами выбирают материал. На листе клеем наноситься рисунок «морозного узора», затем сверху засыпается солью. Частички соли прилипают к клею и образуют «морозные узоры».
Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика: «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю
Я, зиму, и снег, и снежинки люблю.
Но где же снежинки?
В ладошке вода.
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки- лучи…
Как видно, ладошки мои горячи.
- Молодцы! Какие красивые морозные кружева получились у вас. Нужно некоторое время, чтобы клей высох.
- Ребята, вот теперь ваши узоры готовы. Надо смахнуть аккуратно с них соль в тарелочки, посмотрите, как это делаю я и выставим наши работы на демонстрационную доску.
- Ребята, что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего? О чем расскажете дома? А научите родителей тоже рисовать солью?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт.
Данный материал содержит результаты педагогической работы по теме "Формирование цветовосприятия у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования"....
Инновационный опыт на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»
Инновационный опытна тему:«Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»Автор:Захарова Анжела Владимировна,воспитатель структурного подразделения «Детский сад №9 ком...
Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...
Инновационный опыт работы детского сада № 8 «Родничок»
Статья об опыте работы стажировочной площадки...
Инновационный опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования: актуальность, новизна опыта, результативность....