Эмоциональное развитие детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)
Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие детей раннего возраста
Составитель: Горбунова О.П.
Киселевск,2019
Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодарят положительным эмоциям, совершенствуется способность запоминать информацию и говорить.
Поначалу общение ребенка с окружающим происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны разнообразные эмоции. Дети воспринимают мир очень эмоционально. Взрыв переживаний короток и может быть весьма бурным, а ребенок еще не способен контролировать свои эмоции. Эмоциональные реакции ребенка неосознанно и неустойчивы - малыш может плакать, а через несколько секунд вдруг начать смеяться. Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, основы его отношения к окружающим. Если эмоциональная сфера ребенка развивается естественно и устойчиво, он имеет много шансов вырасти здоровым и успешным.
Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. Дети очень впечатлительны, эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные. Во время бодрствования младенца первых месяцев жизни задача родителей так взаимодействовать с малышом, чтобы он был радостным и спокойным; больше с ним играть или просто быть рядом. Отрицательные эмоции у малыша чаще всего возникают в ответ на нарушение режима дня, неправильные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение с взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.
Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или не успешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать. Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности. Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности - познавательной, двигательной. Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Это простейшая форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша», а затем, к трем годам, появляется местоимение «я». Тогда же у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это трудно назвать самооценкой в собственном смысле этого слова, так как основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии. Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка с взрослыми. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения с взрослыми.
Желания ребенка раннего возраста неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, так как в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2-3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но после следующей просьбы - уйти с ней в другую комнату - снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково его притягивающих вещей.
К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» - восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокоразвитость игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка. В три года ребенок уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, и пока о правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям этого возраста удаются совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками, и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность - толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение с взрослыми.
В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве. Так-же к 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.
В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, у ребенка могут наблюдаться аффективные реакции на трудности, с которыми он сталкивается. Если у ребенка при попытке что-либо сделать самостоятельно ничего не получилось и рядом не оказалось взрослого, возможна эмоциональная вспышка. Эти аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют. Избыточное внимание взрослых к таким проявлениям выступают для ребенка в качестве положительного подкрепления и он усваивает, что приятные моменты в общении с взрослыми наступают вслед за его слезами. Если ребенок действительно расстроен, достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным. У ребенка одно желание легко сменяется другим, он легко переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему) ребенку, агрессия к окружающим. Все это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессии объяснять и показывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка. Основными причинами возникновения отклонений в эмоциональном развитии ребенка этого возраста могут стать частые изменения привычного стереотипа поведения, режима дня, отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, неправильные воспитательные приемы (создание односторонней эмоциональной привязанности, отсутствие единого подхода к ребенку и т.п.).
Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает условия для развития самолюбия и чувства гордости. Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают лишь при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения положительных оценок, направленных на одни и те же качества, гордость становится устойчивой и постоянной. Складывается потребность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие малыша, что говорит о возникновении первых зачатков чувства собственного достоинства. С его появлением усложняются реакции ребенка на внешнюю оценку. Когда новая оценка противоречит старой, возникает сопротивление ребенка. Поэтому в течение длительного времени он продолжает гордиться тем качеством, которое положительно оценивалось в прошлом, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Под влиянием новой оценки, если она сохраняется достаточно долго, соответствующим образом перестраивается детская гордость. А чувство, вызванное эпизодической, кратковременно действовавшей оценкой, неустойчиво. Под влиянием воздействия на малыша положительной и отрицательной оценки возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Оно возникает у преддошкольника при отклонении его поведения от положительно оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.
Народные игры и потешки для эмоционального развития ребёнка от 0 до 1 года жизни
Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи. Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие с проявлениями положительных эмоций. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.
Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.
«Идет коза рогатая»
Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп:
«Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю».
«Пободайте» ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру, и вы увидите, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.
«Ладушки-ладушки»
Цель: формирование у ребенка положительного эмоционального настроя, развивать ощущение собственных движений.
Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:
Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили -
Шу-у-у… Полетели!
На головку сели.
При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет хлопать в ладоши и поднимать ручки к голове.
Упражнение «Сорока-белобока»
Цель: активизировать движение пальцев рук, вызывая положительные эмоции.
Ход.
Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождается словами:
Сорока-сорока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала. Загибать пальцы ребенка по очереди
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
Упражнение хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке. Очень полезен массаж пальчиков.
Игра «Детку обниму мою»
Цель: формирование у ребенка положительный эмоциональный настрой.
Ход игры: Нежно покачивайте малыша на руках, двигаясь назад и вперед в ритме рассказываемого стишка. Слова произносите ласковым тоном:
Баю-баюшки-баю,
Детку обниму мою.
Буду малыша качать,
Тихо-тихо напевать.
За окошком день угас,
Сон укачивает нас,
Словно тихая река,
Что течет издалека.
Крепко-крепко мы уснем
И по речке поплывем,
Доплывем до той страны,
Где живут смешные сны.
Баю-баюшки-баю,
Детку обниму мою.
Покачивание знакомо ребенку еще по его утробной жизни. Поэтому с помощью покачиваний на руках можно быстро установить доверительную связь с малышом.
Игра «Мой сладкий малыш»
Играйте в эту игру всякий раз, когда одеваете ребенка, а особенно после купания. Ход игры: Аккуратно массируйте и похлопывайте малыша. Говорите ему, что Вы очень его любите. Называйте те части его тела, которые вы массируете. Параллельно с одеванием ребенка рассказывайте стишки следующего содержания, для примера:
Как приятно маме малыша купать,
Мягким полотенцем тельце вытирать.
Пяточки, животик, пальчики и носик, Не устанет мама целовать!
Игры для детей от 1года до2 лет
Игра «Иди ко мне»
Цель: установить контакт с ребёнком, учить реагировать на своё имя, идентифицировать себя с ним.
Ход: Поставьте малыша на ножки перед собой, потяните его за ручки на себя, приговаривая: «Иди ко мне, (имя ребёнка)…, топ- топ ножками, иди» ведите ребёнка на себя, говоря: «Наша (имя ребёнка)… идёт. Ни за что не упадёт!» Обнимите ребёнка, говоря: « Молодец ( имя ребёнка), вот как топает ножками».
Упражнение «Доброе утро!»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Взрослый вместе с ребёнком напевно произносит текст:
— Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ).
Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»).
Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, детки! Все проснулись? К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся).глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро,
«Ладушки — хлопушки»
Цель: снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.
Ход игры: Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:
Ладушки-ладушки,
Звонкие хлопушки,
Хлопали в ладошки,
Хлопаем немножко. Да!
(громко хлопаем в ладоши).
— Кашу варили,
Ложечкой мешали.
(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой).
— Куколку кормили. Да!
— Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед).
— Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук, тук, тук, тук, тук,
Тук, тук, тук, тук, тук. Да!
(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга).
— Ладошки плясали,
Деток забавляли,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики).
— Ладушки устали,
Ладушки поспали,
Баю-бай, баюшки,
Баю-бай, ладушки. Да!
(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку).
Игра: «Солнечный зайчик»
Цель: снятие напряжения мышц лица, формирование положительных эмоций.
Оборудование: зеркальце.
Ход игры: речь взрослого: - Солнечный зайчик заглянул тебе в глазки. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.
Игра «Да – да – да»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход: Дети свободно стоят.
Ручками мы хлопаем — да-да-да-да!
Ножками мы топаем — да-да-да-да!
Ручками помашем — да-да-да-да!
Ножками попляшем — да-да-да-да!
Игры для детей от 2 до 3лет
«Игра с собачкой»
Цель: создание положительного эмоционального климата, снятие эмоционального напряжения; способствовать взаимодействию детей друг с другом.
Материал: игрушечная собачка.
Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Вот собачка подошла,
(имя ребёнка)… лапку подала,
Не хотите ли послушать,
Как собачка просит кушать?
Кто к собачке подойдёт?
Кто ей кушать принесёт?
(имя ребёнка)… к ней идёт.
(имя ребёнка)… кушать ей несёт.
Помогите ребёнку протянуть мисочку и покормить собачку:
Суп из мисочки поела, отдыхать на коврик села.
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Игра «Заинька — паинька»
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Воспитатель встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:
Будем заинькой?
Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.
Вот так, вот так, поклонись.
(кланяются в разные стороны)
Заинька, повернись, серенький повернись.
Вот так, вот так, повернись.
(поворачиваются, руки на поясе)
Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой.
(топают по очереди каждой ножкой)
В конце игры воспитатель хвалит «зайку», поглаживает по головке:
«Молодцы!». Поглаживает ручки и ножки.
По желанию ребенка игра повторяется.
Игра «Догонялки - обнималки»
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, снятие эмоционального напряжения. Устанавливание положительного контакта с ребёнком.
Ход игры: Взрослый организует игру «Догоню, догоню…».
Если она ловит девочку, то говорит:
Ах ты, моя девочка,
Ласковая белочка,
Ой ты, моя деточка,
Сиреневая веточка.
Если мальчика:
Ах ты, мой мальчик,
Серенький зайчик,
Ой ты, моя деточка,
Тоненькая веточка.
Игра: « Спаси птенца»
Цель: формирование положительных эмоций, познакомить детей с методами саморегуляции.
Ход игры: Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизите их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
Игра «Ласковый ребенок»
Цель: продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!» Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется
Игра «Тихо и громко»
Цель: снятие эмоционального напряжения, научить детей попеременно изменять ритм движений по указанию педагога.
Оборудование: бубен.
Ход игры. Играющие дети встают в круг. Педагог берет в руки бубен, располагается в центре круга и объясняет детям правила игры, которые заключаются в следующем: под громкие и частые удары бубна дети активно двигаются, не сходя с места: прыгают на месте, сильно топают ногами, размахивают руками и т. д., в зависимости от пожеланий ребенка. Когда удары бубна становятся редкими и слабыми, дети снижают активность и бесшумно шагают на месте – крадучись, медленно и приподнимаясь на цыпочки. В начале игры педагог меняет ритм через определенные промежутки времени, например, через 3–4 минуты. Дальше игра становится более импульсивной, ритмы и сила ударов бубна меняются часто, через разные промежутки времени. Дети должны научиться резкой смене темпа деятельности. Игру можно проводить достаточно часто, несколько раз в неделю. Когда дети хорошо ознакомятся с игрой, педагог может предложить выполнение роли ведущего кому-то из детей – по желанию.
Игра «Побежали, побежали деточки скорей»
Цель: развивать умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы, снятие психологического барьера с помощью тактильных ощущений(прикосновений).
Ход игры. Воспитатель произносит слова, сопровождая их движениями. «Побежали, побежали деточки скорей, друг другу погрозили, сориться не смей, хлопнули в ладоши и крепко обнялись. Друг другу улыбнулись и за руки взялись». (Затем слова повторяются) Дети пытаются повторить движения воспитателя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...
Эмоциональное развитие детей раннего возраста
В этой статье говориться об особенностях и значимости развития эмоциональной сферы малышей....
Презентация на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"
Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"...
самообразование на тему "Социално-эмоциональное развитие детей раннего возраста"
§Помочь детям раннего возраста и 2-ой мл. группы преодолеть стрессовые состояния в период адаптации;§Познакомить детей с основными эмоциями, дать понятие о разделении эмоций на положительные и о...
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...