Доклад Пленарного заседания Совещания Тема: «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»
материал по основам финансовой грамотности
Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад Пленарного заседания Совещания
Тема: «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»
Старший воспитатель
МАДОУ №1 «Сказка
Чернухина С.В.
Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, требования современности, подтвердили точку зрения о необходимости экономического воспитания дошкольника, так как социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых.
Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников. Так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать многие экономические понятия.
Идея внедрить в образовательный процесс дошкольного учреждения экономическое воспитание возникла в апреле 2017 году после участия руководителя Учреждения в Международном практическом семинаре «Современные аспекты финансово-экономической грамотности в дошкольном образовании», г. Санкт-Петербург. И с 2020 года мы стали Региональной инновационной площадкой в рамках которой реализуется инновационный проект «Обновление содержания образования через внедрение основ финансовой грамотности».
Цель данного проекта. Создание условий для осознанного вхождения воспитанниками в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности средствами программы кружковой работы «Экономика для малышей».
Задачи.
1.Формирование у дошкольников начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению.
2.Создание условий для активного погружения воспитанников в мир экономики.
3.Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в рамках инновационного проекта.
4.Вовлечь родителей, социальных партнёров в реализацию задач экономического воспитания дошкольников.
В рамках проекта педагогами дошкольного учреждения разработана и реализуется программа кружковой работы «Экономика для малышей» мероприятия которой направлены на формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Содержание кружковой работы заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей через применение следующих технологий методов и приёмов:
-технология проектной деятельности. Данная технология позволяет детям не только самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, но и осваивать новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Педагогами учреждения совместно с детьми и родителями были реализованы несколько проектов. Темы проектов представлены на слайдах.
-ситуативные задачи – то есть обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации;
-игровая технология. Почему игровая? Формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Это дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры, игры с использованием макетов, квест-игры, игры с использованием лепбуков, игры с использованием интерактивного комплекса «Алма», в которых дети закрепляют полученные знания;
- мастерская, как форма организации продуктивной деятельности, в рамках которой дошкольники готовят рисунки, лепят из пластилина, теста, глины, вырезают из цветной бумаги или клеят;
-викторины и конкурсы как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. На слайде представлены темы викторин, которые были проведены педагогами учреждения «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда»;
-театрализованные мини-постановки успешно используются для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. (Слайд 26)
Само содержание программы кружка состоит из четырёх блоков:
1 блок «Труд и продукт труда (товар)»;
2 блок «Деньги и цена (стоимость)»;
3 блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»;
4 блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Реализуется программа кружка согласно тематическому и учебному планов в течении 2-х лет с периодичностью 1 раз в неделю.
Для повышения интереса дошкольников к финансовой грамотности в группах реализующие программу кружковой работы «Экономика для малышей» оборудованы уголки по финансовой грамотности, разработаны и изготовлены настольные игры «Копилка», «Профессии и продукты труда», созданы коллекции «Деньги разных стран». Игровые зоны наполнены играми и игрушками, с помощью которых дети обыгрывают ситуации «Супермаркет», «Кафе», «Ярмарка», «Банк». Приобретён интерактивный комплекс «Алма» который представлен игровыми развивающими играми «Собери банкноту», «Найди размен», «Манеты и банкноты».
На начальном этапе проводилось анкетирование педагогов и родителей на данном этапе показал, 76% родителей и педагогов считают себя недостаточно финансово грамотными и нуждаются в повышении квалификации по данному направлению. 93% отметили значимость внедрения в образовательный процесс элементов программы по финансовой грамотности. И нами сделан вывод, что данное направление актуально и выбранный нами путь верен. За полтора года реализации программы 5 педагогов прошил курсы повышения квалификации, в феврале 2020 года руководитель Учреждения Ольга Борисовна и 1 педагог стали участниками 1 Регионального форума «Финансовая грамотность для всех», который проходил в Сургутском государственном университете. (8 слайд).
В рамках Учреждения проводились: консультация-обзор «Финансовая грамотность - залог успеха»; семинар «Методы и приемы, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста»; педагогический совет «Современные подходы к повышению финансовой грамотности среди участников образовательного процесса». Проведена педагогическая платформа, в рамках которой были просмотрены открытые показы непрерывной образовательной деятельности и проведён капустник «Театральная миниатюра «Основы финансовой грамотности». (10 слайд и 11 слайд).
Работа по реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников» представляет собой единую систему мероприятий, которые имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Содержание включает в себя три модуля.
1 модуль «Воспитанники» направлен на:
-организацию в дошкольном учреждении мероприятий, направленных на формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
-создание условий погружения воспитанников в мир экономики средствами программы. (12 слайд)
2 модуль программы «Партнерство» направлен на эффективное партнерство с родителями (законными представителями), социальными партнерами Учреждения. (Слайд 28). В рамках второго модуля был проведен семинар «Основы финансовой грамотности», консультации, презентация слоганов с призывом важности быть финансово грамотным в современном мире. (Слайд 29 -33).
Ежегодно в октябре месяце в дошкольном учреждении проводится неделя финансовой грамотности, в рамках которой все участники образовательного процесса объединяются и погружаются в мир финансов, а также систематизируют, углубляют и обобщают свои знания.
3 модуль программы «Средства обеспечения достоверности результатов реализации программы».
Целью данного модуля является анализ эффективности реализации программы.
Анализ осуществляется через мониторинг усвоения экономических знаний дошкольниками на основе методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, и анкетирование родителей. (Слайд 34)
Предметно пространственная развивающая среда. Именно игровая экономическая среда предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для активного сотрудничества родителей к развитию интереса к экономическому воспитанию и побуждению личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики. В дошкольном учреждении создана соответствующая креативная атмосфера для организации экономического воспитания дошкольников.
Во всех возрастных группах, являющихся опорными площадками, используются вариативные модели развивающей среды, позволяющие сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной, театральной и другими видами деятельности, а значит, обогащать и развивать познавательную деятельность, наполнять ее реальным смыслом и содержанием. Развивающая среда включает в себя наличие уголков «Мир экономики», мини-музей «Истрия денег», имеются банкоматы и макеты, сделанные совместно с родителями. Хочется отметить, что вся развивающая среда создана с участием родителей, что способствует сближению взрослого и ребёнка, а также родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. (Слайды от 35-41)
За полтора года реализации программы создан сборник методических разработок, куда вошли сценарии образовательных событий и занятий педагогов Учреждения. Составлены методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...
Педагогический опыт на тему : «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»
Инновационный педагогический опыт Ильиной О.Н....
Стендовый доклад "Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников" в подготовительной группе
В докладе представлены основные задачи с содержательной деятельностью и используемые методы в рамках проектной деятельности...
Статья на тему "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
Наша задача, дорогие педагоги – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему ...
Доклад на тему «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Доклад на тему «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»...
Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. Тема: формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста "Экспериментальная лаборатория"
Материал и оборудование: белые халаты-2 детских,1 взрослый; различные изделия из стекла; стакан- пластмассовый, бумажный, керамический; разноцветные стеклянные шарики; трубочки; карточки для игры, инт...
Статья на тему : «Рекомендации по формированию основ здорового образа жизни в условиях детского сада»
В статье рассматриваются подходы к формированию здорового образа жизни у дошкольников в условиях деткого сада, даются советы и рекомендации педагогам....