Календарь народных примет лета
занимательные факты (старшая, подготовительная группа)

Семенченко Наталья Владимировна

Занимательные материалы для знакомства дошкольников с народными приметами лета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primety_leta.docx59.81 КБ

Предварительный просмотр:

Календарь народных примет лета

Семенченко Наталья Владимировна,

воспитатель

МКДОУ д/с № 6 г. Россоши, Воронежской обл.

Июнь

1 Июня – Иван-долгий

Народ приметил: На Ивана-долгого продолжают сеять огурцы. Считали, что "После Ивана не надо жупана", "Идет дождь – несет рожь". Приметили: Если первые два дня июня льет дождь – весь месяц сухой, а лето будет теплым. Если холодно в этот день, то последующие 40 дней будут холодными. Вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному ветру. Идет дождь – несет рожь.

2 Июня – Фалалей

Фалалей. Народ приметил: Фалалей-тепловей. Фалалей-огуречник, говорили: "На Леонтия и Фалалея сади огурцы", "На Филиппа да на Фалалея – досевай огурцы скорей", средний посев огурцов, говорили: "К урожаю огурцов – множество шишек на елях", "Массовое появление оводов – к урожаю огурцов". Было такое поверье, чтобы первую посадку огурцов никто не видел, скрывали первую грядку и первый выросший огурец. Обычно первый-огурец зарывали в землю, как бы принося в жертву покровителям огородов святым Филиппу и Фалалею. Если это выполнить, тогда будут расти и другие огурцы. Если будет много желтых, до поры поблекших огуречных плетей, значит, чей-нибудь лихой, недоброжелательный глаз подсмотрел "на росту" первый огурец.

3 Июня – Олена и Константин

Олена и Константин. Народ приметил: Олена-леносейка, говорили: "Сей лен на Олену", "Олена-длинные льны", "Длинные льны – Еленины косы", "Матери Олены – ранние льны и поздние овсы", "На Олену-леносейку сей лен, гречиху", а также "Ярицу, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня". И еще: "Оленин день – сади огурцы", "Льны Олене, огурцы Константину". Если на огурцах много пустоцвета, хозяйка старается найти где-нибудь старый лапоть и, найдя его, приволакивает ногою в свой огород и бросает его в огурцы, приговаривая: "Как густо сей лапоть плелся, так чтобы и огурцы мои плелись". Кроме того, "Елена-фиалочница, дрема – не ночуй дома". "Если на Олену ненастье, то осень будет ненастной", "Если 3 июня дождь с градом, то 3 декабря – снег с крупой". Этот день поселяне еще называли "длинные льны", а старушки в надежде на хороший урожай с каждой бабы собирают по паре печеных яиц и кладут их тихонько в мешок с семенами. Мужик-сеяльщик, хотя бы и знал об этом заранее, должен молчать, иначе ему не будет житья от баб и на все село он прослывет озорником. Выезжая на поле, он, прежде всего, принимается за завтрак, а домой привозит одни скорлупки.

4 Июня – День Василиски

Василиск. Народ приметил: Соловьиный день, васильковый. "День-синитель, васильковый повелитель". Ходили слушать пение соловья, считали, что "Хорошее утро с песен птиц начинается", "От Василиска до соловьев близко", "На Василиска соловьев подслушивают для ловли". Приметили: "На Василиска не паши и не сей, а то родятся одни васильки". Этот день пережидали, чтоб "поля не засорились, васильки не уродились".

5 Июня – Леонтий

Леонтий. Народ приметил: Леонтий-огуречник, конопляник. Сажают огурцы, но "На Леонтия кончай посадку огурцов". Сеют коноплю, считая, что "Лучший срок посева конопли на Леонтия". "Коноплю в поле сей и на рябину гляди – коли цвет в круги, и конопли долги". В народе приметили, что "На рябине обильный цвет – быть урожайной конопле".

6 Июня – Иванов день

Иванов день. Народ приметил: "С Иванова дня пошли медвяные росы". Считали, что медвяные росы – худые, вредные. Заболеет ребенок, думают, что он бегал по медвяной росе. Заболеет ли скотина, говорили: "Верно, напали на медвяную росу". "От Ферапонтовой росы и трава ржавеет", заблекнут листья на дереве, думают, что завелась медвяная роса. Однако за этими росами признается и целебная сила: начинали сбор некоторых лекарственных растений. "Травы и коренья целебные клади под Иванову росу", а также была такая примета: "С Иванова дня ставь молоко в крынках на три росы – больше молока коровы дадут". В этот день замечали и рябину: если на ней было много цветов, то будет хороший урожай овса. А при малом цвете: «Знать рябину на цвету, что идет к мату», «Поздний расцвет рябины – к долгой осени».

7 Июня - Иванов день

Иванов день — "С Иванова дня пошли медвяные росы".

9 Июня – Федора-избосора

Народ приметил: День Федоры-избосора. "На Федору не выноси из избы сору!". В этот день деревенские хозяйки не метут избы, чтобы не быть худу. "Под веником всегда живет домовой". "На тихой воде больше мусору несет".

10 Июня – Никита

Никита. Народ приметил: Святой Никита в народе почитается стражем гусей, поэтому его попросту называют Гусятником. Гуси с весны требуют внимательного ухода, особенно когда пускают на воду гусенят, которые гибнут, становясь добычей хищных птиц и животных. Чтобы сохранить эту птицу, народ дал гусям особенного святого покровителя Никиту-Гусятника. "Если тихий день – жди хорошего урожая".

11 Июня – Феодосья-колосяница.

Феодосья-колосяница. Народ приметил: Феодосья-колосяница, гречишница. Федосья-колосяница – хлеб (рожь) колосится. "Пришла Федосья – во ржи колосья", "В день Феодосии-колосяницы рожь колосится, выметывает колос". По цвету ржи гадали о цене хлеба: если рожь начинает цвести снизу – будет низкая цена хлебу, если с середины – средняя. Прыгать и скакать в это время было нельзя: земля "была тяжела", а когда заколосились хлеба, молодежь отправлялась в поле величать рожь: "Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину". "Рожь говорит: "Колошусь!", а мужик: "Не нагляжусь!". Старики говорили: "Хлеб поспевает из закрома в закром в восемь недель. Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, а две недели подсыхает". С этого дня начинали кормить скотину печеными сочнями и хлебными баранками с надеждою, чтобы она более плодилась. В этот день также сеют гречиху. Но Федосьин день считался несчастливым, говорили: "День святой Федосьи стоит один всех понедельников".

12 Июня – Исаакий-змеевик

Исаакий-змеевик. Народ приметил: Исаакий-змеевик. В этот день начинали садить бобы, предварительно вымочив их в озимой воде, сажали и приговаривали: "Уродитесь, бобы, и крупны, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный". "За Федосьей – Исакий, выползает из нор гад всякий". На Исаакия будто бродят змеи по лесам станицами и убивать их очень опасно, так как они скопляются и идут поездом на змеиную свадьбу, а встречному мстят без милосердия. А если укусит змея в этот день, ни один колдун не сможет заговорить.

13 Июня – Еремей-распрягальник

Еремей-распрягальник. Народ приметил: На Еремея конец всякого сева, говорили: "Повесь сетево", то есть кончай посев. И еще: "Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать", но в этот день непременно нужно покончить посев. Когда кукушка закукует, надо, чтобы семена засеяны были; а если в амбаре лежат еще, а кукушка уж закукует – к плохому году.

16 Июня – Лука

Лука. Народ приметил: День Луки ржаного, Лука-ветреник, в этот день наблюдали течение ветров: "На Лукьяна в канун Митрофана (17 июня) не ложись спать рано, приглядывайся, откуда ветер дует – тянет с юга, значит, яровые уродятся". Говорили: "На Луку южный ветер – к урожаю яровых; северо-западный – к сырому лету; восточный – к наносным болезням". На Луку более всего боялись северо-восточного ветра, который будто бы приносит с собой беспрерывные дожди, вредные при наливании ржи. "Сиверок на Лукьяна – ржи дождями заливает". В этот день вечером "окликают" ветер и просят его пролить дожди благодатные, благовременные: "Ты подуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило, на рожь-матушку, на яровину-яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре, да ко времечку". Ветер с восхода – к поветрию. Дождя идет весь день – много грибов. Если случится гроза – уборка сена плохая.

17 Июня – Митрофан

Митрофан. Народ приметил: В Смоленской губернии гречиху сеют, когда земляника в поле начнет краснеть. Гречиха любит, чтобы ее сеяли в сухую и пыльную или песчаную землю, и боится морозов. Гречиху должно сеять в самое полнолуние. День тем силен, что вытягивает лен. Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет. Озими в наливах, а греча на всходе. С Митрофана сей гречу.

18 Июня

День Дорофея. Народ приметил: День Дорофея – утро вечера мудренее. Начинаются самые короткие, "воробьиные" ночи: "Летом свет во всю ночь". Приметили: если погода теплая и ясная – зерно будет крупное.

19 Июня – Иларион

Иларион. Народ приметил: Иларион-полольник. С этого дня обычно начинается прополка льна, проса и других хлебов, поэтому говорили: "Пришел Пларион – дурную траву из поля вон" или "Подтыкай, девки, бабы, хоботье, начинай в яровом полотье", "Сорняк без хлеба оставит", "Поле полоть – руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть", ведь известно, что "Осот да лебеда – для посевов беда".

20 Июня – День Федота-урожайника

День Федота-урожайника. Народ приметил: По наблюдениям поселян, этот день предсказывал, какой будет урожай ржи: "Если погода теплая, ясная – урожай будет хороший, налив полный, зерно крупное; если дождь – зерно будет плохое, тощее", "Святой Федот тепло дает – рожь в золото ведет", но если "Святой Федот на дождь поведет – к тощему наливу (колоса)".

21 Июня – Федор Стратилат

Народ приметил: День Федора Стратилата – лешего-колодезника. "Феодор Стратилат – грачами богат", "Феодор Стратилат – угрозами богат", "Гром поутру не к добру, потому что мужик с сеном не уберется". Гром и молния в этот день предвещала плохую уборку сена, а если утром появились большие росы, если даже лето было сухое, все равно урожай будет хороший. Феодор-колодезник. Колодезники считали этот день важным в своих работах. С вечера под этот день клали сковороды на места, где собирались рыть колодцы. А утром, при восходе солнца, они снимали их. Если сковорода покрылась водяными струями, то, значит, на этом месте – обильные водяные жилы, а слегка отпотела – маловодный колодезь, сухая – ничего не обещает хорошего.

22 Июня – Кирилл

Кирилл. Народ приметил: Солнцестояние. Солнцеворот. По народному календарю, на Кирилла – конец весны, почин лету. Обычно просили, обращаясь к святому Кириллу: "Кирилл, дай ясное, доброе лето". "За Федором Стратилатом Кирилл в ряду стоит, на солнечном припеке греется", "На Кириллу отдает земля солнышку всю свою силу". "С Кириллина дня – что солнышко дает, то у мужика в амбаре".

23 Июня – Тимофей

Народ приметил: Тимофей-мышьеписк. На священномученика Тимофея к голодному году крестьянам виделись разные знамения: то по гумнам бегают вереницами мыши, то стадами волки бродят, то вороны летят из-за лесов, что и свету божьего не видно, то земля жалобно стонет и так далее. Тимофеевские знамения грозой грозят. Счастливо то село, где ни одному человеку ничего не привидится в этот тяжелый день.

24 Июня

Крестьяне по своим наблюдениям как бы подытоживали июньскую погоду: Если в июне ночи были теплые, тогда, наверное, можно ожидать изобилия плодов. Во время восхода солнца стоит духота – к ненастью. Туман утром стелется по воде – будет солнечная погода. Были сильные росы – к плодородию, а частые туманы обещали урожай грибов. Вода чиста как никогда – к дождю. Утром трава пахнет сильнее обычного – к дождю. Хорошо пахнет жимолостью – к дождю. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – к хорошей погоде.

25 Июня – Петр

Петр. Народ приметил: Петр-поворот, солнцеворот, говорили: "Петр поворот – солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль", "С Петра солнце на зиму, а лето на жару", "Женское лето на Петров день". Петр-капустник. Огородники на этот день рассаживают последнюю рассаду. Этот день был известен под именем "запоздалого капустника".

26 Июня – Акулина

Акулина. Народ приметил: Акулина-вздерни хвосты. В это время скот бесится от оводов. Слепни. На Акулину нападали мухи на скотину; видя тревогу скотины, поселяне говорили: "Пошли бызы на скотину". Скот тощает, сбавляет удои, а пойдешь лесом – комары взбесят. Гречиху сеяли либо за неделю до Акулины, либо неделю после.

29 Июня – Тихон

Тихон. Народ приметил: С этого дня начинают затихать птицы, кроме соловья и кукушки, которые будто только поют до Петрова дня, говорили: "На Тихона певчие птицы затихают". "На Тихона солнце идет тише", "У Земли за год самый тихий ход".

30 Июня – Мануил

Мануил. Народ приметил: "Все пошло в рост". "Если в июне частые зарницы - будет хороший урожай". "На Мануила солнце застаивается (медлит в зените)". Эту народную примету подтверждают данные астрономов: действительно, к этому времени земля сбавляет скорость движения вокруг Солнца.

Июль

1 Июля – Феодул

Феодул. Народ приметил: Народ связывал праздник Феодула с подготовкой к жатве. Говорили: "Федул на двор заглянул – пора серпы зубить (точить), к жнитву готовятся загодя". А коли рыбку ловить, то летом лучший клев бывает вслед за рассветом, средний – вечером и худший – среди дня.

2 Июля – Зосима

Зосима. Народ приметил: Зосима – покровитель пчел. В народе смешивают этого мученика раннего христианства с Зосимой – игуменом Соловецким, считая их как бы одним лицом. Говорили: "На Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать", а "Без Зосимы – Савватия рой пролетит мимо". Зосима пчел растит, меду наливает. Зосима — пчелы меда запасают. И приметили: когда пчелы сильно летят к своим ульям, то скоро дождь. Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят. Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре. Пчела – Божья угодница, доставляет воск на свечи. Пчела жалит только грешника. А дети припевали, приговаривали: Рой, гуди, Яры пчелки гудут, В поля иди! В поле идут, С полей иди, С поля идут – Медок неси! Медок домой несут.

3 Июля – Мефодий

Мефодий. Народ приметил: Мефодий-перепелятник. Мефодий – паутинный день, погодоуказатель. На Мефодия отмечали праздник перепелятников – охотников. С этого дня "перепелиные" охотники наблюдают над озимым хлебом: если над ним носится паутина, летает мошкара, то там и будут собираться перепела – "Летят тенета – удачная охота". Каждый охотник старался для будущего счастья поймать хоть одну птичку, и особенно хотелось поймать белого перепела, который как бы предвещал успех в ловле. Есть в этот день примета: "На Мефодия – дождь, то будет идти сорок дней".

6 Июля – Аграфена

Аграфена. Народ приметил: Аграфена-лютые коренья. Аграфены-купальницы. В этот день проводились общие купанья с песнями, говорили: «закупываются». На Руси исстари парились в этот день утреннею порою в банях. Купание в реках начиналось с полдня и продолжалось до позднего вечера. Одни купаются, другие на берегу поют, поэтому песни не смолкали. Также днем отправлялись в лес заготавливать веники на весь год. В средней полосе обычно березовые, в северных районах – это целые букеты, в которые входит рябина, черемуха, смородина, липа, разные травы. В это время травы уже в самом соку, начинался сбор лечебных, лекарственных трав, кореньев, считали, что накануне и в ночь Ивана Купалы они приобретают особую целебную силу. Считали: "Репу сей на Аграфену – хороша репа будет".

7 Июля – День Ивана Купалы

День Ивана Купалы. Народ приметил: Праздник Рождество Иоанна Предтечи на Руси приурочился к древнему языческому празднику летнего солнцеворота. Считали, что в этот день солнце действует с особенной живительной силой. "На Ивана выходи на косовицу". В Древней Руси день Ивана Купалы был великим праздником, в честь его производились два традиционных обряда: купанье в воде и росе и прыганье через зажженный костер. Это были древние очистительные обряды (через воду и огонь). Накануне праздника Рождества великого Иоанна Предтечи и в ночь под самый праздник, а также весь день до следующей ночи отмечали на Руси Ивановскую ночь весело, с размахом. В эту ночь допускалась относительная свобода интимных отношений. Считали, что папоротник расцветает в полночь на Ивана Купалу чудесным огненным цветком, который указывает все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. А еще были убеждены, что "Ивановские дожди – лучше золотой горы", и просили: "Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и мы, грешные, умолим", "До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу", "До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека", "Во время сенокоса дожди – сену плохо, зерну хорошо". А народ приметил: "Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов", "На Иванову ночь звездно – много губ (грибов) будет", "Коли на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке", "Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана" – говорит пчела, "После Ивана не надо жупана". На Ивана Купала появляются светляки.

8 Июля – Петр и Феврония

День Петра и Февронии стал символом верной, сильной, красивой любви и считается счастливым в любви. С этого дня ожидается еще сорок жарких дней.

9 Июля – Тихвинская

Тихвинская. Народ приметил: Давид-земляничник. Явление иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской. Тихвинскую называли "ягодница". На Тихвинскую ягоды поспевают, говорили: "На Тихвинскую земляника-ягода заспевает, красных девок в лес зовет", и молодежь отправлялась по ягоды в лес, в овраги, на пригорки. "Перву ягоду в рот кладут, а вторую домой несут". "Собирай по ягодке, наберешь кузовок". Существовало такое поверье: кто хочет занять деньги, тот должен положить травы земляники в карман и смело идти к ростовщику – отказа не будет. И еще: "На Тихвинскую пчела вылетает за медовым сбором".

10 Июля – Самсон

Самсон. Народ приметил: Самсон-сеногной. Самсона прозвали "сеногноем", так как "Самсон сено загнаивает". Приметили: "На Самсона дождь – через семь недель то ж", "Если на Самсона дождь, то до бабьего лета мокро (дождь)", то есть до 14 сентября. Погниет все сено, которое убрать не успели, тогда беда в дома придет. Если зарядили дожди, ребятишки обращались к солнышку: Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка-Колоколнышка! Поэтому-то раньше стар и мал все были на сенокосе. Идет подготовка к покосу, и второй раз вспахиваются поля, оставленные на пар. Большая часть пара идет под озимую рожь, остальная будет засеваться весной яровым хлебом.

11 Июля – Канун Петрова дня

Канун Петрова дня. Народ приметил: По деревенским поверьям, на заре Петрова дня солнце необычайно горело, разливалось красками, "играло": "На Петров день и солнышко играет", "С Петрова дня зарница хлеб зорит". Чтобы подсмотреть эту "игру" солнца, деревенская молодежь под Петров день не ложилась спать, веселилась до утра, а на заре шла в такие места, откуда хорошо был виден восход солнца. При встрече "играющего" солнца иногда пели песни, радуясь красоте.

12 Июля – Петров день

Петров день. Народ приметил: Петры и Павлы, Петровки. Чаще всего в Петровки сухо, жарко, день большой и светлый, говорили: "В Петровки сухо и день велик", "Петр и Павел жару прибавил", "Как придет Петро, так и будет тепло", "День убывает, жара прибывает", и шутили, что "Худое порося и в Петровки зябнет". На Руси Петров день, как и Ивана Купалы, связан, прежде всего, с солнечной символикой. Существовало поверье, что солнце в этот день "играет", то есть переливается разными цветами радуги или скачет по небу вверх-вниз. На рассвете люди собирались, чтобы посмотреть, как солнце играет. Считали, "Женское лето по Петров день", "Красное лето с Петрова дня", "С Петрова дня красное лето, зеленый покос". В этот период в жизни деревни проходила пора самых трудных земледельческих работ. Начиналась пожня (косьба). "Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый". Также готовились к озимому севу. "На святого Петра дождь – урожай не худой, два дождя – хороший, три – богатый". Издавна было подмечено, что многие певчие птицы поют только до Петрова дня: "Соловей поет до Петрова дня", "Кукушка кукует до Петрова дня", так как "ячменным колоском подавилась". Дни становились короче: "Петр и Павел – час убавил, а Илья Пророк – два уволок", "К Петрову дню вода в реках умеженится", "Придет Петрок, сорвет листок". Петров день – конец Петровского поста. Но сам Петров день – "разговины". Петров день – проводы весны. Петры и Павлы считаются праздником рыбаков, так как апостол Петр известен как покровитель рыбного промысла.

14 Июля – Кузьма и Демьян

Кузьма и Демьян. Народ приметил: Летние Кузьминки. В разгаре страдная пора: идет сенокос, прополка огородов. В этот день в огородах грядки полют, вырывают корневые овощи (снятие первых овощей). В это время и сенокос: "Кузьмы и Демьяны пришли – на покос пошли". На Кузьму и Демьяна женщины успевали не только справиться с огородом, накосить, выполнить всю домашнюю работу, но и отметить свой праздник – Летние Кузьминки. Это чисто женский праздник, на столе – обязательная растительная пища, которую готовили и собирали в складчину (женские братчины), с пивом, разговорами и песнями. Летние Кузьминки – бабий, девичий, курячий праздник, и женщины отмечали свой праздник, ходили в гости. Девушки варили кашу-ссыпчину.

16 Июля

Народ приметил: Этот день издавна считается несчастливым; никакие дела начинать не стоит и надо быть очень осторожным.

17 Июля – Андрей

Народ приметил: Андрей-наливы. К этому времени озимы уже в наливе, греча еще на всходе, тогда поселяне говорили: "На Марфу овес в кафтане, а на грече и рубахи нет", "На Андрея озимы в наливах дошли, а батюшка-овес до половины дорос", "Батюшка овес донельзя урос", "Озими в наливе, греча на всходе", "Зерно в колоске, не валяйся в холодке". Приметили: "Каков Андрей Налива – таков и Калинник (11 августа)".

18 Июля – Афанасий

Афанасий. Народ приметил: Афанасьев день – "месяцев праздник", полнолуние. В этот день вечером месяц "играет". В замосковских селениях вечером выходили смотреть на играние месяца. Если месяц при всходе своем был виден, то он кажется будто перебегающим с места на место или изменяет свой цвет и прячется за облака. Этот день считали праздником месяца, а играние месяца обещало хорошие урожаи, говорили: "На Афанасия Афонского месяц на всходе играет – к урожаю", "Хороши игры месяца – хорош урожай и уборка его", а если "Из гнилого кута наволокло тучи – будет дождь", или: "Как медь желты облака – к дождю".

19 Июля – Сисои, Еремии

Сисои, Еремии. Народ приметил: "Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать". У каждого дня свои заботы: "Не то забота, что много работы, а то забота, как нет работы".

20 Июля – Фома

Народ приметил: Говорили, что если в этот день идет дождь, то надолго и очень вреден для урожая.

21 Июля – Прокопий

Прокопий. Народ приметил: Казанская летняя (Казанская осенняя – 4 ноября). В прежние годы Казанская широко отмечалась в тех селах, где она была престольным праздником. На Казанскую встарь делался первый "зажин" ржи. Прокопий летний – жнец и жатвенник. Начало самой сильной жары. Прокопий – начало покоса, уборки ржи, говорили: "Коли на Прокопия черница (черника) поспевает, то поспела рожь и богатый урожай будет". "В ягодный год дел невпроворот". "Черника зреет под кома-ринные песни". Черника – не только лакомство. Издавна в народе ягоды и листья ее употреблялись при расстройствах желудка и кишечника, при сахарной болезни, ревматизме и подагре. На Прокопия в огородах гряды полют, вырывают корневые овощи.

22 Июля – Панкратий и Кирилл

Народ приметил: Пробуют первые огурцы.

24 Июля – Cтожарницы

Cтожарницы. Народ приметил: Ефимьи-стожарницы. Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню. Если гром в постный день, будет хороший улов рыбы. Сияние Стожар предвещает удачную охоту на медведя. Страдно-грозовая пора.

25 Июля – Прокл

Прокл. Народ приметил: Прокл Плакальщик. Прокл – великие росы. До Прокла спешили высушить сено. По наблюдениям поселян, будто с этого дня наступают большие росы, которые загнаивают сено: "На Прокла – поле от росы промокло", "На святого Прокла – великие росы". Старушки-лечейки собирали великие росы для врачевания, считая их целебными. Прокловы росы, по их заверениям, лучшее средство от призора, от сглазу. "Утренняя роса – добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается". "Утром сильная роса и туман – к хорошей погоде". "Роса и туман живут по утрам", "Не тягаться росе с солнцем".

26 Июля – Гавриил

Гавриил. Народ приметил: Стефан Савваит. Дозревает хлеб, налитые зерном колосья нагибаются, говорили: "Стефан Савваит – ржице-матушке к земле кланяться велит", "Кто рано встает, тому Бог подает". Этот день имел большое значение для жатвы. Первый сжатый сноп называли именинным. Именинный сноп в старину берегли, холили, считая, что он может совершить чудеса: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину, зерна ржи считались целебными в болезнях для людей и птиц. Без именинного снопа не бывало и посева. Сухая погода сулит хорошую осень. Сильные дожди губительны для урожая, поэтому просили: Не иди, дождик, где косят, А иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут, А иди, где ждут!

28 Июля – Кирик, Улита и Владимир

Кирик, Улита и Владимир. Народ приметил: "На Владимира Красное Солнышко солнце краснее светит", "Кирики-мокродырики", "Кириков день, да все мокро, он льет дождь", "Не жни на Кирика и Улиту – маньяки (видения, мороку) увидишь", "Улита едет – когда-то будет". Женщины праздновали день "матушки Улиты", почитая ее своей заступницей. Этот день считался серединой лета.

29 Июля – Афиноген, Финоген

Народ приметил: "Финогеевы зажинки": начинают жать рожь. День этот имеет большое значение для начала жатвы: "Первый колосок Финогею, последний Илье (2 августа) на бороду", "Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя со жнитвом; Финогей с дождем-копногной, хлеб в снопе прорастет". Так как жатва в полном разгаре, то "На Финогена молись солнышку, проси Бога о вёдрышке (теплой погоде)"; "Финогенов день к Илье Пророку навстречу идет – жнитво солнышком блюдет". Каждый час хорошей погоды дорог, надо урожай сберечь. Считали, что в этот день лето перешагивает зной и повернуло к осени, притихли пичужки, говорили: "На Афиногена пташки задумываются", "На Афиногена замолкают птицы".

30 Июля – Марина, Лазарь

Народ приметил: Продолжается жатва. Замолкают птицы.

31 Июля – Иоанн Многострадальный

"Хотя в июле и душно, и жарковато, но расставаться с ним жалковато".

Август

1 Августа – Макрида

Макрида. Народ приметил: День Макриды – указник осени. По погоде сего дня замечали о будущей осени, крестьяне говорили: "Каков день выдается – такова и осень будет", "Смотри осень по Макридам", потому что "Если на Макриду мокро, то вся осень будет мокрая", "Вёдро (сухая, теплая погода) на Макриду – осень сухая" или "Дождливым будет день – и осень мокра; сухой – и осень тоже", "Коли на Макриду мокро, то страда ненастная". "Дождь с утра – не жди добра: будет осень вся мокра". Поселяне твердо знали: "Коли на поле Макриды, а ты свое смекай (работай)", "Прошли бы Макриды, а то будешь с хлебом". Зависимость от природы заставила поселян тщательно наблюдать окружающий мир, и зоркий крестьянский глаз примечал самое характерное для каждого дня: "На Макриды если дождь – сев озимых хлебов будет хорош", "Если в этот день будет дождь, то не будет орехов". "Полетел пух с осины – иди за подосиновиками", "Оводы кусают последний день", "Макрида сажает осень, а Анна (7 августа) – зиму".

2 Августа – Ильин день

Ильин день. Народ приметил: Илья-пророк. Первый сноп, первый праздник: "Знать осень на Ильин день по снопам". По наблюдениям, с Ильина дня начинается осень, появляются холодные утренники: "До Ильина мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается", "На Илью до обеда лето, после обеда осень", говорили: "На Ильин день олень копыта обмочил: вода холодна", "На Илью камень утром прозябает", "До Ильина дня тучки по ветру идут, после Ильина дня против", "До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина и на кусте не сохнет", "На Ильин день зима с летом борются", "Придет Илья принесет гнилья (дождь)", но была и примета: "Дождь в этот день предвещает обильный урожай ржи на следующий год" или "Дождь в Ильин день, а также на Макковея (14 августа) и на Воздвижение (27 сентября) – к обильному урожаю на следующий год". Начинались дожди: "До Ильи поп дождя не умолит, а после Ильи баба фартуком нагонит", "До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня из закрома". И еще считали: "На Ильин день дождь – будет мало пожаров, вёдро – много", "Ильинская пятница без дождя – пожаров много", "Если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить ее надо не водою, а молоком или сывороткой". Илья громовержец – повелитель молний и громов. Этот день часто с дождями и грозами, говорили: "Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице", "Илья словом дождь держит и низводит", "На Ильин день в поле не работают, стогов не мечут – спалит грозой", "На Илью грех возить сено – Илья сожжет его", "Илья грозы держит", "На Ильин день где-нибудь от грозы загорается", "Вознесение с дождем, Илья с грозой". Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали в поле, не косили и не убирали сена. "Пророк Илья лето кончает, жито (жниво) зажинает", и еще: "К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони". На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты, говорили: "Богат, как ильинский сот", но знали, что "Ильинский рой и не в корысть", потому что поздний, не успевает запастись пищей. Муха кусает до Ильина дня, питается; после Ильина запасается, после Ильи комары тоже перестают кусаться. После Ильина дня не советуют есть земляники, иначе будешь дремать. С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна, да вода холодна, так как Илья пророк три часа светлого времени уволок.

4 Августа – Мария Магдалина

Народ приметил: Мария Магдалина-ягодница, сладостница. По преданию, этот день добрый. Если на Марию "громовый день", то "Коли гроза – сена будет за глаза", но "На Марию Магдалину в поле не работают – гроза убьет". В этот день наблюдали за росой. Если роса была обильная, то ожидали серого льна, говорили, что роса уничтожает белизну льна и "укоротывает самый рост": "Коли на день Марии росы, то льны будут серы и косы". И еще: "На Марию вынимают цветочные луковицы".

5 Августа – Трофим-бессонник

Трофим-бессонник. Народ приметил: Мученики Трофима называл народ бессонником. В это время шла пора усиленных работ, страды, поэтому говорили: "Хорошему хозяину день мал", "Если идет работа – спать неохота", "Жать – не дремать". И как бы себе в поучение причитали: "Долго спать – добра не видать", "Долго спать – с долгом встать". На Трофима – калинники-малинники. "С малинника лыки не велики, да ягоды сладки; а с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь".

6 Августа – Борис и Глеб

Борис и Глеб. Народ приметил: К этому времени поспевала рожь – "Борис и Глеб в полях поспел хлеб" или "Борис и Глеб – дозревает хлеб". По замечаниям стариков, будто в старину на этот день бывали большие грозы и спаливали копны у тех, кто работал в поле, говорили: "Борис и Глеб – пали копны (гроза жжет копны)", поэтому в поля старались не выезжать, за полевые работы не браться; предупреждали: "На Глеба и Бориса за хлеб не берися". Наступает пора сбора черемухи, заготавливают березовые веники.

7 Августа – Анна, Макарий

Анна, Макарий. Народ приметил: Анна-холодница. Макарий – ярмарка-именинница. По Анне судили о зиме. По наблюдениям поселян, если в этот день наступит холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная, так как "Анна-зимоуказница" и "На день святой Анны зима припасает холодные утренники". Были на этот день и приметы: светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, дождливая – теплую, снежную. Какова погода до обеда – такова зима до декабря; какова погода после обеда – такова зима после декабря.

9 Августа – Пантелеймон, Никола

Пантелеймон, Никола. Народ приметил: Пантелеймон-Палий. Пантелеймон-целитель. Никола кочанский, кочанный. "На Пантелея-целителя и Николу кочанского капуста в кочны завивается". Обычно с этого дня начинаются по утрам холода, а "На поле капустном – кочанов густо", "Капуста – шаровата, кудревата, на макушке плешь – на здоровье ешь", "У хозяина без капусты брюхо пусто", "Капуста не пуста, сама летит в уста". Капуста и картошка были главной пищей слетья (конца лета). В это время буреет картофельная ботва, подходит время копания клубней. Пантелеймона называют "Палий" и боятся в этот день грозы, приметили: "Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб", "Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на гумно" или "На Пантелеймона грех возить хлеб и сено – Пантелеймон сожжет".

10 Августа – Прохор и Пармен

Народ приметил: Прохоры и Пармены – не затевай мены.

11 Августа – Калинов день

Калинов день. Народ приметил: Калинники. Замечали, что-появляющиеся с сего дня морозы убивают на жнивах хлеб, также боялись сырого тумана, который называли "мороком": "Пронеси, Господи, Калинника мороком, а не морозом". Крестьянин хорошо знал свое дело: "Коли на Калинника туман – припасай косы про овес с ячменем", или: "Коли туман – припасай закрома про овес с ячменем". Были и приметы на этот день: "На Калинов день не будет утренников, так и Луппа (5 сентября) не заморозит". "Калина не закалинит, так и Луппа не залупит".

12 Августа – Сила и Силуян

Сила и Силуян. Народ приметил: Говорили: "Сила хлеб силит", "На Силы и Силуяна рожь бывает пьяна", так как полна зерном и клонится к земле. "Святой Сила прибавит мужику силы", "На Силу святителя и бессильный богатырем живет (подошел новый хлеб, пища сытная)", "Дожить бы бабе до Силина дня да с яровым управиться, так засилья прибавится". "Кто посеет рожь на Силу – родится сильно". А с нечистой силой на Силу считали, что "ведьмы обмирают, опившись молока". Еще приметили: "Если в это время дни стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не должно", "Если душно и тягостно и насекомые особенно злы и едки, то будет дождь". Если в это время дни стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не должно. Если же душно и тягостно и насекомые особенно злы и едки, то будет дождь.

13 Августа – Евдоким

Евдоким. Народ приметил: Евдокимово заговенье перед Успенским постом, про который народ говорит: "Успенский пост не голодный". В эту пору всего много: хлеба нового, овощей, плодов, ягод.

14 Августа – Спас

Спас. Народ приметил: Спасовки – первые две-три недели августа (по старому стилю 1, 6, 16 августа). Первый Спас – Медовый, второй – Яблочный, третий – Спожинки. Первый, Медовый, Спас называли еще мокрый, Маккавей. Для крестьянина этот день – большой праздник. «На первый Спас и нищий медку попробует». Проводы лета. Со Спаса начинаются холодные росы, считали: "С первого Спаса и росы хороши", то есть безвредные, но "У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье". Якобы с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Пасечники начинают выламывать соты: "спасовка-лакомка", говорили: "Если пчельник не „заломает соты, то соседние пчелы вытаскивают весь мед", к этому времени "Пчела перестает носить медовую взятку". Отцветают розы, по народному поверью: "Когда перестают цвесть розы, тогда происходит перемена в росах". Отмечался отлет первых ласточек и стрижей. Появляются стаи грачей и скворцов. А работы для крестьянина опять много: "Паши под озимь, сей озимь; готовь гумна и овины; защипывай горох; начинай заготовку лесной малины; собирай мак, а также поспевшие ягоды черемухи". "После водосвятия крестьяне купаются сами, купают лошадей, а пастухи пригоняют с пастбищ домашнюю скотину и вгоняют ее в реку. Лошадей, как и весь скот, обычно в этот день купают в последний раз". И еще: "На первый Спас святи колодцы". Приметили: "Если дождь в этот день, то мало пожаров бывает". С 14 августа начинается Успенский пост, считали, что "Успенский пост не голодный" или "Спасовка-лакомка". В эту пору всего много: и хлеба нового, и слетья разного (овощей), и плодов, и ягод, к этому времени созревают и дыни, и арбузы. Заканчивается пост 28 августа. Приметили: "Во что Маккавеи, в то и разговенье, (28 августа)".

15 Августа – Степан-сеновал

Степан-сеновал. Народ приметил: К этому времени в лугах отрастала отава – "второе сено". Начинали косьбу: "И ставка – сену прибавка". "Отава — осеннее сено, летнее прибережет". На Степана кончали сенокосные работы. Святой первомученик Стефан издавна известен у народа как покровитель лошадей, и потому самый день памяти его у наших предков имел свои особенности. В старину в этот день хозяева посвящали этому угоднику овес и сено. Говорили: "Какова погода в этот день, такова в сентябре простоит" или "Каков Степан, таков сентябрь". В далекой Руси в сей день крестьяне поили лошадей через серебро, то есть бросали в воду мелкую серебряную монету, потом поили лошадей из шапки, в которой тоже лежала монета, они предполагали, что от этого обряда лошади добреют, не боятся лихого глаза. А монетку прятали в конюшню под яслями. Эта монета переходила от отца к сыну.

16 Августа – Антон, Исаакий

Народ приметил: Антон-вихревей. Исаакии-малинник. Вот уже и ветры холодные задули, говорили: "Каковы Антоны-вихревеи, таков октябрь", "По Исаакию октябрь". Наблюдали, если в сей день будет ветер с юга и появятся вихри, то ожидали зимой больших снегов, считали: "Ежели на Антона ветер с вихрями – ожидай снежную зиму" или "На Исаакия вихри – к крутой зиме". В это время полным ходом идет сбор лесной малины. А хозяйки кадушки шпарят, под засол готовят, огурцы срывают.

17 Августа – Авдотья

Народ приметил: Авдотья-сеногнойка, малиновка, огуречница. "Какова Авдотья-сеногнойка, таков и ноябрь". Считали, что с этого дня начинают идти дожди, вредные для сева. Эти дожди и называли сеногнойками. "Дождям говорят, иди туда, где ждут, а они пошли, где жнут", а если дождь все сено сгноит: "Семь отроков-сеногнои сено гноят". Авдотья – малиновка, к этому времени поспевает малина: "На Авдотью сбор малины – готовь плетенки", а если "Рясная малина – урожай на хлеб". Евдокия – огуречница, поспевают огурцы: "На Евдокию срывай огурцы", убирают чеснок и лук.

18 Августа – Евстигней

Евстигней. Народ приметил: Евстигней-житник. "Каков Евстигней, таков и декабрь". На Евстигнея жнивы заклинали на все четы ре стороны, призывали мать-сыру землю на помощь. На Евстигнея ели сырой лук с хлебом, солью и квасом, а в комнатах развешивали связки луковиц, чтобы воздух очищался.

19 Августа

Преображение или Второй яблочный Спас. Народ приметил: К празднику Преображения поспевают многие плоды и овощи, оканчивается жатва, говорили: "Со Спаса Преображения погода преображается", "Второй Спас яблочком разговляется".Народное название праздника – Второй яблочный Спас. Объясняется это тем, что до Преображения особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня во всей Великой Руси начинали есть плоды и фрукты. "На второй Спас освящают яблоки и мед". "Пришел Спас – всему час", яблоки поспевают, снимают плоды, а погода ухудшается изо дня в день, начинаются осенины, встреча осени, в этот день провожают закат солнца в поле с песнями, говорили: "Пришел Спас — бери рукавицы про запас", "Второй Спас всему час – шубу припас", к ночи становится холодно. Но про работу не забывали, со второго Спаса засевали озими. А также приметили: "Какой второй Спас, такой и январь". "Каков день во второй Спас, таков и Покров" (14 октября).

20 Августа – Марины, Пимены

Марины, Пимены. Народ приметил: Быть-то оно было, да нас при том не было. День прошел – все свое с собой унес. Если аисты готовятся к отлету, осень будет холодной. Пимены-Марины – не ищи в лесу. Спустя лето по малину в лес не ходят.

21 Августа – Мирон-ветрогон

Мирон-ветрогон. Народ приметил: Как правило, этот день ветреный. Говорили: "Ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном лете стонут", "Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету". В это время собирали осенние опята. Приметили: "Каковы Мироны, таков январь", "Ранние иней в конце лета – к урожаю будущего года".

23 Августа – Лаврентий

Лаврентий. Народ приметил: На Лаврентия день обычно тихий, поселяне смотрели в полдень на воду: если вода тиха в реках, озерах, болотах, если лодки стояли спокойно, то считали, что осень должна быть тихая и зима будет без метелей. "Осень и зима хороши живут, коли в этот день вода тиха и дождик", "Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго – всю осень". Предполагали, что погода этого дня устанавливается на всю осень.

24 Августа – Евпл

Евпл. Народ приметил: Полагают, что в ночь на мученика Евпла на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой и песни, и бегает белый конь.

27 Августа – Михей-тиховей

Михей-тиховей. Народ приметил: Этот день известен своими ветрами, по силе которых судили о предстоящей погоде, а также наблюдали за журавлями: "Коли журавли полетят, то в середине октября мороз, а нет – то зима позже придет". Следили за ветром: "Если на Михеев день тихий ветер – к ясной теплой осени, буран – к ненастному сентябрю", "Коли дуют ветры-тиховеи – к ведренной осени, коли день с бурей – к недоброму сентябри", "Тихий ветер в сад – сухая осень в лес", "Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается". Михеев день Успенский пост кончает, осеннему мясоеду навстречу идет. Средний срок начала листопада.

28 Августа

Успение. Народ приметил: Первая Пречистая, первая Госпожа, госпожинки. Этот праздник слывет у народа Успенщиною – дожинки, обжинки, оспожинки. С Успения солнце "засыпается". "Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается"! До Успения пахать – лишнюю копну нажать. Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения. "До Петрова дни взорать, до Ильина – заборонить, до Спаса – посеять". На Успение солили огурцы, а на Сергия (8 октября) – капусту рубили. Начало молодого бабьего лета до 11 сентября, а если погода хорошая, то старое бабье лето с 13-21 сентября – ждали ненастным.

29 Августа – Третий Спас

Третий Спас. Народ приметил: Третий Спас – ореховый, хлебный, холщовый. Говорили: "Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зеленых горах холсты продают", поэтому третий Спас еще называли "Спас на холстах", "Спас на полотне". Данный праздник отмечался торгом полотнами, холстами. Спас – хлебный, пекли пироги из нового хлеба. Спас ореховый. К этому дню поспевают орехи. Считали, что "Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса". На третий Спас последний отлет ласточек, а также отлет касаток в Архангельской области. Приметили: "Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно".

31 Августа – Флор и Лавр

Флор и Лавр. Народ приметил: Флор и Лавр – лошадники. На Флора и Лавра – лошадиный праздник. Купали лошадей в реке, кормили овсом, гривы и хвосты убирали лентами, приводили к церкви, где после молебна кропили лошадей святой водой. После по общему и неизменному правилу кормили их в полную сыть и ни в коем случае на них в этот день не работают, даже на скачках седлать лошадей было не принято. Крестьянин думал: "Если умолил Флора и Лавра, жди лошадям добра", "Флор и Лавр до рабочей лошади добер". В этот же день пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священникам. Флор и Лавр – кончай посев ржи (дожинки, досевки), после этого дня посев ржи считается запоздалым, говорили: "Коли до Флора не отсеешься – фролки (цветочки) и родятся". С Флора и Лавра начало осенним холодным утренникам. Начало листопада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по познавательному развитию "Календарь народных примет"

Методическое пособие для педагогов по ознакомлению с окружающим миром....

Календарь народных примет осени

Материалы для ознакомления с народными приметами осени...

Календарь народных примет зимы

Занимательные материалы для ознакомления с народными приметами зимы...

Календарь народных примет весны

Занимательные материалы для ознакомления старших дошкольников с народными приметами весны....

Календарь народных примет

Народные приметы...

Календарь народных примет

Народные приметы сложились из наблюдений наших предков за поведением животных, птиц, явлениями природы. Эти приметы передаваемые из уст в уста, со временем сложились в народный календарь, которым мы п...

буклет "КАЛЕНДАРЬ НАРОДНЫХ ПРИМЕТ (ВЕСНА)"

Буклет создан для  повышения педагогической компетентности у родителей (законных представителей) по вопросам экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста,  посредством нар...