Календарь народных примет весны
занимательные факты (старшая, подготовительная группа)
Занимательные материалы для ознакомления старших дошкольников с народными приметами весны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primety_vesny.docx | 63.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарь народных примет весны
Семенченко Наталья Владимировна,
воспитатель
МКДОУ д/с № 6 г. Россоши, Воронежской обл.
Март
1 Марта – Мариамна
Мариамна. Народ приметил: Маремьяна праведная. Маремьяна-Кикимора. В народном месяцеслове праведница Мариамна превратилась в Маремьяну-Кикимору. Иногда она помогает хозяевам, предупреждает их о беде, но иногда сама вредит по мелочам. Если с первых дней весна разгульна, незастенчива – обманет, верить нечего. Коли тепло, то говорили: ранняя весна ничего не стоит.
2 Марта – Федор Тирон
Федор Тирон. Народ приметил: Федору Тирону иногда молились об отыскании украденных вещей и бежавших рабов. Плотва начинает брать насадку с полводы. Первый раз в году видны кучевые облака. На Феодора серая ворона начинает строить гнездо.
3 Марта
Народ заметил, что в этот день начинается вылет бабочек-крапивниц, а «Весна днем красна». Распушилась верба, зиме нет ходу до крестьянского двора.
4 Марта – Именины у Архипа и Евгения
Народ приметил: Март – не весна, а предвесенье.
5 Марта – Лев Катанский
Лев Катанский. Народ приметил: Уже к этому времени появляются ранние проталины на полях, говорили: «Как ни злись метелица, все весной повеивает». Зима на исходе, нужно торопиться на санках накататься досыта. В это время бывают ветры: «Харитонова жена под тыном шла, семьсот рубах нашла, ветер подул – все рубахи раздул». Если в этот день тает, то долго не растает.
6 Марта – Тимофей
Тимофей. Народ приметил: Тимофей-весновей, весняк. Говорили: «Дожить до Тимофея, а там зима не страшна», «Тимофей Весновей – уж тепло у дверей», «Тимофей Весновей – вестник теплых дней», «Теплом привечает – тепло веет, стариков греет», «Вешнее тепло веет – старого греет», «Дует с юга вешний ветер перемен» и призывали: «Весновей, весновей, на село тепло навей». «Март у зимы шубу купил, да через три дня ее продал». В этот день кто зиму на печи пролежал – покидали избу, на завалинках грелись на солнышке, разговоры вели, смешные истории вспоминали. В это время начинается сокодвижение в кленах и березах. Виноградную лозу ломай, пока бурлит движение сока. Тетерев забулькал, заворковал – весну краснобровый ворожит. В начале марта в зимних теплицах размещают на постоянных местах рассаду томатов, в ранних парниках сеют на рассаду белокочанную и цветную капусту. В середине марта – некоторые сорта огурцов.
7 Марта – Маврикий
Маврикий. Народ приметил: На Маврикия самый ранний прилет грачей, прилетают первые скворцы. Самая ранняя трель полевого жаворонка. Прохладная весна – к дождям летом.
8 Марта – Поликарп
Поликарп. Народ приметил: С Поликарпа, с 8 по 15 марта, не исключено возвращение холодов. Говорили: «Пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками». Соломина, лежавшая на поверхности снега, провалилась – через месяц снег сойдет.
9 Марта – Иванов день
Иванов день. Народ приметил: Иванов день. Говорили: «Обретенье, птица гнездо обретает», «В день обретения птица завивает гнездо, а перелетная летит из вырия» – с теплых мест, «В марте птичье потенье, гнезд обретенье», «Сердце трепещется, как птицы начнут прилетать». А «Воробьи тоже галдят – места для гнезд делят», голуби воркуют парочками. Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, домов – к холодному лету, и обратно. Если дергач крикнет прежде перепела, то лошади во все лето будут худы; если же перепел крикнет прежде дергача, то лошади будут сыты. Если дятел торчит в марте, то поздней будет весна. Синица запела – тепло ворожит. Свирчок-зяблик свирлит к ненастью, к холоду. Если в этот день выпадет снег, то и святая неделя (Пасха) будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и в Пасху. Рога луны яркие и крутые – к морозу. На реках клев – большой улов.
10 Марта – Тарас
Тарас. Народ приметил: Тарас-бессонный, нельзя спать днем. Тарас-кумошник. Говорили: «С Тарасия не спят днем: кумоха нападает», «Тарас – не опрокинь на матрац». Наступает вешняя дрема, сон валит слабых средь бела дня со всех сторон, тогда говорили: «Тарас – опрокинь на матрац». Другие считали, что опасно спать вечером: «Кто спит под вечер, тот наспит кумоху». Кумоха – так поселяне Костромской губернии называли лихорадку, появляющуюся в конце февраля. Живет кумоха в дремучем лесу, в непокрытой избе, живет она не одна, а с сестрами. Всех сестер счетом двенадцать. Ростом и дородством сестра в сестру. Что взглянешь на одну, то увидишь и на другой. Нет примет, по чему спознать сестру от сестры. Над всеми над ними наибольшая старшая сестра; она-то посылает своих сестер в мир — людей знобить, грешное тело мучить, белы кости крушить. Поселяне открыли против кумохи удивительное средство: страждущие кумохою выходят на то место, где будто поселилась в них кумоха, осыпают вокруг себя ячневою крупою и, раскланиваясь на все стороны, говорят: «Прости, сторона, мать-сыра земля! Вот тебе кумоха!» Снова раскланиваются на все четыре стороны и идут домой с уверенностью, что они непременно будут здоровы. И еще за великую беду считали наши поселяне, если в этот день «сорвется с крючьев дверь избяная». С Поликарпа, с 8 по 15 марта, не исключено возвращение холодов. В это время средний срок появления проталин, самый поздний срок капели с крыш при морозе. Уже набухают почки – весну чуют. Была и такая примета: «Если весной снег сойдет до солнечного тепла, пшеница будет хороша». Синица запела – тепло ворожит.
11 Марта
Народ приметил: Ветер подул с юга и юго-запада – наступит потепление.
12 Марта
Народ приметил: В старину этот день называли перезимником.
13 Марта – Василий-капельник
Василий-капельник. Народ приметил: Василий-капельник: астрономический рубеж зимы и лета. В этот день обычно бывает оттепель, говорили: «Придет батюшка Василий-Капельник – и зима заплачет». Считали также, что с этого дня начинает таять снег на крышах, – «На Василия-Капельника с крыш каплет», «Посмотри на Васильев день на капельки, и капель пойдет». «Поет синица, но бывает ветер». На Василия Теплого солнце в кругах – к урожаю. Если дождь – быть лету мокрому. Наблюдали, как тают круги вокруг дерева – «круты края, так крута весна будет, пологи – весна протяжлива».
14 Марта – Евдокия
Евдокия. Народ приметил: Авдотья-плющиха (свистунья, «замочи подол»). Евдокия красна и весна красна. Евдокия красна – все весенние праздники будут ведрены. Если на Евдокию ясно – год прекрасный, если пасмурно – год плохой. Авдотья семь шуб снимает. Какова Евдокия, таково и лето. На Евдокию погоже – все лето пригоже. Коли на Евдокею новичок (новый месяц) с дождем, то быть лету мокрому. Но бывает в этот день холод и снег: «И март на нос садится, коли на Евдокей мороз прилучится», «С Евдокей в стоячь собаку заносит снегом». В это время расцветает верба. У Евдокии – вода, у Егория (6 мая) трава. Как в Евдокии курочка на улочке водицей напьется, так в Егорьев барашек травки наестся. Смотри лето по Евдокии. Отколе ветер с Евдокии, оттуда и во все лето. Снег с дождем да теплый ветер – к мокрому лету, а мороз и ветер с севера – к холодному лету. На Евдокию снег – к урожаю. Длинные сосульки — к долгой весне. День Евдокии красный, ясный – на огурцы, капусту и грузди урожай. Лужи воды на Евдокию у порога – пасечники в меду купаться будут. Коли на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели. Когда люди замечали, что со дня Евдокии начинают ветры дуть и свистеть, тогда они говорили: «Вот те на! приехала свистунья». «Авдотья-плющиха», так поселяне называли черты, разделяющие лед и снег на клочки, – плюшки. Солнце, пригревая снег, образует ручьи, которые в мартовские утренники, замерзая, оставляют на снегу и льду отметины. Старики говорят: «Плюшниха провела плюшки», «Евдокия-плющиха снега плющит настом, иньевит стога». Пришла уже мужику и работа: «Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить». Подшучивали: «Евдокия-замочи подол, под порогом мокро». Считали, что в этот день снег получает особенную целительную силу. Для больных собирают снег с пригорков и поят их снеговой водой от разных недугов. В этот день сеют капусту.
15 Марта – Федот
Федот. Народ приметил: На Федота снежный занос (метель, ветер) – долго травы не будет. Федот – ветронос, задирает курам хвост. Пословица «Федот, да не тот» применяется к этому дню, когда вместо оттепели случается мороз.
16 Марта
Народ приметил: Какова середина марта – таково и лето.
17 Марта – Герасим-грачевник
Герасим-грачевник. Народ приметил: Герасим-грачевник. К этому дню обычно прилетали грачи. В день Герасима-грачевника пекут хлебы в виде грачей. Герасим Грачевник грачей пригнал. Коли грачи прямо на гнездо летят, весна будет теплая, дружная. Весной грач прилетел – через месяц снег сойдет. Грач зиму расклевал. Увидал грача – весну встречай.
18 Марта – Конон
Конон. Народ приметил: Конон-градарь, Конон-огородник. Говорили: «Конон на огород позвал», «На Конона копай грядку». В старинных месяцесловах писалось: «Хоть бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много». Если на Конона вёдро, то града летом не будет.
19 Марта – День Калиста
Народ приметил: Прилет белого аиста. Трясогузка возвратилась раньше обычного – к теплой весне.
20 Марта
Народ приметил: С крыш капает, а за нос цапает.
21 Марта
День весеннего равноденствия. Народ приметил: Астрономический день рождения весны. Вступление Солнца в знак Овена означает начало весны. Продолжительность светлого времени суток равна продолжительности темного. Ранний прилет жаворонков – к теплой весне.
22 Марта
Народ приметил: День сорока великомучеников. Сорок сороков. По наблюдениям стариков, с этого дня начинаются утренники – утренние морозы – и продолжаются ровно сорок дней, говорили: «На Сороки сорок утренников», «Сороки святые, сорок мучеников», «В день сорока великомучеников – сорок пичуг (птиц) прилетают», «На Русь сорок пичуг пробирается», считали, что в этот день прилетают на Русь сорок сороков, птиц из заморских стран, где они спасались от мороза. Жаворонок – к теплу; зяблик к стуже. Журавли тянут на север – к теплу, летят обратно – к холоду. Предвестниками весны считали прилет жаворонков: «Жаворонок весну благословил», исстари велся обычай на Руси на день сорока мучеников печь из ржаного теста жаворонков, а чтобы жаворонок полакомился, вовнутрь клали льняное или конопляное семя, затем золотили их сусальным золотом, обмазывали медом и посылали по родным. А торговки продавали жаворонков на торгах и около церквей. На Сороки кликали весну в образе ее вестника – жаворонка, считалось, что прилет птиц к родным гнездам – большой праздник, поэтому зазывали жаворонков, ребятня бегала по улицам с печеными птахами в руках, подбрасывала их вверх с громкими криками: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите» и «Жаворонки прилетели, весна пришла!» Затем испеченных птиц крошили и разбрасывали крошки для прилетевших птиц.
23 Марта – Именины у Феодоры и Ники
Народ приметил: В этот день бывает первая гроза.
24 Марта
Народ приметил: Когда в лунку бегут весенние ручьи – хорошо ловится плотва. Ночью был иней – днем снегопада не будет; пушистый иней – к хорошей погоде.
25 Марта – Феофан
Феофан. Народ приметил: На Феофана туманы – урожай на лен, овес и коноплю. В этот день по двору бросали несколько конопляных и льняных семян для угощения птиц. Особую заботу в этот день проявляли к лошадям, чтобы не заболели: «Если на Феофана лошадь заболеет, то все лето будет болеть, для летней работы она не годится».
26 Марта – Именины у Христины
Народ приметил: Начинается сокодвижение у березы.
27 Марта
Народ приметил: Если весной в реках воды не прибавится, лето будет жаркое и сухое.
28 Марта
Народ приметил: Весенняя вода течет медленно – тяжелый ожидается год
29 Марта – Именины у Трофима
Именины у Трофима. Народ приметил: Коли в этот день тепло, то и весна будет теплой.
30 Марта – Алексей
Алексей. Народ приметил: Алексей – «с гор потоки», «с гор вода», «теплый», «пролей кувшин». Алексей-солнцегрей: если в этот день с гор бежит вода, то ожидается благоприятная весна. Говорили: «Алексей теплый», «Алексей – с гор вода», «Алексей зиму-зимскую на нет сводит», «На Алексея выверни оглобли из саней, покинь сани, снаряжай телегу», «На Алексея теплого на юге доставай ульи», «Рыба со стану (с зимовья) трогается и трется под берегами на Алексея», «Щука в марте хвостом лед разбивает», но помнили, что «В марте-апреле зима сзади и спереди» и что «Ранняя весна ничего не стоит», а «Поздняя весна не обманет».
31 Марта – Именины у Трофима
Именины у Трофима. Народ приметил: Прилетело много лебедей – к теплой весне.
Апрель
1 Апреля – Дарья
Дарья. Народ приметил: Дарья-пролубница. Дарья – «засори колодцы», «грязные проруби». Пришло тепло, на прорубях рек и прудов делается грязно, в это время года приходилось обходить грязь у проруби, а люди говорили: «Вот пришли и Дарьи грязные пролубницы». С Дарьи холсты белят, а также примечают: «Если вешняя вода идет с шумом – трава хорошая будет, а как тихо (вода) идет – плоха трава будет».
4 Апреля – Василий
Василий. Народ приметил: Василий теплый, «парник», «капельник». Василий-солнечник (солнечный). На Василия обычно солнце всегда ярко греть начинает, с крыш капель сыплет. На Василия теплого солнце в кругах – к урожаю (на солнце ходили смотреть рано утром).
6 Апреля – Артемон
Артемон. Народ приметил: Коли ночь теплая, то весна будет дружная. Вешали на ночь во дворе мокрое полотенце. Если высохнет – год будет урожайным, если наполовину высохнет - урожай будет средний, а если останется мокрым или замерзнет – лето будет мокрое и ранний иней в конце лета. На Артемона (накануне Благовещения) сеяли горох. День святого Кирилла называют «дери полоз», ибо около того времени дороги портятся.
7 Апреля
Благовещение Пресвятой Богородицы Народ приметил: Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год. В какой день Благовещенье, в тот, во весь год, никакого дела снова не начинать. Коли на Благовещенье снег на крышах есть, так будет еще на Егория (6 мая) в поле. Если на Благовещенье ветер, иней и туман – к урожайному лету; если дождь – родится рожь, будет грибное лето; если мороз – урожай на грузди; если гроза – к теплому лету, урожаю орехов; если хорошая погода – к пожарам, грозному лету. Благовещенье без ласточек – холодная весна. Если на Благовещенье ночь теплая – весна ранняя и дружная. На Благовещение весна зиму поборола, хотя известны и знаменитые благовещенские морозы, говорили: «Весна до Благовещения – много морозов впереди», «Если на Благовещение мороз, будут и еще утренники», с Благовещения считалось, что остается до лета сорок морозных холодных утренников. Благовещение – третья встреча весны. В связи с Благовещением были такие приметы: Если на Благовещение снег на крышах лежит, то в поле ему лежать до Егория (6 мая) – конец снежного покрова. Каково Благовещение, таково и Светлое Воскресенье. Коли ночь на Благовещение теплая, то весна будет дружная. На Благовещение солнце ярко – быть грозному лету; гроза – теплое лето, урожай орехов; пасмурно – нет хорошего урожая. На Благовещение дождь – родится рожь. Мокрое Благовещение – грибное лето. На Благовещение мороз – урожай на грузди. Благовещение без ласточек – холодная весна.
8 Апреля – Гавриил
Народ приметил: Гавриил. Поселяне, заметив в этот день светлый восход солнца, убирали всю санную сбрую и говорили: «В день Гавриила выверни оглобли из саней». Женщины же в этот день оканчивали последнюю пряжу, а тем, кто продолжал прясть, говорили: «Не пойдет впрок», то есть, если прясть на Гавриила или позже Гавриила, работа не впрок. Все, что ни родится на день Гавриила – уродливо, неспоро.
9 Апреля – Матрена.
Матрена. Народ приметил: Матрена-настовица, полурепница. Поверхность снега, замерзаемая утренниками после больших оттепелей, называется наст. Поэтому поселяне говорили: «Пойдем по настам, иди по настовице». На Матрену прилетают чибисы, если чибис летит низко – к продолжительной сухой погоде, кричит с вечера – к ясной погоде. Чибис прилетел, на хвосте воду принес. В этот день отбирали репы, годные для семян, что составляло неприкосновенную половину. Подшучивали: «На Матрену щука хвостом лед разбивает», 2Два облака бегут – знать, погоду ворожат».
11 Апреля – Кирилл
Кирилл. Народ приметил: «На Кириллу слушали березы, пили березовый сок». Овсянка прилетела и поет: «Покинь сани, возьми воз».
12 Апреля – Иоанн Лествичник
Иоанн Лествичник. Народ приметил: В этот день на Руси обычно пекли из теста лестницы – якобы для восхождения в будущей жизни на небо. «На Иоанна Лествичника домовой бесится». Говорили, что в этот день домовой бесится. Весь год радеет о добре, а тут своих не узнает, готов избу сокрушить. Собак перекусает, лошадей забьет под ясли, у коров отобьет охоту сено есть. Одни говорят: старая шкура с домового слазит, больно ему. Другие – жениться на ведьме хочет. Третьи: это ему расправа от нечистой силы за все доброе, что человеку сделал. Средний срок начала тяги вальдшнепов. Если тяга вдруг прекращается – жди скорого похолодания или снега.
14 Апреля – Марья. Марья – «пустые щи»
Марья. Народ приметил: Марья – «пустые щи». Марья – зажги снега, заиграй овражки или «Марья половодье зажигает». Начало половодья, говорили: «Если разлив па Марию Египетскую, то травы будет много» или «Вода идет в ясные ночи – к погожей уборке». К этому времени изводится годовой запас кислой капусты, любимого у народа кушанья и лекарства, поэтому Марию Египетскую русские крестьяне прозвали «пустые щи». Апрельские щи у народа назывались пустыми – «Пришли на Марью пустые щи», «Захотел ты в апреле кислых щей». Кроме того, Мария считается покровительницей раскаявшихся блудниц и блудников и судьей на страшном суде тех, кто не раскаялся, потому в этот день ели пустые щи – постились. «На Марию Египетскую снег и за колодой (и под кустом) растаял». Если в этот день вскроется вода, то будет большая трава и ранний покос. Если лед сходит вдруг (быстро), год будет легкий, хороший. Если ночь ясная и течет теплая вода, то лето будет теплое и сухое. Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много. Лед ломается хрястно – ходить опасно. Лед на реке изникнет или на берегу останется – год будет тяжелым. Полагают, что в этот день просыпается домовой, и для него нужно обманывать друг друга.
15 Апреля – Поликарпов день
Поликарпов день. Народ приметил: На день Поликарпа ворона каркала. В эту пору начинается весенняя бесхлебица, почему и говорят: «Ворона каркала, каркала, да мужику Поликарпов день и накаркала». К этому времени «ни крохи, ни зерна, ни капли, ни волосу», «у кого ничего, а у нас пуще того», «с одного конца нет, и с другого нет, а в середке и не бывало», «на нет и суда нет». День Тита приходится на период Великого поста, отсюда и шутки. Если с Марьи на Поликарпов день разольется полая вода, то надо ждать больших трав и раннего покоса. Когда вешний лед по озерам и затонам не тронется, а потонет, год будет тяжелым. Коли лед не ушел, то лов рыбы будет плохим. Начинается интенсивное токование глухарей. «Наш отец Тит и в великий пост блудит». «Не прошел лед – пуст перемет».
16 Апреля – Никита
Никита – водопол. Народ приметил: Говорили: «Коли на Никиту лед не пошел, то лов рыбы будет плохой». В этот день суеверные рыболовы приходили к воде в полночь полакомить водяного дедушку, так как в это время водяной просыпается от зимней спячки. Рыбаки угощали водяного, утапливая чужую лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
17 Апреля – Зоcима.
Зоcима. Народ приметил: Иосиф-песнопевец. На Иосифа начинает звучать голосок сверчка и впервые подает голос журавль. На Зосиму проводили ольховые смотрины, «ствол живой для колодцев». Доставали пчелиные улья.
18 Апреля – Феодул
Феодул. Народ приметил: Феодул – теплый ветряник. Наступало потепление, говорили: «Святой Федул теплячком подул», «Пришел Федул-тепляк (теплый ветер) подул», а еще предупреждали: «Раньше Федула не спешите открывать оконницу, чтобы холод в избу не пускать», а «На Федула растворяй оконницу», пора рамы выставлять. «До Федула дует северяк, а с Федула теплынью подуло», «Пришел Федул, теплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». «На Федула пораньше вставай да оконницу отворяй (выставляй рамы)». А если наступит ненастье, говорили: «Федул губы надул». Здесь и работа подоспела: «Федул на двор заглянул, пора серпы точить». В это время просыпаются сверчки, появляются чибисы, коршуны, первые комары, черви. «С Федулова дня и стряпать бабе веселее — сверчок под шестком ей песни поет».
19 Апреля – Евтихий
Евтихий. Народ приметил: На Евтихия день тихий – к урожаю ранних яровых.
20 Апреля – Акулина.
Акулина. Народ приметил: Акулина – хороша калина, плоха яровина. Говорили: «На Акулину дождь – хороша будет калина, коли плоха яровина». Если крепкий мороз и солнце – к урожаю хлебов и гречихи.
21 Апреля – Родион Руф, Родион
Народ приметил: «На Руфа дорога рушится». «Родион – «ревущие воды». Родион Выверни Оглобли. Родиона ледолома. Апостола Иродиона. Ледолом. Агафы-Руфы, земля рухнет (т. е. растает и будет принимать в себя воду). «Весной час упустишь, годом не наверстаешь». Если кроты и хомяки весною начинают выбрасываются из своих норок землю, то это знак, что надо сеять овес. «Когда дуб развернется в заячье ухо – сей овес». «Когда на дороге грязь, тогда овес князь». «Коли встреча добрая – хорошее лето, а худая – плохое». «Лягушка квачет, овес скачет». «Лягушка с голосом – сей овес». На Руфа дорога рушится. «Овес и сквозь лапоть прорастает». «Овес сей в грязь – будешь князь, а если оглобля мокра, так и вырастет метла». «Овес сей, когда береза распускается». «Овес сеять хоть в воду, да в пору, а рожь – обожди часок, да посей в песок». Первый выезд в поле. Полагают, что в этот день солнце встречается с месяцем и Реки вскрываются. «Родион воды принес, уставь соху перепахать овес. Хоть грязь топчи, а овес мечи». Была на Руси такая старинная примета, что на этот день солнце встречается с месяцем. По народному мнению, эти встречи бывают добрые и худые. Добрая встреча обозначается ясным солнцем и светлым днем, и тогда считали, что будет хорошее лето. Худая встреча обозначается туманным и пасмурным днем, тогда будет и плохое лето. По поверью, солнце и месяц с первого мороза расходятся в разные стороны: один на восток, другой на запад и до весны не встречаются друг с другом. Солнце не знает и не ведает, где живет месяц, и месяц ничего не знает о солнце. А когда встречаются весной, долго рассказывают о своем житье-бытье: где были, что видели, что поделывали, а другой раз и ссорились, тогда это заканчивалось землетрясением. Обвиняли обычно месяц, называя его гордым и задорным. Ранняя же весна обычно обманчива. В это время пашут под овес.
23 Апреля – Терентий
Терентий. Народ приметил: Терентий – день солнцезахода. В этот день старики внимательно глядят поутру за солнечным восходом, считалось, если взойдет солнце красное в туманной дымке – быть хлебородному году, а если выкатится из-за горы, придется перепахивать озимое поле да засевать яровиной.
24 Апреля – Антип
Народ приметил: Антип-половод, водокол. Говорили: «Антип воду распустил», вскрытие рек к этому дню обещало хороший урожай, но если «На Антипа воды не вскрылись – лето плохим предстоит». К этому времени самый поздний срок половодья. «Антип без воды – закрома без зерна». В этот день медведь из берлоги выходит. Если утром мороз, а днем пошел снег, то еще целый месяц будет холодно. Метель – весна холодная. Появляются крапивные всходы. Снег после половодья – большое для озими невзгодье.
25 Апреля – Василий
Василий Парийский. Народ приметил: Говорили: «Василий землю парит» или «Весна землю парит», «Выверни оглобли; закинь сани на поветь». Охотники утверждают, что в этот день медведь выходит из берлоги и прячется в кустах. И заяц на слуху, бегает днем, не подпускает, не лежит. Береза идет в лист, вокруг шмели, лягушки, но народ приметил: «До первой грозы лягушка не квакает». «Почва поспела – взбивай гряды». «Хорошо семена в землю спать уложишь – хорошо и разбудишь. Сыт будешь!».
26 Апреля
Шмели зашумели.
27 Апреля – Мартин-лисогон
Мартин. Народ приметил: Мартин-лисогон. По приметам охотников, в этот день будто лисицы переселяются со старых гнезд на новые и что первые три дня своего переселения они бывают слепы и глухи, якобы, слепота лисиц происходит от куриной слепоты. Они пробуждаются от своего сна, когда начнут клевать их вороны. Говорили, что в этот день ворон купает своих детей и отпускает «в отдел, на особое семейное житье».
30 Апреля – Симеон
Зосима, Симеон. Народ приметил: Зосима-пчельник, Симеон-морковник. «На Зосиму расставляй улья на пчельнике». Вынутых пчел из омшаника пчельники расставляют в пасеках. Приметили: На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош. Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет – вишен не будет. Мало убыли в пчелах (по выставке из омшаника) – к урожаю гречи. И, наоборот, много убыли – греча не родится. Первый апрельский дождь воза золота стоит. Три дождя в апреле да один в мае – тысячи дождей стоят. Теплые дожди в апреле, и в особенности в конце месяца – благословение полям. Что в апреле зародится, взойдет, то в мае взрастет, в июне – июле расцветет, созреет, в августе в закрома и амбары схоронится, в долгую зиму дотла подберется.
Май
1 Мая – Иван Новый, Кузьма
Иван, Кузьма. Рачительные хозяева засевают в этот день морковь и свеклу, говорили: «На Ивана Нового сей морковь и свеклу». Перед посевом они выходили утром к обетным студенцам – колодцам для смачивания семян и бросали в колодцы медные деньги для удачи. Другие смачивали семена речной водой в продолжение трех утренних зорь. Все проделывали это скрытно, чтобы завистливый глаз не вредил.
2 Мая
Иван-ветхопещерник, воин, каратель воров. Георгий. В этот день поселяне отправляют молебен о защите от всех напастей. Повсеместное верование в Ивана Воина было столь сильным, что простолюдины прибегали к нему, чтобы он рассудил: кто прав, кто виноват. Обворуют ли кого, но вор не известен – немедленно обращились служить молебен Иоанну Воину, и тогда открывались обидчики и воры. На святого Георгия поселянки выходили с концом холста в поле и говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новая новинка». После чего уходили в надежде, что весна оденется в новину, а за хлеб, соль уродит в изобилии лен и коноплю.
3 Мая – Феодор-окликание предков
Феодор. Народ приметил: Феодор-окликание предков. В этот день рано утром выходили на могилы и с причитанием окликали родителей, говорили: «На Феодора покойники тоскуют по земле». Одно из причитаний: «Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы вас, родимых, прогневали, что нет от вас ни привету, ни радости, ни тоя прилуки родительской! Уж ты солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать».
4 Мая – Прокл
Прокл. Народ приметил: Прокл – проклятие нечистой силы. В этот день было в обычае проклинать нечистую силу. Проклятия выкликали обычно старые люди за околицей, становясь лицом к западу. Злая нечисть отступала, а люди ограждались от нее на всю весну и целое лето. Особенно оберегали от нее скот. Рано зацвела черемуха – будет теплое лето. Чем раньше она начинает цвести, тем жарче будет лето.
5 Мая – Канун Юрьева дня
Канун Юрьева дня. Народ приметил: В этот день советовали высаживать на грядки лук, приговаривая: «Лук помогает от семи недуг», «Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук». «Лук да баня все правят». «Лук добро и в бою и во щах». «Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит». «На Луку высаживают на грядки лук». «Теплый май весну снаряжает (начинает)».
6 Мая – Егорий
Егорий. Народ приметил: Егорий храбрый, Егорий вешний. Говорили: «Пришел Егорий – и весне не уйти», «Теплый Егорий весну начинает, а Илья (2 августа) лето кончает», «На Егория с кормом, на Александра (6 декабря) с мостом» – зимний путь. На Егория скотину в первый раз отгоняли на летний выпас, потому что «На Егория из-под спуда зелену траву выгоняет». На Егория запахивают пашню. Ранний посев ярового с Егория, средний с Николы (22 мая), поздний – с Ивана до Тихона (7-29 июня), «Яровое сей до Егория», но говорили: «На Егория выезжает ленивая соха», «Егорий – ленивая сошка». «Ранний горох сей до Георгия, поздний – после Георгия». Любил русский народ сравнивать Егория и Николу: «Егорий с теплом, а Никола с кормом», «Егорий с водой (с росой), а Никола с травой», «Егорий с ношей, а Никола с возом», «Егорий с кузовом, Никола с возом». На Егорьевской неделе прилетали ласточки. Существует много примет на этот день: «Ясное утро на Егория – ранний сев, ясный вечер – поздний сев», «На Егория роса – будут добрые проса», «На Егория мороз – будет просо и овес, гречи хороши», «На Егория мороз – под кустом овес», «Сей рассаду на Егория, будет капусты доволье, щей вдоволь», «Если на Егория березовый лист в полушку, к Успению клади хлеб в кадушку».
7 Мая – Савва и Евсей – овсы отсей
Савва и Евсей. Народ приметил: Савва и Евсей – овсы отсей. Запасы прошлогоднего хлеба все более истощаются: «Савва (Стратилат) на Савву (Печерского) глядит, тяжелому май месяцу последнее зерно из закрома выгребать велит». Сыплют в этот день поговорками-прибаутками: «Про нашего Савву распустили славу: не пьет-де, не ест, а зерном мышей кормит!», «Богат Савва, знай, по миру ходит да под окнами славит!», «Всего у меня вдоволь, чего хочешь – того и просишь!». «А дай-ка, брат, хлебца!». «Ну, хлеб-то давно весь вышел, поди возьми у Савки в лавке». «Днем раньше посеешь – неделей раньше уберешь». «До поры до времени не сеют семени». С этого дня бывает еще 12 морозов. «Землю согрело, не опоздай с посевом». «Когда на дороге грязь, тогда овес – князь». Овес должно сеять дня за два после или до наступления полнолуния и никогда во время затмения. «Савва – кончается хлеб, начинается голодный май». «Сеют не раньше, чем оттают снега, да если не мерзнет на пашне нога».
8 Мая – Марк
Марк. Народ приметил: Говорили: «На Марка в небе ярко, бабам в избе жарко». На Марка певчие птицы прилетали стаями и «обживали» новые «квартиры», а поселяне наблюдали: если птицы летели на конопляное поле, то ожидали хорошего урожая конопли. Также бросали по двору конопляное семя для домашних и залетных птиц. В этот день выходили ловить тенетами чижей. Святой Марк – ключник, владеет ключом от дождей, а поэтому малороссы в этот день постятся и молятся ему, чтобы он не запирал дождей и не творил засухи. «Если на Марка ясный день – будет хороший урожай яровых». Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде, низкая и пологая – к ненастью. Даст небо дождь, а земля – рожь. Дождь – мужику рожь, а бурлаку вошь. Если пташки летят на конопляник, будет урожай конопли. Зашепчет дождь тихим голосом – поднимется рожь тучным колосом. Прилет певчих птиц стаями.
10 Мая – Семен-ранопашец
Семен-ранопашец. Народ приметил: Во многих районах — начало ранней пахоты, говорили: «Рано пар паши – урожаи хороши», «Не ленись с плужком – будешь с пирожком», «На пашне огрехи, в кармане прорехи», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится». «Вскачь не напашешься». «Глубже пахать – больше хлеба жевать». «За вешней пашней – шапка с головы свалится, не подыму». «Землю пахать – не в бабки играть. И поедим, и спляшем, только пашню спашем». «Мужик умирать собирайся, а земельку паши». «На пашне огрехи, в кармане прорехи». «Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки квакать начинают». «Святой боже пахать не поможет».
11 Мая – Ясон и Максим
Ясон и Максим. Народ приметил: Ясон и Максим – целители от лихорадки. Больных, страждущих весенними лихорадками, в старину с этого дня начинали отпаивать березовым соком. Начинается сбор березового сока. Теплая и звездная ночь – к урожаю, а ясный восход солнца – ведреное лето. Теплый ветер на Ясона приносит здоровье.
13 Мая – Яков-звездоночный
Яков-звездоночный. Народ приметил: теплый ветер и звездная ночь на Якова – к сухому и ведреному лету (то есть теплому лету). Ясный восход солнца – ведреное лето. Теплый вечер на святого Апостола Иакова и звездная ночь – к урожаю.
14 Мая – Еремей-запрягальник
Еремей-запрягальник. Народ приметил: Третья и последняя встреча пролетья. На Еремея по ранней росе шли на посев, говорили: «С Еремея-запрягальника запрягай коня в соху, выезжай на посев, подымай сетево», «Еремей, Еремей – про посевы разумей!», «На Еремея по ранней росе иди на посев», «Овес сея, моли Еремея», «Сеять горох после пророка Иеремия – червей кормить». По наблюдениям крестьян, «Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригоже», «На Еремея непогода, всю зиму промаешься».
15 Мая – Афанасий теплый
Афанасий теплый. Народ приметил: Борис и Глеб-сеятели. Борис – соловьиный день, день кукушек. На Бориса начинают петь соловьи, говорили: «Малая птичка соловей, а знает май», «Соловей запел – весна на убыль пошла, а лето на прибавку», «Соловей запел – вода на убыль пошла». «Соловей поет всю ночь – будет солнечный день», «Если соловья услышишь раньше кукушки, счастливо проведешь лето». И еще говорили: «Борис и Глеб сеют хлеб», «Борис и Глеб – сеятели», если «Не отсеялся до Бориса – с Бориса и сам боронися», «Не отсеялся до Афанаса – не поешь хлеба до Спаса» (14 августа).
16 Мая – Мавра-молочница
Мавра-молочница. Народ приметил: Тимофей и Мавра-зеленые щи. Обильней становится крестьянская пища. Подросли крапива, щавель, лебеда, сныть. Говорили: «В зеленые щи крапиву ищи», «Мавры-зеленые щи – крапиву щипли», которая и «жгуча родится, а в щи годится». Коровы прибавляют молоко, так как с поля сытыми приходят, а «Хозяйке легко, коль на столе молоко», «Маврушка покушай, а Маковей – поговей». «Соловьи запели перед Маврой – весна зацветет дружно». «Когда на Мавру цветет черемуха, всегда холод живет», считали, что «Цвет черемухи холод приносит».
18 Мая – Ирина-рассадница
Ирина. Народ приметил: Рассаживают рассаду капусты по грядкам, приговаривая: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!». По традиции сажанием овощей занимались исключительно женщины, «если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода».
19 Мая – Иов.
Иов. Народ приметил: Иов-горошник, огуречник, росенник, «Ясный восход – Иов росы распустил», Пора огурцы сажать, по наблюдениям поселян: «Большая роса, ясный день – к урожаю огурцов», «Ясный день – обилье в этот год огурцов», «Большая роса утром – к хорошей погоде, нет росы – к дождю». В этот день сеют горох, бобы, надобно сеять их на сырой земле, на закате солнца, при ущербе луны, для того, чтобы воробьи, большие лакомки до него, посева не видели. И еще: «Репу и горох не сей подле дорог», «Кабы на горох не мороз, он бы через тын (забор) перерос», «Горох, при северном ветре посеянный, выходит всегда жесткий и не разваривается; при западном (ветре) же и юго-западном сеянный бывает мелок, на нем скоро появляются черви, и он сильно зарастает сорными травами». При посеве поют: «Уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам-три-десят», «Сею, сею бел-горох: уродися, мой горох, и крупен и бел, старикам на потеху, молодым ребятам на веселье».
20 Мая
Месяц рожками вниз – к теплу, месяц красен – к дождю. Если во время заката солнечный диск больше обычного и красный, на следующий день следует ожидать ветреной погоды без дождя (осадков).
21 Мая – Иан-градобой, пшеничник
Иванов день. Народ приметил: Иван-градобой, пшеничник. «Иван-пшеничник, загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу», «На Ивана Богослова посев пшеницы», но «Не сей пшеницы раньше дубового листа (то есть раньше его появления)», «Пшеницу сей, когда черемуха зацветет», На Ивана Богослова пекли обетные пироги на угощение странников и нищих. Примечали: «День с дождями – гриб пойдет полками».
22 Мая – Никола весенний.
Никола весенний. Народ приметил: Никола весенний, теплый, травный. От Николы осталось двенадцать холодных утренников, коли не весной, то до середины сентября. С Николы вешнего сади картофель. Говорили: «Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польет», «Где гроза, там и ведро», «Быть бы ненастью, да дождь помешал», «В Николу как дождь – будет хлеб и рожь». Считали, что «Иней на Николу – к урожаю», «Перед Николой иней – овсы хороши будут», «Пришел бы Николин день, а то будет тепло». «Два Николы: теплый и холодный, два Егорья: холодный и голодный», «Никола-осенний лошадь на двор загонит, Никола-весенний – откормит», «Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин день травою, теплом, дождем». «До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы – живи не тужи». Приметили: «Если на Николу заквакает лягушка – хорош овес родится».
23 Мая – Симон
Симон. Народ приметил: Сбор трав, поиск кладов. Одни говорили: «На Симона Зилота земля именинница: грех пахать», другие, наоборот, «Сей пшеницу на Симона, родится, аки золото». В этот день ходят по лесам и полянам, собирают разные травы, которым приписывали особенную целебную силу, копали коренья на зелья. А также в день Симона Зилота ищут клады, думая, что между Зилотом и золотом есть какая-нибудь связь.
24 Мая – Мокий (Мокей) мокрый
Мокий. Народ приметил: Мокий (Мокей) мокрый. Мокий – погодоуказник. День этот считается показателем погоды для целого лета. Поселяне заметили: «Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее», «В день Мокия мокро, все лето дожди и сырость, и наоборот», «Если небо прохудится, то все лето будет дождик литься», «Туман на Мокия – к мокрому, грязному лету», «Если восход солнца багряный, то ожидают лета грозного и пожарного». Если в этот день мокро, то все лето будет мокрое.
25 Мая – Епифан.
Епифан. Народ приметил: Епифан – утро в красном кафтане. Говорили: «На Епифана утро в красном кафтане (то есть ясная утренняя заря) – к пожарному лету».
26 Мая – Лукерья.
Лукерья. Народ приметил: Лукерья-комарница, гречкосейка. В это время появляются комары, предвестники тепла, и берутся народ жалить: «Мошка – крошка, а человеческую кровь пьет», «Ино от комара да в обе руки не отмашешься», «И комары лошадей заедают». Считали, что «Если в день Лукерьи-Комарницы покажутся комары, то ягоды родятся в большом изобильи», «Много комаров – готовь по ягоды коробов, много мошек – готовь по грибы лукошек», «Комаров мало – овсов и трав не будет», «Комара много – дождь завтра будет».
27 Мая – Сидор.
Сидор. Народ приметил: Сидор-огуречник, Сидор-сивер. Говорили: «На Сидора еще сиверко (холодно)», «Коли на Сидора сиверко, и все лето таково», то есть холодное, но «Прошли Сидоры, прошли и сиверы» или «На Сидора отойдут все сиверы». На Сидора можно сажать огурцы при условии, «Если весь день будет ясный, то будет хороший урожай огурцов; а если утро холодное и пасмурное и прояснится к вечеру, то посеянные в этот день огурцы будут нехороши, а в поздних будет урожай». На Сидора – первый посев льна: «Как кукушка закукует, так и сеять лен». На Сидора прилетают стрижи и ласточки, приносят тепло: «Ранние ласточки – к счастливому году».
28 Мая – Пахомий теплый, бокогрей
Пахомий. Народ приметил: Пахомий теплый, бокогрей. К этому времени становится теплее, говорили: «Пришел Пахом – запахло теплом», «Пахомий теплый», «Пахомий-бокогрей». Считали, что если «На Пахомия тепло – все лето теплое». На Пахомия поздний посев овса и пшеницы.
29 Мая – Федор-житник
Федор-житник. Народ приметил: Федор-житник. Народ преподобного Феодора Освященного называет Житником, так как день памяти этого угодника служит самым крайним сроком для яровых посевов. На Федора непременно надо сеять жито (ячмень). «Роди, Боже, жито тоже, а без гороху проживем по троху».
Федот-овсянник и семь дев-льяниц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по познавательному развитию "Календарь народных примет"
Методическое пособие для педагогов по ознакомлению с окружающим миром....
Календарь народных примет осени
Материалы для ознакомления с народными приметами осени...
Календарь народных примет зимы
Занимательные материалы для ознакомления с народными приметами зимы...
Календарь народных примет лета
Занимательные материалы для знакомства дошкольников с народными приметами лета...
Календарь народных примет
Народные приметы...
Календарь народных примет
Народные приметы сложились из наблюдений наших предков за поведением животных, птиц, явлениями природы. Эти приметы передаваемые из уст в уста, со временем сложились в народный календарь, которым мы п...
буклет "КАЛЕНДАРЬ НАРОДНЫХ ПРИМЕТ (ВЕСНА)"
Буклет создан для повышения педагогической компетентности у родителей (законных представителей) по вопросам экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, посредством нар...