буклет "КАЛЕНДАРЬ НАРОДНЫХ ПРИМЕТ (ВЕСНА)"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Буклет создан для  повышения педагогической компетентности у родителей (законных представителей) по вопросам экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста,  посредством народного календаря. Материал разбит на разделы и преподносится порционно, не весь сразу.

Получив буклет, мамы и папы смогут не только прочитать предложенный материал в спокойной обстановке, не торопясь, поскольку он всегда под рукой, но и применить полученные знания на практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_priroda_1.docx798.16 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за природными явлениями позволяет углублять знания детей по многим разделам природоведения. Успехи в области физики, химии, астрономии, биологии, экологии, метеорологии позволили вскрыть многие внутренние связи между отдельными процессами, происходящими в окружающем мире. Были установлены причинно-следственные связи многих явлений, хотя, к сожалению, далеко не всех. Иногда связи бывают столь опосредованными и многочленными, что и в наше время с трудом поддаются расшифровке.

КАЛЕНДАРНЫЕ ВЕСЕННИЕ ИГРЫ:

ПАСХА.

  • «Игра с яйцами».
  1. Чьё яйцо дольше покрутится?

Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.

  1. Катание яиц с горки.

Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель.

Играющие произносят: »раз, два,три! Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот выбывает из игры.

ВЕРБНАЯ НЕДЕЛЯ.

  • «Верба-вербочка».

Дети выбирают девочку и мальчика. Те встают в два круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая:

Верба, верба, вербочка, вербочка  кудрявая,

Не расти, верба, во ржи, расти,  верба, на меже.

Как во городе царевна посреди круга стоит,

Её ветер не берёт, канарейка гнездо вьёт.

На слово «вьёт девочка и мальчик разрывают свои круги и делают «воротики». Дети проходят в них, продолжая припевать:

Люди спросят: «Кто такой?», Катя  скажет: «Милый мой»

В конце девочка и мальчик танцуют.

МАСЛЕНИЦА.

  • «Горелки».

Играющие поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Затем все встают вкруг. Считалкой выбирают, кому водить. Выбранный закрывает глаза, приговаривает:

-Где стоите?

Дети отвечают: -У ворот!

Что продаёте? - Квас!

- Лови же нас!

Как только произнесены последние слова , последняя пара – врассыпную:  один – направо, другой – налево. «горящий» бегает за ними и старается поймать. Кого ловит – тому «гореть».

 

МАДОУ № 34

«Золотой ключик»

г. Северодвинск

КАЛЕНДАРЬ НАРОДНЫХ ПРИМЕТ

(ВЕСНА)

Цель: Сохранить знания о народных приметах, научить понимать и любить окружающий мир.

Методическая ценность:  повышения педагогической компетентности у родителей (законных представителей) по вопросам экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста,  посредством народного календаря.

   Материал разбит на разделы и преподносится порционно, не весь сразу.

Возможности, область применения

 

Получив буклет, мамы и папы смогут не только прочитать предложенный материал в спокойной обстановке, не торопясь, поскольку он всегда под рукой, но и применить полученные знания на практике. 

Для родителей (законных представителей) и детей  от 5 до 7 лет

Подготовила: воспитатель

Казунина Ольга Анатольевна

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы. Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. К.Г.Паустовский писал: «Родная земля- самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа». Вот почему надо как можно раньше ввести детей в мир природы, научить их понимать природу.

Вы собрались с ребенком на улицу? Предлагаем вам и вашему малышу познакомиться с календарем народных примет.

Существует их великое множество. Какие-то из них верны, а какие-то нет. Одни покажутся вам до невозможности смешными, а о других вы уже не раз слышали. Отнеситесь к ним спокойно и оптимистично. А еще лучше не верьте в плохие, замечайте лишь хорошие приметы! Знакомство же с народными приметами пополнит знания вашего ребенка о природных явлениях, научит видеть связь между ними и поведением животных.

Календарь народных примет подарит множество поговорок и старинных традиций. Начните свой день с его новой странички и узнайте не только погоде, но и том, как жил народ в стародавние времена.

Каждый день в календаре носит свое имя. Чаще всего имена эти связывали с характером погоды. Потому и звучали они диковинно: Никола Студеный, Тимофей Весновей, Федот Ветронос и т. д. Расскажите вашему малышу о каждом дне, добавьте эти рассказы к наблюдениям за природой, и прогулка станет еще интересней, еще познавательней.

Вы и ваш ребенок вскоре сможете стать настоящими предсказателями погоды. Нужно лишь немного понаблюдать, и тогда по поведению животных, растений, по цвету неба, форме облаков, небесных светил, направлению ветра вы сможете определить, какая погода будет завтра, в ближайшие дни, недели и даже месяцы.

Заведите альбом, в который ваш малыш будет зарисовывать всевозможные запомнившиеся ему явлений природы и «портреты» разных месяцев.

Мы хотим вам рассказать лишь о народных приметах весны,  но такой дневник можно вести по каждому сезону…

МАРТ         

  • Рассказать детям, что какой будет март, такая и весна будет.
  • Если увидят гром ранней весной  – будет холодно.
  • Показать трясогузку на картинке. Объяснить, что если она прилетит в марте, то через 12 дней река разольется. Отметить это в дневнике наблюдений.
  • 14 марта  – На Евдокию погоже  – все лето пригоже. Объяснить чем этот день необычен. Занести в дневник наблюдений.
  • 22 марта  – День «40 святых». Объяснить детям, почему так назвали этот день. На Руси выпекали из теста весенних птичек  – жаворонков, скворцов, куликов. В представлении славян птицы на крыльях приносили весну. Если день теплый  – будет 40 теплых дней, а холодный  – 40 холодных. Отметить это в дневнике наблюдений.

АПРЕЛЬ

  • Рассказать, что если синее небо в апреле  – к теплу и дождю. А звездные ночи в конце апреля  – к урожаю. Отметить рисунком в дневнике наблюдений.
  • 18 апреля  – день Федула-ветренника. Объяснить, чем знаменит этот день. Если день солнечный  – ждите хорошего лета, если пасмурный  – ненастье и плохое лето.
  • 24 апреля  – Если воды не потекли, то весна поздняя и лето будет плохим.

МАЙ        

  • Рассказать, что если май холодный  – год хлеборобный. Дождь в мае  – жди урожая.
  • Обратить внимание на прогулке 4 мая на черемуху. Если черёмуха зацвела, то будет тёплое лето.
  • 13 мая  – этот день отмечен в русской традиции особыми приметами. Если вечером этого дня небо будет звездным и поднимется теплый ветер  – то, лето будет богато грозами и теплом, а урожай будет обильным. Отметить в дневнике наблюдений это число и нарисовать соответствующий теме рисунок. 25 мая  – день Епифана. Примечали: «Если на Епифана утро в красном кафтане, то лето будет сухое, пожарное». Отметить в дневнике.
  • 26 мая  – Лукерья Комарщица. Появились комары. Будет потепление в ночную пору. Наши предки с этого дня начинали сбор лекарственных трав. Сделать заметку в дневнике наблюдений.

Это лишь малая часть дней весны, по которым можно предсказывать погоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные приметы о весне

Обобщение представлений детей о характерных признаках весны....

Весна народные приметы

Весна   народные приметы...

Календарь народных примет весны

Занимательные материалы для ознакомления старших дошкольников с народными приметами весны....

Народные приметы весны детям

Народные приметы весны детям...

25.03.23 Народные приметы весны.

Народные приметы весны....

Весенние народные приметы весны

Народные приметы о весне                    ***Пришёл марток – надевай двое порток!Весной и заяц на слуху сидит.Увидел на вербе пушок – и ...

Сборник «Народные приметы. Весна»

Сборник «Народные приметы. Весна»...