Воздух-невидимка
план-конспект занятия

Ефремова Евдокия Ивановна

итоговое интегрированное занятие по образовательной области «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-nevidimka_2016.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей с нарушениями зрения №70»

Воздух-невидимка

итоговое интегрированное занятие по образовательной области «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Ефремова Е.И.

   

Нижнекамск

Количество детей: 13 человек.                                                                                                Возраст детей: 5-6 лет                                                                                                               Вид организационно – образовательной деятельности: образовательная.                         Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».                                                                              Форма деятельности: групповая                                                                                                      Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, продуктивная, двигательная.                                                                                           Программные задачи:                                                                                                 Воспитательные: закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности; учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу; воспитывать дружеские отношения между детьми: привычку играть, трудиться, заниматься сообща.                                       Развивающие: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы её достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.    Образовательные: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ; развивать интерес детей к познавательной деятельности и экспериментированию; учить детей делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.                           Методы и приёмы: сюрпризный момент, словесный (беседа, загадывание и разгадывание загадок); наглядный (рассматривание, показ); игровой, эвристический (эксперименты, опыты).                                                                                                                                 Словарная работа: живая природа, неживая природа, воздух, почва, опыт, пузырьки, прозрачный, сухой, пустой, вытесняет.                                                             Демонстрационный материал: карточки для обозначения свойств воздуха, игрушка лягушонок.                                                                                                                      Раздаточный материал: один стакан с водой, трубочки для коктейля, пустой стакан, целлофановые пакеты, острые палочки.                                                                  Оборудование: весы подвесные, шары воздушные.                                              Инструменты: воздушные шары- 13шт., стаканы с водой-13шт., трубочки для коктейля -13шт.,целлофановые пакеты-13шт., мыльные пузыри.                                               Предварительная работа педагога с детьми: беседа «Живая и неживая природа; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдение на прогулке за ветром.           Предшествующая работа педагога:продумывание опытов, подбор стихов о ветре, офтальмологическая пауза, физкультминутки, составление конспекта занятия.

Структура занятия:

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент: Дети входят в группу, становятся полукругом на ковре. Получают задания.

  1. Постановка цели и задачи:

1.2.1. Сообщить детям, что сегодня будет необычное занятие, будем творить чудеса, ставить опыты, экспериментировать. Привлечь интерес к занятию, вызвать желание детей узнать больше нового.

  1. Загадывание загадки о воздухе.
  2. Сюрпризный момент (на воздушных шарах влетает Лягушонок).
  3. Диалог с лягушонком.

П.        Основная часть

  1.  Опыт 1. «Как поймать воздух».
  2.  Опыт 2. «Что в стакане?».
  3.  Офтальмологическая пауза.
  4.  Опыт 3. «Воздух легче воды».
  5.  Физкультминутка «Мыльные пузыри»
  6.  Опыт 4. «Имеет ли воздух вес».
  7.  Опыт 5. «Движение воздуха».

Ш.       Заключительная часть

  1. Заключительная беседа. Лягушонок прощается с детьми.
  2. Подведение итогов.
  3. Анализ занятия: Что нового узнали из опытов?

Посадка детей: вводная и заключительная части проводятся на ковре; основная часть – в мини лаборатории, за столами.

Ход:

  1. Вводная часть

Педагог: Сегодня мы с вами попробуем творить чудеса. Но сначала давайте вспомним: что относится к живой природе? (Люди, животные, растения).                                                                Что относится к неживой природе? (Камни, вода, воздух, почва, звёзды).                                  Молодцы! А сейчас отгадайте загадку. Если отгадаете, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.Он нам нужен, чтоб дышать,                                                                                                                  Чтобы шарик надувать.                                                                                                                                С нами рядом каждый час,                                                                                                                            Но невидим он для нас.                                                                                                                                                        (Воздух)Педагог. Правильно, ребята, это воздух! И сегодня мы поговорим о воздухе. Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.                                                                                                                                                                        (Из-за дверей доносятся звуки)                                                                                                          Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!                                                                                                Педагог. Кто это там кричит? (Открывает двери)                                                                                         В комнату на воздушных шарах влетает Лягушонок.Педагог. Здравствуй, Лягушонок! Как ты к нам попал?Лягушонок. Здравствуйте, ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понёс, понёс и принёс к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что вы здесь делаете? Можно мне остаться?Педагог: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может его вовсе нет?Педагог: Погоди, Лягушонок. Я тоже с ним ни когда не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.Лягушонок: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?Педагог: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини- лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты, как настоящие учёные. (Дети переходят за столы).

П.        Основная часть

Опыт 1. «Как поймать воздух».Педагог: Возьмите со стола целлофановые пакеты и пробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?Лягушонок: Я уверен, что там ничего нет!Педагог: Хорошо, давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?                                           (Педагог подносит пакет к Лягушонку)                                                                                                Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую.Педагог: Молодец, Лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Давайте поставим на мольберт карточку- обозначения свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный»                                                                                                                             Опыт 2. «Что в стакане?»Педагог: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?Лягушонок: Это же всем понятно, что в нём ничего нет.Педагог: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится ёмкость с водой и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно отпускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри - сухой.                                        (Педагог предлагает детям потрогать стакан внутри.)Ребята, почему вода не попала в стакан?Какой можно сделать вывод?Правильно, в стакане находится воздух, он не пропускает воду. А теперь попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод?При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая место воздуха.Лягушонок: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело!Педагог: Молодец, Лягушонок! Ты мне подсказал ещё один интересный опыт с воздухом.  

Офтальмологическая пауза

Опыт 3. «Воздух легче воды».Педагог: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? (Воздух). Откуда он берётся? (Мы его вдыхаем носом, а выдыхаем ртом в трубочку).Лягушонок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?Педагог: Потому что воздух легче воды.Педагог: Давайте поставим на мольберт ещё одну карточку, которая обозначит свойство воздуха «Воздух легче воды».Ребята, Лягушонок! А у меня для вас есть небольшой сюрприз.(Педагог достаёт мыльные пузыри). Что это? (Пускает мыльные пузыри). Что находится внутри мыльных пузырей, как вы думаете? Давайте немножко поиграем.                                                                                               Физкультминутка. (сначала одни дети будут надувать, а другие ловить, а потом наоборот).

Если дунуть посильней,                                                                                                                             Будет много пузырей!                                                                                                                                          Раз, два, три, четыре, пять,                                                                                                                                     Ни за что их не поймать.

И скажи, на что похоже?

В этих мыльных переливах,                                                                                                              Всё нарядно и красиво…                                                                                                                   Только в руку брать нельзя,                                                                                                                                 Лопнет, попадёт в глаза…                                                                                                                                                                                                                                                                          Пусть себе летают,                                                                                                                                                                                                                                                                 Небо украшают                                                                                                                  

Педагог: Наигрались. А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия! Как вы думаете, воздух имеет вес?                                                                                              Лягушонок: Конечно, нет!                                                                                                            Педагог: Хотите проверить?

Опыт 4. «Имеет ли воздух вес» (Педагог берёт в руки воздушный шар).                              Педагог: Что у меня в руках? Почему он так называется? Молодцы! Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из верёвочки и палочки (показывает весы). С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит, шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Ставим на мольберт новую картинку- обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес»                              Лягушонок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете, ребята?                         Педагог: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха».                                                                                                                  Лягушонок: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами?                       Педагог: Подожди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить запах до нас.                                                                                           Лягушонок: Он ещё и двигаться умеет?                                                                                Педагог: Скажи, Лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях?                                            Лягушонок: Меня ветер принёс.                                                                                                             Педагог: Ребята, а что такое ветер? Какой бывает ветер? Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, кружится вертушка, пар изо рта). А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

Опыт 5. «Движение воздуха».

Педагог: Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? А если бы сейчас открыли окна? Что бы вы почувствовали? Итак, делаем вывод, что воздух движется, и ставим новую карточку – обозначение движения воздуха.

Ш.       Заключительная часть

Педагог: Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руки и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?Дети: Нет! Нам было плохо! Мы не можем без него дышать!                                                                  Лягушонок: Спасибо вам, ребята, за интересные опыты: Я очень многое узнал. Самое главное, я узнал, что мы дышим воздухом. Воздух – часть природы! Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему они называются воздушными! Мне пора возвращаться на свой пруд. Теперь я расскажу всем своим друзьям, что такое воздух. До свидания, ребята!                                                                                                                                        Педагог: Ребята, что нового узнали на занятии? Давайте ещё раз вспомним обозначения о воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"

План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...