Дополнительная общеразвивающая программа "Юный экономист"
материал по математике (старшая группа)

Кропотова Татьяна Юрьевна

Программа  по финансовой грамотности для  саршего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekonomist.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

(КОиН администрации г. Новокузнецка)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 157»  

 (МБ ДОУ «Детский сад № 157»)

ИНН 4218016285, 654040, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, улица  40 лет ВЛКСМ, Дом 78-А, тел. 8-(3843)-54-80-36,  E-mail: DOU157@yandex.ru

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МБ ДОУ

«Детский сад № 157»

__________О.Н.Володина

приказ №____________

«___» _________ 2019г.

Дополнительная общеразвивающая программа

по формированию основ финансовой грамотности для дошкольников старшего дошкольного возраста

 «Юный экономист»

Составитель:

Кропотова Т.Ю., старший воспитатель

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

МБ ДОУ «Детский сад № 157

Протокол № ______

от «__» ________ 2019г.

Новокузнецкий городской округ, 2019

Стр.

Содержание

I

Пояснительная записка

  • Актуальность программы
  • Цель, задачи, принципы программы
  • Научное и  методологическое обоснование
  • Организация образовательной деятельности
  • Структура занятий
  • Методическое и материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
  • Ожидаемые результаты и итоговая форма  контроля

2

II

Учебно – тематический план работы

8

III

Содержание программы

9

V

Литература  

9


«Всё преимущество иметь деньги,

заключается в возможности ими пользоваться»
Бенджамин Франклин

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

На протяжении десятилетий в нашей стране креп и развивался очень опасный стереотип, согласно которому финансовая грамотность нужна только людям, работающим на рынках финансов. И только сейчас начинает приходить болезненное осознание того, что без неё мы как маленькие дети, которые не умеют читать и считать.

Увидели образовавшийся вакуум в сфере финансового образования и руководящие органы власти. В 2017 году в России утвердили стратегию по ликвидации безграмотности в денежных вопросах, рассчитанную до 2023 г.

Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна?

Финансовая грамотность – это необходимые знания, которые помогают планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще один важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.

По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребёнок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.

Очень важно вести эту работу совместно с родителями, так как пример взрослых является основополагающим. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их.

Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться?

Многие хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Обязанность родителей объяснить ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное, зачастую неверное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.

Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости предметов, разбираться в видах профессиональной деятельности.

В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена.

В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений. Первые шаги в обучении малышей начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты.

Дошкольники начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.

Старшие дошкольники соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Поэтому необходимо сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста:

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными  – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;

- научить правильно, относиться к рекламе, разбираться с ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. 

Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.

Главная образовательная и воспитательная задача  в детском саду –  дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

Заниматься финансовой грамотностью  детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.

        Формирование основ финансовой грамотности у детей способствует успешной социализации в обществе - именно правильно обращаться с деньгами в будущем, решающий фактор для успешности ребенка. Воспитание финансовой грамотность способствует целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

        Задачи:

- научить дошкольников правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными  – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;

- научить правильно, относиться к рекламе, разбираться с ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.


II УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения  тем программы с указанием распределения учебных часов, носит примерный характер.

Учебно – тематический план старшего дошкольного возраста

Первый год обучения

Тема занятий

Количес-тво занятий

«Что такое деньги. История денег. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

2

 «Потребности. Хочу и надо.»

2

«Семейный бюджет и расход семьи».

2

 «Товар.Товарообмен.»

2

«Выгода. Убыток»

1

«Экономия. Экономия тепла, света, воды»

2

«Благотворительность»

1

Второй год обучения

Блок

Тема

Количество занятий

Семья

Что такое семья? Обязанности членов семьи. Слова «хочу» и «надо»

2

Доход и расход семьи

Заработная плата. Семейный бюджет и расход.

1

Деньги. История денег.

Что такое деньги. Для чего они нужны.

История денег. Денежные единицы. Игра «Банк»

2

Потребности и возможности

Потребности людей. «Хочу», «надо»  - делаю выбор.

2

Экономика

Что значит экономить? Экономия тепла, света, воды. Покупатели и продавцы. Почему цены разные? Игра «Аукцион»

2

Наш город

Игра «Магазин», Открываем свое кафе. Строительный бизнес.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно) на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно)...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...