Конспект НОД по познавательному развитию (раздел "Приобщение к социокультурным ценностям") по теме"Русская берёза".
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект НОД по познавательному развитию (раздел "Приобщение к социокультурным ценностям") по теме"Русская берёза".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма «Берёзка»
Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки»
в средней группе №7 «Дельфин»
на тему: «Русская берёза»
Подготовила и провела:
воспитатель Климина А.А.
г. Когалым
2019 год.
«Русская береза»
Цель:
- Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берѐзе.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать работу по накоплению социокультурной категории «Образ»;
- Довести до понимания детей, что береза является символом России;
- Учить передавать характерные особенности изображения берѐзы ;
- Упражнять в умении отвечать на вопросы по содержанию сказки;
- Вызвать эмоционально-положительное отношение к берѐзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.
Развивающие:
- Развивать у детей умение выражать свои добрые чувства.
- Развитие мотивации на общение со взрослыми.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Словарная работа:
- Обогащение словаря: белоствольная, береста;
- Активизация: кудрявая, стройная.
Формы реализации детских видов деятельности: слушание аудиозаписи «Щебет птиц», разговор в ресурсном круге, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, музыкально-ритмические движения, пальчиковая гимнастика, рисование.
Предварительная работа: чтение рассказа К.Д.Ушинского «Берёзка», разучивание стихотворений о березе, беседа «Берёза – символ России», рассматривание иллюстраций с изображением берёзы в разное время года, дидактическая игра «Разрезные картинки», разучивание музыкально-ритмических движений под русскую народную песню, разучивание пальчиковой гимнастики «Ветер по полю гулял».
Материал к НОД: макет берёзы, аудиозапись «Щебет птиц», иллюстрации с изображением берёзы, разрезная картина с изображением берёзы (2 шт.), платочки для девочек, шкатулка, разноцветные ленточки, листы для изо-деятельности из тетради «Истоки», карандаши, магнитофон.
Ход НОД:
( Дети и родители сидят на стульях. Звучит аудиозапись «Щебет птиц» )
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас сюрприз, но сначала попробуйте отгадать загадку:
Загадка:
Русская красавица
стоит на поляне,
В зелѐной кофточке,
в белом сарафане.
Дети: Берёза.
(Родитель вносит макет берёзы)
Воспитатель: Посмотрите, вот и она, наша русская березка. Что вы можете рассказать о берѐзе? (Выслушивает ответы детей) За что вам нравится берѐза? (Выслушивает ответы детей) Вы знаете, какое дерево является символом России? Давайте посмотрим на него повнимательней.
(Рассматривание иллюстраций «Берёза в разное время года»)
Воспитатель: Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за еѐ красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. У всех берез очень необычная кора.
-Чем необычна кора березы? (Ответы).
-Березу за еѐ кору называют белоствольной. (Дети повторяют).
- Белую кору называют берестой (Дети повторяют).
Игра « Собери целое из частей» (8 частей)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю собрать картинку из нескольких частей. Разделитель на две команды и принимайтесь за дело.
(Дети собирают на мольбертах картинки)
Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые берѐзки у вас получились, вы правильно и быстро собрали картинку!
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем стихотворения о красавице-берёзке, предлагаю рассказать их нашим мамам и папам.
Дети читают стихотворения:
1. У задумчивой березки на ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти, почки в листья распусти.
2. Белоствольная берѐза – символ Родины моей.
Нету деревца другого сердцу русскому милей.
3. Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную.
Воспитатель: Спасибо, вам, ребята за стихотворения. В старину вокруг берёз часто водили хороводы.
Хоровод «Мы вокруг берѐзки»
1.Посмотри берѐзка, мы к тебе идѐм.
Яркие платочки мы тебе несѐм. (Дети идут по кругу)
Припев: Ты березка посмотри, посмотри
С нами вместе попляши, попляши. (Кружатся на месте).
2.Девочки к берѐзке ближе подойдут.
Яркими платочками весело взмахнут. (Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу приплясывая).
Припев: Ты березка посмотри, посмотри
С нами вместе попляши, попляши. (Кружатся на месте).
3.Разошлись ребятки и пошли гулять. Про берѐзку песню нежно напевать. (Идут в разных направлениях, гуляя.)
Припев: Ты березка посмотри, посмотри
С нами вместе попляши, попляши. (Кружатся на месте).
(Дети и родители выполняют музыкально-ритмические движения под русскую народную мелодию «Мы вокруг берёзки», у девочек и мам в руках платочки.)
Ресурсный круг:
Воспитатель: Ребята, о русской берёзе писали не только песни и стихи. Есть много рассказов и сказок о белоствольной красавице. Садитесь поудобнее, я вам сказку расскажу о полевой берёзоньке.
Воспитатель читает сказку:
Плачет одинокая полевая березонька, увидала красную девицу Марьюшку , плачет, бедная:
- Марьюшка, Марьюшка, сходи за водичкой, полей мои корешки сухие – опадут мои листочки молодые!
- Сходила бы я за водичкой, да рассохлись ведёрки дубовые , мелкие ручейки в землю ушли.
Увидала Марьюшка слезоньки у белой березоньки, пожалела. Стала дождик закликать:
- Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей.
На меня - по ложке,
На людей - по плошке,
На березушку-
Малой грозушкой!
Тут тучка пришла, дождя принесла. Матушку-землю полила, да не уходила. Марьюшка опять стала радугу звать:
- Радуга – дуга!
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!
Перекинься на луга,
Уведи с собой дождя!
Перекинулась радуга – дуга на зеленые луга кольцом – колесом, тучу унесла золотым концом. У березоньки просохли слезоньки, повернулась она к Марьюшке боком и угостила сладким соком.
Да и принесло нам это летечко: грибы в берестечко, ягоды в лукошко, красно солнышко в окошко, дождичка немножко.
(Беседа по содержанию сказки)
Воспитатель:
-Как Марьюшка помогла берёзоньке?
- Как отозвались дождик и радуга на просьбы Марьюшки?
- Как отблагодарила Берёзка Марьюшку?
- Что люди получили в благодарность за доброе слово Марьюшки?
- Какие добрые и ласковые слова вы можете сказать нашей берёзке?
Воспитатель: Вот какими красивыми, ласковыми словами вы рассказали про берёзку. Спасибо вам за это, мои добрые и ласковые ребята. Предлагаю каждому из вас нарисовать свою берёзку.
(Дети и родители проходят и рассаживаются за столы. На столах приготовлены страницы из тетради « Истоки» и цветные карандаши)
Воспитатель: Давайте разомнѐм наши пальчики, чтобы они были послушными.
Пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал
Листья у берѐз считал
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальцы загибать,
А потом, а потом по порядку разогнѐм.
(Дети и родители рисуют берёзу, под фоновую музыку «Во поле берёза стояла», готовые рисунки размещают на магнитной доске.)
Воспитатель: Какие красивые белоствольные берёзки у вас получились, ребята. Вижу, и родители очень старались. Молодцы!
- У меня есть шкатулка, в которой находятся ленточки. Согласно старинной легенде на берѐзе люди завязывали лоскуток ткани, или ленточку и загадывали желание. Давайте, каждый завяжет на берѐзе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться.
(Дети и родители берут ленточки, привязывают на макет берёзы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе «Заколдованная страна (транспорт)»
Конспект занятия по познавательному развитию. На занятии дети классифицируют транспот (городской, железнодорожный, водный, воздушный)...
Конспект занятия по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе «Заколдованная страна (транспорт)»
Конспект занятия по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области " Познавательное развитие приобщение к социокультурным ценностям" по теме : " Путешествие в прошлое книги"в подготовительной группе
Знакомство детей с историей создания и изготовления книг....
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: приобщение к социокультурным ценностям» по теме: «Россия – родина моя!» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности
Обобщение знаний детей о России, закрепление знаний о флаге , гербе , гимне, формирование уважительного отношения к государственным символам. Воспитание у детей патриотического чувства к Родине....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) для детей старшей группы. Тема: «Кем быть?»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(приобщение к социокультурным ценностям) для детей старшей группы. Тема: «Кем быть?»...
Конспект СИОС по познавательному развитию. Приобщение к социокультурным ценностям. В старшей группе.
Тема: Профессия-животновод. Трудовые династии.Цель: Формирование позитивного отношения к труду взрослых....
Конспект НОД в младшей группе А по образовательной области «Познавательное развитие» Приобщение к социокультурным ценностям на тему « Зайка ищет друзей»
Формировать у детей представления о дружбе, о положительных чертах характера и поступках людей...