«Использование технологии проектной деятельности в ДОУ как одно из условий качества образовательного процесса в летний период»
статья
Использование на практике технологии проектной деятельности позволяет решить многочисленные задачи организации педагогического процесса в летний период, достичь нового качества деятельности дошкольной образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnye_tehnologii_kak_uslovie_kachestva_obr._protsessa.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Попова Татьяна Владимировна, старший воспитатель
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №27 «Золотая рыбка»,
город Котлас Архангельской области
«Использование технологии проектной деятельности в ДОУ как одно из условий качества образовательного процесса в летний период»
На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной, творческой личности, способной легко адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно добывать знания и применять их в практической жизни, значительно возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса.
Планирование работы в летний период в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, согласно которым непрерывная непосредственно образовательная деятельность не проводится, а осуществляется воспитательная, физкультурно-оздоровительная работа, деятельность художественно-эстетической и познавательно-исследовательской направленности в виде совместной образовательной деятельности преимущественно на свежем воздухе. Практика показывает, что педагоги испытывают определенные трудности при организации работы с детьми в данный период, поскольку комплектование групп осуществляется по смешанно-возрастному принципу. Насколько удачно будет проводиться работа с детьми, во многом зависит от планирования деятельности педагогов в целом по ДОУ и в каждой возрастной группе.
Желание сделать пребывание детей летом в детском саду интересным и непринужденным привело педагогический коллектив к использованию проектного метода организации воспитательно-образовательного процесса, что позволяет улучшить качество педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Очень часто проектная деятельность напрямую связывается педагогами только с организованным образовательным процессом в строгих рамках учебного года (с сентября по май). Если вспомнить определение проекта и положения ФГОС ДО о том, что ребенок развивается в деятельности, то станет понятной необходимость непрерывности проектной деятельности в летний период. Ведь именно в летнее время у детей появляется больше возможности исследовать, экспериментировать, наблюдать за объектами живой и неживой природы, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Метод проектов позволяет технологизировать дошкольное образование: дает четкий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребенка. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, тщательно готовиться к планированию и реализации совместных мероприятий, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса, а так же подталкивает к активному взаимодействию всех участников образовательного процесса: детей, воспитателей ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.
Проектная деятельность строится на принципах:
- системности;
- сознательности и активности;
- уважение личности ребенка;
- комплексного использования методов и приемов педагогической деятельности;
- учѐта возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- интеграции образовательных областей;
- деятельностного подхода;
- преемственности во взаимодействии с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
В нашем дошкольном учреждении с 2014 года в мае стартует фестиваль проектов, реализуемых в летний период, а затем в начале учебного года организуется круглый стол «Ярмарка педагогических идей», где педагоги презентуют свои проекты, делятся своими интересными идеями, наработками.
Структура реализации проектов включает 3 этапа:
1 этап - подготовительный – составление плана проекта, постановка проблемы, изучение методической литературы, создание РППС по теме (подбор дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы, изготовление пособий, атрибутов для игровой деятельности).
2 этап – основной – реализация проекта через организацию различных видов совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми по пяти образовательным областям с привлечением родителей и социума.
3 этап – заключительный – результаты в виде полученных новых знаний или продукта творческой деятельности, презентация проекта.
Тема проектов может совпадать с тематическим планирование на лето, выбираться по интересам детей, а так же по результатам мониторинга освоения детьми основной образовательной программы.
Педагогами нашего дошкольного учреждения были реализованы следующие проекты: «Я люблю свой город Котлас», посвященный праздничным мероприятиям в честь Дня рождения города (старший дошкольный возраст). Цель: формирование у детей любви к родному городу и его истории. Проект получился насыщенным и включил следующие мероприятия: беседы, ситуации общения, дидактические игры, чтение произведений котласских писателей, экскурсии на стадион СОШ №7, в спорткомплекс «Салют», выставочный зал ДК «Береста на века», в автогородок СОШ №18; встреча с котласским писателем В. Чиркиным, поэтессой Л.В. Щелкуновой. Полученные знания, дети смогли продемонстрировать на итоговом мероприятии – викторина «Знатоки родного города».
Проект «Лето-красное, для здоровья время прекрасное» (межгрупповой, партнерский). Цель: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников ДОУ в летний период. Совместная деятельность включала: знакомство со спортивными объектами, известными спортсменами нашего города; медицинский работник рассказал и показал на практике о пользе закаливающих процедур; участие родителей в спортивных мероприятиях и др. Результат проекта – создание выставки детско-родительских творческих работ «Мы за здоровый образ жизни», квест-игра «В поисках здоровья».
Реализуя проекты «Безопасное лето в городе», «Азбука безопасности» дети совместно с педагогом через игру находили ответы на многочисленные вопросы безопасного поведения дошкольника на дороге, в природе, быту. Учились как правильно себя вести в экстренных ситуациях.
Лето – чудесная пора для реализации познавательно-исследовательских, творческих проектов «История голубой капельки», «Чудесная песочница», «Солнечный лучик». Играя, экспериментируя с песком, водой и солнечными лучами на прогулке, дети расширили свои представления о свойствах этих природных объектов. Учились делать элементарные выводы из своих наблюдений, решали смоделированные педагогом проблемные ситуации.
Проекты «Люблю березку русскую» (2 младшая группа) и «Деревья нашего края» (старшая группа), «Мир насекомых глазами ребенка» познакомили детей с флорой и фауной родного края. Совместно образовательная деятельность воспитателя с детьми включала: решение проблемных ситуаций; познавательно-исследовательскую деятельность; экскурсии к городской больнице (зеленая зона), где дети могли познакомиться с видовым разнообразием деревьев; наблюдения за насекомыми; чтение художественной литературы; продуктивные (создание макета «Смешанный лес», книги «Деревья нашего города»), театральное представление «Бал насекомых» и игровые виды деятельности.
Все мероприятия организуются преимущественно на свежем воздухе. Родители – это не только источник информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и непосредственные участники образовательного процесса: судьи в спортивных мероприятиях (шашечный турнир, футбольный матч); участники флэш-мобов утренних гимнастик на свежем воздухе, фестиваля «Песочная фантазия»; сопровождающие во время экскурсий; активные помощники в создании РППС на прогулочных участках и зон детской активности. Совместные с родителями проекты формируют у них потребность в общении с детьми повышают педагогические знания. Взаимодействие с социумом создает благоприятные возможности для обогащения знаний дошкольника о спортивных объектах, общественных зданиях, профессиях взрослых и творчеством знаменитых людей нашего города.
В ходе реализации проектов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, развивать индивидуальность ребенка, его самостоятельность, инициативность, поисковую активность, реально учитывать зоны ближайшего развития ребенка.
Мы считаем, что использование на практике технологии проектной деятельности позволяет решить многочисленные задачи организации педагогического процесса в летний период, достичь нового качества деятельности дошкольной образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников
Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии проектной деятельности старшая группа Тема «Ожившие предметы»
Закрепление с детьми знаний о посуде и её характерных особенностях....
Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологии проектной деятельности
Семинар практикум...
Инновационный образовательный проект "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"
Инновационный образовательный проект"Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...
Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"
Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...
Презентация к опыту работы по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО»
Презентация к опыту работы по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ...
«Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.
laquo;Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.Подготовила Рыжова Т.В.Слайд 2.Начну я с китайской притчи, которая гласит: &la...