Становление и развитие у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру.
статья

КАНУННИКОВА ВЕРА АФАНАСЬЕВНА
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kanunnikova_statya.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Становление и развитие у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру.

    Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.  Учеными доказано что, именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.     Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В среде духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, и межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагичное комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, безобразное отталкивает, а трагическое учит сочувствию.

        Эстетическое воспитание – процесс целенаправленного формирования у человека способности понимать и ценить прекрасное и комическое, чувствовать и переживать трагическое, создавать красоту во всех сферах жизни.

       Это значит, что в процессе эстетического воспитания решаются две задачи: совершенствование всех составных частей эстетического сознания и формирование потребности и способности вносить в трудовой процесс и его результаты гармонию и совершенство.

       Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок развивается, но не осознаёт эстетическую сущность предметов. Без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах. Общение с взрослыми, поведение окружающих, взгляды, жесты, мимика – всё это фиксируется и откладывается в его сознании.

       Круг первоначального общения ребенка ограничен родителями и ближайшими родственниками. Поэтому их ответственность за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений и их долговечность. Поэтому основы эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно.

       Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта: чистота, порядок, удобства, красота, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине. Уже с 2 лет детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятность одежды. Так у ребенка сформируется понимание того, что красота - дело рук человека. Познание цвета, формы и величины происходит через манипуляции с предметами, возможность моделировать и конструировать. Поэтому большое значение имеет наличие разнообразных и ярких игрушек и предметов в окружающей ребенка среде. Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребенка, приобретение им практических навыков начинается в раннем возрасте.  В этом возрасте начинается формирование эстетического идеала, представления о совершенном.    

        Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Его характерная особенность – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни. У ребенка начинает формироваться художественный вкус, то есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни.        

       Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса. Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни. Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности.

       Задачи эстетического воспитания связаны с формированием морального облика ребенка. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо накопление эстетических впечатлений, развитие эмоциональных и познавательных процессов. Поэтому эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами. Эстетическое воспитание тесно связано с другими формами воспитательной деятельности - с интеллектуальной, трудовой, нравственной, физической. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

       С.А.Козлова и Т.А.Куликова выделяют две группы задач эстетического воспитания:

- формирование эстетического отношения детей к окружающему (развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного);

- формирование художественных умений в области разных искусств (обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества).

       Эти два направления находятся в тесной взаимосвязи. Для их реализации необходимы следующие условия:

  • окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);
  • насыщенность быта произведениями искусства;
  • самостоятельная активная деятельность детей;
  • осуществления индивидуального подхода к ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Становление эстетического отношения к окружающему миру посредством музейной педагогики».

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Я поведу тебя в музей!"...

Презентация " Становление эстетического отношения к окружающему миру; выявление и развитие индивидуальных творческих способностей детей".

В данном материале освещены задачи и методы эстетического воспитания детей и развития индивидуальных творческих  способностей детей....

Презентация на тему: Возможности использования интерактивного оборудования в развитии у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру

Презентация  на тему: Возможности использования интерактивного оборудования в развитии у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру...

КУРСОВАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА Становление и развитие у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему Становление и развитие у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру.направления  44.03.01.Педагогическое образованиепсихолого-педагогического и специального о...

Презентация на тему "Формирование у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру через ознакомление с природой родного края"

В данной презентации раскрывается вопрос актуальности формирования эстетического отношения к окружающему миру  детей дошкольного возраста через ознакомление их с природой родного края, широко пре...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ

В статье говорится об актуальности эстетического воспитания детей дошкольного возраста, о задачах, методах и приемах работы с ними  при ознакомлении с природой родного края....