Организация образовательного процесса в группах раннего возраста
статья (младшая группа)
Особенности организации образовательного процесса
в группах раннего возраста
Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет.
Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная деятельность. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания
Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются:
- сохранение здоровья ребёнка,
- полноценное физическое развитие,
- развитие речи,
- развитие игровой деятельности,
- сенсорное развитие,
- формирование основных психических процессов,
- развитие умственных познавательных и творческих способностей.
Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей:
· образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей.
· строго по подгруппам: число участников 6-8 детей. Длительность занятия не превышает 10–15минут, обязательно с включением двигательного задания.
· важно повторение занятий, действия умения, знания приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание.
Первая младшая
(от 2 до 3 лет)
№ п/п | Перечень образовательных областей | Количество учебных часов на изучение образовательных областей |
1 | Физическая культура | 2 |
2 | Ребенок и общество | 2 |
3 | Элементарные математические представления | - |
4 | Ребенок и природа | - |
5 | Развитие речи и культура речевого общения | 2 |
6 | Обучение грамоте | |
7 | Искусство(рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка) | 4 |
Общее количество учебных часов (игр, занятий) в неделю. | 10 |
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА К 3 ГОДАМ
(согласно Учебной программе дошкольного образования)
Физическое развитие
Уверенно ходит, много бегает, любит выполнять такие движения, как бросание, лазанье, прыжки (подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, в длину с места); владеет разными способами движений (ходьба на носках, приставным шагом и т.д.), проявляет высокий интерес к новым движениям, настойчиво старается овладеть ими, самостоятельно повторяя по 15 - 20 раз подряд. Умеет пользоваться знакомыми движениями в новой обстановке.
Любит подвижные игры, умеет выполнять простые правила, вслушиваться в игровые сигналы и реагировать на них (остановиться, изменить направление движения, темп, амплитуду).
Социально-нравственное и личностное развитие
Узнает себя в зеркале и на фотографии, осознает свое "Я" и свою половую принадлежность ("Я девочка", "Я мальчик"); идентифицирует себя с представителями своего пола, осознает себя субъектом деятельности.
Проявляет стремление к самостоятельности, независимости, демонстрирует их ("Я сам", "хочу", "не хочу", "могу", "не могу").
Следует элементарным правилам поведения, которые способствуют сохранению жизни, проявляет осторожность.
Самостоятельно моет руки и лицо, одевается и раздевается с небольшой помощью взрослого (застегивание верхней пуговицы, молнии на спинке платья, завязывание шнурков и т.д.); самостоятельно принимает пищу, замечает непорядок в одежде, исправляет его самостоятельно или с помощью взрослого.
Проявляет интерес к активному взаимодействию с детьми, владеет элементарными способами общения.
Отображает впечатления, полученные в повседневной жизни в игровой деятельности, стремится быть как взрослый (копирует поведение, жесты, действия).
Играет рядом с другими детьми.
Бережно относится к игрушкам.
Проявляет самостоятельность в разных видах деятельности.
Вступает в совместную деятельность со взрослым и сверстниками.
Умеет обратиться с просьбой поменяться игрушкой с другим ребенком.
Выполняет несложные трудовые поручения: убирает на место игрушки после игр, с помощью взрослого ухаживает за растениями и животными; под руководством педагога участвует в наведении порядка в группе, на участке.
Познавательное развитие
Познавательная активность
Проявляет интерес к окружающим объектам:
обращает внимание на новые объекты, следит за перемещением, реагирует на изменения в пространстве;
переходит от простой манипуляции к предметным действиям, трогает, активно изучает, разбирает, совершает разнообразные действия, соответствующие свойствам предмета (мяч катает, кубики накладывает друг на друга, машинку перемещает на колесах, ставит в "гараж"), называет предметы и действия с ними.
Задает вопросы: устанавливающие (что это? кто это?); уточняющие (а это мотоцикл?); определительные (как? какой?); причинные (зачем? почему?).
Выполняет действия: подражательные; инициативные.
Развитие сенсорных процессов
На уровне зрительного узнавания:
различает основные цвета, сортирует предметы разных цветовых тонов; 4 - 5 основных форм (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), некоторые из них обозначает предэталонами (как крыша, кирпичик...);
размещает геометрические фигуры в ячейках соответствующей формы, выстраивает ряды "больше - меньше";
знает правую руку, правую ногу;
группирует предметы по сходным признакам, собирает пирамидку, матрешку, башенку и т.п.;
складывает картинки, разрезанные на 2, 3, 4 части.
Распознает звуки, адекватно реагирует на интонацию голоса близких, различает бытовые шумы, характер музыкальных произведений, различает и имитирует голоса животных и т.п.
Различает запахи (приятные и неприятные); вкус пищи (имеет вкусовые предпочтения).
Развитие памяти и внимания
Внимание малыша легко привлекают яркие, новые, движущиеся объекты, сюрпризные моменты (внимание непроизвольное, объем внимания - 2 - 3 предмета).
Способен сосредоточиться на интересной деятельности 5 - 7 мин.
Запоминает лица, имена детей, близких взрослых, запоминает и повторяет фразы из нескольких слов, повторяет 2 - 3 числа; может воспроизвести на память числовой ряд до десяти (память непроизвольная).
После многократного повторения запоминает четверостишия, потешки, фразы, может воспроизводить по памяти отрывки текстов (сказок, стихов).
Запоминает дорогу домой, дорогу в детский сад, ориентируется в пространстве двора, знает расположение качелей, горок и другого оборудования.
Развитие мышления
Самостоятельно устанавливает связи между словом и предметом, словом и действием, действием и результатом.
Использует наглядно-действенное практическое мышление в процессе бытовой деятельности и самообслуживания (складывает одежду, застегивает пуговицу, продевает шнурок в отверстие, застегивает липучки на одежде и обуви, пользуется ложкой, расческой, носовым платком и др.).
Решает практические задачи в действиях с предметами (достать что-либо с помощью вспомогательных средств, открыть-закрыть, собрать, "починить").
Развитие воображения
Переносит действие с одного предмета на другой; начинает применять предметы-заместители; в каракулях узнает образы; появляются представления воображения на основе описания и наглядного подкрепления (в процессе слушания сказок, при просмотре мультфильмов, при рассматривании иллюстраций...).
Подражает звукам и движениям животных.
Элементарные математические представления
Различает единично представленные предметы и группы предметов, может обозначить их словами ("один", "много"), самостоятельно составить множество предметов.
Различает группы из одного, двух, трех предметов (без пересчета), понимает смысл числительных "один", "два", "три".
Имеет элементарные представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб), может группировать их по одному признаку (цвет, форма, величина).
Имеет элементарные представления о частях суток, временах года.
Ребенок и природа
Замечает, отличает и называет основные состояния погоды.
Различает и называет жизненные формы растений (дерево, кустарник, трава), животных и их детенышей.
Показывает и называет части тела животного.
Речевое развитие
Играет со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий.
Узнает персонажей по звукоподражанию (ко-ко, му-му, ку-ка-ре-ку).
Произносит правильно гласные (а, о, у, и, ы) и простые согласные звуки (м, б, п, н, т, д, к, г, ф, в).
Использует названия предметов и игрушек.
Называет предметы и их части, действия и качества (машина, у машины колеса и руль, машина едет, она красная).
Изменяет слова по родам, числам и падежам, составляя предложения.
Вступает активно в речевые контакты со сверстниками.
Рассказывает сказки, воспроизводит рассказы-образцы.
Проговаривает отдельные фразы вслед за взрослым, договаривает отдельные слова.
Эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, создает изображения: рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи, заполняет листы бумаги мазками, пятнами.
Владеет первоначальными представлениями об изобразительных материалах, использует их по назначению; выбирает самостоятельно цвета красок, фон листа бумаги, экспериментирует с красками, карандашами, комком глины, готовыми аппликативными формами.
Осваивает технические навыки в рисовании (промывает кисть, аккуратно берет краску, с интересом рисует пальчиками).
Владеет приемами лепки (раскатывает комок глины в ладонях, видоизменяет комок с помощью пальцев, соединяет части); приемами выкладывания готовых форм, наклеивания их на бумагу (с помощью взрослого).
Создает простые конструкции путем комбинирования знакомых по форме деталей, проявляет интерес и участвует в сюжетном конструировании.
Проявляет активное желание к сотворчеству со взрослыми, дополняет готовые изображения своими деталями.
Музыкальная деятельность
Слушает вокальную и инструментальную музыку. Проявляет эмоциональный отклик на музыку. Различает веселую и грустную музыку, громкую и тихую динамику, быстрый и медленный темп ее звучания. Проявляет интерес к детским музыкальным инструментам и различает их контрастное звучание: дудочка - колокольчик, треугольник - барабан, металлофон - бубен и т.д.
Произносит и подпевает легко произносимые, повторяющиеся слова, фразы несложных попевок, песенок в соответствии с характером музыки. Повторяет за взрослым и выполняет основные движения в упражнениях, плясовые движения (хлопки (в ладоши, по коленям), притопы (одной, двумя ногами), движения с атрибутами (индивидуально, в парах), сюжетно-образные действия в играх по показу педагога и самостоятельно в соответствии с характером музыки, текстом песни. Двигается в соответствии с характером музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации образовательного процесса
в группах раннего возраста
Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет.
Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная деятельность. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания
Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются:
- сохранение здоровья ребёнка,
- полноценное физическое развитие,
- развитие речи,
- развитие игровой деятельности,
- сенсорное развитие,
- формирование основных психических процессов,
- развитие умственных познавательных и творческих способностей.
Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей:
· образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей.
· строго по подгруппам: число участников 6-8 детей. Длительность занятия не превышает 10–15минут, обязательно с включением двигательного задания.
· важно повторение занятий, действия умения, знания приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание.
Первая младшая
(от 2 до 3 лет)
№ п/п | Перечень образовательных областей | Количество учебных часов на изучение образовательных областей |
1 | Физическая культура | 2 |
2 | Ребенок и общество | 2 |
3 | Элементарные математические представления | - |
4 | Ребенок и природа | - |
5 | Развитие речи и культура речевого общения | 2 |
6 | Обучение грамоте | |
7 | Искусство(рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка) | 4 |
Общее количество учебных часов (игр, занятий) в неделю. | 10 |
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА К 3 ГОДАМ
(согласно Учебной программе дошкольного образования)
Физическое развитие
Уверенно ходит, много бегает, любит выполнять такие движения, как бросание, лазанье, прыжки (подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, в длину с места); владеет разными способами движений (ходьба на носках, приставным шагом и т.д.), проявляет высокий интерес к новым движениям, настойчиво старается овладеть ими, самостоятельно повторяя по 15 - 20 раз подряд. Умеет пользоваться знакомыми движениями в новой обстановке.
Любит подвижные игры, умеет выполнять простые правила, вслушиваться в игровые сигналы и реагировать на них (остановиться, изменить направление движения, темп, амплитуду).
Социально-нравственное и личностное развитие
Узнает себя в зеркале и на фотографии, осознает свое "Я" и свою половую принадлежность ("Я девочка", "Я мальчик"); идентифицирует себя с представителями своего пола, осознает себя субъектом деятельности.
Проявляет стремление к самостоятельности, независимости, демонстрирует их ("Я сам", "хочу", "не хочу", "могу", "не могу").
Следует элементарным правилам поведения, которые способствуют сохранению жизни, проявляет осторожность.
Самостоятельно моет руки и лицо, одевается и раздевается с небольшой помощью взрослого (застегивание верхней пуговицы, молнии на спинке платья, завязывание шнурков и т.д.); самостоятельно принимает пищу, замечает непорядок в одежде, исправляет его самостоятельно или с помощью взрослого.
Проявляет интерес к активному взаимодействию с детьми, владеет элементарными способами общения.
Отображает впечатления, полученные в повседневной жизни в игровой деятельности, стремится быть как взрослый (копирует поведение, жесты, действия).
Играет рядом с другими детьми.
Бережно относится к игрушкам.
Проявляет самостоятельность в разных видах деятельности.
Вступает в совместную деятельность со взрослым и сверстниками.
Умеет обратиться с просьбой поменяться игрушкой с другим ребенком.
Выполняет несложные трудовые поручения: убирает на место игрушки после игр, с помощью взрослого ухаживает за растениями и животными; под руководством педагога участвует в наведении порядка в группе, на участке.
Познавательное развитие
Познавательная активность
Проявляет интерес к окружающим объектам:
обращает внимание на новые объекты, следит за перемещением, реагирует на изменения в пространстве;
переходит от простой манипуляции к предметным действиям, трогает, активно изучает, разбирает, совершает разнообразные действия, соответствующие свойствам предмета (мяч катает, кубики накладывает друг на друга, машинку перемещает на колесах, ставит в "гараж"), называет предметы и действия с ними.
Задает вопросы: устанавливающие (что это? кто это?); уточняющие (а это мотоцикл?); определительные (как? какой?); причинные (зачем? почему?).
Выполняет действия: подражательные; инициативные.
Развитие сенсорных процессов
На уровне зрительного узнавания:
различает основные цвета, сортирует предметы разных цветовых тонов; 4 - 5 основных форм (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), некоторые из них обозначает предэталонами (как крыша, кирпичик...);
размещает геометрические фигуры в ячейках соответствующей формы, выстраивает ряды "больше - меньше";
знает правую руку, правую ногу;
группирует предметы по сходным признакам, собирает пирамидку, матрешку, башенку и т.п.;
складывает картинки, разрезанные на 2, 3, 4 части.
Распознает звуки, адекватно реагирует на интонацию голоса близких, различает бытовые шумы, характер музыкальных произведений, различает и имитирует голоса животных и т.п.
Различает запахи (приятные и неприятные); вкус пищи (имеет вкусовые предпочтения).
Развитие памяти и внимания
Внимание малыша легко привлекают яркие, новые, движущиеся объекты, сюрпризные моменты (внимание непроизвольное, объем внимания - 2 - 3 предмета).
Способен сосредоточиться на интересной деятельности 5 - 7 мин.
Запоминает лица, имена детей, близких взрослых, запоминает и повторяет фразы из нескольких слов, повторяет 2 - 3 числа; может воспроизвести на память числовой ряд до десяти (память непроизвольная).
После многократного повторения запоминает четверостишия, потешки, фразы, может воспроизводить по памяти отрывки текстов (сказок, стихов).
Запоминает дорогу домой, дорогу в детский сад, ориентируется в пространстве двора, знает расположение качелей, горок и другого оборудования.
Развитие мышления
Самостоятельно устанавливает связи между словом и предметом, словом и действием, действием и результатом.
Использует наглядно-действенное практическое мышление в процессе бытовой деятельности и самообслуживания (складывает одежду, застегивает пуговицу, продевает шнурок в отверстие, застегивает липучки на одежде и обуви, пользуется ложкой, расческой, носовым платком и др.).
Решает практические задачи в действиях с предметами (достать что-либо с помощью вспомогательных средств, открыть-закрыть, собрать, "починить").
Развитие воображения
Переносит действие с одного предмета на другой; начинает применять предметы-заместители; в каракулях узнает образы; появляются представления воображения на основе описания и наглядного подкрепления (в процессе слушания сказок, при просмотре мультфильмов, при рассматривании иллюстраций...).
Подражает звукам и движениям животных.
Элементарные математические представления
Различает единично представленные предметы и группы предметов, может обозначить их словами ("один", "много"), самостоятельно составить множество предметов.
Различает группы из одного, двух, трех предметов (без пересчета), понимает смысл числительных "один", "два", "три".
Имеет элементарные представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб), может группировать их по одному признаку (цвет, форма, величина).
Имеет элементарные представления о частях суток, временах года.
Ребенок и природа
Замечает, отличает и называет основные состояния погоды.
Различает и называет жизненные формы растений (дерево, кустарник, трава), животных и их детенышей.
Показывает и называет части тела животного.
Речевое развитие
Играет со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий.
Узнает персонажей по звукоподражанию (ко-ко, му-му, ку-ка-ре-ку).
Произносит правильно гласные (а, о, у, и, ы) и простые согласные звуки (м, б, п, н, т, д, к, г, ф, в).
Использует названия предметов и игрушек.
Называет предметы и их части, действия и качества (машина, у машины колеса и руль, машина едет, она красная).
Изменяет слова по родам, числам и падежам, составляя предложения.
Вступает активно в речевые контакты со сверстниками.
Рассказывает сказки, воспроизводит рассказы-образцы.
Проговаривает отдельные фразы вслед за взрослым, договаривает отдельные слова.
Эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, создает изображения: рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи, заполняет листы бумаги мазками, пятнами.
Владеет первоначальными представлениями об изобразительных материалах, использует их по назначению; выбирает самостоятельно цвета красок, фон листа бумаги, экспериментирует с красками, карандашами, комком глины, готовыми аппликативными формами.
Осваивает технические навыки в рисовании (промывает кисть, аккуратно берет краску, с интересом рисует пальчиками).
Владеет приемами лепки (раскатывает комок глины в ладонях, видоизменяет комок с помощью пальцев, соединяет части); приемами выкладывания готовых форм, наклеивания их на бумагу (с помощью взрослого).
Создает простые конструкции путем комбинирования знакомых по форме деталей, проявляет интерес и участвует в сюжетном конструировании.
Проявляет активное желание к сотворчеству со взрослыми, дополняет готовые изображения своими деталями.
Музыкальная деятельность
Слушает вокальную и инструментальную музыку. Проявляет эмоциональный отклик на музыку. Различает веселую и грустную музыку, громкую и тихую динамику, быстрый и медленный темп ее звучания. Проявляет интерес к детским музыкальным инструментам и различает их контрастное звучание: дудочка - колокольчик, треугольник - барабан, металлофон - бубен и т.д.
Произносит и подпевает легко произносимые, повторяющиеся слова, фразы несложных попевок, песенок в соответствии с характером музыки. Повторяет за взрослым и выполняет основные движения в упражнениях, плясовые движения (хлопки (в ладоши, по коленям), притопы (одной, двумя ногами), движения с атрибутами (индивидуально, в парах), сюжетно-образные действия в играх по показу педагога и самостоятельно в соответствии с характером музыки, текстом песни. Двигается в соответствии с характером музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста....
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Развитие речи.
Группа раннего возраста. Развитие речи....
«Организация образовательного процесса в группе раннего возраста»
Ранний возраст является самым важным периодом в жизни каждого человека, когда закладываются самые важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека в обществе....
Консультация "Организация образовательного процесса в группах раннего возраста"
В данной консультации говорится об особенностях воспитательно-образовательного процессадетей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС....
Консультация для педагогов "Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста"
Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от возраста....
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ
МО групп раннего возраста плодотворно продолжило работу в 2020 году по теме Интеграция...