Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе «Рукотворный мир»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Курасова Татьяна Николаевна

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе

«Рукотворный мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotye_ruki_masterov.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Аленушка»

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе

 

«Рукотворный мир»

Воспитатель: Курасова Т. Н.

С. Ладовская Балка

2016г.

Цель:

- Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, филимоновская и  дымковская игрушки), с их характерными особенностями.
-Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
-Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений
-Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
-Воспитывать интерес к народному изобразительному искусству и фольклору родной страны, прививать уважение, любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Словарная работа:

 народные промыслы, прикладное искусство, гжель, городецкая роспись, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, элементы росписи
Методы и приемы:

 использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Изделия народных мастеров Дымкова, Гжели, Городца,Филимонова.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси: «Человек трудом красен». А вот лентяев, в народе не любили, смеялись над ними: «Спишь – спишь, и отдохнуть некогда». «Люди – жать, а мы – на солнышке лежать». «Делано наспех – сделано на смех». «Труд кормит, а лень портит».
Не колода лодырь, не пень, а лежит целый день.
Не жнет и не косит, а обедать просит.
- Тит, иди молотить!
- Живот болит.
- Тит, иди кашу есть!
- А где моя большая ложка?

Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

Дети всегда помогали взрослым, были им хорошими помощниками. Взрослые люди говорили про них : «Маленький, да удаленький!»
- Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки вы знаете?
Дети читают пословицы и поговорки о труде:

Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Судят не по словам, а по делам.
Сделал дело – гуляй смело!
Делу – время, а потехе час.
Без труда не вытащить рыбку из пруда.
Терпение и труд все перетрут.
Почет и труд рядом идут.
Любишь кататься, люби и саночки возить
(детям предлагается объяснить, как они понимают ту или иную пословицу.)
- Народ всегда с уважением относится к тому, кто много трудится. В русских сказках, песнях, поговорках высмеиваются белоручки и лентяи, а прославляются люди ловкие, умелые, трудолюбивые. Уважение и любовь к труду русский народ выразил не только в песнях, но и в играх.

 Дети играют в русскую народную игру  «Заря – заряница»

Дети становятся в круг, за кругом идет ведущий и проговаривает слова:

Заря – заряница, красная девица

По полю ходила, ленты обронила,

Ленты не простые, косы завитые.

После этих слов ведущий протягивает руку в круг. Дети, между которыми оказалась лента, бегут по кругу в разные стороны. Кто первым возьмет ленту, становится ведущим.  
Воспитатель:

Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера который любой работы не боится, говорили: «Мастер золотые руки», «Мастер на все руки». А любуясь выполненной работой, говорили: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера», «Красна птица опереньем, а человек – рукодельем».
Послушайте интересную старую сказку.
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – Искусница.
Прослушал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья – Искусница превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно перышко упало в селе Дымково. А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера?
(Игрушки из глины.)

Дети читают стихи:

1. Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво, барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

2.У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий,
Мчится глиняный олень.

3.Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный.
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.


Воспитатель:

Другое перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в этой деревне. Отчего стало весело в Филимонове? (Стали делать игрушки из глины, свистульки.)
- Третье перышко упало в городе Городец. Кто знает, чем прославились Городецкие мастера?
 (Они расписывали деревянные изделия: прялки, посуду, мебель.)
Воспитатель читает стих:

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто  сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

- А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки. Чем же так знамениты гжельские мастера? Что они делали? (Посуду.)
Ребенок читает стих:

Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели.
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы,
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!

- Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам.
Игра «Каждое изделие – в свой город».

 (Дети расставляют изделия по названию города.)
- Молодцы, ребята! Вот сколько вы знаете о народных промыслах. А сможете рассказать, как вы догадались, что именно это – гжельское изделие, а это – из Филимоново? (Дети рассказывают, по каким характерным особенностям они отличают одно изделие от другого, отмечают цвет, форму, способы художественной выразительности, материал, технику изготовления и т. д.)

Воспитатель:

Богата и привольна Родина моя.
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль,
И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы,
С любовью мастерят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности «Коммуникация» с использованием ИКТ. Тема: "Навстречу Олимпиаде".

Тема: «Навстречу Олимпиаде». Цель: расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта. Задачи: Образовательные: -Обогащение и уточнен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

План непосредственно – образовательной деятельности для старшей группы Образовательная область «Художественное творчество» Продуктивная деятельность. Рисование восковыми мелками. Разработан в соотв. с тематической неделей "День Защитника Отечества"

Продолжать знакомить детей с праздником защитника Отечества. Учить рисовать военный транспорт – танк. Развивать умение вписывать композицию в лист, закрашивать рисунок восковыми мелками. Развива...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»

Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...