Конспект досуга с родителями в старшей группе «Кукла – закрутка наша старинная игрушка»
методическая разработка (старшая группа)
Конспект досуга с родителями в старшей группе
«Кукла – закрутка наша старинная игрушка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_dosga_s_rodit.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Аленушка»
Конспект досуга с родителями в старшей группе
«Кукла – закрутка наша старинная игрушка»
Воспитатель: Курасова Т. Н.
С. Ладовская Балка
2016г.
Цель: познакомить детей и их родителей с традицией семейного рукоделия через совместное творчество детей и взрослых.
Программные задачи:
- познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
- научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как предметом культуры своего народа;
- развивать познавательный интерес к истории русского народа; прививать навыки делать дело вместе, выполняя свою часть работы.
- воспитывать любовь к русской культуре.
Оборудование:
• Атрибуты для оформления горницы (русская печь, прялка, деревянный сундук, самовар, чугунок, кувшин, деревянная посуда, каравай, самотканые коврики, и т. д.)
• Красивые рукодельные вещи из ткани: шитье, вязание, вышивка, кружева.
• Нарядные тряпичные куклы для рассматривания.
• Материалы для изготовления простейшей куклы-закрутки: светлые лоскутки льняной или хлопчатобумажной ткани, квадратные отрезки белой ткани, много пестрых лоскутков, белые суровые нитки, ножницы.
Предварительная работа.
- Беседа «Семьи большие и семьи малые».
- Чтение и рассказывание русских народных сказок.
- Слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых)
- Рассматривание посуды хохломских мастеров.
-Рассматривание предметов быта: чугунок, кринка, кувшин, посуда из дерева.
Сюрпризный момент в группе.
Воспитатель говорит: «Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю».
Дети кланяются, прижав руку к сердцу.
Воспитатель: «Ребята, скоро будет праздник, к которому мы с вами долго готовились. Какой это праздник? » (день мамы) .
Воспитатель: «А вы знаете, что раньше на Руси не было детских садов. Семьи были большие и мамы были для своих деток первыми воспитателями. Мамочка учила детей всему тому, что сама умела. Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к хозяйке дома русской избы. А вот чтобы нам дорогу найди, да с пути не сбиться, нужно отгадать загадку.
Возле бабушкиных ног
Прыгал белый колобок.
Он скакал, мелькал, крутился
И в носок вдруг превратился. (клубок ниток)
В группу вкатывается клубочек ниток.
Воспитатель: А теперь нам нужно произнести волшебные слова, а гости нам помогут. Повторяйте за мной:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи
Клубочек катиться – а дети идут следом за ним и попадают в русскую избу, в гости к хозяюшке.
(Воспитатель одевает русский народный сарафан и выходит навстречу к детям и родителям)
Хозяюшка встречает гостей в русской горнице.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие. Милости прошу ко мне в дом! Заходите, детушки милые, гостюшки мои. Гость на гость – хозяину радость. Проходите. Я рада видеть вас у себя. Красному гостю – красное место. А живу я в настоящей русской избе. Проходите, посмотрите на мою избу. А я ждала вас с нетерпением. Пирогов к празднику напекла, скатерти самые праздничные расстелила.
Дорогие гости проходите на места, а мы, ребята с вами пройдем по моей избе. Изба у меня деревянная, теплая.
Ребята, из чего на Руси строили избы? (из бревен, из сосны или ели) .
А вы почувствовали чем пахнет в моей избе? (елочкой или сосной). Если дети затрудняются ответить, спросить у гостей.
Воспитатель: Правильно пахнет елью или сосной, потому что на Руси избы делали из настоящих деревьев. Сосны, иль ели.
Сегодня мы с вами поговорим о русской старине, о том, как жили - не тужили наши прабабушки, прадедушки. Как детей обучали разному мастерству. Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, их надо знать и беречь.
В старину перед встречей гостей, хозяюшки всегда пекли праздничный пирог и встречали гостей хлебом да солью. Вот и я сегодня испекла такой праздничный пирог, румяный, с золотистой корочкой. Ребята, а как называется он? (каравай) .
Ребята, посмотрите вокруг. Какая комната у меня красивая, какая светлая, просторная. А кто мне скажет, как называется комната, в которой мы находимся? (Горница)
Воспитатель: Верно, самая светлая, самая красивая комната в избе, называется горницей.
Ребята, а как вы думаете, почему горницу еще называют узорницей ,потому что здесь красиво, все вокруг сделано руками хозяев и т. п. …
Воспитатель: молодцы.
Практически все, что вы здесь видите, русские люди делали своими руками. А каждая женщина старалась украсить свое жилище по-своему. Стремилась создать уют. На Руси считали, что украшением горницы были вышитые гладью или крестиком картины да рушники. Ребята, обратите внимание какие красивые у нас рушники, вышитые полотенца.
Чаще всего мастерицы вышивали узоры связанные с природой. Потому что русская природа самая красивая. Это и цветочки и листики, и деревья, и ягодки…
Ребята, а что же было обязательным в каждой избе? (печь) .
В старину так и говорили: «Печь всему голова». Интересно, наши гости знают, почему так говорили? (греет, кормит, лечит).
Воспитатель: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать.
Посмотрите, какая у меня печь. А вот это лежанка, где спали. А вот и чугунок, в котором готовили еду.
А посмотрите - это утюг. Какой он большой. Вот сюда закладывали угольки, утюг разогревался, и хозяйки утюжили белье. А угольки доставали из печи при помощи кочерги. Вот она посмотрите.
У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках – расшитые белые полотенца, на полу коврики плетеные.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Обратите внимание, какими расшитыми рушниками украшена икона в красном углу.
По традиции стол ставили неподалеку от красного угла. Ребята, а вы знаете почему делали такие большие столы (Потому что семьи были большие) .
В старые добрые времена, когда работы на полях уже были закончены, урожай весь собран, вечерами в горнице чаще собирались женщины, дети. Взрослые вышивали, пряли, вязали. И приучали к этому своих детушек.
Ребята, но в горнице люди собирались не только для того чтобы рукодельничать… русские люди очень любили праздники. В праздничные дни они ходили друг к другу в гости и веселились, делились своими шутками, прибаутками. А давайте-ка мы тоже немного повеселимся.
Ну- ка, дружный народ, собирайся хоровод. Гости дорогие, не стесняйтесь, становитесь в наш дружный хоровод.
Хоровод: «На горе-то калина».
После хоровода дети присаживаются на стульчики в первом ряду, а гости во втором.
Воспитатель:
Горница у меня большая,
Да красивая какая!
Теплый дух идет от печки,
А в углу сундук стоит,
Много он добра хранит!
Посмотрите, ребята, какой у меня стоит сундук. Воспитатель берет сундук. Ой, какой тяжелый. Сейчас я вам поближе покажу. А помните, ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили, какое добро хранили в сундуках? (вещи, посуду) .
А вы знаете ребята, что в сундуках хранили не только посуду и вещи, там еще хранили игрушки.
Воспитатель: а какие раньше были игрушки? (куколки, свистульки)
Воспитатель: Верно, молодцы. А я вам покажу какие игрушки хранятся в моем сундуке. Ребята, помогите мне пожалуйста сундук открыть.
Вот посмотрите, первой игрушкой малыша была куколка, которая называлась пеленашкой. Родная мама делала ее еще, будучи беременной. Она отрезала кусочек ткани от своего передника и изготавливала куколку. Русские женщины верили, что такая кукла пеленашка сможет защитить ребенка от несчастий. Еще ее называли оберегом.
А вот эта куколка изготавливалась специально для девочек. И называлась она хороводница. Она предназначена для игры, обязательно для нее делали парную куклу, ведь в хоровод не играют в одиночку. (дать девочкам куколку, чтобы они посмотрели) .
Девочки прокручивали в руках палочку, на которой крепиться куколка и казалось, что она кружится в хороводе. Мальчикам таких кукол не давали.
А для мальчиков изготавливали других кукол: кукол-борцов. В руках кукол мешочек, в который заматывали камешек и мальчишки устраивали потешную битву такими куколками. Девочкам в руки их не давали. (дать мальчикам подержать кукол).
На Руси все дети любили играть в куколки : и девочки и мальчики, даже маленькие цари с удовольствием играли в кукол. И сами учились их делать, начиная с пяти лет. Вместе с мамами крутили кукол из лоскутков. Самая первая кукла, которую делали мамы вместе с детьми называли закруткой.
Ребята, как вы думаете из чего сделаны все эти куколки? (из лоскутков, тряпочек, ниточек) .
Воспитатель: Верно, эти куколки делали из ткани. В русской семье никогда не выбрасывали лоскутки, ниточки, остатки лент. Все берегли, потому что купить все это было очень дорого. И девочки и мальчики очень бережно относились к своим куколкам, потому что знали, если она испортится, то новую сделать будет трудно. А часто их передавали по наследству. От матери к дочери, от сестры к сестре. от брата к брату.
Ребята, а вы хотите научиться делать таких кукол?
Воспитатель: А наши гости?
Я открою вам небольшой секрет: куколка закрутка изготавливается без использования иголки. На Руси считали, что колкая иголка может принести боль кукле.
Я, как настоящая рукодельница научу вас делать куколку закрутку. Смотрите. Воспитатель берет стол с заготовками и делает куклу и комментирует. Родители помогают детям изготовить куколку закрутку.
Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились с одним старинным русским обычаем, а теперь пора возвращаться в свою группу. Дети берут за руку своих родителей и под музыку выходят из избы. Воспитатель благодарит родителей и детей за участие в досуге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кукла – закрутка наша старинная игрушка»
Познакомить детей и их родителей с традицией семейного рукоделия через совместное творчество детей и взрослых....
Конспект физкультурного досуга с родителями в старшей группе "Вместе весело играть!"
Конспект расчитан на проведение досуга в декабре - январе, конец 1 полугодия. Для закрепления навыка основных видов движений: бег по прямой, змейкой, пролезание в вертикально закрепленный обруч; закре...
изобразительная деятельность(ручной труд) в старшей группе "кукла-закрутка "нянюшка"
знакомить детей с русскими народными куклами,через игрушку—с историей и традициями на Руси;прививать уважение к культуре своего народа....
Конспект досуга с родителями в старшей группе "Просто рядом побудьте!"
Досуг проводится в рамках семейного клуба. Главная цель этого досуга в том, чтобы привлечь родителей к играм с детьми, вернуть игру в семью....
Конспект досуга для детей и родителей в старшей группе Тема: «Профессии наших мам»
Цель: способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях ДОУ. Создать атмосферу тесного сотрудничества, положительного психологического настроя. Задачи:Га...
Конспект познавательного досуга с родителями в старшей группе по теме: «Моя семья когда мы вместе»
Задачи:1. Формировать у детей представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (п...
Конспект занятия по аппликации в старшей группе на тему: «Наша новая кукла»
Конспект занятия по аппликации в старшей группе на тему: «Наша новая кукла» Цель: формирование умения передавать в аппликации образ куклы.Обучающие: закреплять умение детей создавать ...