изобразительная деятельность(ручной труд) в старшей группе "кукла-закрутка "нянюшка"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Горшкова Наталья Ивановна

знакомить детей с русскими народными куклами,

через игрушку—с историей и традициями на Руси;

прививать уважение к культуре своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность (ручной труд) «Кукла-закрутка «Нянюшка»

(старшая группа).

Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель. Формировать представление о разнообразии народного искусства через изготовление куклы-закрутки.

Задачи:

- знакомить детей с русскими народными куклами, через игрушку—с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа;

- учить изготавливать своими руками традиционную куклу-закрутку, развивать мелкую моторику рук, формировать индивидуальные творческие способности, самостоятельно подбирать цветовые решения в процессе изготовления куклы; совершенствовать навыки владения ножницами;

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами (купец, базар, оберег, нянюшка, мастер, льняная, безликая); обогащать речь использованием произведений устного народного творчества (пословицы, колыбельные, хороводы);

- продолжать разучивание народных подвижных игр;

- развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия; воспитывать ценностное отношение к совместному труду взрослых и детей.

Методы и приёмы: рассматривание, показ, беседа, упражнение, изготовление.

Предварительная работа: разучивание народных подвижных игр, произведений фольклора; беседа, рассматривание и сравнение кукол современных и старинных, изготовление кукол, посещение выставки в методическом кабинете, чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Оборудование: кусок поролона, ткань белая, разноцветная, нитки, верёвочки, декоративная тесьма, аудиозапись народных мелодий.

Литература: Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду», Науменко Г. «Вьётся, вьётся хоровод: русские народные заклички, приговорки, календарные песни», Захарова М.А., Костина Е.В. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети».

Ход занятия.

1.Воспитатель под звуки народной мелодии с детьми заводит хоровод.

У Петровых у ворот

Вьётся, вьётся хоровод,

Вьётся, вьётся хоровод,

Собирается народ.

Из избы Пётр выходил,

Ребятишек выводил,—

Уж как ждать-пождать,

У ворот постоять,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

В центре зала сундучок. «Интересно, откуда здесь сундучок? Что в нём?»

Воспитатель открывает его, а там куклы и лоскутки ткани. «Наверное, купец ехал с базара и обронил  сундучок. Ребята, а вы знаете, кто такой купец? Это человек, который продавал свои товары (посуду, обувь и др.), покупал  или обменивал на другие. Это происходило  в определённом месте—на базаре. Что же там, в сундучке?» Дети с воспитателем рассматривают содержимое, дают название предметам. В сундучке куклы: матрёшка, кувадка и пеленашка. Разговор про тряпичные куклы. «Почему называется кукла тряпичной, закруткой? А вот кукла. Как она называется? (Пеленашка.) Кто может спеть колыбельную для неё?» Девочка исполняет колыбельную:

Стали гули ворковать,

Стали Машеньку качать,

Стали Машеньку качать,

Стала Маша засыпать.

 

Воспитатель достаёт из сундучка лоскутки, а сундучок убирает.(На подготовленную выставку.) «А из этих лоскутков мы смастерим ещё одну куклу-закрутку «Нянюшку». Эта кукла—оберег, её делали, когда в семье рождался ребёнок. Она должна была оберегать малыша. Пусть наша кукла, которую мы с вами смастерим, будет нянюшкой для куклы-пеленашки.»

2.Дети садятся за стол круглой формы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани, верёвочки, нитки, ножницы.

«Ребята, вы знаете, что куклы в старину изготавливали без иголки и ножниц. Нам ножницы понадобятся в самом конце работы, поэтому отложите их в сторону. Обратите внимание на лоскутки ткани. Какие они ?(разноцветные, красивые, треугольные, прямоугольные, квадратные). Ребята давайте сначала разогреем наши ручки, чтобы быстро и ловко изготовить куклу-закрутку.»

Пальчиковая гимнастика.

Ивану-большаку - дрова рубить,

Берём правой рукой большой пальчик и слегка его потряхиваем.

Ваське-указке - воду носить,

Слегка потряхиваем указательный пальчик

Мишке-среднему - печку топить,

Слегка потряхиваем средний пальчик

Гришке-сиротке - кашу варить, 

Потряхиваем безымянный пальчик

А крошке-Тимошке - песенки петь.

Слегка потряхиваем мизинчик

Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать! 

Хлопаем в ладоши

Воспитатель знакомит детей с технологией изготовления куклы «Нянюшки». Идёт совместная работа. «Ребята, вы уже знаете, что сначала куклы мастерили взрослые. А вот дети в 5-6-летнем возрасте делали это сами. Так  в старину детей приучали к труду. Маленькое дело лучше всякого безделья. Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о труде?» В процессе работы воспитатель закрепляет знание пословиц о труде (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Труд кормит, а лень портит. Поспешишь—людей насмешишь. Терпенье и труд всё перетрут.). Воспитатель вместе с детьми изготавливает куклу.

1) «Берём самый большой лоскут ткани прямоугольной формы.» Дети сворачивают льняную ткань  в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, закрепляют её ниткой.

2) «Теперь сделаем лицо, используя лоскут белой ткани квадратной формы.» Делают лицо и руки: кладут трубочку из ткани на середину квадрата из белой ткани; перегибают по диагонали и закрепляют голову, перевязывают ниткой. Ручки и талию также перевязывают, получилась белая кофта.

3) «Сделаем юбочку для Нянюшки из разноцветной ткани. Пусть каждый выберет  ткань по своему усмотрению.» Наряжают куклу: закручивают вокруг талии разноцветную тряпочку и завязывают её ниткой. Можно дополнить наряд декоративной тесьмой.

4)На голову повязывают платок (ткань треугольной формы).

5)Получилась кукла «Нянюшка».

3.«Делу время, потехе час. Давайте поиграем в народную игру «Заря-заряница»

Дети встают в круг. Проводится подвижная игра с лентой. Водящий с лентой в руке обходит круг, по окончании слов останавливается между двумя детьми, которые соревнуются в беге. Кто первым добежит и возьмёт ленту, тот новый водящий.

Заря-заряница

По полю гуляла,

Ленту потеряла.

Кто ленту найдёт,

Тот водить пойдёт.

После игры дети берут свои куклы и вместе с воспитателем подходят к сундучку. Воспитатель анализирует работы.  «Ребята, я предлагаю оставить наши куклы в сундучке. Гостям будет интересно посмотреть, какие вы мастера. Возьмите друг друга за руки. Чувствуете, какие у вас тёплые ладошки. Частичка этого тепла в куклах, которые были сделаны вами. Такие игрушки всегда приносят радость окружающим.»

Ой, вы, гости дорогие,

У нас куклы расписные,

Мы их делали, старались.

Показать вам собирались.

Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности ручному труду в старшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности ручному труду в старшей группеТема: «Знакомство с русской народной куклой».Цели:1. Воспитывать у детей любовь к Родине, ее истории и национальной...

Тема: «Развиваем сенсорику и мелкую моторику рук детей через продуктивную деятельность, ручной труд, дидактическую игру» Кружок «Изюминка»

Программа «Детство» предполагает обучение детей представлению о качестве и  свойствах  материала, предметов. О  разнообразии их  формы,цветов и оттенков, запахов ; мягкость, твердо...

Конспект занятия по продуктивным видам деятельности. Ручной труд (конструирование) "Веселый алфавит".

Задачи:Ззакрепить представление детей о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способамиинициировать творческие проявления детей при создании п...

Конспект совместной деятельности. Ручной труд «Подснежники»

Развитие мелкой маторики рук через занятия ручным трудом. Конструирование подснежников из бросового материала, отображая характерные особенности этого цветка....

Изобразительная деятельность, ручной труд.

"Путешествие в прошлое бумаги"...

Конспект организации трудовой деятельности (ручной труд) в старшей группе

Конспект организации трудовой деятельности (ручной труд) в старшей группе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА “УМЕЛЫЕ РУЧКИ” (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РУЧНОЙ ТРУД)

Дополнительная программа"Умелые ручки" разработана для развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. В нее включены занятия по рисованию, аппликации, лепке...