ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
Предварительный просмотр:
МУ «Управление дошкольного образования
Альметьевского муниципального района»
Выступление на семинаре:
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учитель-логопед МБДОУ №37 «Сказка»
Резчикова Л.В.1кв. кат.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Ценность – термин, широко используемый в философской, социологической, педагогической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг. В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми.
Проблема ценностей возникает в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о человеке. Что касается педагогики и педагогической деятельности, то ценности, как и цели в образовании, воспитании и саморазвитии человека отражают гуманистический смысл образования. «Педагогические ценности – это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворить потребности педагога, но и служить ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей»
В зависимости от того, какие ценности предлагает воспитание и обучение, определяется цель и смысл образования.
Н.Е.Щуркова выделяет пять ценностей – это, прежде всего, «другие люди», вторым – проявление отношения к самому себе, его «Я», третий объект – общество и коллектив. Важнейшей нравственной категорией является четвертая, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать, – это труд. Пятым объектом является нравственная ценность Родины.Отношение к «другим людям» проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность. Интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность.
В контексте российских национальных особенностей и традиций, объективных потребностей и перспектив развития России, с учетом ее социальной безопасности может быть сформирована следующая система основных национальных ценностей.
Национальные ценности России
Любовь к России - Государственное единство.Семья.Свобода личности. Демократия,Равноправие народов. Самоотверженность в защите Отечества.Материальное и духовное состояние- Территориальная целостность.Коллективизм. Добросовестный труд. Социальная справедливость. Многонациональная культура. Духовность.
Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.
Всякая система ценностей динамична и подвижна: они изменяется в социальном времени и социальном пространстве.
Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта, и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.
Значение исследования ценностных ориентаций индивида определяется тем, что они представляют собой основной «канал усвоения духовной культуры общества» [4], превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Формированию ценностных ориентаций во многом способствует процесс развития личности в целом.
Процесс ориентации ребенка на ценности общества имеет, по крайней мере, два аспекта: содержательный и функциональный. Содержательный аспект зависит от системы ценностей, принятых в обществе. Эволюция ценностей общества происходит постоянно, изменяя приоритеты и иерархию, обесценивая одни и выдвигая другие.
Функциональный аспект – сам процесс присвоения личностью. Характер присвоения зависит, прежде всего, от уровня культуры общества. Эволюция ценностей подвержена влиянию множества факторов, ведущим, среди которых выступает – экономическая система общества. Процесс формирования новых ценностей – длительный, не поддающийся однозначной внешней регуляции, а требующий исторически длительное время, чтобы в первичных социальных группах сформировалась атмосфера, благоприятная для созревания новых ценностей.
Ценностные ориентации - это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения, которой решаются многие ключевые вопросы жизнедеятельности человека.
Ценности — это определяющий элемент культуры, ее ядро. Для того чтобы оценить, что значимо и полезно, а что — нет, что есть добро, а что есть зло, и человек, и общество постоянно применяют определенные мерки, критерии.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ценностно-смысловые ориентиры | Характеристика | Механизмы формирования |
Человек ценность | Признание прав личности, уважение без относительно пола, возраста, национальности, социального положения, вероисповедания | Учить детей адекватно воспринимать других людей, знакомить с культурой, традициями и обычаями других людей, учить делать людям добро |
Эстетические ценности | Умение видеть прекрасное в жизни, природе, искусстве, способность понимать прекрасное и строить свою жизнь по законам красоты. | Развивать потребность жить по законам красоты. Посещение выставок, театров, знакомство с прекрасным в окружающей действительности |
Ценности познавательного характера | Образование как ценность, которая необходима каждому в эпоху бурного развития научно-технического прогресса информационного века | Создание ситуаций и постановка перед детьми практических задач, которые выявляют у них необходимость получения знаний |
Труд как ценность | В ценностных ориентациях данного порядка отражены радость труда, любимая профессия, труд как благо общества, возможность и необходимость трудиться с полной отдачей сил | Создание ситуаций, позволяющих детям трудиться, заботиться о ближних; рассказы о профессиях родителей и знакомство с людьми труда |
Отечество как ценность | Ключевыми понятиями являются: Отечество, мир, свобода, справедливость. Ценность данной группы – история, язык, культура, национальное сознание, традиции | Создание ситуаций, в которых ребенок испытывает гордость за социальные и культурные достижения страны, уважение к историческому прошлому страны, привязанность к месту жительству – малой родине |
Вместе с тем поведение человека определяется его потребностями. Они бывают врожденными (биологические потребности) и приобретенными, вызываемыми ощущением отсутствия чего-либо и побуждающими к действию. Размер необходимых потребностей и способы их удовлетворения представляют собой продукт истории и зависят от культуры.
На современном этапе развития общества процесс образования и воспитания ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия нового опыта, новых ценностей и смыслов жизни. Задача образования любой ступени обучения заключается в том, чтобы развить такие личностные смыслы подрастающего поколения, которые помогли бы ему преобразовывать себя, свои отношения с миром и, в дальнейшем, творчески преобразовывать общество.
Если попытаться с максимальным доверием отнестись к проекту Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», то можно предположить, что он означает позитивный поворот к дошкольному детству, связанный с осознанием значительности тех образовательных ресурсов, которые в нем заложены. Такое предположение имеет еще и то основание, что рост интереса к дошкольному детству относится к числу общемировых общественных тенденций.
Новое содержание дошкольного образования предполагает новые подходы к формированию и развитию личности ребенка 5-6 лет, обладающего способностями применять знания и умения в жизненных ситуациях в виде ключевых компетентностей.
В последнее время общественность ориентирует на признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Здоровье – важнейшая ценность человеческого бытия. Человек должен беречь свое здоровье, заботиться о нем, не растрачивать силы, закаливать свой организм. Физическое здоровье – основа психического и духовного здоровья человека.
Не менее значимым в дошкольном детстве является воспитание нравственных смыслов.
Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.
В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств. Детское сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей — важно только, чтобы за призывами следовал труд. Если ребенок чувствует, что рядом с ним — люди, что своими поступками он приносит им радость, он с малых лет учится соразмерять собственные желания с интересами людей.
Дети не могут жить без радостей. Наше общество делает все для того, чтобы детство было счастливым. Но радости не должны быть беззаботными. Когда малыш, срывая плоды радости с дерева, заботливо выращенного старшими, не думает о том, что останется людям, он теряет важнейшую человеческую черту — совесть. Учить чувствовать— это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости — это дружба, товарищество, братство.
К началу дошкольного возраста (к 3-4 годам) ребенок входит в сферу нравственных отношений людей. Он знает многие нормы и способен их соблюдать. А значит, несет личную ответственность и за их нарушение. Но именно теперь перед нами в полный рост встает главная задача: как сделать так, чтобы ребенок не только мог, но и хотел соблюдать моральные нормы? Как воспитать у него нравственные мотивы? Дошкольник ждет одобрения близких взрослых, страшится наказания и поэтому старается соблюдать нормы и требования. Так возникает и работает один из главных нравственных мотивов дошкольника - стремление сохранить и упрочить позитивное отношение к нему близких, значимых взрослых. Назовем этот мотив мотивом, ориентированным на внешний, социальный контроль.
Принятие детьми дошкольного возраста этических норм и формирование моральных чувств - часть общего процесса активного вхождения ребенка в жизнь взрослых людей, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности и поступков.
Ценностно-смысловая компетентность дошкольников - это механизм самоопределения ребенка в ситуациях игровой и иной деятельности ценностей, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков, принимать ответственные решения. От неё зависит индивидуальная траектория ребенка и программа его жизнедеятельности в будущем. Анализ различных определений позволяет нам констатировать, что ценностно-смысловая компетенция - это интегративное многоаспектное явление, показатель развития личности, в основе которого лежит понятие ценности, ориентированные на нравственные отношения, поступки, качество личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»
Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»по теме: «...
Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...
Статья «О системе работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»
В статье кратко представлена методика развития музыкального мышления у детей Н. В. Сусловой....
Формирование социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста
Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей дошкольных учреждений. В нем рассматривается проблема социально -личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их взаимоде...
презентация «Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»
Презентация на тему: «Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»Социально-коммуникативная компетентность – это гот...
Конспект ННОД по формирование первичных инженерных компетенций у детей дошкольного возраста с использованием конструктора Cuboro в условиях ДОУ
Конспект ННОД для детей 5-7 лет по теме «Строим лабиринт для мышонка»...
Родительское собрание на тему "Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста".
Социально-коммуникативная компетентность– это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций ...