Статья для воспитателей "Взаимодействие ДОУ с семьей"
статья

Фонина Елена Алексеевна

Помощь в работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

   Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись – и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Всем известно, что воспитание ребенка начинается с семьи. А как привлечь семью к участию в жизни детского сада и группы? Как сделать так, чтобы от этого процесса удовольствие получали и дети, и педагоги, и родители?

    Прежде всего формирование сотрудничества, единство интересов и потребностей обеих сторон, преемственность воспитания в семье и в детском саду. Формированию активной позиции родителей способствуют следующие свойства образовательного процесса:

        - доступность информации о деятельности дошкольного учреждения;

        - разноплановые социокультурные связи дошкольного учреждения ;

        - учет потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей при оказании образовательных услуг;

        - направленность педагогов и администрации ДОУ на повышение педагогической культуры родителей, изучение опыт семейного воспитания и использование его элементов в образовательном процессе;

       - использование педагогами специальных активизирующих методов и приемов (анкетирование, беседы, консультации, тематические выставки, собрания, круглые столы и т.д.).

                Принципы взаимодействия ДОУ и семьи

  1. Доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагог, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.
  2. Личностная заинтересованность родителей – родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической.
  3. Эмансипация – освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша; пробуждение их желания познать самих себя.
  4. Утверждение самоценности родителей – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность (принцип предполагает создание условий, при которых родители имеют возможность максимально плодотворно проявить свои положительные качества и способности; предельное уважение к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости; отказ от судейской позиции по отношению к родителям, оказание им поддержки).

Формы взаимодействия ДОУ и семьи

  1. Коллективная (родительски собрания, анкетирования, тестирования, дни отрытых дверей, ролевые игры, круглые столы и т.д.)
  2. Индивидуальная (консультации, «почтовый ящик») 
  3. Наглядно – информационная (выставки детских работ, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, устный журнал и др.)

Стратегии межличностного взаимодействия

В совместной деятельности обычно выделяют 6 стратегий межличностных взаимодействий.

 1. Сотрудничество, или активная помощь друг другу в достижении результата.

 2. Одностороннее приятие: активные действия одной стороны и их приятие другой стороной без активного включения в процесс общей деятельности.

 3. Уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности.

 4. Одностороннее противодействие: одна из сторон не только не содействует достижению цели, но и достаточно активно препятствуют этому в явной или завуалированной форме.

5. Противоборство: обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия)

6. Компромиссное взаимодействие: стороны в зависимости от ситуации склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме противоборства.

Показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи

  1. Проявление интереса родителей  педагогическому процессу ДОУ.
  2. Повышение активности родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятий, ремонтных работах и других видах деятельности ДОУ.
  3. Увеличение количества посещений родителями педагогических мероприятий просветительного характера.
  4. Возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса.
  5. Увеличение количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания.
  6. Повышение авторитет педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.
  7. Снижение количества претензий и агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к  другу.
  8. Солидарность и оптимизм родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Музыкальная терапия для всей семьи" (консультация для родителей)

Статья  "Музыкальная терапия для всей семьи" (консультация для родителей)В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активност...

статья Инновационные формы работы с семьями детей в дошкольном образовательном учреждении.

Как показали многочисленные исследования - семья, и ДОУ являются двумя  феноменами в воспитании, каждый из которых по-своему даёт детям определённый социальный опыт.  Оптимальными...

статья "Организация физического воспитания в семье

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Следователь...

Статья - "Взаимодействие детского сада с семьей. Поиск эффективных форм работы".

На сегодняшний день дошкольное образование имеет пакет нормативных документов, которые определяют отношения дошкольного учреждения и родителей. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного у...

Статья "Лыжи от двух до семи. Возраст не помеха"

Лыжи - исторический вид передвижения, характерный для народов, живущих в районах снежных зим. История лыж очень интересная. Модели лыж, от подбитых оленьим мехом деревянных пластин до современных плас...

Статья "Детский праздник в кругу семьи"

Детям необходимы праздники. Скучным станет детство, если вдруг исчезнут из него праздники. Праздником станет не только встреча ребёнка с музыкой, но и благодарность к разделяющему радость общения с пр...