Статья - "Взаимодействие детского сада с семьей. Поиск эффективных форм работы".
статья на тему
На сегодняшний день дошкольное образование имеет пакет нормативных документов, которые определяют отношения дошкольного учреждения и родителей. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Важно совершенствование содержания, форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи для всестороннего развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья - "Взаимодействие детского сада с семьей. Поиск эффективных форм работы". | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие детского сада с семьей.
Поиск эффективных форм работы.
На сегодняшний день дошкольное образование имеет пакет нормативных документов, которые определяют отношения дошкольного учреждения и родителей.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении основными задачами ДОУ определяет:
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного
развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. определяет изменения в модели управления по этому направлению как «От предписаний родителям – к педагогическому партнерству» и трактует
выбор стратегии работы с родителями как управленческую задачу, которая решается, прежде всего, на уровне образовательного учреждения.
В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Важно совершенствование содержания, форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи для всестороннего развития ребенка.
В ДОУ был проведен мониторинг «Эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада с семьей», который включал в себя:
- Посещение мероприятий с родителями
- Оценка посещаемости мероприятий
- Анкетирование и интервьюирование родителей, экспресс диагностика
- Книга отзывов детского сада
- Самоанализ педагогов, который показал, что:
- Продолжает сохраняться тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей.
- Проводимые мероприятия, мало востребованы у родителей и
не соответствуют особенностям семей воспитанников ДОУ.
Была определена цель и задачи и принципы одного из основных направлений работы учреждения.
ЦЕЛЬ: способствовать возникновению партнерских отношений с общими целями воспитания ребенка.
Задачи:
- повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.
-поиск новых форм взаимодействия с родителями
-активизация интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в нем.
-повышение психолого-педагогической компетенции родителей
Принципы
- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- целенаправленность
- вариативность форм и методов
- комплексность
- интерактивность
- систематичность
- плановость
Определились два взаимосвязанных блока
-работа с педагогическим коллективом
- работа с родителями
Работа с педагогическим коллективом
- Семинар - практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия ДОУ и семьи», который решал задачи:
-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов,
-удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями,
-изучение состояния факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.
- Педагогический дизайн проект «Оазис», содействующий повышению эффективности наглядной информации, ее привлекательности и доступности.
- Семинар-практикум «Кодекс профессиональной этики», целью, которого было совершенствование профессионального общения и поведения. В рамках семинара- практикума проходили тренинги «Позиции в общении» и деловая игра «Кодекс профессиональной этики».
Для решения поставленных задач были разработаны основные направления взаимодействия с родителями и формы их реализации
Направления взаимодействия | Формы реализации |
Изучение семьи и ее потребностей | Анкетирование; наблюдение за ребенком; беседа с ребенком; беседа с родителями Фронтальные и индивидуальные опросы родителей по различным направлениям развития ребенка, изучение социального портрета семей воспитанников; |
Направления взаимодействия | Формы реализации |
Информирование | Наглядно-текстовые материалы (стенды). Информационный сайт детского сада. Издание справочника детского сада, Издательская деятельность - тематические буклеты в том числе по приобщению к здоровому образу жизни Дни открытых дверей в детском саду для родителей вновь поступающих детей Презентация детского сада Видеоматериалы
|
Направления взаимодействия | Формы реализации |
Психолого-педагогическое просвещение | Родительские собрания. Вечера вопросов и ответов. круглые столы. Тематические папки-передвижки Библиотека для родителей Традиционный педсовет по подготовке детей к школе |
Направления взаимодействия | Формы реализации |
Консультирование | Индивидуальные и подгрупповые консультации |
Обучение | Логоклуб Тренинги Родительский клуб «Экология души» Открытые занятия с включением родителей в совместную деятельность КВН с родителями |
Направления взаимодействия | Формы реализации |
Совместная деятельность | Семейный клуб : «Золотой ключик» Творческая гостиная для родителей и детей гр. «Особый ребенок» Проведение конкурсов и выставок Мама, папа, я – спортивная семья «Неделя здоровья» Организация театрализованной деятельности совместно с родителями Конкурсы и выставки продуктивной совместной деятельности детей и родителей «Минута славы», фестиваль творчества родителей «Очень умелые ручки» Участие в проектной деятельности Викторины |
Особо хотелось остановиться на эффективных формах работы с родителями:
- Семейный клуб «Золотой ключик»
-Конкурс для родителей «Минута славы»
Семейный клуб «Золотой ключик»
Цель семейного клуба:
Установить взаимодействие между семьей и детским садом, способствовать возникновению партнерских отношений с общими целями воспитания ребенка
Задачи клуба
- Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
- Повышать правовую культуру и психолого-педагогическую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
- Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
- Обобщать опыт семейного воспитания.
Направления деятельности
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
- -Пропаганда здорового образа жизни;
- Ознакомление родителей с различными видами игр, методами и приемами игрового взаимодействия с ребенком в соответствии с возрастными особенностями детей и содержанием реализуемой ДОУ программой;
- Обмен опытом семейного воспитания
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.)
-Развитие эмоциональных позитивных отношений между взрослым и ребенком;
-Развитие эмоциональных позитивных отношений между взрослыми;
-Развитие творческой активности через различные виды деятельности (изодеятельность, ручной труд, экспериментирование, речетворчество, театрализованная деятельность)
Работу клуб начал со средней группы Периодичность встреч 1 раз в месяц
Клуб на постоянной основе посещали 12 семей из 18
Родителям 2 мл. группы была проведена презентация работы клуба и проведен опрос о желании участвовать в его работе
На данный момент прошло уже 3 заседания клуба
Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, передаче опыта в воспитании детей.
Благодаря деятельности клуба наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.
Конкурс «Минута славы»
Цель:
Установить взаимодействие ДОУ и семьи в приобщение ребенка к совместной со взрослым творческой деятельности.
Алгоритм организации конкурса
Подготовительный этап:
- 1.формулировка цели и определение задач;
- 2.разработка положения о конкурсе;
- 3.ознакомление родителей с положением;
- 4.работа воспитателей по привлечению родителей к участию в конкурсе и помощь в подготовке презентаций;
- 5.Составление заявок родителями на участие в конкурсе для определения масштаба мероприятия
- 6.составление плана по подготовке и проведению конкурса
- 7. Назначение ответственных за выполнение определенных пунктов плана.
Основной этап:
Конкурс проходил в течение месяца (каждая среда ноября)
- 1 неделя – открытие конкурса. Выступление участников 1 номинации «Город мастеров»
- 2 неделя Выступление участников 2 номинации «Живет на свете красота»
- 3 неделя Выступление участников 3 номинации «Арт фантазия»
- 4 неделя Выступление участников в 4 номинации «Береги здоровье смолоду»
- 5 неделя Гала концерт победителей конкурса
Заключительный этап :
Анализ проведенного мероприятия.
Определение перспектив для дальнейшего использования этой формы работы с родителями
Результативность
- В конкурсе «Минута славы» участвовало 30% семей.
- Семейный клуб на постоянной основе посещали в течении 3 лет 12 семей.
- Отметили повышение активности родителей:
- в мероприятиях, клубах, конкурсах, выставках, на последнем общем родительском собрании присутствовало 65% родителей
- на родительских собраниях стали свободнее делиться, обмениваться опытом семейного воспитания;
- более восприимчивы к советам и рекомендациям воспитателей, узких специалистов;
- большое количество положительных отзывов о работе ДОУ
- деятельность родителей по пропаганде и рекламе деятельности ДОУ в микрорайоне;
- сместился акцент внимания родителей на позитивные стороны личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья : "Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников".
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития лич...
Статья "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию патриотических чувств дошкольников"
Необходимость подключения семьи, родителей к процессу ознакомления с окружающим объясняется особыми педагогическими возможностями , которыми обладает семья: это любовь и привязанность к детям, эмоцион...
Статья "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школьному обучению"
Одним из самых актуальных вопросов для мам и пап является подготовка детей к школе. Некоторые родители считают, что готовить детей к новому жизненному этапу не нужно, так как учебное заведение создано...
Семинар - практикум «Опыт эффективного взаимодействия детского сада и семьи». Мастер - класс «Коллективная работа в технике Коллаж.»
Цель – передача педагогам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности.Задачи:- создание условий для профессионального ...
«Совершенствование взаимодействия коллектива ДО и семьи, поиска оптимальных форм работы с родителями»
Выявление проблемы вовлечения родителей в единое пространство детского развития и воспитания...
Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников"
В статье раскрываются вопросы развития речи дошкольников....
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...