Опытно-экспериментальная деятельность старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Опытно-экспериментальная деятельность старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperim.deyatelnost.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Опытно - экспериментальная деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

ГБОУ Школа 1161 Котова Г,А.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Дети - по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Выделяют несколько основных особенностей познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон. Ребёнок — дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности — к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминается надолго. В условиях детского сада использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в-третьих, они практически безопасны;

в-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный момент (почему так?);
  • ситуация выбора.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Важным фактором развития опытно – экспериментальной деятельности  являются прогулки, ведь на них проводятся не только заранее запланированные опыты, но и те, которые предлагают сами дети. Проводим опыты по обнаружению ветра его силы и направления, используем «Ветерки», которые изготовили совместно с детьми.  Ведем наблюдения  за измерением высоты снежного покрова, фиксируем результаты, сравниваем, где снежный покров выше,  с чем это связано.

     Специально – организованные занятия являются неотъемлемой частью опытно- экспериментальной деятельности. Мы проводим с детьми серию занятий по ознакомлению со свойствами веществ, с магнитам, воздухом, водой.

Алгоритм подготовки экспериментов

1. Выбор объекта исследования.

2. Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, зарисовка отдельных явлений.

3. Определение типа, вида и тематики эксперимента.

4. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные).

5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования и пособий.

7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

9. Уточнение, каким будет эксперимент — краткосрочным или долгосрочным.

10. Прогнозирование результатов.

11. Закрепление последовательности действий.

12. Закрепление правил безопасности.

Структура экспериментов

1. Постановка исследовательской задачи (при помощи воспитателя в раннем, младшем, среднем возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

2.Прогнозирование результатов (в старшем возрасте).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.

4. Распределение детей на подгруппы, выбор лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).

5. Выполнение эксперимента (под руководством педагога).

6. Наблюдение результатов эксперимента.

7. Фиксирование результатов эксперимента.

8. Формулировка выводов (при помощи воспитателя в младшем возрасте, самостоятельно среднем и старшем дошкольном возрасте).

Постановка проблемной задачи

Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызывать интерес, определённые эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть предоставлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей. Проблемная задача должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка. Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребёнка к эмоционально-познавательной деятельности. Предлагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приёмов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослого и детей; обращение к книге и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.

Фиксация результатов опытов и наблюдений

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например: фиксирование результатов, графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Решение задач осуществляла в 2 вариантах:

  • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
  • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяю, правильно ли они мыслили.

Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти — двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явления, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений. Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфлённый по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, то есть о состоянии неба, ветре, осадках, температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берётся большой лист бумаги. Если работа ведётся индивидуально или группами по 2-3 человека, можно ограничится альбомным листом. Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечаются педагогом на данный отрезок времени.

Внешнее оформление календаря определяется целями и задачами, вкусом педагога и имеющимися возможностями.

Календарь природы это усложнённый вариант календаря погоды. В нём тоже отражаются сведения о погоде, но кроме того, здесь предоставлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом. Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Внешнее оформление календаря полностью определяется педагогом.

Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике фиксируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особых требований к дневнику наблюдений не предъявляется. Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяется педагогом.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответом на интересующие вопросы.

  В результате опытно экспериментальной деятельности происходит обогащение  памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза. Необходимость рассказать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности  и выводы стимулирует развитие речи. Положительное влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих  способностей , на формирование трудовых навыков за счет повышения общего уровня умственных способностей.

Заключение.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры.

  Закончу свое выступление китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю.

Литература для подготовки консультации:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

2. Е.А. Мартынова, И.М Сучкова Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград, 2013
3. Л.В. Рыжова Методика детского экспериментирования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста.

сформировать у детей познавательную инициативу , умение сравнивать вещи и явления.    *  развитие у детей умственных способностей        - ...

Статья на тему: Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации

Данная статья будет полезна воспитателям, молодым специалистам детских садов при организации опытно-экспериментальной работы....

Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.Име...

Статья на тему: "Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации"

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования....

Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста в детской лаборатории как форма организации познавательно-исследовательской деятельности

В статье представлена опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Основные методы исследования: опыты и экспериманты. Результатом явилась положительная динамика в заинтересованно...