Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
консультация (старшая группа)

Молькова Анна Игоревна

Консультация для педагогов

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.
Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это высшее проявление воспитанности.

Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию.

Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество (фольклор) – это неисчерпаемый источник любви к Родине,  патриотического воспитания.
Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

Вводить элементы народной культуры в детскую жизнь надо естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоваться русскими народными выражениями, достаточно, если дети понимают связь пословицы с действием, например: «Поспешишь, людей насмешишь», «Не сиди, сложа руки, не будет и скуки».

Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено лишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня, и современная литература, и игрушка и т.п. Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические составные части единого целого.


Какими же средствами мы можем приобщить детей к истокам русской народной культуре?

  1. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок,            использование пословиц и поговорок.
  2. Рассказывание легенд и преданий.
  3. Разучивание песен и танцев нашего народа.
  4. Воспитание и уважение к родительскому дому.
  5. Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.
  6. Бережное отношение к родной природе.
  7. Знакомство с художественными промыслами своего народа.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и  мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, оно доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально - положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому  воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык

Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Фольклор - это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Умка» г. Павлово

Консультация для педагогов

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Воспитатель: Молькова А. И.

        2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

Консультация для педагогов "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина - это мама, близкие, родные люди, окруж...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, историческим ценностям и героическому прошлому отечества»

Всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата к прошлому – утраченному, забытому или разрушенному. Народная культура сохранила и пронесла через столетия стойкую память...

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры....

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"

laquo;Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"...

мастер-класс для педагогов "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры»

Народные игры для детей по большей части – игры коллективные. Благодаря им, ребёнок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам. Игры помогали и помогают физическому р...